Первые шаги в мир искусства
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Методическая разработка ЦЕЛИ: знакомить детей с разными видами и жанрами изобразительного искусства, углублять и расширять представления о них, через художественные образы приобщать детей к общечеловеческим ценностям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pervye_shagi_v_mir_iskusstva.doc | 119.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №6
(Воспитание и развитие индивидуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с искусством)
Методическая разработка
Составитель
Горшкова Юлия Михайловна,
воспитатель по изобразительной деятельности
2007г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально – практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.
При общении с искусством у детей пробуждаются особые эмоции, совсем не похожие на те, которые они испытывают, когда радуются или грустят. Эти эмоции способны творить чудеса: они приобщают детей к высшим духовным ценностям, развивают их способности и раздвигают горизонты сознания.
Очень часто понимание красоты к ребёнку приходит через вкусовые оценки взрослых, в процессе диалогического общения взрослого и ребёнка. Произведения для эстетического восприятия детей должны быть художественными, доставлять наслаждение своей красотой и передавать чувства, настроение, мысли, доступные детям.
АКТУАЛЬНОСТЬ: восприятие маленького ребёнка отличается от восприятия взрослого человека тем, что это – развёрнутая деятельность, которая нуждается во внешних опорах. Общеизвестно, что «живое» общение с искусством ничем заменить нельзя. Но в условиях нашего города такая возможность практически отсутствует. Восполнить пробел в эстетическом развитии ребёнка, сформировать у него интерес к изобразительному искусству, научить любить и понимать его возможно на занятиях в мини-музее, организованном в детском саду. Репродукции картин, представленные в музее рекомендованы программой «Детство» и наиболее эффективны при работе с детьми старшего дошкольного возраста. В данной разработке определена последовательность этой работы.
Цели: знакомить детей с разными видами и жанрами изобразительного искусства, углублять и расширять представления о них, через художественные образы приобщать детей к общечеловеческим ценностям.
Задачи:
- приобщение воспитанников к русской и мировой культуре;
- развитие важнейшего для художественного творчества умения видеть мир глазами художника;
- развитие духовно-познавательных потребностей детей;
- развитие эмоциональной сферы и эстетической восприимчивости;
- развитие мотивационной сферы (эстетической, этической, познавательной мотивации);
- развитие коммуникативных навыков;
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СЕНТЯБРЬ
Тема | Цели и задачи | Материалы | Связь с художественно-творческой деятельностью детей |
Путешествие в мир искусств | Уточнить и закрепить представление детей об изобразительном искусстве, его видах, о том, кто создаёт произведения искусства; о роли изобразительного искусства в жизни человека; рассказать, где хранятся подлинные произведения искусства, как ведут себя люди в музеях. Вызвать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость на произведения искусства, делание всматриваться в них, соотносить увиденное с личным опытом. | Репродукции картин разных жанров, скульптура, книжная графика, произведения прикладного искусства. | |
В гостях у художника | Познакомить детей с профессией и творчеством художника. Воспитывать у детей уважение к труду художника. | :Репродукции картин известных художников И.Левитан “Золотая осень”; Ф.П.Толстой “Букет цветов, бабочка и птичка”; И.И.Шишкин “Перед грозой”; И.Е.Репин “Автопортрет”. Иллюстрации с изображением разных профессий людей искусства. | Рисование «Краски радуги» |
О чём говорит живопись | Закрепить у детей представление о том, что такое живопись, об особенностях её жанров и средств выразительности, вызвать эмоциональный отклик на настроение живописных полотен, сопереживание ему, желание высказаться по поводу увиденного и переживаемого. | Репродукции картин разных жанров: натюрморты, пейзажи, портреты, жанровая живопись. | Аппликация «Натюрморт. Осенние цветы в вазе» |
ОКТЯБРЬ
О чем рассказывает пейзажная картина | Расширить и закрепить представления детей о пейзаже как жанре живописи, познакомить с его видами: природный, горный и морской, космический, выдуманный, исторический, сельский, городской Вызвать у детей эмоциональный отклик на состояние и настроение пейзажных картин. Способствовать тому, чтобы дети соотносили увиденное с собственными чувствами и переживаниями, личным опытом общения с природой, высказывали эстетические суждения и оценки. Развивать художественно-образное мышление, воображение и видение не только содержания картин, но и образного языка, использованного художником для передачи смысла картины. | Репродукции картин «Зима»(И. Шишкин), «Золотая осень» (В.Поленов) «Весна. Большая вода» (И.Левитан) «Закат» (А.Рылов) «Золотая осень. Слободка» (И.Левитан) «Волна» (И.Айвазовский) и др. | Аппликация «Осенние деревья» |
