"Музыка и движение" (из опыта работы)
материал (подготовительная группа) на тему

 

 

В своей работе с дошкольниками стараюсь привить детям любовь к русской народной музыке, к классической музыке, умение понимать её содержание через музыкально-ритмические движения, через пластику тела. Стараюсь научить детей осмысливать образность музыки, творчески отражать его в танце, опираясь на программы О.П. Радыновой, Т.Ф. Кореневой, А.И. Бурениной, на методические разработки Е.В. Горшковой. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_office_word.doc58.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКА В ДВИЖЕНИ

(сообщение из опыта  работы)

«Исходной точкой подъёма всеобщего искусства будет то, что служит основанием для всякого единого искусства: пластическое движение тела, представленное музыкальным ритмом»

                                                                  Р.Вагнер «Искусства будущего»

«Кто сказал, что думаешь одним мозгом? – Всем телом думаешь!!!»

                                                               Э.Золя

Многие современные концепции  гуманизации дошкольного образования признают незаменимое влияние музыкального искусства на воспитание в ребёнке общечеловеческих ценностей:  добра, красоты. Всё чаще говорится о необходимости формирования личности через культуру – о воспитании человека, способного ценить, творчески усваивать, сохранять и приумножать ценности родной и мировой культуры. Формирование основ  музыкальной культуры детей дошкольного возраста возможно при соприкосновении с подлинными  шедеврами мировой  классической музыки.  

                         Для развития музыкальных способностей детей необходимо создать  благоприятные условия – это наличие просторного музыкального зала, который своим эстетическим убранством уже настраивает  на общение с духовными ценностями человечества; методический материал, (подбор методической и музыкальной литературы), отвечающий программным требованиям; практический музыкальный материал (диски, кассеты с записью музыкальных произведений); техническое оборудование: музыкальный центр, телевизор, ди-ви-ди, набор детских музыкальных инструментов.  Использование недавно приобретённого  синтезатора, как на музыкальных занятиях, так и в совместной деятельности, внесло свою эмоциональную окраску в восприятие музыки. Таким, образом, в нашем детском саду созданы все необходимые условия  для успешного результата проведения педагогических процессов. В этом большая заслуга нашего руководства – заведующей детским садом Т.П. Толченниковой, старшего педагога Н.А. Копцовой. Они всегда идут навстречу нашим предложениям.

                 В  своей практической деятельности, направленной  на решение задач по музыкальному воспитанию, после основной программы «Воспитания и обучения  в детском  саду» М.А. Васильевой,  опираюсь  на программу по разделу слушания О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры».  Считаю, что именно её содержание с точно подобранным репертуаром учебного пособия помогает формированию глубокого восприятия музыки. Восприятие является ведущим  видом деятельности. Развитое восприятие обогащает  все музыкальные  проявления  детей. И  исполнительство,  и  творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Но и все виды музыкальной деятельности  могут служить средствами его развития. Центром музыкальности является способность ребёнка эмоционально отзываться на музыку. Ядро музыкальности образуют три музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально – слуховые представления и чувство ритма.

           В  своей работе с детьми я уделяю немалое внимание  разделу формирования музыкально – ритмических движений. Большую  помощь по реализации поставленных задач по развитию музыкальных способностей  в этом виде музыкальной деятельности  мне оказывает  программа Т.Ф. Кореневой «Музыка, движение, здоровье»,  и ее учебное методические пособия    по движениям, где музыка играет главенствующую роль, а не является лишь фоном, где программное содержание  ритмики подводит к ощущению гармонической слитности  движений с музыкой. Наличие методических пособий по программам О.П.Радыновой и Т.Ф.Кореневой помогло мне  в разработке перспективного плана для занятий  детей старшего возраста, где я объединила их материал, направленный на решение общих задач по музыкальной деятельности. Программы О.П. Радыновой и Т.Ф. Кореневой  содержат общую цель – формирование  музыкально-эстетического сознания, музыкального мышления,  развитию которых способствуют движения, помогающие ребёнку ощутить характер музыки, смену настроений. Зрительная наглядность  в сочетании со слуховой, двигательная активность, тактильные ощущения являются  становлением первых детских представлений об особенностях музыкального языка.

