«Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда при коррекции нарушений у детей логопедической группы».
консультация по развитию речи на тему
План:
1. Уровни детей с ОНР.
2. Взаимосвязь воспитателя и учителя-логопеда.
3. Презентация «Артикуляционная гимнастика».
4. Развитие речевого дыхания.
5. Развитие фонематического слуха.
6. Развитие мелкой моторики.
7. Комплекс игр по развитию речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар- практикум
для педагогов
«Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда при коррекции нарушений у детей логопедической группы».
План:
- Уровни детей с ОНР. (Приложение 1)
- Взаимосвязь воспитателя и учителя-логопеда.
- Презентация «Артикуляционная гимнастика». (Приложение 2 )
- Развитие речевого дыхания. (Приложение 3)
- Развитие фонематического слуха. (Приложение 4)
- Развитие мелкой моторики. (Приложение 5)
- Комплекс игр по развитию речи. (Приложение 6)
Одним из важных принципов работы с детьми – логопатами
является четкая взаимосвязь в работе воспитателей и логопеда. Воспитатель группы для детей с нарушениями речи выполняет помимо образовательных, ряд коррекционных задач, направленных на устранение различных недостатков, обусловленных особенностями речевого дефекта.
Особое внимание должно быть обращено на развитие восприятия, памяти, некоторых форм словесно-логического мышления. Обязательно следует учитывать своеобразное отставание в формировании познавательной активности, которое складывается у детей под влиянием речевого дефекта, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.
В задачу воспитателя входит также создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление веры детей в собственные возможности, сглаживание отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью, формирование интереса к занятиям. Воспитатель должен уметь разбираться в различных негативных проявлениях поведения ребенка, вовремя замечать признаки повышенной нервозности, конфликтности, или напротив, повышенной утомляемости, истощаемости, пассивности и вялости.
Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие в значительном большинстве случаев предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в поведении, формирует в группе коллективные, социально приемлемые отношения.
Воспитатель не должен сообщать о дефектах и состоянии речи другим лицам
или обсуждать поведение детей и родителей в присутствии посторонних. Работу в связи с программными лексическими темами начинает
воспитатель. Логопед углубляет эту работу, формируя у детей лексико-грамматические обобщения путем специальных практических упражнений. На воспитательских занятиях учитывается материал логопедическихзанятий (прошедших или предстоящих), а на логопедических – материал прошедших воспитательских занятий.
Перед воспитателями стоят следующие задачи:
1) Развитие словаря детей.
2) Закрепление и развитие навыков связной речи.
3) Закрепление навыков правильной речи, полученных на логопедических занятиях.
В задачу воспитателя входит и повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за речевой активностью, за правильным использованием поставленных логопедом звуков, отработанных грамматических форм, ежедневная работа над темпом, интонацией, выразительностью речи. В случае необходимости, воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребенка.
Речь самого воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной.
Следует избегать сложных инструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи.
В обязанности воспитателя входит хорошее знание индивидуальных особенностей детей с недоразвитием речи, по-разному реагирующих:
= на свой дефект;
= на коммуникативные затруднения;
= на изменение условий общения.
Особое внимание воспитателя должно быть обращено на детей:
-- с поздним началом речи;
-- отличающихся психофизической незрелостью.
Не следует фиксировать внимание детей на возникновении запинок в
речи, повторении первых слогов и слов. О таких проявлениях необходимо сразу
сообщить логопеду.
Специфика работы воспитателя в группе для детей с нарушениями речи
включает в себя организацию и проведение занятий по заданию логопеда. Эти занятия воспитатель проводит во второй половине дня.
Ежедневно логопед записывает воспитателю задание для логопедической работы с отдельными детьми (3 – 6 чел.). Сюда входят:
– отдельные артикуляционные упражнения;
– заучивание специально подобранных логопедом картинок;
– повторение текстов и стихотворений, отработанных логопедом;
– упражнения на развитие внимания, памяти;
– упражнения на различение звуков;
– упражнения по формированию лексико-грамматических компонентов языка.
Все виды заданий должны быть знакомы детям. В вечерние логопедические занятия не включается постановка звуков, а лишь закрепление только что
поставленного звука.
Воспитатель должен знать, на какой стадии закрепления звуков находится каждый ребенок, следить за правильным употреблением поставленных звуков и грамматической правильностью речи детей в повседневной жизни.
В процессе коррекционной работы, большое внимание уделяется развитию мелкой моторики пальцев рук. Так, во внеучебное время, воспитатель может предложить детям складывать мозаику, фигуры из палочек, ниток, геометрических форм, тренироваться в застегивании и расстегивании одежды на пуговицах, завязывании и развязывании шнурков, собирать рассыпанные пуговицы или
маленькие шарики, карандаши разного размера и т. д.
В обязанности воспитателя входит изготовление, подбор контуров, трафаретов, дидактических и настольных игр по всем темам; оформление книжного, родительского уголка с учетом лексических тем(загадки, книги для чтения, картинок,…) .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимосвязь учителя – логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей логопедической группы.
Тематическое планирование работы в подготовительной логопедической группе...
Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда
доклад на тему: «Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда» на региональном семинаре «Психолого-педагогические аспекты совместной работы учителя-логопеда и воспитателя группы» для воспитател...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/20/picture-736642-1553109057.jpg)
Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда
Тетрадь взаимосвязи в работе по лексическим темам воспитателя и учителя-логопеда...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/03/picture-678677-1443854128.jpg)
«Использование метода интеллект-карт в работе воспитателя и учителя-логопеда с дошкольниками с нарушениями речи.»
Интеллект-карты – это уникальный и простой метод запоминания информации.Метод интеллект-карт – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/20/picture-545790-1571579680.jpg)
Михеева И.А., Чешева С.В. Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда. Картотека заданий для детей 5-7 лет.
Страницы: 256 Дата издания: 2009 Круг читателей: преподаватели и специалисты Описание: Картотека заданий для детей 5 - 7 лет с общим недоразвитием речи. Пособие нацелено на то, чтобы привлечь воспитат...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/23/picture-478676-1582461902.jpg)
Михеева И. А. Чешева С. В. "ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ И УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА"
Картотека заданий для детей 5 - 7 лет с общим недоразвитием речи. Пособие нацелено на то, чтобы привлечь воспитателей и родителей к активному участию в коррекционной логопедической работе по преодоле-...
Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда "Картотека заданий для детей 5-7 лет с ТНР "Насекомые"
Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда "Картотека заданий для детей 5-7 лет с ТНР "Насекомые"В методической разработке предложен речевой материал, который может быть исполь...