Сравнительное рассматривание картин «Золотая осень» | Вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к художественному изображению яркой осенней природы. Развивать у детей видение художественного образа в единстве его содержания и средств выразительности – рисунка, колорита, композиции, сравнивая замысел художника и выбор им средств выразительности. Рассмотреть с детьми некоторые особенности построения картин: композицию, особенности формата полотна, использование художником линии горизонта, линейных планов (заднего, среднего, переднего), способы выделения главного в картине. | Репродукции картин «Золотая осень» И.И.Левитана, В.Д.Поленова, И.С.Остороухова. | Рисование «Лес, точно терем расписной» |
Осень может быть разной | Развивать у детей интерес к пейзажной живописи, сопереживание настроению художественного произведения. Учить анализировать и сравнивать художественные произведения не только по содержанию, но и по языку живописи. Развивать художественное восприятие картины – видение единства содержания и средств художественной выразительности живописи (рисунок, цветосочетания, композиция) Формировать умение последовательно рассматривать художественную картину, сопоставлять настроения. Закреплять знания детей о пейзаже как жанре живописи. | Репродукции картин «Золотая осень» (И.И.Левитан) «Октябрь» (Е.Е.Волков) | Рисование «Хмурая осень. Ветреный день» |
Роль цвета в пейзажной картине | Развивать у детей эмоциональное восприятие цвета, вызывая адекватный отклик на настроение живописных пейзажей, обратив внимание на то, что цвет в живописи – основное средство выразительности и что в пейзажных картинах художник с помощью цвета может показать время года, время суток, состояние погоды, показать настроение, которое вызвало у него общение с природой. Развивать у детей желание высказываться по поводу увиденного, соотносить его с личным опытом и чувствами. | «Золотая осень» (И.И.Левитан) «Зима» (И.Шишкин) «Закат» (А.Рылов) «Полдень. В окрестностях Москвы» (И. Шишкин) «Мокрый луг» (Ф.Васильев) «Зелёный шум» (А.Рылов) |
НОЯБРЬ
О чём может рассказать линия горизонта в пейзажной картине | Продолжать формировать у детей интерес к средствам выразительности пейзажной живописи. Развивать у них эстетическое и художественное восприятие, отзывчивость на художественный образ пейзажных картин, понимание замысла произведения, определяющего выбор художником средств выразительности. Формировать сопереживание настроению картины. Дать детям представление о линии горизонта как средстве изображения, помогающем передать глубину пространства, о построении планов, особенностях изображения объектов в зависимости от их расположения. | Репродукции картин «Золотая осень» (И.Левитан, В.Д.Поленов, И.С.Остороухов). «В голубом пространстве» (А.А.Рылов) | |
Ах, натюрморт | Расширить и закрепить представления детей о натюрморте как жанре живописи, познакомить с его видами. Развивать у детей ассоциативное мышление, эмоциональную отзывчивость на художественный образ натюрморта, умение общаться по поводу увиденного | Репродукции сложных натюрмортов однопорядкового и смешанного характера. | Аппликация «Дары осени» |
Как художник составляет натюрморт | Дать представление о том, как художник придумывает композицию для своей картины. Показать роль цветового фона для натюрморта. Поупражнять детей в составлении композиции из разных предметов. Закреплять знания детей о натюрморте как жанре живописи. | Фрукты, овощи, цветы, ягоды, посуда, поднос, ваза, ткань, схема натюрморта, репродукции картин. | Лепка «Ваза с фруктами» |
Цвет –помощник художника | Обобщить представления детей о цвете как средстве выразительности в натюрморте, обратив внимание на то, что художник с помощью цвета может показать настроение картины; познакомить детей с понятием «колорит в живописи», его особенностями, сочетанием холодных и теплых тонов. Учить детей сравнивать произведения одного вида искусства по настроению Развивать у детей желание высказываться по поводу увиденного, соотносить его с личным опытом и чувствами. | Репродукции натюрмортов в тёплой и холодной цветовой гамме С.Герасимова | Рисование «Осенний натюрморт» |
ДЕКАБРЬ
Рассматривание однопорядкового, но сложного натюрморта | Вызвать у детей интерес к натюрморту, эмоциональный отклик, ассоциирование с собственным опытом, чувствами, представлениями. Учить детей видеть единство содержания и средств выразительности живописи (роль рисунка, композиции, колорита в картине). Закрепить знания о натюрморте, его более сложном виде. | Репродукция картины И.Машкова «Снедь московская. Хлебы» | |
Тайна натюрморта | Вызвать у детей интерес к новому, более сложному виду натюрморта, включающего изображение живых объектов. Подвести детей к пониманию того, что понять натюрморт можно, если внимательно его рассматривать и увидеть гармонию живого мира. Учить детей видеть единство средств выразительности – рисунка, колорита, и композиции – в передаче отношения художника к красоте окружающего мира. | Ф.Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка» | |