            Умение слушать музыку и  развитое  чувство ритма в своей совокупности  являются ключом, открывающим сказочный мир танца. Поэтому уже детям раннего возраста (с 1 младшей группы) я стараюсь привить интерес к музыке,  способствовать у них формированию  метрического слуха. В основе обучения детей этого возраста лежит подражание действиям взрослого.  Я заметила, что дети различают смену характера музыки, слышат её начало и окончание, когда изменения музыки подчёркиваются ярким действием в  сочетании с соответствующим восклицанием, пропеванием. Поэтому, опираясь на эмоциональную отзывчивость ребёнка, учу различать контрастный характер музыкальных произведений через игру со звукоподражанием, например, на весёлую, подвижную музыку  танцуют  «зайчики», на более тяжёлую, медленную прогуливаются, переваливаясь и рыча  «медвежата». Малыши любят передавать образ птички, беззаботно порхающей над полянкой и спускающейся на землю, чтобы поклевать зёрнышки. «Клюют» зёрнышки  дети - «птички», помогая себе подпеванием («клю - клю»), именно в соответствии с  музыкальной изобразительностью.   Любимой пляской детей этого возраста является пляска «Ай – да» В. Верховинца. Они точно попадают в метрическую пульсацию 1 части музыки, покачиваясь с ноги на ногу, активно подпевая; весело притопывают под 11 часть,  точно подчёркивая окончание музыки звонким восклицанием.  Чтобы сформировать умение слышать начало и окончание музыки, её динамические оттенки,  использую погремушки, в которые дети начинают  звенеть   с началом музыки то громко, то тихо в зависимости от силы звука, и прячут погремушки за спину с её окончанием, реагируя на своевременное действие воспитателя «отобрать» погремушку.  Выполнение  детьми движений по содержанию музыки помогает им осмыслить музыкально – танцевальный образ. В раннем возрасте  наблюдается двигательная активность, эмоциональный отклик на музыку через движения, которые являются любимым видом деятельности. Дети охотно повторяют за взрослым простейшие плясовые движения, выполнение которых заложены в  них самой природой. К таким движениям относятся хлопки, «пружинка», притопы,  вращение кистями рук («фонарики»), постукивание   каблучком. В этом возрасте необходимо заложить детям умение  принимать исходное положение ног перед началом выполнения движения (ноги «домиком»), что в дальнейшем  приучит к правильным положениям позиций ступней.  При разучивании детьми простейших движений  я использую вокально-двигательные разминки (пропевание мною выполнения того или иного движения, сочетаний движений на мелодию р.н.м.), вызываю у малышей желание подпевать повторяющиеся слова,  этим самым, акцентируя их внимание на движении, его метроритме,  приобретая певческие навыки.

             Вокально-двигательные разминки я использую и для обучения детей среднего и старшего возраста простейшим движениям, жестам, вначале разучивая мелодию   и текст как попевки для распевания, решая задачи  певческой деятельности. Такие упражнения  помогают детям сосредоточиться  на координации движений с пением, дублируя  ритм слогов и слов,  отражённый и в мелодии. Единый ритм текста, мелодии, движения создаёт свой художественный образ,  характер которого помогает детям понять,  в каком темпе и динамике исполнять упражнение. Для формирования вокально-исполнительских навыков, ритмики, совершенствования двигательных способностей детей  использовала   такую попевку,  как  «Цирковые  собачки» Е.Тиличеевой,  напевность которой подчёркивается  плавностью хороводного шага. «Музыкальное эхо» М. Андреевой  способствовало понятию детьми техники выполнения  движения с переносом тяжести тела то на правую, то на левую ногу. Будто само эхо перекатывается из стороны в сторону.  Русская народная прибаутка «Лиса по лесу ходила» помогала детям сконцентрировать внимание на координации движений с пением, во время которого дети меняли как динамические  оттенки, так темповые.   К применению вокально-двигательных упражнений на музыкальных занятиях меня подтолкнуло знакомство с методическим пособием  «Музыкальное воспитание в детском саду» М.А. Давыдовой – кандидатом педагогических наук, доцентом, композитором.  Рекомендуемые ею двигательные разминки в сочетании с пением позволяют детям овладеть первичными навыками,  сделать простые задания базовыми для дальнейшего обучения более сложным танцевальным движениям. Что позволит детям ярче и эмоциональней воспринимать музыку через движения.  И от того, какую музыку использует педагог, зависит становление личности ребёнка.

