Фольклор в воспитании и обучении детей.
статья по теме

Федорова Ольга Павловна

 

 Что значит слово фольклор? Это слово английского происхождения, буквально означает, переводится, как «народная мудрость». Особое внимание в настоящее время отводится нравственному воспитанию, развитию духовности.

 Этому может помочь народное поэтическое слово, образец  духовного служения людям. Оно как родник, как чистейший ключ, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой. И передают народное слово прошлое, поступь настоящего и будущего.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon folklor.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                           

                                                                                                           МБДОУ г. Астрахани №52 «Росинка»

                                                                                                           Федорова Ольга Павловна

                                                                                                           воспитатель

                        Фольклор в воспитании и обучении ребенка.

 Что значит слово фольклор? Это слово английского происхождения, буквально означает, переводится, как «народная мудрость». Особое внимание в настоящее время отводится нравственному воспитанию, развитию духовности.

 Этому может помочь народное поэтическое слово, образец  духовного служения людям. Оно как родник, как чистейший ключ, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой. И передают народное слово прошлое, поступь настоящего и будущего.

 В чем же ценность фольклорных произведений?

 Они обладают высокой интонационной выразительностью. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звуки, слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют малышей прислушиваться, замирать на какое-то мгновение, способствуют развитию внимания, речевого слуха (например: «ай, та-ту, ай, та-ту; а качи-качи-качи; туки-так, туки-так и т.д.) Эти звукосочетания – наигрыш – уникальный звуковой материал для овладения речевыми навыками. Эти звукосочетания – наигрыш взрослый использует в сочетании с игровыми приемами (похлопывание в ладоши, другие движения руками). Причем использовать их можно на мотив народных песен и еще при этом можно показывать произведения народного прикладного творчества (расписные деревянные ложки, «пляшущие» деревянные матрешки).

 Фольклорные произведения оказывают благотворное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты: когда укладывают спать, когда купают, когда эмоционально общаются с ребенком. Особое значение малые фольклорные формы имеют в ходе занятий, на которых ставятся задачи по развитию речи, на ориентировку в пространстве, на развитие действий руки и т.д. Малые фольклорные жанры способствуют развитию эмоциональных чувств.

   Потешка помогает ребенку «открыть» себя.

 Например:  - Пошел котик на торжок,

                        Купил котик пирожок.

                        Пошел котик на улочку,

                        Купил котик булочку.

                       Самому ли есть

                       Или Бореньке (Оленьке, Танечке) снесть?

                       Я и сам укушу,

                       Да и Бореньке снесу.

 Эта потешка делает ребенка как бы соучастником действия. Фольклорное произведение, рассчитанное на обращение к ребенку по имени, утверждает его личность, уважение к нему, признание уникальности и неповторимости.

 Народное поэтическое слово, предназначенное маленьким, обходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить детям свою любовь, нежность, заботу, веру в здравый рост, красоту, сметливый ум.

 Малые фольклорные произведения – это удивительное ожидание радости, светлое восприятие взрослого человека, приятие его непререкаемого авторитета и ожидание добра, добра и только добра. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи. Сами тексты как бы оберегают ребенка, как бы говорят: ребенок мал, но не примитивен; ребенок несмышлен, но не глуп; ребенок беспомощен, но в нем сила роста; ребенок для матери, но уже и не для нее, а для мира. Эти крохотные произведения философичны в своей основе, потому что обращены внутрь человека.

 Большим подспорьем в организации режимных моментов, проведение игр-занятий, при встрече новых детей, в отвлечении ребенка от слез, расставания, успокоение расшалившихся детей и т.д., помогают потешки, прибаутки, колыбельные, шутки-прибаутки, пословицы, поговорки.

   Есть дети, которые при купании плачут, боятся, то при этом хорошо использовать заговоры-шутки, произносимые весело:

                С гуся вода, с Пети худоба.

                С гуся вода, с Пети худоба.

  Или при боли, успокаивая ребенка, можно подуть на больное место и приговаривать:

                У сороки боли,

                У вороны боли,

                У Феденьки заживи.

 Народная педагогика еще в глубокой древности выработала приемы воспитания ребенка, строго дозировала познавательный материал, определяла роль радостных эмоций для воспитания жизнерадостного человека, значение основ нравственности.

Например:  Потешка: Сорока – белобока.

 Ребенка постепенно подводят к процессу счета, пониманию множества. Ребенка приучают к пересчету без абстрактного цифрового обозначения счета. (Этому дала, этому дала…) Чтобы простейший нравственный урок прочно вошел в сознание ребенка, применяется особый композиционный прием. Сорока не дает каши самому маленькому – мизинцу (который ребенок должен соотнести со своим положением в семье), потому что он «печку не топил, дрова не рубил, воду не носил, кашу не варил) – логическая мотивация поступка. Здесь дана не только «технология приготовления пищи, но и разделение трудовых нагрузок в семье в соответствии с физическими возрастными возможностями детей, показана обязательность труда для всех, даже для самых маленьких.

Фольклор помогает осуществлять воспитательный процесс без назиданий, он помогает познать богатства родного языка, знакомит с окружающей действительностью.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование фольклора в воспитании и обучении детей младшего дошкольного возраста

Цель моей работы: изучение особенностей речевого развития  дошкольников  воздействием жанрами фольклора.Задачи: 1. Обеспечить эмоционально положительное общение с каждым ребенком, сокр...

презентация "Роль фольклора в воспитании и обучении детей"

Словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики ...

«Планирование по социально-коммуникативному развитию на тему: Детский фольклор в воспитании и обучении детей раннего возраста»

laquo;Планирование по социально-коммуникативному развитию на тему:Детский фольклор в воспитании и обучении детей раннего возраста»...

Использование малых форм фольклора в воспитании и обучении детей раннего возраста

Фольклор – одно из действенных и ярких средств воспитания детей. Эта область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики. С помощью фольклора взрослый л...

План по самообразованию «Использование фольклора в воспитании и обучении детей дошкольного возраста»

Цель работы: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью русского фольклора.Задачи: Осн...