Творческая презентация опыта работы
презентация по теме

Сковородникова Мария Александровна

"Влияние дидактической игры на развитие детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskaya_prezentaciya._iz_opyta_raboty..docx41.59 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Кемлянский  детский сад комбинированного вида»

Ичалковского муниципального района РМ

Республиканский конкурс

«Воспитатель года Республики Мордовия - 2011»

Творческая презентация

(из опыта работы)

Конкурсант:

Сковородникова М.А.

 воспитатель МДОУ

 «Кемлянский детский сад

комбинированного вида»

Кемля – 2011г.

     Работая в детском саду, я ставлю перед собой разные педагогические задачи, но особое внимание уделяю развитию у детей памяти, внимания, мышления, воображения, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом.

Также необходимо рассказать о самом подходе к обучению дошкольников.

Большинство моих ровесников и людей старше меня, приходя в школу, не умели, зачастую, не читать, ни считать, ни писать и всему этому обучались в школе, и надо отметить, что наше интеллектуальное развитие от этого совсем не страдало. Но сейчас ситуация изменилась кардинально. Чтобы ребенка приняли в престижную, хорошую школу, гимназический класс (а значит, по мнению многих, ребенок благополучно устроился в нашей трудной жизни), ему в 6 лет надо выдержать экзамен на «готовность». Поэтому родители спешат как можно раньше начать его обучение. Чуть не с рождения детей начинают учить читать, считать, учат иностранным языкам, грамматике, логике и пр. И детский сад охотно идет навстречу родительским потребностям.

Вот и я,  придя работать в детский сад, и будучи по образованию учителем, опираясь на рекомендации различных методических пособий и опыт моих коллег, пыталась проводить занятия похожие на уроки в школе. Но вскоре я поняла, что это невозможно при работе с детьми дошкольного возраста. Ведь дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребенка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества закладываются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника – в игре. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, труд, серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания мира. В период от рождения малыша до поступления в школу сменяются три вида ведущей деятельности. Сначала - это эмоциональное общение, потом - предметная деятельность, наконец,  игра. Каждый тип детской деятельности предполагает определенные средства ее реализации, помогающие организовывать овладение различными аспектами культурного опыта - первоначально в совместной деятельности со взрослым, а впоследствии в самостоятельной деятельности ребенка. Таким образом, ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая, которая рассматривается как особая форма передачи и освоения культурного опыта, отражающая специфику жизни детей в обществе.

Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Поэтому я стала строить свои занятия в форме игры. Многие игры, используемые мною на занятиях, являются дидактическими. Ведь дидактические игры — это не просто заполнение свободного времени детей, а спланированный и целенаправленный педагогический прием для расширения и закрепления полученных ими знаний. В процессе дидактических игр дети учатся на практике самостоятельно применять полученные на занятиях знания об окружающем в новых, игровых условиях, что весьма благоприятно влияет на их умственное развитие, осознанное усвоение окружающего.

В данной игре роль воспитателя несравненно большая, чем в детских играх другого типа, и главное в том, что воспитатель вводит детей в ту или иную игру и знакомит их с методом ее ведения. Участвуя в ней, сам ведет ее так, чтобы использовать для достижения возможно большее число дидактических задач.

ДОУ работает по программе «Детство» (авторский коллектив кафедры дошкольной педагогики В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Л.М. Гурович). В ней наиболее подробно, полно, интересно, содержательно отражена роль дидактической игры в развитии детей дошкольного возраста:  наличие четко обозначенных задач развития - познавательного и речевого (развитие словаря), имеются описания уровней овладения программным материалом; описаны дидактические игры, задачи, которые они решают, имеется их перечень и методический материал по их использования, прописаны уровни овладения дидактической игрой.

В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:

  1. а) с игрушками и предметами;
  1. б) настольно-печатные;
  1. в) словесные.

В качестве примеров, хочется поделиться теми играми, которые были дополнены или разработаны мной.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов.  Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. Детям младших групп дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам,  в более старших группах разница между предметами становиться менее заметными.  

Дидактическая задача: с це лью развития осязательного вос приятия учить выделять призна ки предметов по структуре повер хности, группировать предметы по материалу, из которого они сде ланы (металл, резина, стекло, дере во, пластмасса).