             Изучение программ  О. П. Радыновой и Т.Ф. Кореневой привели меня к  мысли о возможности объединения  видов музыкальной деятельности слушания и движения, хотя практика показывает, что все разделы музыкального воспитания взаимосвязаны между собой. После первичных слушаний маршей С.Прокофьева, Дж. Верди (из оперы «Аида»), П.И.Чайковского (из балета «Щелкунчик»), анализа музыкальных произведений (определение жанра, знакомства со сложным муз. жанром – оперы, балета, определение формы, характера частей, средств музыкальной выразительности),  приступила  совместно с детьми к подбору знакомых движений, раскрывающих оттенки характера музыки, направляя детей, помогая осмысливать музыкальные образы. И лишь убедившись, что дети поняли музыкальное содержание марша, предложила им передать его через движения. Именно благодаря тесной взаимосвязи слуховых ощущений с мышечными  богаче, глубже, целостнее воспринимается  музыка. К тому же  чувства и  настроения, вызванные музыкой,  придают движениям эмоциональную окраску, влияя на выразительность исполнения. Необыкновенная напевность музыки П.И. Чайковского  помогает мне в достижении плавности движений рук и мягкости полуприседаний у детей среднего и старшего возраста, учит их пропевать мелодию телом, развивая его культуру, пластику, гибкость («Старинная французская песенка», «Сладкая грёза» из «Детского альбома»,  «Осенняя песня»,  «Подснежники» из цикла «Времена года»). Игривая изящность «Шутки» И.С. Баха соответствует лёгкости выполнения поскока, бокового галопа. Её доброта и весёлость характера способствует развитию двигательной непринуждённости, естественности. Если я вижу, что дети справились с заданием, отразить в поскоке или боковом галопе беззаботность  «Шутки», то перехожу к его усложнению. Разбираю с детьми  средства музыкальной изобразительности  в произведении И.С. Баха.  Подвожу  их к подчёркиванию акцентов соответствующими движениями - поочерёдное выбрасование ног вперёд  в сочетании с прыжком. Рассыпчатую  «бисерность смешинок»  предлагаю изобразить  лёгким бегом на высоких полупальцах мелкими шажками. По-моему, эти движения точно подчёркивают ритм музыки, к тому же способствуют укреплению мышц ступней ног, развивая их подвижность. Формированию красивой осанки помогает грациозная торжественность  «Полонеза» Ф. Шопена и изящная плавность вальсов. Предварительное прослушивание музыки полонеза с определением характера и средств музыкальной выразительности, беседа об эпохе его создания  позволяет приступить к разучиванию танцевальных движений, элементы которых мы использовали в торжественной Новогодней песне – танце. Перестроения на полонезном шаге ярко отображают сущность содержания этого дворцового танца. Трудность состоит в обучении  полонезному шагу. Но дети знакомы с техникой выполнения  переменного шага, ритм которого соответствует ритму основного движения  полонеза. Отталкиваясь от ритмической схожести этих движений,  работаю с детьми  над техникой выполнения  полонезного шага. Самое главное, что дети поняли особенность выразительности музыки, которая в сочетании с танцевальной композицией  способна привить детям музыкальный вкус и стилевые представления.  С элементами вальсовых движений дети частично знакомились ещё в средней группе, более полное знакомство о характере движений  в тесной связи с  музыкой  произошло в старшей группе. И  вот, наконец, дети могут приступить к обучению вальсовой дорожки, вальсового движения «балансе», усложнить движение «качели» мягкими ритмичными перетопами на полупальцах, усложнить вид кружения в парах, переходы при обмене местами. Толчком для развития  двигательных навыков служит чёткое выполнение ритмичных притопов. Мы убеждаемся, что чувство ритма играет немалую роль в обучении детьми танцевально – ритмичных движений.   Обучая детей выражать чувства, вызванные музыкой, через пластику движений, одновременно подхожу к решению задачи по развитию тембрового слуха. Дети слушают музыку, как в пассивном, так и в активном процессе (через движения) в разном исполнении,  закрепляя умение различать окраску звучания инструментов симфонического оркестра. Раскрывая разновидность  песенного жанра, на примере таких музыкальных произведений, как «Серенада»  Ф.Шуберта, «Романс» Г.Свиридова, стараюсь  вызвать у детей  эстетические наслаждения, которые не могут не отразиться в движениях, так велика сила нравственного воздействия музыки.  Шедевры музыкальной классики, при правильном методическом преподнесении  их педагогом во время слушания, способствуют началу формирования общей культуры. Музыкальные впечатления, полученные через подключения музыкальной памяти и памяти мышечной, остаются на всю жизнь.

