«Особенности становления эмоциональной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья»
консультация по теме
Л. С. Выготский высказал мысль о теснейшей взаимосвязи интеллектуальной и эмоциональной сферы ребенка: «… мышление и аффект представляют собой части единого целого – человеческого сознания». Воздействие окружающей среды определяется не только ее своеобразием, но и индивидуальными особенностями ребенка, теми переживаниями, которые у него возникают. Характер этих переживаний соответствует тому, как воспитанник понимает воздействующие на него обстоятельства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
e-v_u_detey_s_ovz.docx | 15 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности становления эмоциональной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья»
Одна из самых важных проблем современного воспитания – это формирование гармонически развитого человека и его подготовка к успешной социальной адаптации в обществе. Для ее решения необходимо воспитывать у детей с общим недоразвитием речи положительные черты характера. В общей совокупности многообразных черт личности существенное место принадлежит эмоциям, которые оказывают влияние на любое проявление человеческой активности.
Л. С. Выготский высказал мысль о теснейшей взаимосвязи интеллектуальной и эмоциональной сферы ребенка: «… мышление и аффект представляют собой части единого целого – человеческого сознания». Воздействие окружающей среды определяется не только ее своеобразием, но и индивидуальными особенностями ребенка, теми переживаниями, которые у него возникают. Характер этих переживаний соответствует тому, как воспитанник понимает воздействующие на него обстоятельства.
Эмоциональная сфера детей с нарушением речи характеризуется незрелостью и существенным недоразвитием, связанными преимущественно с недостаточной сформированностью произвольных психологических процессов.
М. С. Певзнер высказывает суждение о четкой зависимости проявления эмоций от принадлежности детей к той или иной группе: «Эмоциональное неблагополучие зависит от преобладания в нейродинамике процессов возбуждения или торможения».
Первая группа – это дети неуравновешенные, быстро возбудимые. Безудержность эмоций часто бывает причиной дезорганизации их деятельности. При возникновении конфликтов в различных ситуациях взаимодействия со сверстниками и взрослыми эмоции возбудимых детей получают разрядку в бурных аффективных проявлениях: вспышки гнева, громком плаче или крике, резких движениях и грубых слов. У них наблюдаются сопутствующие вегетативные изменения: покраснение кожи, усиление потоотделения. Однако, быстро вспыхивая, они также быстро угасают. Безудержность эмоций, негативные аффективные вспышки приводят к разрушению игры, к конфликтам, к дракам, а также к негативизму по отношению к чужому мнению или замыслу.
Вторая группа – это воспитанники с преобладанием торпидных черт характера. У них устойчивое негативное отношение к общению. Как правило, обида, недовольство, неприязнь надолго задерживаются в их памяти, но в проявлении негативных эмоций эта группа более сдержана, чем первая. Дети второй группы избегают общения, они равнодушны к окружающим. Попытка педагога привлечь такого ребенка к совместным делам, вызывает внезапное отчуждение и испуг.
Обобщая свои наблюдения, подчеркну, что всем детям с общим недоразвитием речи свойственны эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, крайний характер проявления радости, огорчения, веселья. Кроме того, обращаю ваше внимание на то, как эгоцентрические эмоции ребенка с тяжелым нарушением речи влияют на оценочные суждения: наиболее высоко он оценивает тех, кто ему приятен и ближе. Так он оценивает не только людей, но и события окружающей жизни – хорошо то, что приятно. Дошкольники с нарушением речи слабо контролируют свои эмоциональные проявления, а часто и не пытаются это сделать.
Также отмечу, что у детей с тяжелыми нарушениями речи и вторичной задержкой психического развития без своевременной психолого-педагогической помощи с опозданием и с трудом формируются высшие духовные чувства: совесть, чувство долга, ответственности, самоотверженности и т. д. Формирование высших чувств предполагает слияние чувств и мысли. Слабость мысли тормозит формирование этих высших чувств. Такие чувства надо и нужно воспитывать у детей с нарушением речи. Пока не воспитаны эти чувства личностью ребенка все больше будут руководить элементарные потребности.
Хочу отметить, что при прослушивании доступных текстов дошкольники с общим недоразвитием речи проявляют достаточную заинтересованность, сочувствуют героям, выражают отрицательное отношение к их обидчикам словесными реакциями, мимикой и жестами. В пересказах воспитанники не только не пропускают эмоционально окрашенные фрагменты, но и акцентируют на них внимание, ставят на первый план, воспроизводят с большой частотой и выразительностью.
Путем анализа и обобщений наблюдений, проводившихся за воспитанниками групп с тяжелыми нарушениями речи на занятиях и в свободной деятельности, были получены результаты, которые свидетельствуют о развитии их эмоциональной сферы. Важными определяющими в формировании и развитии эмоций являются воспитание и правильная организация всей жизни детей. Импульсивные проявления могут быть сглажены путем целенаправленного воспитания ребенка, способствующего осмысливанию им своих действий и поступков, помогающего формированию положительных привычек и правильного поведения в быту, необходимых для социальной адаптации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КУРС ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ III – IV ГОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Предлагаемый курс занятий рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, уровня их знаний и умений. Целью является обеспечение эмоционального развития ребенка на основе к...
Выступление на конференции "Возможности применения песочной терапии при развитии познавательной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья"
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто не может рассказать о своих переживаниях и страхах, а поскольку игра с песком происходит в конт...
Картотека игр и упражнений по развитию эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья
Развитие эмоционально-волевлй сферы у детей с ОВЗ...
Итоговое занятие по развитию эмоциональной сферы для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья младшего и среднего возраста (3-4 года) по теме «Азбука настроения»
Данное занятие направлено на: закрепление представления детей о базовых эмоциях; закрепление навыка распознавания чувст человека или персонажа; развитие способности понимать эмоциональные реакции окру...
Статья "Развитие эмоционально - личностной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством арт-терапии в дошкольной образовательной организации"
Психологические исследования и практические наблюдения за дошкольниками показывают, что у многих современных детей все чаще встречаются различного рода проблемы и трудности...
Особенности развития познавательной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья
Умственная отсталость влечёт за собой неравномерное изменение у ребёнка различных сторон психической деятельности. Наблюдения и экспериментальные исследования дают материалы, позволяющие говорить о то...
Открытое занятие "Осеннее приключение в лесу" по теме самообразования "Формирование, развитие и коррекция эмоционально – волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья на музыкальных занятиях в ДОУ" в старшей группе с ТНР
Конспект открытого занятия "Осеннее приключение в лесу" по теме самообразования "Формирование, развитие и коррекция эмоционально - волевой сферы у детей с ограниченными возможност...