Активизировать словарь; воспитывать наблюда тельность, внимание, умение четко выполнять правила игры.

Игровое правило: класть пред меты можно только на тот под нос, который сделан из того же материала, что и предмет.

Игровые действия:  угадывание  на ощупь предмета, отгадывание предмета по описанию; поиск предметов, сделанных из разных материалов; группировка иx по качеству; использование «чудес ного мешочка».

* * *

Для этой игры подбирают предметы, сделанные из разного материала: деревянные, резиновые, пластмассовые, металлические, стеклянные.

Педагог проводит краткую беседу да начала игры, в процессе которой уточняет знания детей о том, что все окружающие нас предметы сделаны из разных материалов; предлагает вспом нить, какие они знают матери алы, а также сделанные из них вещи.

 Затем педагог предлагает но вую игру, В ходе которой дети должны называть, из чего сделан предмет, помещаемый ребенком в мешочек. Объясняет правила: нужно на ощупь, не глядя на предмет, узнать, из чего он сде лан, и рассказать о нем так, чтобы дети по описанию узнали и правильно назвали его; напоми нает, что мешочек открывается лишь в там случае, если и тот, кто описывал предмет, и тот, кто отгадывал, не ошиблись.

Чтобы все играющие учились определять предметы па матери алу, вторую половину игры пе дагог проводит с другим содер жанием. Для этого ан предлага ет всем детям пройти по комнате, найти предметы, сделанные из разных материалов, и распреде лить их следующим образом: металлические положить на под нос, сделанный из металла, дере вянные - на деревянную дощеч ку, пластмассовые - на поднос из пластмассы и т.д.

 В конце игры педагог отмеча ет тех, кто был наблюдательным, внимательным и помог своему товарищу найти нужный пред мет. Усложнением игры может быть увеличение количества отобран ных предметов, а также их неярко выраженное качество.

«Кто что слышит?»

Дидактическая задача: разви вать слуховое внимание, умение обозначать словом звуки (звенит, шуршит, играет, трещит и др.); развивать сообразительность, выдержку.

Игровое правило: показывать предмет можно только после того, как дети правильно назо вут и предмет, и звуки, которые он издает.

Игровые действия: оперировать звучащими предметами. Не гля дя на предмет, узнавать, какие предметы звучат.

* * *

На столе у педагога находятся различные предметы, издающие звуки: звенит колокольчик, шуршит книга, которую листа ют, играет дудочка, щелкают ножницы, льется вода, звучит пианино (игрушечное) и т.д. Все, что может издавать звуки, можно использовать в игре. За ширму приглашается один ребенок, который там играет, например, на дудочке. Дети, ус лышав звук, отгадывают, что звучало, а тот, кто играл, выхо дит из-за ширмы с дудочкой в руках. Ребята убеждаются, что они не ошиблись. С другим инст рументом будет играть другой ребенок, выбранный первым участником игры. Он, например, листает книгу. Дети отгадывают. Если они затрудняются сразу ответить, воспитатель просит повторить действие, а всех игра ющих - слушать внимательнее. «Книгу листает, листики шур шат», - догадываются дети. Из -за ширмы выходит играющий и показывает, как он действовал. Предметы остаются за ширмой, потому что звуки можно повто рять несколько раз (только тише или громче). Такую игру можно проводить и на прогулке. Педагог обращает внимание ребят на зву ки: птицы поют, листья шелестят, автомобиль сигналит и др.

«Узнай, что изменилось»

Дидактическая задача: вырабатывать навык в определении пространственного расположе ния предметов: справа, слева, впереди, сзади, сбоку, около и др.; развивать наблюдатель ность, активное запоминание, речь и активизировать словарь.

Игровое правило: изменения в расположении предметов называ ют только те дети, на кого ука жет Петрушка.

Игровые действия: за ширмой переставляют предметы так, что бы дети не видели. С использо ванием кукольного персонажа дети отгадывают перестановки.

 * * *

В игре используется кукольный персонаж Петрушка. Веселый и озорной, он все время что- то переставляет, передвигает, а потом забывает и просит ребят  подсказать ему, куда он поставил  свои игрушки.

