Экологические игры в подготовительной группе
материал (подготовительная группа) по теме

Опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eko_igry.docx15.11 КБ

Предварительный просмотр:

Экологические игры  в подготовительной группе.

Решение экологической задачи воспитания в дошкольном возрасте, в первую очередь необходимо сформировать систему знаний о природе, научить детей понимать и устанавливать существующие в ней связи и зависимости, действовать в соответствии с полученными знаниями.

Одним из залогов успешного экологического воспитания является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей. Положительные эмоции, по мнению психологов, является могучими побудителями человеческой деятельности. Такой деятельностью в дошкольном возрасте, как известно, является игра, которую мы рассматриваем как важное средство формирования экологической направленности личности ребенка.

обладая специфическими особенностями ( сочетание познавательного и занимательного начал), экологические игры представляют детям возможность оперировать заключениями в их содержании знаниями, способствуя таким образом уточнению, закреплению и обобщению полученных раннее знаний и расширению кругозора. Играя, дошкольник учится устанавливать в природе существующие взаимосвязи между объектами и явлениями, средой обитания и особенностями питания, поведения и повадок животных, экосистемой и приспособлением  растений и животных к условиям данной среды, последовательной сменой сезонов и адекватными изменениями, происходящими в живой и неживой природе. Экологические игры помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами.

В процессе общения с природой в игровой форме, и развития эмоциональной отзывчивости, у детей формируются умения и желание активно беречь и защищать природу.  Видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости. Понимать важность охраны природы, осознано выполнять нормы поведения в природе.

В своей работе игры экологического содержания использую в разные режимные моменты. Так, например, во время утреннего приема и в свободное от занятий время провожу дидактические игры экологического содержания, такие как: " Четыре времени года"  -  узнавать сезонные изменения в природе". Чей клюв" -  закрепляем знания о характерных признаках различных птиц". «Помоги малышам" -  различаем животных по внешнему виду, повадкам.

Группируем их: дикие и домашние; хищные и травоядные; птицы, звери, рыбы. « Круглый год" - сезонные изменения в погоде, растениях, поведении животных. «Природа и человек" - уметь различать природу и то, что сделано руками человека. " Природа - не природа",  " Вода - не вода". " Чьи следы на снегу", " Травоядные - хищники", " Что это за птица", " Путешествие в мир растений", " Угадай какой зверь". На занятиях познавательной деятельности экологические игры являются как составной частью, так и основной.

Также во время прогулок проводила игры " Загадочная тропинка" - дети устанавливали взаимосвязи между особенностями внешнего вида объектов природы и приспособлениями к окружающей среде (защитная окраска, маскировка), игровые действия - поиск предметов спрятанных вдоль тропинки (40-50 шагов);  через игру " Лисы и зайцы " - закрепляем представления об особенностях образа жизни и повадках животных, подводила к установлению взаимосвязей между образом жизни и внешним видом, питанием и средой обитания. Здесь игровые  действия - ловля добычи.

Вывод: игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию играть вместе. Игры дают возможность  детям оперировать самими представлениями природы, сравнивать их, отличать изменения отдельных внешних признаков, вызывают эмоциональное отношение к природе.

Большое значение для развития детей имеют творческие игры, связанные с природой. В них дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни. Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом (песок, снег, глина, камешки, шишки т.д.). В этих играх дети познают свойства и качества материала, совершенствуют свой чувственный опыт.

 Строительные игры служат основанием для постановки опытов, которые организуются с целью разрешения возникающих вопросов, почему в одних условиях снег лепится, а в других нет и т.д.

В группе создаются условия для игр с природным материалом во все времена года. Ценность природного материала в том, что возможности его разнообразного использования, что помогает детям открывать все новые и новые свойства и качества предметов.

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что экологические игры в жизни детей широко используются в экологическом воспитании.

Воспитатель Бирюкова Е.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологические дидактические игры в подготовительной группе ДОУ

Особенность дидактических игр заключается в том, что посредством игры малышам в ненавязчивой форме преподносится «целый багаж знаний»....

Интеллектуальная игра по экологическому воспитанию в подготовительной группе

Цель: формировать у детей и взрослых основы экологического сознания и культуры природопользования. Развивать потребность в приобретении новых знаний. Создать условия для совместной деятельности детей,...

Перспективное планирование по формированию экологической культуры в подготовительной группе и планирование совместной работы с воспитателями подготовительной группе по экологическому воспитанию детей

Перспективное планирование по формированию экологической культуры в подготовительной группе ипланирование совместной работы с воспитателями подготовительной группе по экологическому воспитанию детей...

Консультация: "Экологические игры для подготовительной группы"

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической  культуры личности. Экологические игры способствуют  не только получению знаний о предметах и явлениях природы, но и ...