Натюрморт как часть портрета и жанровой живописи | Дать представление о роли натюрморта в других жанрах живописи. Продолжать учить видеть единство содержания и средств выразительности в картине (роль рисунка, колорита, композиции в передаче смысла картины, её настроения, характера) | Репродукции картин: З. Серебрякова «За обедом», О.Б.Богаевская «День рождения» | |
«Дремлет лес под сказку сна…» | Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы. Развивать художественное восприятие пейзажных картин, видение содержания и средств выразительности живописи: цветосочетания зимнего состояния природы, вызывающие соответствующее им настроения; рисунок, передающих характер образов; композиционные построения картин. | Репродукции картин И.Шишкина «Зима», «На севере диком…» | Рисование «Сосна» |
ЯНВАРЬ
Встреча в избе «Гжельская сказка» | Организовать выставку изделий гжельских мастеров, познакомить детей с народным промыслом Гжели, с последовательностью изготовления изделий. Сравнить характерные особенности народных промыслов Дымки и Гжели. Закрепить представление об особенностях народного промысла Гжели и о последовательности изготовления изделий. | Изделия гжельских мастеров | Рисование «Искусство гжельских мастеров» |
Графика | Вызвать у детей интерес и эмоциональный отклик на такой вид искусства, как графика. Познакомить с видами графики и особенностью их средств выразительности, показать отличие графики от живописи. Способствовать тому, чтобы дети использовали полученные знания в своей творчестве. | Набор образцов графики различных видов: книжная графика, рисунки карандашом, углём, cангиной, пастелью, пером, газето-журнальная графика, плакаты, промышленная графика. 2-3 живописные картины., игрушка Карлсон. | |
Кто и как создает рисунки в книжках. | Закрепить у детей представление о графике и о таком её виде, как книжная графика, е особенностях и средствах выразительности, о сложности труда художника-иллюстратора, процессе и последовательности его работы над иллюстрацией. Подвести детей к пониманию того, что книга – произведение искусства. В создании которого принимают участие писатель, художник, редактор, печатники. Вызвать у детей эмоциональный отклик на иллюстрации в книгах, на художественные образы. | Книги с иллюстрациями В.Васнецова, Е.Чарушина, В.Лебедева, Т.Мавриной, и др., книжки разного типа: книжка-игрушка, раскладушка, книжка-образ, книжка-альбом. | |
О творческом поиске художника Е. Рачёва | Вызвать интерес к творчеству художника-иллюстратора Е.Рачева, познакомить с его изобразительной манерой, обратить внимание на средства выразительности, которые он использует. Развивать зрительное внимание, наблюдательность. | Книги с иллюстрациями Е.Рачёва |
ФЕВРАЛЬ
Мотивы народных росписей в рисунках Т.А.Мавриной | Познакомить детей с творческой манерой художницы, обратить внимание на декоративность, праздничность, жизнерадостность, оптимизм, ощущение света, пространства и ритма, связь её рисунков с народным русским творчеством. | Книги, иллюстрированные Т.А. Мавриной. | |
Зимние напевы. Сравнительное рассматривание картин И.И. Шишкина «Зима» и И.Э.Грабаря « Сказка инея и восходящего солнца» и «Февральская лазурь» | Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы. Развивать художественное восприятие пейзажных картин, видение содержания и средств выразительности живописи: цветосочетания зимнего состояния природы, вызывающие соответствующее им настроения; рисунок, передающих характер образов; композиционные построения картин. | Репродукции картин И.И. Шишкина «Зима» , И.Э.Грабаря «Февральская лазурь», «Сказка инея и восходящего солнца» | Рисование «Деревья в инее» |
О чём рассказывает портрет | Расширить и закрепить представления детей о портрете как жанре живописи, познакомить с его видами. Формировать у детей умение детей внимательно рассматривать изображение и сравнивать с действительностью, находить главные детали портрета. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на художественный образ, умение общаться по поводу увиденного. Помогать составлять устный рассказ от имени изображаемого, будить фантазию. | Репродукция картины Н. Жукова «Андрюша» | |
Настроение человека в искусстве. | Дать представление о значении настроения человека, изображенного на портрете. Учить детей воспринимать зрительно и называть настроение, отражающееся на лицах людей в жизни и на картине. Вызвать сопереживание эмоциональному состоянию художественных образов. | Репродукции картин «Девочка, покрытая платком». «Крестьянка с лукошком» А. Венецианова. «Царь Иван Васильевич Грозный» В.М.Васнецова | Рисование «И весело, и грустно» |
МАРТ