Петрушка. Дети, сейчас мы  будем с вами играть. Я принес  сюда игрушки: матрешку, пира мидку и куклу Катю. Посмотри те, где они стоят. Где стоит Катя?

Д е т и. Посередине стола.

П е т р у ш к а. А пирамидка?

Д е т и. Справа от нее.

П е т р у ш к а. А как можно сказать, где стоит матрешка?

Д е т и. Она стоит слева от Кати.

П е т р у ш к а. Запомнили, где стоят игрушки? Ваня, скажи, где стоит матрешка?

В а н я. Она стоит слева от Кати.

П е т р у ш к а. Правильно. А где  стоит пирамидка? Правильно. А кукла Катя между ними. Так, ре бята? А теперь я закрою игруш ки ширмой, что-то здесь пере ставлю, а вы отгадаете, что изменится. Хорошо?

Педагог закрывает ширмой свой стол и делает перестановку: кукла «перешла» к детям поближе, а сза ди нее оказались рядом пирамидка и матрешка.

Что здесь изменилось? Где сейчас стоит Катя? Отвечать бу дет только тот, кого я назову. Будьте готовы! Полина, скажи, где сейчас стоит Катя?

П о л и н а. Она стоит впереди.

П е т ру ш к а. А матрешка с пи рамидкой где? Скажи, Настя!

Н а с т я. Они стоят сзади кук лы Кати.

Петрушка. Правильно, ребя та. А сейчас я опять что-то пере ставлю, и вы отгадаете.

Опять закрывается ширма, но        перестановка не сделана.

А сейчас кто скажет, что из менилось? Что я переставил?

Д е т и (недоумевают). Ничего не переставил.

П е т ру ш к а. Подскажите мне, ребята, где эти игрушки стояли раньше.

Д е т и. Они так и стояли: Катя впереди, а матрешка и пирамид ка сзади.

Петрушка за ширмой переставля ет игрушки, разговаривает с ними. Куклу сажает сбоку, а пирамидка с матрешкой остаются посередине стола. Дети отгадывают, произнося слова «сбоку», «посередине», «слева».

Игру можно проводить в том случае, если у детей имеются оп ределенные знания и умения в пространственной ориентации. Петрушка повышает интерес к выполнению правила: отгадать изменение в расположении игру шек, помочь ему найти нужную игрушку.

Усложняя игру, педагог увели чивает число игрушек, а также предлагает рассказать обо всех изменениях, которые произошли с игрушками (в одежде, положе нии рук, ног куклы, величине пирамидки, матрешки и др.).

 «Магазин»

Дидактическая задача: учить устанавливать величинные отно шения множеств, использовать в речи слова, обозначающие вели чину предметов, выполнять дви жения по их словесному обозна чению, продолжать учить ребен ка рассуждать; развивать внима ние.

Игровое правило: дети выполняют только те действия, о которых говорит педагог.

Игровые действия: в игре сле дует использовать только насто ящие продукты (не муляжи), чтобы дети почувствовать «тяже лое» и «легкое».

* * *

П е д а г о г. Скажите, ребята, кто из вас ходил с мамой в ма гaзин?  Мы с вами сейчас тоже пойдем в магазины, только сум ку с собой возьмем. Скажите, когда сумка пустая, она тяжелая или легкая? Конечно, легкая! Покажите, какая у вас легкая сумка, поднимите ее, покрути те ею над головой, она же легкая!

Сумку взяли и идем в магазин. Идем, идем и пришли в булоч ную. Что мы там купим? Пра вильно, хлеб. Купили батон хлеба и положили его в сумку. Какая сумка? Чуть тяжелее. Покажите. Молодцы, отправляемся дальше. Идем, идем, несем сумку и при шли в овощной магазин. Что купим в овощном магазине? Правильно, овощи, и положим их в сумку. Дети показывают все действия. Сначала положим морковку  - сумка стала еще тяжелее, вот как руку оттягивает. Педагог показывает, дети повто ряют. Потом положим большой кочан капусты - сумка стала очень тяжелая. Ой, как тяжело! И мед ленно возвращаемся домой. Так тяжело нести сумку! Рука устала! Пришли домой. Выложили из тяжелой сумки капусту - какая стала сумка? Чуть полегче. Выло жили морковку - еще легче стала сумка. Что осталось в сумке? Батон хлеба. Выложим его из сумки. Какая стала сумка? Легкая. Покажите ваши легкие сумки.

