«Развитие творческой, исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования»
статья по окружающему миру на тему

Любовь Николаевна Литвинова

Дошкольники-пытливые исследователи окружающего мира.Роль взрослого создать условия для самостоятельного нахождения детьми ответов на многочисленные ответы дошкольников.В рассматриваемой статье рассказывается об организации экспериментирования через организацию кружковой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие творческой, исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования»

ГБОУООШ №19 г. Новокуйбышевск

 С.П. «Детский сад Золотой ключик»

Воспитатель Литвинова Л.Н.

«Существует мнение, что для успешной подготовки ребенка к школе нужно как можно раньше научить его читать, считать, и, если получиться, писать…  Однако это далеко не так. Намного важнее развивать у него внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им»

Ковинько Л.В.

Дети дошкольного возраста – пытливые исследователи окружающего мира. Они познают его на прогулке, в игре, в труде, на занятиях и в общении с взрослыми и сверстниками. Задачи взрослого – не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои «почему» и «как».

Экспериментирование, как одна из форм организации детской деятельности, побуждает ребенка к активности и самостоятельности, творчеству, к открытию новых знаний и способов познания.

Понимая значимость экспериментирования  для полноценного психического развития ребенка, я в своем детском саду на протяжении нескольких лет провожу с детьми исследовательские занятия, руковожу кружком по естествознанию «Почемучка». Для ее успешной работы мною были придуманы задачи, которые охватывают различные сферы познания природы и природных явлений, взаимосвязь человека с окружающим миром, о ценности природы и об умении сохранить ее.

Условия отдельного помещения – естественнонаучной лаборатории «Познавайка»- позволяют работать с детьми малыми группами (по 10-12 человек) по интересам; использовать материалы которые небезопасно иметь в группе, при большом количестве детей, не ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений (испачкаешься, прольешь и т.д.).

Оснащение лаборатории – это детские халаты, клеенчатые передники, полотенца; таблицы-схемы, коллажи по пройденным темам, детский понятийный словарь, журнал исследований или тетрадь для фиксации детьми результатов опытов; приборы – помощники: микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, безмен, песочные часы (1,2,3,5 минут), компас, магниты с разными полюсами; контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов, прозрачные и не прозрачные сосуды разной конфигурации и объема: пластиковые бутылки, стаканы, ковши, ведерки; природный материал: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, земля разная по составу, уголь, песок крупный и мелкий (разный по цвету), перышки птиц, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры и спилы разных деревьев, листья, веточки, семена фруктов и овощей и многое другое.

В помещении лаборатории создан мини – музей, на стеллажах которого оформляются различные выставки, например: «Природа и фантазия» (творческие работы детей, совместно детей и родителей, детей и педагогов),  «Камни и минералы», «Растения нашего края», «В царстве морском» и др.

Мною была разработана циклограмма деятельности руководителя секции, перспективный план с учетом возрастных изменений и познаний детей. Он охватывает практически все темы, в которых мы знакомим ребенка с миром живой и не живой природы. Но это не готовое планирование на учебный год каждой игры – экспериментирования, а примерное распределение их по месяцам.

Организация работы, это совместная деятельность воспитателя с детьми старших групп в лаборатории. Проходит раз в неделю по 25-35 минут небольшими подгруппами с учетом уровня развития познавательных интересов детей. Все занятия проводятся в игровой форме и поэтому легко усваиваются детьми. Во время одной игры я провожу по два-три (в зависимости от сложности) эксперименты, объединяя их одной тематикой, например: «Волшебница – вода», «Испытание магнита». Но для развития познавательной активности детей беру порой и разные по теме эксперименты, объединяя игровой мотивацией (игры с Капелькой, Каркушей и пр.).  Для системной работы разработала картотеку опытов.

Я не тороплю детей с ответом, а способствую тому, чтобы дети нашли его самостоятельно. Ребята задают вопросы деду  Знаю, а он присылает им в группу либо книгу, либо подсказку, либо предлагает  узнать у мамы или папы, а затем рассказать всем ребятам. А некоторые вопросы становятся темой следующего занятия.

Работа с детьми в кружке находит свое отражение и в творческой деятельности детей. Например, после проведения игр со звуком мы создавали с детьми в группах музыкальные инструменты из бросового материала.

Работа в кружке «Почемучка» разделена по направлениям:

- работа с детьми;

- работа с воспитателями;

-работа с родителями;

Для родителей систематически оформляю детские «Рассуждалки» по различным темам, консультации, наглядный материал, памятки. В конце года проводиться досуг для детей и родителей с использованием экспериментирования, где дети демонстрируют мамам и папам умение думать и рассуждать, свою самостоятельность.

Обязательно в конце года подводится итог кружковой работы в виде диагностического тестирования знаний детей в сфере естественно – научных представлений о природе, где я для себя отмечаю успехи детей, свои проблемы в обучении (на что нужно обратить внимание на следующий год)

Радует то, что ребята все охотнее обращаются за помощью к детским энциклопедиям и познавательной литературе. Я считаю, что игра – экспериментирование способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.

В своей работе я использовала различную литературу:

  • «Секреты природы – это интересно» Ковинько Л.В.
  • «Исследовательская работа» Зазнобина Л., Ковинько Л.
  • «Рукотворный мир» Протасова Е., Родина.
  • «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» Иванова А.И.
  • «Обучение детей естествознанию с применением компьютерно – игрового комплекса и технических средств в старших группах» Вересова Н.А. (парциальная программа)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение).. Для развития ребенка решающее значение имеет не...

Консультация для воспитателей «Развитие творческой, исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования»

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают воз­можности инициативной преобразующей активности ребен­ка. Этот возрастной период важен для развития познаватель­ной потребности ребенка, которая н...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Развитие творческой, исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования».

       КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«Развитие творческой, исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования»....

Консультация для воспитателей на тему: Развитие познавательно - исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования.

Экспериментальная деятельность способствует интеллектуальному развитию ребенка, помогает осознать как много  интересных вещей есть в окружающем мире, учит самостоятельно думать, принимать решения...

Развитие творческой , исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования.

Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов дей...

Развитие творческой исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования

С самого рождения ребенок испытывает на себе различные природные воздействия. Не умея еще выделять и раскрывать причинно-следственные связи, не находя ответы на бесконечные «почему» и &laq...