Статья"Эмоционально - рациональная активность детей с ограниченными возможностями здоровья методом сотворчества в художественной деятельности.
статья по теме

Нечаева Елена Александровна

Создание полноценных условий для активной жизни детей - инвалидов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_i_obrazovanie_detey.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание и образование детей – один из наиболее важных вопросов стоящих перед каждой семьёй. Воспитание и образование ребенка – инвалида – огромная проблема для семьи, несмотря на то, что Российское законодательство гарантирует право на образование всем гражданам, в том числе и инвалидам.

В своем послании Федеральному Собранию президент РФ Д.А.Медведев говорит о том, что создание полноценных условий для активной жизни детей – инвалидов должно стать приоритетом при реализации новой государственной программы «Доступная среда».

У нас в детском саду работает консультативный пункт «Детский сад для всех». Цель моей работы в этом консультативном пункте – создание особых условий для воспитания и обучения детей, имеющих особые образовательные потребности.

 Задачу, которую я поставила перед собой – придать уверенность в собственных силах детям с ограниченными возможностями (как психологического, так и физиологического плана), таким способом мотивируя их к обучению в школе, включение каждого ребенка с особыми потребностями в образовательную среду и гибкость в подходах к обучению.

Реализовать задачи инклюзивного дошкольного образования помогают  восемь принципов инклюзивного воспитания и образования:

 1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2. Каждый человек способен чувствовать и думать;

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть успешным;

4. Все люди нуждаются друг в друге;

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Лучшим способом помочь ребенку, лишенному контактов со сверстниками, избегающему ситуаций общения, испытывающему в процессе коммуникаций страх или неловкость вследствие своего недуга, являются специально подобранные программы – задания, рассчитанные на участие всего детского коллектива.

 Метод сотворчества на основе незавершенных композиций уникален тем, что позволяет учиться друг у друга: детям у воспитателя или  родителя, а воспитателю у детей. Это обучение происходит в интересной, увлекательной, разноплановой деятельности, где каждому находится дело по сегодняшним умениям. Поэтому для своих занятий я выбрала метод сотворчества незавершенные композиции.

Дети с особыми возможностями любят сюрпризы и не очень любят начинать какое-то дело. А незавершенные композиции нравятся им, потому что в них уже есть начало. Они приглашают гостей собраться вместе и продолжить…..Что? а вот это уже и есть сюрприз! Никто пока не знает, что же у Вас получится.

Работу построила в 2 этапа:

1 этап – в паре с психологом провела работу с родителями детей с ограниченными возможностями с целью: выделить положительные и отрицательные черты поведения детей, обучить новым формам поведения.

2 этап – введение ребенка с ограниченными возможностями в коллектив сверстников, где главной моей задачей была – помочь ребенку войти в это детское сообщество.

Сначала проводила индивидуальные занятия, затем в группе по 2 человека.

Основная цель занятий – проведение терапевтической и коррекционной работы, путем участия ребенка в детском коллективном творческом процессе. На занятиях использую музыкальную терапию, что безусловно дает свои плоды. Работы становятся более лиричными, одновременно дети знакомятся с музыкальной классикой. Все перечисленное делает процесс адаптации и обучения легким и приятным.

Один из практических аспектов деятельности ДОУ, который требует особого внимания, заключается в оценке результата. Стандартная система оценок оставляет без внимания эмоциональные и межкультурные навыки ребенка, которые важны при социальной адаптации. Знакомясь с материалами Национальной Недели инклюзивного образования США, я обратила внимание на опыт ведущих специалистов службы раннего образования для детей с особыми образовательными потребностями Джеймса Леско. Использую его способ описания значимых итогов для всех детей в условиях инклюзивного образования, составила схему, которая состоит из трех взаимосвязанных областей:

  1. Причастность;
  2. Отношения;
  3. Знания, навыки.

Эта модель особенно полезна, потому что она отражает итоги важные для педагогов и родителей, особое свойство модели заключается в том, что составляющие ее понятия одинаково применимы к детям с инвалидностью и без, она может использоваться педагогами как общего, так и особого образования.

Области

Ожидаемые результаты

Причастность – понятие фокусируется на том, насколько ребенок принят и активен в группе, а также на его включенность в социальную структуру группы

1.Уменьшение боязни различий между детьми и одновременно большее спокойствие и понимание действительности; 2. Рост социальной сознательности; 3. Динамики развития самосознания и самооценки, проявление искренний заботы и дружбы

Отношения – понятие охватывает широкий ряд моделей поведения и сложных межличностных взаимодействий

Дети, развитые в области отношений, могут взаимодействовать со многими сверстниками, участием в различных социальных связях, большое  желание помочь другим и принять помощь.

Знания, навыки – приобретение определенных знаний, умений, навыков

Оценка детей по этим трем параметрам поможет ДОУ доказать эффективность своей работы.

Анализ занятий проведенный, по этой схеме, свидетельствует о том, что – это один из безопасных способов снятия напряженности и усталости у детей, он позволяет работать с мыслями и чувствами ребенка.

Сегодняшние дети завтра станут работодателями, служащими, политиками. Дети, обучающиеся с непохожими на них сверстниками, будут готовы к разнообразию в обществе и станут использовать его для общей пользы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум "«Коррекция эмоционального развития конфликтных детей с ограниченными возможностями здоровья»

Наиболее благоприятным периодом коррекции социальных качеств является дошкольное детство. В это время через общение с окружающими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстн...

КУРС ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ III – IV ГОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

     Предлагаемый курс занятий рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, уровня их знаний и умений. Целью является обеспечение эмоционального развития ребенка на основе к...

Формирование эмоционального интеллекта у детей с ограниченными возможностями здоровья средствами сказкотерапии.

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными и российским...

«Особенности становления эмоциональной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья»

Л. С. Выготский высказал мысль о теснейшей взаимосвязи интеллектуальной и эмоциональной сферы ребенка: «… мышление и аффект представляют собой части единого целого – человеческого сознания». Воздейств...

Опыт работы по использованию различных видов детской деятельности в развитии речевой активности детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье раскрывается опыт работы по использованию различных видов детской деятельности в развитии речевой активности детей с ограниченными возможностями здоровья....

Рабочая программа по развитию эмоционально - волевой сферы детей с ограниченными возможностями здоровья

Социальная адаптация является основопологающим моментом при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети часто имеют заниженную самооценку. что формирует в них неуверенность в себе...