"Развитие познавательного интереса, творческой и исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования"
консультация (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Развитие познавательного интереса, творческой и исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования
(советы родителям)
На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность. Но, как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изоби - лие знаний, а способы их усвоения.
Дети дошкольного возраста по природе своей - пытливые исследователи окружающего мира. И особое место в их познавательной деятельности занимает детское эксперименти-
рование. Именно в этой деятельности ребенок выступает как своеобразный исследова -тель, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его пред -меты и явления с целью более полного их познания и освоения. От своих маленьких и больших «открытий» ребенок испытывает большую радость, удивление и даже восторг.
Уважаемые родители!
Предлагаем Вам следующие вопросы, которые помогут определить ваше отношение к поисково-исследовательской активности вашего ребенка.
1. В чем проявляется исследовательская активность вашего ребенка в познании окружающего мира?
2. С чем любит экспериментировать ваш ребенок (с водой, моющими средствами, мылом, со звуками, магнитом, зеркалами, стеклом, бумагой, тканью, запахами)?
3. Встречает ли ваш ребенок запреты или неодобрения с вашей стороны, если он что-то делает не так (разливает воду, пачкает и др.)?
4. Создаете ли Вы какие - либо условия ребенку для исследовательской деятельности?
5. Какое участие принимаете Вы в экспериментальной деятельности вашего ребенка?
6. Делится ли ребенок с вами результатами эксперимента?
7. Какое самое яркое открытие для себя, по вашему мнению, сделал ваш ребенок?
Теперь у Вас есть представление об исследовательской деятельности вашего ребёнка и положении дел в вашей семье по отношению к детскому экспериментированию.
Существуют две формы детского экспериментирования:
- познавательная, направленная на получение новых сведений и знаний;
- продуктивная, направленная на получение новых конструкций, рисунков, сказок.
Для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию необходимо помнить следующее:
- поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность;
- предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутрен -ними желаниями узнать новое;
- объяснять ребенку причины своих запретов и помогать определить, что можно делать и как можно делать;
- положительно оценивать деятельность ребенка, его волевые усилия и активность.
Уважаемые родители, проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение форму -лировать выводы, рассуждая и аргументируя).
Чтобы Вам помочь, в этом важном и нужном деле, предлагаем вашему вниманию интересные темы совместной экспериментальной деятельности с ребенком:
1. «Как и почему вода льется?» (Вода льется из разных сосудов по-разному: из широкого - большим потоком, из узкого- тоненькой струйкой; от воды летят брызги; вода принимает форму того сосуда, в который налита; если воду лишь перелить из одного сосуда в другой - ее останется столько же; воды станет меньше, если ее отлить).
2. «Почему стучит крышка чайника?», «Как увидеть пар?» (Вода испаряется и ее становится меньше).
3. «Почему идет дождь?», «Почему идет снег?» (Конденсация пара на крышке чайника, на блюдце, если накрыть блюдцем чашку).
4. «Можно ли унести воду в решете?» (Различные материалы пропускают воду, фильтрация с использованием различных материалов и веществ).
5. «Как сделать из мухи слона?» (Увеличительное стекло).
6. «Бывает ли стекло непрозрачным?» (Цветное стекло. Зачем нужны солнечные очки?).
7. «Волшебный гвоздик». (Магнит, свойства магнита - притягивает другой железный предмет. Почему магнит отталкивает?).
Уважаемые родители, в процессе экспериментирования ваш ребенок получит возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. А Вы при этом будете равноправным партнером, соучастником деятельности, что даст возможность ребенку проявить собственную исследовательскую активность.
Желаем Вам успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие творческой, исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования»
Дошкольники-пытливые исследователи окружающего мира.Роль взрослого создать условия для самостоятельного нахождения детьми ответов на многочисленные ответы дошкольников.В рассматриваемой статье рассказ...
Развитие творческой исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение).. Для развития ребенка решающее значение имеет не...
Консультация для воспитателей «Развитие творческой, исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования»
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая н...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Развитие творческой, исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования».
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«Развитие творческой, исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования»....
Развитие творческой , исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования.
Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов дей...
Консультация для родителей "Развитие познавательного интереса, творческой и исследовательской активно-сти дошкольников в процессе детского экспериментирования"
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность. Но, как подчеркивают психо...