"В тереме расписном я живу"
план-конспект по теме
конспект занятия в музее "Русская изба" для детей старшего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_v_starshey_gruppe.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе.
Тема: “В тереме расписном я живу”
Цель: Познакомить детей с предметами быта, с избой, воспитать уважительное отношение к предметам старины, приобщить ребят к народным истокам.
Ход занятия.
Хозяйка: Здравствуйте, ребята! Проходите, присаживайтесь на лавочки.
Все уселись.
Хозяйка: Ох, и стара я стала, зажгу-ка лампу керосиновую, да посмотрю на своих гостей, эх, какую загадку я вспомнила! Сто гостей, сто постелей, у каждого гостя своя постеля. Ну, – кто отгадает? Это (бревна в избе).
Сначала, строили сруб, а затем закладывали жабу и между бревнами клали мох, это чтоб било теплее зимой. Вот я объяснила вам эту загадку. И ещё, закладывая избу, под угол прятали деньги – для богатства, шерсть – для тепла, ладан - для святости (запах ладана имеет силу отгонять злых духов). Ворота и окна дома нельзя выстраивать на север, не то черти выживут. Построив новый дом, надо непременно обновить его свадьбою, иначе хозяин может умереть. Ребята, а вы наши знаете приметы про избу?
Ответы детей:
1. Сухое дерево в срубе – к счастью.
2. Солнце в доме играет – к радости.
3. Передний угол избы трещит – к худу, не сдобровать хозяину. Потому что этот угол святой, его называли красным углом, божницей, где висела икона, украшенная полотенцем. Икона была непременной принадлежностью любого жилого дома. Им поклонялись, от них ждали чуда в избавлении от болезней, помощи в одолении врага.
Хозяйка: На ночь должны были в избе пол подмести, чтобы ангелам чисто было прохаживаться, также на ночь оставляли еду на столе для домового. А кто знает, кто такой домовой?
Ответы и рассказы детей.
Дети: Домовой – домовое божество, охраняющее домашний очаг, он не злой, а больше причудливый проказник. Кого полюбит или чей дом полюбит, тому и служит. А уж кого не взлюбит, так выживает, и чего доброго со света сживет.
Дети: Если люди со своим домовым живут в ладу, то нипочем не следует с ним расставаться: переезжая в новый дом, надо поскрести под порогом, собрать мусор в совок и посыпать его в новей избе; не приметишь, как с этим мусором переберется на новое место "хозяин". На новоселье надо принести ему горшок каши и со всем возможным уважением сказать: "Дедушка домовой, выходи домой. Иди к нам жить".
Коли не перезвать с собою в новую избу, он и сам переберется, но со злостью станет пакостить.
– Дом, как полная чаша. Дом – чаша – чашей. Изба житом пахнет – говорит народная пословица.
Хозяйка: Как это в хозяйстве обойтись без горшка, без миски и без ложки?
Ответы детей. Рассказы детей об утвари.
1 ребенок: Миски держали в деревянных ящичках. Обычно ели из одной миски вся семья, миски были большими и назывались солила.
2 ребенок: Сначала заменой тарелок служили большие ломти хлеба, обедающий клал на них густую пищу, куски мяса. Затем эти хлебные тарелки съедались, а в богатых домах раздавались нищим или собакам выбрасывали. Вся остальная посуда служила для хранения молока, масла, сметаны, напитков.
Хозяйка: Умеешь ли ты ткать и прясть?
У нас матушка пряла да ткала, да по две рубахи нашивала. Прежде чем ткать нужно нитки приготовить, значит надо прясть, садиться за прялку. Нитку первоученка - пряха должна была сжечь и съесть, чтобы работа спорилась.
Нельзя оставлять ниток на веретене к воскресному и праздничному дню, чтобы, не рвались.
Дети с хозяйкой поют песню и пробуют прясть нитки.
Крутись веретенце,
Ниточка поет
Разговор со мной ведет.
Кружись веретенце
У прялочки донце золотом горит, чудо-сказку говорит.
Хозяйка: Вечером перед Рождеством женщины ни за что не оставят кудели на прялке, чтобы Кикимора (божество сна и ночных приведений), не вздумала вместо них сесть за работу. А только потом нитки заправляли в станок ткацкий и ткали полотно, из которого шили рубашки, полотенца, которые вышивали и украшали избу.