            В обучении музыкально - ритмическим  движениям невозможно обойтись без русской народной музыки.  Укрепляю  интерес к её  творческому наследию через  слушание  знакомых с раннего возраста песен в разнообразном исполнении. Продолжаю развивать тембровый слух детей, но уже на примере инструментов русского народного оркестра. Дети  эмоционально откликаются на плясовой  задор  весёлой,  шутливой музыки и на  мягкую лиричность  песен. Я считаю, что именно русская народная музыка даёт начало развитию  музыкально – ритмическим  способностям. Помогает от простейших элементарных движений перейти к обучению более сложным. Именно русская народная музыка  подводит к созданию упражнений,  этюдов, необходимых для плавного перехода к постепенному усложнению ритма и техники выполнения  танцевальных движений.  У  танца, как и у каждого вида искусства, свои выразительные средства.  У  живописи -  7 цветов радуги,  у музыки -  7 волшебных нот, у танца -  7 движений («плие», прыжки,  притопы, «топотушки», «каблучок», «носочек»,  движения рук).  Язык танца для детей должен быть полноценным и красочным, выражающим   содержание музыки. Овладение детьми  языком танца   в тесной   ваимосвязи с музыкой воспитывает и развивает  художественно – творческие  способности, инициативу,  самостоятельность решений при составлении танцевальных композиций, вариантов музыкальных игр и упражнений, инсценировании песен. В младших группах дети используют  имитационные, подражательные  движения, изображая повадки животного под соответствующую музыку или песню. Сочиняют свободные пляски,  состоящие  из одного  - двух движений. Для развития творческих проявлений помимо основной программы использую методическое пособие Е.В. Горшковой  «От  жеста к танцу». Где  предлагается комплекс упражнений и этюдов, направленных на развитие умения детей осмысливать образное содержание, которое творчески воплощается в танце. Обучение детей пантомимическим движениям и жестам в сочетании с языком танца и яркой изобразительностью музыки  даёт ощутимый результат в творческом исполнительстве. В своей работе  над формированием индивидуальных творческих  выражений я использую этюды на образное перевоплощение,   например, «Выход и пляска медвежат» М.Красева,  «Рыжая лиса» Ю.Слонова, «Лисы пляшут» р.н.м., «Зайцы пляшут» Т.Ломовой. Стараюсь обучить детей осмысленно, артистично  раскрыть сюжетное содержание музыки  через пластику, танцевальность движений, побуждая к выражению особенностей  своего творчества, фантазии. С детьми старшего возраста для проявления  творческих способностей   провожу работу по раскрытию образного содержания   знакомой классической  музыки, следуя за   её  кульминационным развитием, используя  запас знаний танцевальных, так же пластических, мимических  движений, жестов. Главная задача – помочь ребёнку раскрепоститься,  освободиться от внутренней зажатости мышц  для свободного проявления  творческого таланта.