Колорит в портрете. | Обобщить представления детей о цвете как средстве выразительности в портрете, обратив внимание на то, что художник с помощью цвета может показать настроение картины, отношение к изображаемому. Развивать у детей желание высказываться по поводу увиденного, соотносить его с личным опытом и чувствами. Учить детей понимать взаимосвязь общего колорита картины и её звучанию по настроению. | Репродукции картин «Дама в голубом» К.Сомова, «Девушка с кувшином» А. Архипова. | Рисование «Милой мамочки портрет» |
Движение в искусстве. | Учить воспринимать живопись , как искусство конкретной изобразительности, передающей застывшее действие, движение. Познакомить детей с картинами жанрово-бытовой живописи. Учить детей составлять рассказ по картинам или отдельным фрагментам картины. | Репродукции картин К.Маковского «Дети, бегущие от грозы» | Рисование «Дети делают зарядку» |
Сюжет картины. | Дать представление о сюжете, передающем содержание произведения искусства. Познакомить детей с категорией «трагического» в искусстве. Дать представление о том, что сюжет может быть связан с изложением приятного, интересного содержания, вызывающего положительные чувства, а также трагического, заставляя людей задуматься о пережитых событиях героев произведений искусства. | Репродукции картин «Тройка» В.Серова и «Утро» Т.Яблонской | |
О чем рассказывает жанровая живопись. Зимние забавы. | Вызвать у детей интерес к жанровой живописи, желание внимательно рассматривать ее, соотносить увиденное с собственными чувствами и опытом. Подводить детей к пониманию особенностей жанровой живописи как сюжетно-тематической картины, где есть определенная тема и конкретный сюжет. Продолжать формировать у детей отзывчивость на художественный образ произведения – единство содержания и средств выразительности. Подводить детей к пониманию замысла художника путем анализа сюжета, колорита, композиции в раскрытии идеи картины, обогащать словарный запас детей. | Репродукции картин Б.М.Кустодиева «Масленица», В.И.Сурикова «Взятие снежного городка» | Рисование «Зимние забавы» |
АПРЕЛЬ
«Что за прелесть эти сказки…» Знакомство с творчеством В.М. Васнецова | Учить рассматривать сюжетные картины, основанные на сюжете сказки, формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение картины и предавать его в высказываниях. Учить описывать увиденное, фантазировать по картине, придумывая для каждого героя небольшой рассказ о том, что он видит, слышит, думает. | Репродукции картин В.Васнецова «Аленушка» , «Иван царевич на сером волке», «Царевна лягушка», «Спящая царевна» | Рисование «Сказочная птица» Аппликация «Сад сказочной птицы» |
«Богатырская сила» Знакомство с творчеством В.М. Васнецова. | Развивать у детей интерес к былинной живописи, ее героям – богатырям., подводить детей к видению особенностей былинного образа – единство реального и придуманного народной фантазией. Развивать умение последовательно и внимательно рассматривать художественную картину, высказывать собственное мнение по поводу увиденного | Репродукции картин В.М. Васнецова «Три богатыря» , «Витязь на распутье» | |
Весна идет, весне дорогу | Развивать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы. Учить видеть главное в картине, задумываться над тем, что вызвало у художника интерес при восприятии весеннего пейзажа, соотносить содержание картины со средствами выразительности, чувствовать весеннее пробуждение природы, выраженное в неярком и тонком колорите. | Репродукция картины «Март», «Весна. Большая вода» И.И.Левитана «Грачи прилетели» А.К. Саврасова | Рисование «Апрель, апрель, на дворе звенит капель» |
Встреча в избе «Хохломские мастера» | Приобщить детей к истокам национальных традиций. Познакомить с последовательностью работы хохломских мастеров над изделием. | Хохломская посуда, книги о хохломском промысле, алгоритм изготовления хохломской посуды. | Рисование «Золотая хохлома» |
МАЙ
Викторина для «Юных художников» | Обобщить представления и знания детей об изобразительном искусстве; выявить умения устанавливать сходство и различие между предметами путем дорисовки; учить детей выделять отличительные особенности при рассмотрении картин ;развивать творческую фантазию, эстетические чувства; совершенствовать технические навыки; формировать художественное мышление; учить видеть, понимать и любить и природу, и искусство. | Шкатулка с сюрпризом; буквы ключевого слова (ж и в о п и с ь); ребус (художник); большой лист ватмана с изображением леса (без цветового решения); карта маршрута; альбомные листы на каждого ребенка; восковые мелки; цветные карандаши; акварель; портреты сказочных героев(по выбору педагога); мольберт; кисти № 10; | |
Скоро лето. Рассматривание картин А.А.Пластова | Закреплять у детей представления о жанровой живописи, ее особенностях, средствах выразительности, умение последовательно рассматривать художественную картину, высказывать собственные суждения. | Репродукция картины А.А. Пластова «Летом», «Сенокос», «Ужин трактористов» | Рисование «Скоро лето» |
Занятие - беседа, посвященное ознакомлению с изобразительным искусством, проводится один раз в неделю.
