Формирование мотивационной готовности детей к школе
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_formirovanie_motivatsionnoy_gotovnosti_detey_k_shkole.docx | 27.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Формирование мотивационной готовности детей к школе»
Достигая возраста 6-7 лет, дошкольники готовятся стать учениками. Близится время
начала школьного обучения – закономерного этапа на жизненном пути любого человека.
Все чаще у родителей и воспитателей возникают вопросы о том, справится ли ребенок со
школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться и как максимально подготовить его к школе. Озабоченность этими вопросами понятна: ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость школьника в последующие годы, его отношение к школе и обучению в целом и, в конечном счете благополучие его школьной и взрослой жизни.
Одним из компонентов готовности к обучению в школе является мотивационная готовность. Согласно определению, мотив – это внутреннее побуждение к активности. В качестве мотивов могут выступать: потребности, интересы, убеждения, представления о нормах и правилах поведения, принятых в обществе и т. д.… Любое действие или любой поступок человека обусловлена мотивом или их совокупностью, которые «запускают» активность человека.
В структуре мотивов, определяющих отношение дошкольников к приближающемуся обучению в школе можно выделить шесть групп мотивов:
- социальные мотивы, которые основаны на понимании необходимости и общественной
значимости обучения, а так же на стремлении ребенка к социальной роли школьника.
Социальный мотив можно отмечать в таких высказываниях детей как: «Я хочу пойти в школу потому, что все дети должны учиться, это важно и нужно»;
- учебно-познавательные мотивы, которые выражаются в стремлении ребенка к новым знаниям, в желании обучаться чему-то новому;
- оценочные мотивы, проявляются тогда, когда ребенок стремится получить положительную оценку взрослого, его похвалу или одобрение. Дети с таким мотивом говорят: «Я хочу в школу, потому что я там буду получать только пятерки»;
- позиционные мотивы, связаны с интересом ребенка к позиции школьника и с интересом его к внешней атрибутике школьной жизни. Позиционные мотивы можно отмечать в высказываниях дошкольника таких как: «В школе учатся большие дети, поэтому я хочу в школу, мне купят портфель, тетради и дневник»;
- внешние по отношению к школе и учению мотивы. Дети говорят: «Я пойду в школу, потому
что так мама сказала»;
- игровой мотив, как правило, неадекватно перенесен ребенком в учебную деятельность. Дети с доминированием этого мотива говорят: «Я хочу в школу, потому что там модно играть с
друзьями».
Следует отметить, что степень выраженности и сочетание мотивов для каждого ребенка
индивидуальны. Каждый из перечисленных мотивов в какой-либо степени присутствует в мотивационной структуре дошкольника, ребенка 6-7 лет. Каждый из мотивов оказывает определенное влияние на формирование учебной деятельности ребенка и ее характер.
Достаточная сформированность учебно-познавательного и социальных мотивов в
сочетании с оценочными мотивами в целом, оказывает положительное влияние на успешность усвоения знаний в школе. Влияние позиционных и внешних мотивов на процесс обучения несущественно. А преобладание игрового мотива оказывает негативное влияние на школьную успеваемость.
Сложность оценки мотивов обучения у детей обусловлена тем, что вовремя беседы ребенок, чаще всего, дает социально одобряемые ответы. Можно сказать, что он дает те ответы, которые ждут от него взрослые. На вопрос: «Ты хочешь учиться в школе? » - дошкольник отвечает утвердительно. Этому есть объяснение: ребенку в возрасте 6-7 лет сложно анализировать свои желания в отношении еще не знакомой ему ситуации, таким образом, объективность ответа на поставленный вопрос можно ставить под сомнение. Однако дать ответ на интересующий вопрос о желании ребенка учиться в школе, можно с помощью наблюдения за ним в привычных для ребенка ситуациях. Например, во время занятий в детском саду.
Формирование мотивов обучения и положительного отношения к школе – одна из
важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в подготовке к поступлению в первый класс.
Работа воспитателя по формированию у детей мотивов учения и положительного
отношения к школе направлена на решение трех задач:
- формирование у детей правильных представлений о школе и учении;
- формирование положительного эмоционального отношения к школе;
- формирование опыта учебной деятельности;
Для решения этих задач в учебно-воспитательном процессе используются различные
формы и методы работы: экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов, заучивание стихов о школе, рассматривание картинок о школьной жизни и их обсуждение, рисование школы и игра в школу.
Рассказы и стихи о школе подбираются так, чтобы ими можно было отразить различные стороны школьной жизни: радость детей, которые идут в школу, значимость и важность школьных знаний, содержание учебной деятельности, школьная дружба, взаимопомощь, правила поведения в школе и на уроках. Очень важно показать детям образы «хорошего ученика» и «плохого ученика», строить беседу с дошкольниками на сравнении образцов правильного и неправильного повеления. При организации игры в школу можно использовать сюжеты различного содержания: игра в школу после экскурсии на урок в 1 классе закрепление полученных представлений,
моделирование школы будущего (формирование эмоционального отношения к школе, развитие творческого воображения).
Для формирования мотивационной готовности детей к обучению в школе педагогам подготовительных групп в своей работе важно учитывать следующие рекомендации.
- Поддерживайте и поощряйте стремление ребенка к получению новой информации, отвечайте на его вопросы, давайте ребенку новую информацию о уже знакомых ему предметах.
- Способствуйте формированию у ребенка веры в свои силы, не допускайте снижения самооценки ребенка. Каждый раз, когда ребенок прилагает усилия для выполнения задания хвалите его, указывайте на допущенные ошибки и объясняйте, как их можно исправить, чтобы улучшить результат.
- Способствуйте развитию у ребенка навыков общения: учите ребенка дружить, разделять с друзьями успехи и неудачи.
- Следите за тем, чтобы ребенок не скучал во время занятий. Потому что интерес – это сильная
мотивация, если ребенку интересно учиться, его успеваемость выше.
- Способствуйте развитию умственных способностей ребенка. И помните, что достижение успеха
в овладении новыми знаниями и умениями определяется временем и практикой.
- Не демонстрируйте излишнюю тревогу по поводу неудач ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование мотивационной готовности детей к обучению в школе
Работа с родителямиГотовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошк...
«Формирование мотивационной готовности детей к школе»
Доклад на педсовет...
Открытое интегрированное мероприятие в рамках семинара «Формирование мотивационной готовности детей к обучению в школе» «Познавательному развитие» «Формирование элементарных математических представлений» «Скоро в школу мы пойдём»
Программное содержание:Закреплять и учить в счёте в прямом и обратном порядке в пределах 10.Закреплять знания, что число не зависит от того как оно расположено в пространстве;Закреплять знания о много...
"Формирование мотивационной готовности детей к школе"
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, п...
Консультация для воспитателей «Формирование мотивационной готовности детей к школе»
Для работы воспитателя....
Формирование мотивационной готовности детей 6-7 лет к школе, через использование сказок М.А. Панфиловой «Лесная школа»
В данной презентации представлен опыт работы по программе «Психологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Приключения будущих первоклассников», с использов...