Консультация для педагогов
статья на тему

консультация "Сущность дидактических игр, как средства обучения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sushchnost_didakticheskih_igr_kak_sredstva_obucheniya.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

СУЩНОСТЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагоги кой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обуче ния детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Необходимость использования ди дактических игр как средства обучения детей в дошкольный период и в младшем школьном воз расте определяется рядом причин:

1. Игровая деятельность как ведущая в дошколь ном детстве еще не потеряла своего значения (не случайно поэтому многие дети приносят в школу игрушки). Можно согласиться с Л. С. Вы готским, который писал, что «в школьном воз расте игра не умирает, а проникает в отноше ния к действительности. Она имеет свое внут реннее продолжение в школьном обучении и в труде». Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы — это важный и наиболее адекватный путь включе ния детей в учебную работу.

2. Освоение учебной деятельности , включение  в нее детей идет медленно (многие дети  вообще не знают, что такое «учиться»).

3. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной  устойчивостью и произ вольностью внимания, преимущественно непро извольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидакти ческие игры как раз и способствует развитию у детей психических процессов.

4. Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Основная трудность в начальный период обучения заключается в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не свя зан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнить в школе. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу. Побуждать же к учению должно то содержание, которому ребенка учат в школе. Существуют значительные трудности адаптации при поступлении ребенка в школу (освоение им новой роли — роли ученика, установление вза имоотношений со сверстниками и учителями). Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей.

А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способ ствовала бы общему развитию ребенка». С другой стороны, некоторые педагоги склонны, наоборот, неправомерно рассматривать дидактические игры лишь как средство интеллектуального развития, средство развития познавательных психических процессов. Однако дидактические игры — это еще и игровая форма обучения, которая, как известно, достаточно активно применяется на начальных этапах обучения, т. е. в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.

А. И. Сорокина выделяет следующие виды дидак тических игр: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы. Охарактеризуем кратко каждый вид.

игры-путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, облича ют преодоление трудностей. В этих играх исполь зуются многие способы раскрытия познавательно го содержания в сочетании с игровой деятель ностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач, т. д.

игры-поручения по содержанию проще, а продол жительности — короче. В основе их лежат дейст вия с предметами, игрушками, словесные поруче ния.

игры-предположения («что было бы...»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, ко торая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельностей детей, они учатся слушать друг друга.

игры-загадки. В основе их лежит проверка зна ний, находчивости. Разгадывание загадок развива ет способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

игры-беседы. В основе их лежит общение. Основ ным является непосредственность переживаний, за интересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоцио нальных и мыслительных процессов. Она воспи тывает умение слушать вопросы и ответы, сосре доточивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал опреде ляется темой, содержанием игры. Игра, в свою очередь, должна соответствовать возможностям усвоения интереса детей и свертывания игровых действий. Важно четко различать собственно дидактические игры и игровые приемы, использующиеся при обучении детей. По мере «вхождения» детей в новую для них деятельность — учебную —значение  дидактических игр как способа обучения

 снижается, в то время как игровые приемы по-прежнему используются педагогом. Они нужны для привлечения внимания детей, снятия у напряжения. Необходимо отметить в связи с этим следующее. К сожалению, некоторые педа гоги воспринимают дидактическую игру лишь как развлекательный и организующий момент урока, позволяющий снять умственное напряжение. Такое представление в корне неверно. В этом слу чае игра не входит органично в урок, находится около процесса обучения. Можно поэтому согла ситься с тем, что «не умея построить настоящую дидактическую игру, которая будила бы мысль учеников, некоторые учителя облекают в игро вую форму обучения тренировочные упражнения». Самое главное заключается в том, чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряжен ным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала бы интенсификации умственной работы.

Дидактическая игра имеет определенную струк туру. Структура — это основные элементы, харак теризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следую щие структурные составляющие дидактической игры: 1) дидактическая задача; 2) игровая задача; 3) игровые действия; 4) правила игры резуль тат (подведение итогов).

 дидактическая задача определяется целью обу чающего и воспитательного воздействия. Она фор мируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактичес ких игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется  умение составить из букв слова, отрабатываются навыки и т.д.

игровая задача осуществляется детьми.

      Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через  игровую задачу. Она определяет игровые действия,  становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в  виде игрового замысла (задачи).

игровые действия — основа игры. Чем разнооб разнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познаватель ные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т. д. Они связа ны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные  на выполнение дидактической зада чи.

правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования лич ности ребенка, познавательным содержанием, иг ровыми задачами и игровыми действиями. Прави ла содержат нравственные требования к взаимоот ношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являют ся заданными. С помощью правил педагог управ ляет игрой, процессами познавательной деятель ности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи — незаметно огра ничивают действия детей, направляют их внима ние на выполнение конкретной задачи учебного предмета.

подведение итогов (результат) — проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет оч ков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды-победитель ницы и т. д. Необходимо при этом отметить достижения  каждого ребенка,  подчеркнуть успехи отстающих  детей.