– Вы, ребята, обратили внимание на травы, которые у нас имеются в избе? Это пижма, она пахнет полынью. Все травы были лечебные, а некоторые обладали волшебной силой, их собирали, и держали дома.
Оказывается, все травы говорят между собой, чтобы научиться понимать разговоры трав, надо в лесу поймать змею с короной на голове и, приготовив особым способом, съесть.
Лечебные и волшебные травы выбирают в ночь на Ивана Купалу. Я хотела бы рассказать сказку про волшебную силу полынь-травы.
Жили-были брат Иван да сестра Марья в такой избенке на берегу озера. Однажды Иван уходя на дома строго наказал сестре Марье сидеть тихо, как мышь, песни не петь. Ушел Иван, Марье стало скучно и она запела. Вдруг стукнуло ставню.
– Кто там? – спросила Марья.
– Выдь к нам, выдь к вам, – говорят за ставней тонким голосом. Выбежала Марья и ахнула. От озера до хаты – хороводы русалочьи, русалки взяли Марью за руки, закружились, одели ей венок и увели. Вдруг из камыша вылезла синяя раздутая голова в колпаке, то был водяной, он забрал Марью ж себе.
Поздним утром привел Иван домой, Марьи нет, он и заплакал.
– Уйду, – думает Иван, – к чужим людям век доживать, вот только лапти новые справлю.
Нашел липку за озером, ободрал, сплел лапти и пошел к чужим людям. Шел он, шел, видит – стоит голая липка, с которой он лыки драл. Кружил он по лесу и опять видит эту липку перед собой. Рассердился Иван, хотел липку зарубить. А липка и говорит человечьим голосом:
– Не руби меня, милый братец.
У Ивана и топор вывалился. Марья рассказала Ивану, что царь водяной взял ее в жены, теперь она стала деревцем, а весной опять в русалку превратится.
– А нельзя ли тебе от водяного уйти? – спросил Иван.
– Можно, только нужно найти полынь-травы на зябком месте и мне в лицо бросить.
Раздобыл Иван полынь-травы, добежал до липки и видит - сидит водяной.
– Пусти, – кричит Иван, – знаю кто ты. А не хочешь ли этого? И ткнул водяному в лицо полынь-травою.
Вспучился водяной, лопнул и побежал ручьем быстрым в озеро. Иван в липку бросил полынь-травою, вышла из липки сестрица Марья, обняла брата, заплакала, засмеялась.
Избушку у озера бросили они и ушли за темный лес – на чистом поле жить, не разлучаться.
И живут не разлучно до сих пор, и кличут их всегда вместе: Иван да Марья, Иван, да Марья.
Хозяйка: Как вы, ребята, думаете, где же таких Иванов да Марий, когда они совсем маленькими были, качали, баюкали?
Ответы детей.
Хозяйка: Конечно же в колыбельках. И как в сказке под колыбельную песню росли Марии и Иваны не по дням, а по часам.
Дети поют колыбельные песни и укачивают младенца:
- Котя, котенька, коток,
Котя серенький хвосток.
Приди, котя, ночевать,
Мою детоньку качать, прибаюкивать.
Уж как я тебе, коту, за работу заплачу.
Дам кусочек пирога,
Да кувшин молока.
Хозяйка: Ну что, дорогие ребята, настало время с вами прощаться. Ищи добра на стороне, а люби по старине. Помните старину, кто при ней жил вас помянет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«В тереме расписном я живу. К себе в гости в избу всех гостей приглашу».
Фольклорное развлечение в русской избе....
Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи детей "В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу."
Воспитание любви и уважения к истории народной культуры, обогащение словарного запаса детей....
Занятия по ознакомлению дошкольников с историей и культурой русского народа в подготовительной группе. Тема : « В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»
Программное содержание: Дать детям знание о дереве, как традиционном материале русских построек и предметов обихода. Уточнить знания детей о русском гостеприимстве. Приобщить детей к устному народному...
Конспект развлечения в старшей группе на тему: «В тереме расписном я живу, к себе всех гостей приглашу».
Познакомить детей с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве....
« В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»
« В тереме расписном я живу.К себе в избу всех гостей приглашу»Программное содержание1. Продолжать формировать представления об облике русской деревни.2. Углубить представление детей о русской и...
В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу.
занятие-развлечение для детей подготовительной группы....
"В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу"
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению детей с устным народным творчеством...