Развитие творческой исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования
консультация (подготовительная группа) по теме
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение).. Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, который определяется типом деятельности в которой знания приобретались.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья
Развитие творческой исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования
Полтавцева Вера Егоровна
Воспитатель 1 квалификационной категории
МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №129»
г. Воронеж .
Экспериментирование - деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер - вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность.
Термин "экспериментирование" понимается, как особый способ практического освоения действительности. В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение).
К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, который определяется типом деятельности в которой знания приобретались.
Реализация такой важной образовательной области как "Познание" в части развития познавательно- исследовательской деятельности обеспечивается за счет таких форм работы, как:
-исследование;
-проектирование;
-коллекционирование;
-экспериментирование.
Эти формы работы позволяют обеспечить достижение интегративного качества выпускника дошкольного учреждения, которое определено в ФГОС как "Любознательный, активный".
Ребенку - дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Дошкольники- прирожденные исследователи. И тому подтверждение- их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что- то новое. Опасность такой "самодеятельности" заключатся в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешивания веществ, элементарными правилами безопасности. Задача педагога- не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Эксперимент же специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами природы, одновременно решая следующую задачу:
- расширение представлений детей о физических свойствах окружающего мира.
Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы "как?" и "почему?". Чем разнообразнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Вся поисковая деятельность делится на то, как ребенок работает сам и с помощью воспитателя.
Сам ребенок | С помощью воспитателя |
Активность исходит от самого ребенка. Он самостоятельно строит свою деятельность: ставит цель, ищет способ достижения. Ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю. | Активность исходит от взрослого, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. |
Работа организовывается таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. Первоначально учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, а потом материалы и оборудование выносится в предметную среду для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья.
Рекомендации по поддержанию у ребенка интереса к экспериментированию:
- Поддерживать у ребенка положительную самооценку;
- Дети старшего возраста задают много вопросов "Отчего?", "Почему?", "Зачем?". Для поддержания интереса вместе с детьми желательно, чтобы занимался какой- нибудь персонаж, который участвует вместе с детьми в опытах и экспериментах, решает возникшие вопросы, приносит интересные вещи юным исследователям;
- Постепенное усложнение;
- Работа проводится через занятия, наблюдения и экспериментальную деятельность.
В уголке экспериментальной деятельности (мини- лаборатория) должны быть выделены:
- место для постоянной выставки (различные коллекции, редкие предметы: раковины, кристаллы, камни);
- место для приборов;
- место для проведения опытов;
- место для хранения природного и "бросового" материалов (песок, вода, опилки, перья, пенопласт).
Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших "открытий", которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Экспериментальная деятельность способствует интеллектуальному развитию ребенка, помогает осознать, как много интересных вещей есть в окружающем мире, учит самостоятельно думать, принимать решения, анализировать и делать выводы.
В связи с этим можно заключить, что экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность.
Список литературы:
1. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.- М. ТЦ сфера, 2007.
2. Куликовская И.З. детское экспериментирование /И.Э. Куликовская, Н.Н.Совгир. - М.: педагогическое общество России, 2005.
3. Совенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. - Самара: Учебная литература. 2005.
4. Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста /Г.П.Тугушева. Ф.Е. Чистякова.- СП6: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/20/picture-540542-1448004640.jpg)
«Развитие творческой, исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования»
Дошкольники-пытливые исследователи окружающего мира.Роль взрослого создать условия для самостоятельного нахождения детьми ответов на многочисленные ответы дошкольников.В рассматриваемой статье рассказ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/19/picture-802585-1468911573.jpg)
Консультация для воспитателей «Развитие творческой, исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования»
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая н...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/19/picture-879962-1484797426.jpg)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Развитие творческой, исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования».
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«Развитие творческой, исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования»....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/21/picture-906994-1490086061.jpg)
Консультация для воспитателей на тему: Развитие познавательно - исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования.
Экспериментальная деятельность способствует интеллектуальному развитию ребенка, помогает осознать как много интересных вещей есть в окружающем мире, учит самостоятельно думать, принимать решения...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/14/picture-1228529-1600073068.jpg)
Развитие творческой , исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования.
Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов дей...
Развитие творческой исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования
С самого рождения ребенок испытывает на себе различные природные воздействия. Не умея еще выделять и раскрывать причинно-следственные связи, не находя ответы на бесконечные «почему» и &laq...