При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.

В ситуации дидактической игры знания усваиваются лучше. Дидактическую игру и урок противопоставлять нельзя. Самое главное — и это необходимо еще раз подчеркнуть — дидактичес кая задача в дидактической игре осуществляется через игровую задачу. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще все го непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Взаимоотношения между детьми и педа гогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог — участники одной игры.. Нарушается это условие — и педагог становится на путь прямого обучения.

Таким образом, дидактическая игра — это игра
только для ребенка. Для взрослого она — способ
обучения. В дидактической игре усвоение знаний
выступает как побочный эффект. Цель дидакти ческих игр и игровых приемов обучения — облегчить переход к учебным задачам, сделать его пос тепенным. Сказанное позволяет сформулировать
основные функции дидактических игр:        

1) функция формирования устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному ре жиму;

2) функция формирования психических новообра зований;

3) функция формирования собственно учебной деятельности;

4) функции  формирования  общеучебных  умений, навыков учебной  и самостоятельной  работы;

5) функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;

в) функция формирования адекватных взаимоот ношений и освоения социальных ролей.

Итак, дидактическая игра — это сложное, мно гогранное явление. В дидактических играх проис ходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра помо гает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое ис пользование дидактической игры в учебном про цессе облегчает его, т. к. игровая деятельность привычна ребенку. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания.

Организовать и провести дидактическую игру — задача достаточно сложная для педагога.

Можно выделить следующие основные условия проведения дидактической игры:

1. Наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр.

2.  Выразительность проведения игры. Это обеспе чивает интерес детей, желание слушать, учас твовать в игре.

3. Необходимость включения педагога в игру. Он является и участником, и руководителем игры. Педагог должен обеспечить поступательное раз витие игры в соответствии с учебными и воспи тательными задачами, но при этом не оказы вать давления, выполнять второстепенную роль, незаметно для детей направлять игру в нужное русло.

4. Необходимо оптимально сочетать заниматель ность и обучение. Проводя игру, педагог до лжен постоянно помнить, что он дает детям сложные учебные задания, а в игру их превра щает форма их проведения — эмоциональность, легкость, непринужденность.

5. Средства и способы, повышающие эмоциональ ное отношение детей к игре, следует рассматри вать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.

6. Между педагогом и детьми должна быть атмос фера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.

7. Используемая в дидактической игре наглядности должна быть простой и емкой.

Грамотное проведение дидактической игры обес печивается четкой организацией дидактических игр. Прежде всего, педагог должен осознать и сформу лировать цель игры, ответить на вопросы: какие умения и навыки дети освоят в процессе игры, какому моменту игры надо уделять особое внима ние, какие воспитательные цели преследуются при проведении игры? Нельзя забывать, что за игрой стоит учебный процесс. И задача педагога — на править силы ребенка на учебу, сделать серьезный труд детей занимательным и продуктивным.

Далее, необходимо определиться с количеством играющих. В разных играх предусмотрено различ ное их количество. По возможности надо стре миться, чтобы в игре мог участвовать каждый ребенок. Поэтому если игровую деятельность осу ществляет часть детей, то остальные должны выполнять роль контролеров, судей, то есть тоже принимать участие в игре.

Следующим важным этапом при организации дидактической игры является подбор подбор дидактичес ких материалов и пособий для игры. Помимо этого, требуется четко спланировать временной пара метр игры. В частности, как с наименьшей затра той времени познакомить детей с правилами игры. Необходимо предусмотреть, какие изменения мож но внести в игру, чтобы повысить активность и интерес детей, учесть возможное возникновение незапланированных ситуаций при проведении ди дактических игр.

И, наконец, важно продумать заключение, под ведение итогов после проведения дидактической игры. Большое значение имеет коллективный ана лиз игры. Оценивать следует и быстроту, и — главное — качество выполнения игровых действий детьми. Обязательно нужно обратить внимание и на проявления поведения детей и качеств их лич ности в игре: как проявилась взаимовыручка в игре, настойчивость в достижении цели. Постоян но демонстрируйте детям их достижения.

Важно продумать поэтапное распределение игр и игровых моментов на уроке. В начале урока цель игры — организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвое ния темы; в конце урока игра может носить поис ковый характер. На любом этапе урока игра долж на отвечать следующим требованиям: быть инте ресной, доступной, включать разные виды деятельности детей. Игра, следовательно, может быть проведена на любом этапе урока. Она исполь зуется также и на уроках разного типа. Так, на уроке объяснения нового материала в игре долж ны быть запрограммированы практические дейст вия детей с группами предметов или рисунками. На уроках закрепления материала используют игры на воспроизведение свойств действий и вычислительных примеров. В системе уроков по теме важ но подобрать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводительную, преобра зующую, поисковую.

Дидактическая игра входит в целостный педаго гический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....

Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи

Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...