На занятиях используются разнообразные методы и приемы, активизирующие деятельность детей.
Метод оживления эмоций с помощью литературных и песенных образов – выразительное чтение художественных произведений, исполнение песни, заставляет работать эмоциональную память детей, а это в свою очередь способствуют у них оживлению ранее пережитых эмоций.
Прием «вхождения» в картину. Дети погружаются в картину, представляют себя внутри нее. Это оживляет, усиливает, раскрашивает все детали содержания, непосредственно подсказывает верную интонацию, ставит ребенка на место изображенного человека, учит переживать вместе с ним и сопереживать ему, будит детское воображение.
Метод музыкального сопровождения. Звучит музыка, характер и настроение которой созвучно настроению картины, т.е. происходит воздействие на зрительный и слуховой анализаторы. Это в свою очередь облегчает процесс восприятия, делает его более глубоким, утонченным.
Игровые приемы – активизируют мыслительную деятельность, создают интерес к произведению. В своей работе использую игровые элементы «Загадай что-либо о картине, а мы отгадаем», «Узнай, к какому из портретов подходит эта музыка?», «составь палитру художника» и др.
Все занятия имеют практическую направленность и связаны с продуктивной деятельностью детей (рисованием, лепкой, аппликацией)
ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ К ПРОИЗВЕДЕНИЯМ ИСКУСТВА
Высокий – без затруднений отвечают на вопрос, почему понравилась картина, высказывают личные ассоциации, яркая речь, мимика. |
Средний – объясняют, почему понравилось произведение, рассказывают какие ассоциации, настроение вызвала картина, но не проявляет особого желания поделиться впечатлениями, мимика и речь эмоционально не окрашены. |
Низкий – выбор понравившейся картины не мотивируют или ограничивается определениями «красивая», «яркая», «веселая». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Первые шаги в мир большого искусства"
Семинар-практикум для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по основам театральной педагогики в образовательном процессе ДОУ «Театр – первые шаги в ми...
"Первые шаги в мире искусства " Н.А. Горяева
Презентация "Первые шаги в мире искусства" . В ней я рассказываю о программе , по которой работаю 4 года . Хочу поделиться ею с вами ....
Консультация для родителей «Первые шаги ребенка в искусстве батика»
Консультация для родителей в которой рассказывается о том, как овладеть техникой батик....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ В ОБЛАСТИ РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «Первые шаги в искусство» Предмет по выбору «Логопедия»
Данная программа выполнена преподавателем Т.С. Чигринской в соответствии с требованиями к содержанию и направленности современным требованиям к преподаванию предмета «Логопедия»....
Проект «Карапузики в искусстве» Первые шаги в пластилинографию детей раннего возраста
Когда человек рождается, он начинает познавать мир, причём делает это самым эффективным и безотказным способом - всё нужно увидеть, услышать, пощупать руками и попробовать на зуб. Ребёнок узнаёт мир с...
Первые шаги в искусстве
презентация...
Журнал для родителей и детей "Театральная копилка" Тема выпуска: " Первые шаги к сцене" Приобщение детей среднего дошкольного возраста к сценическому искусству"
Предлагаемый материал предназначен для родителей и детей среднего дошкольного возраста. Предложенный выпуск журнала посвящён ознакомлению родителей о процесс...