           Углублённую работу по музыкально - ритмическим движениям провожу  с одарёнными детьми, посещающими танцевальный кружок «Рябинушка», где я продолжаю решать задачи музыкального воспитания, опираясь на программу Т.Ф. Кореневой «Музыка, движение, здоровье», методические пособия Е.В. Горшковой «От жеста к танцу» и Т.Суворовой «Танцевальная ритмика». В кружковой работе помимо классической и народной музыки использую ритмичную эстрадную музыку, которая помогает детям оживить танцевальные движения внутренней энергией, пробуждённой ритмом. Все виды музыкальной деятельности в переплетении между собой целенаправленны к желаемому результату,  привить детям любовь к музыке и научить выражать её в своих творческих проявлениях.

            Наблюдения практики свидетельствуют о том, что только в тесном контакте с педагогами в процессе эстетического воспитания решаются прямые и косвенные задачи. Объединив с изомастером два вида искусства, живопись и музыку,  стараемся вызвать более яркое детское восприятие. В неразрывной связи с прямыми задачами решаются и косвенные, которые реализуются воспитателями в процессе решения задач умственного, трудового, нравственного и физического воспитания.

       В проведение утренней гимнастики предлагаю физруку Т.М.Головиной внести   ритмичные танцевальные движения, всевозможные танцевальные шаги. Тесное сотрудничество даёт положительный результат каждодневного труда. В наши дни  очень актуально становится проблема взаимосвязи работы семьи и детского сада. Без помощи родителей невозможно приблизиться к реализации столь объёмных целей, для достижения которых существенно определить художественно-ценностные ориентиры для ребёнка совместно с родителями и убедить их в необходимости придерживаться этого курса для воспитания основ эстетического воспитания, где не последнее место отводится творческой деятельности ребёнка.  Ещё  многое  предстоит сделать для подъёма  детского творчества. Не всё задуманное осуществляется. Ясно одно,  что при глубоком восприятии  музыкального искусства  через  движения, а ритмика даёт эту возможность,   волшебный мир музыки полностью раскрывает свою высочайшую художественно-эстетическую ценность.    

       

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация " Формирование творческих способностей детей с нарушением речи посредством музыкально-ритмического движения" (из опыта работы)

В презентация обобщен опыт работы на тему "Формирование творческих способностей детей с нарушением речи посредством музыкально-ритмического движения". Актуальность темы обусловлена тем, что дети-дизар...

Конспект досуга по Правилам дорожного движения в подготовительной группе "Обучим Карлсона Правилам дорожного движения" (из опыта работы).

Повторение и закрепление на практике Правил дорожного движения для дошкольников: закрепление обозначения сигналов светофора;  совершенствование знаний детей о дорожных знаках  "Пешеход...

Информационно-коммуникационные технологии на занятиях музыки в ДОУ. Из опыта работы

Главной задачей музыкального руководителя, является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения. Наглядность играет важную роль в развитии наблю...

"Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения". (из опыта работы)

Представлен опыт работы по теме " Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление  с ПДД"....

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения (из опыта работы)

Целью моей  работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде....

Приобщение старших дошкольников к восприятию музыки средствами ИКТ (из опыта работы)

Актуальность:Запрос общества на формирование творческой личности (способной к творческой деятельности) и создание условий для её развития, а именно формирование творческих возможностей ребёнка.Потребн...

"Математика в движении" - презентация опыта работы в интеграции физической культуры с игровыми приемами математического содержания

В современном мире, воспитание здоровой личности – одно из основных требований модернизации системы образования. Меняется качество образования, возрастает роль личной активности и творчества реб...