"Формирование мотивационной готовности детей к школе"
статья

Вахитова Алена Геннадиевна
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, природным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_formirovanie.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ КУТЕРЕМСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «ВАСИЛЁК»

ДОКЛАД

на тему:

«Формирование мотивационной готовности детей к школе»

                                               Подготовила:  воспитатель

                Вахитова  А.Г.

                                                           

Март, 2016г.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, природным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания  индивидуальности ребенка. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на рельсы «школьного» возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.

Вопрос о психологической готовности к обучению в школе достаточно широко рассматривался в отечественной и зарубежной психологии (А.Анастази, Я.Йирасик, Л.С.Выготский, Л.И.Божович, Д.И.Эльконин). Л.С.Выготский указывал, что готовность к школе определяется умением ребенка обобщать и дифференцировать в необходимых категориях предметы и явления окружающего мира. Л.И.Божович представляла, что готовность к школе включает определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции познавательной деятельности и социальной позиции школьника.

А.И.Запорожец так же выделял особенности мотивации, уровень развития познавательной и аналитико-синтетической деятельности и степень сформированности механизмов волевой регуляции как целостную систему готовности ребенка к школьному обучению.

Л.И. Божович наиболее важным компонентом готовности считала мотивационный. Она выделяла 2 группы учения:

- мотивы, связанные с потребностью в общении;

- мотивы,  связанные с потребностью в интеллектуальной активности.

Синтез мотивов этих 2 групп и формирует «внутреннюю позицию школьника».

Мотив – побудитель деятельности, складывающийся под влиянием условий жизни человека и определяющей направленность его активности.

Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:

- положительных представлений о школе;

- желание учиться в школе, чтобы узнать, уметь много нового;

- сформированной позиции школьника.

Мотивационная готовность включает в себя такое психологическое качество, как самооценка. Ребенок к концу дошкольного возраста должен иметь адекватную самооценку, понимать свои удачи и промахи.

Проблема готовности детей к обучению в школе – это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая  своего окончательного решения. А от ее решения зависит многое, в конечном счете, судьба детей, их настоящее и будущее. Критерии готовности или неготовности к школьному обучению связаны с психологическим возрастом ребенка, который отсчитывается не по часам физического времени, а по шкале психологического развития.

В дошкольном возрасте, больше чем в другом, дети готовы «живо» и «жадно» учиться. Особое значение при этом имеет достижение сформированности личной позиции ребенка в отношении к новой роли ученика, желание и умение учиться. Таким образом, здесь играет роль не только интеллектуальная зрелость, но и нравственно-волевая готовность к учебной деятельности – общаться в коллективе, правильная реакция на требования взрослого, усвоение норм поведения. Все это входит в состав социальной активности личности. Опираясь на возрастные особенности детей 6лет, педагогу надо иметь в виду широкую палитру индивидуальных различий возможностей и их способностей. Мастерство в обучении и воспитании как раз в значительной мере выражается в способах индивидуального подхода к каждому ребенку.

Успешному формированию познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста будут способствовать следующие педагогические условия: развитие интереса к школе, формирование познавательной потребности через пробуждение любознательности, стимулирование познавательного интереса посредством развивающих игр, чтением художественной литературы, формированием интереса к экспериментированию; систематическое взаимодействие специалистов ДОУ и родителей по формированию познавательной мотивации.

Мотивационно готовым к обучению в школе является ребенок, у которого в сформированном виде наблюдаются черты зрелой «внутренней позиции школьника», прежде всего, характерные для нее мотивы, которые проявляются в следующих симптомах:

- ребенок хочет идти в школу и переживает при отсутствии такой возможности;

- учение привлекает его как серьезное, социально значимая деятельность;

- сформирована широкая мотивация учения;

- сила учебных мотивов достаточна для преодоления школьных трудностей;

- сформирована устойчивая иерархия мотивов, в которой доминируют познавательные и социальные мотивы поведения;

- ребенок свободно вербализует мотивы, объясняет смысл учения, то есть обнаруживает высокую степень осознания мотивационной сферы.

Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе.

Таким образом, готовность к школьному обучению – сложная многогранная проблема, охватывающая период не только 6-7лет, но, включающая весь период дошкольного детства как подготовительный к школе этап, и младший школьный возраст как период школьной адаптации и формирования учебной деятельности, обусловленных в значительной степени уровнем подготовленности ребенка к школе. Данная проблема требует дальнейшего исследования, выработки рекомендаций для конкретизации задач и методов учебной работы с детьми 6-7летнего возраста. Вопросы школьного обучения – это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребенка, но и вопросы воспитания, формирования его личности.

Поступление в школу очень важный момент в жизни ребенка и его родителей. Успехи его учебной деятельности в школе, адаптация к новым условиям и вхождение в новую систему отношений во многом зависит от психологической готовности к обучению. ООП ДО направлена на формирование у ребенка основных интегративных качеств, которые являются показателем его развития в личностном, интеллектуальном и физическом и позволяет ему решать жизненные задачи.

Мотивационная готовность к школе важная составляющая психологической готовности ребенка к обучению в школе. Наличие мотивов к обучению и положительное отношение к школе – вот основные факторы для школьной успеваемости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивационной готовности детей к обучению в школе

Работа с родителямиГотовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошк...

Открытое интегрированное мероприятие в рамках семинара «Формирование мотивационной готовности детей к обучению в школе» «Познавательному развитие» «Формирование элементарных математических представлений» «Скоро в школу мы пойдём»

Программное содержание:Закреплять и учить в счёте в прямом и обратном порядке в пределах 10.Закреплять знания, что число не зависит от того как оно расположено в пространстве;Закреплять знания о много...

Формирование мотивационной готовности детей к школе

Консультация для педагогов «Формирование мотивационной готовности детей к школе» Достигая возраста 6-7 лет, дошкольники готовятся стать учениками. Близится время начала школьного обучения...

Формирование мотивационной готовности детей 6-7 лет к школе, через использование сказок М.А. Панфиловой «Лесная школа»

В данной презентации представлен опыт работы по программе  «Психологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Приключения будущих первоклассников», с использов...