 

Настольно-печатные игры разнообразны по видам: это и подбор картинок по парам и по общему признаку; и запоминание состава, количества и расположения картинок; и составление разрезных картинок и кубиков; и описание, рассказ о картинке с показом действий, движений.

«Парные картинки»

Дидактическая задача: разви вать умение находить в предме тах, изображенных на картинках, сходство и различие; активизи ровать словарь: похожие, разные, одинаковые; развивать наблюда тельность.

Игровое правило: отбирать сле дует только одинаковые картин ки; выигрывает тот, кто не оши бется ни разу.

Игровое действие: поиск оди наковых картинок.

 

* * *

Дети сидят за столом, на ко тором разложены картинки. Их много (10-12 шт.), все они раз ные, но среди них есть две оди наковые. Педагог просит кого -либо из ребят найти и назвать одинаковые картинки и показать их всем играющим. Парные кар тинки откладывают в сторону. Затем педагог перемешивает все картинки (они должны быть перевернуты) и незаметно под кладывает еще одну парную кар тинку. Разложив их лицевой сто роной, опять предлагает найти одинаковые. Сложность заключается в том, что среди карточек могут быть очень похожие, но неодинаковые.  Например: чашки, одинаковые по цвету и по фор ме, но одна с ручкой, а другая без ручки; два яблока одинако вых, но у одного есть черенок, а у другого его нет (т.е. изображен ные предметы имеют мало за метные признаки различия, ко торые дети не сразу замечают).

Игра проводится с небольшой группой детей. Все дети должны сидеть с одной стороны стола и, всем хорошо должны быть вид ны картинки. Усложняя игру; можно предложить найти не одну пару, а несколько пар одинако вых картинок. Дети рассказыва ют о предметах, отмечают, в чем они схожи, а чем отличаются.

 

«Что лишнее?»

Дидактическая задача: учить замечать ошибки в использова нии предметов; развивать наблю дательность, чувство юмора, уме ние доказать правильность сво его суждения; закреплять знания об орудиях труда.

Игровое правило: закрывать кар тонкой только лишнюю картинку. Выигрывает тот, кто первым об наружит ненужный предмет.

Игровые действия: находить и закрывать изображения ненуж ныx предметов.

 

* * *

В больших квадратах нарисова ны люди разных профессий, а в клеточках необходимые им для работы предметы и орудия тру да. Среди них есть, и такие, кото рые для этой профессии не нуж ны. Например, в центре - рису нок, на котором изображена медсестра, лечащая больного, а  в клеточках нарисованы все необ ходимые для ее работы предме ты и среди них - гантели.

Играющие дети должны заме тить и закрыть чистым квадрати ком ненужный предмет. Необхо димо подобрать рисунки, изобра жающие знакомые детям профес сии: повар, дворник, водитель, строитель, учитель, продавец и другие. Дети обмениваются карточками, и игра продолжается.

 

«Когда это бывает?»

Дидактическая задача: закреп лять знания о частях суток; уп ражнять в сопоставлении картин ки с частями суток: утро, день, вечер, ночь.

Игровые правила: по слову, ко торое произносит педагог, пока зывать карточку и объяснять, почему он ее поднял.

Игровое действие: поиск нуж ной картинки.

 

* * *

На столе у играющих разные картинки, отражающие жизнь де тей в детском саду: утренняя гим настика, завтрак, занятия, игры на участке, сон, уборка групповой комнаты, катание на санках, при ход родителей и другие. К каждой ча сти суток должно быть несколько сюжетных картинок. Дети выбира ют себе картинку, внимательно рассматривают ее.  На слово «утро» все дети, в руках у которых соот ветствующие картинки, поднима ют их и каждый объясняет, поче му он думает, что у него изображе но утро: дети приходят в детский сад, их ждет воспитатель, они де лают утреннюю гимнастику, умы ваются, завтракают, занимаются.  Затем педагог говорит, слово «день». Поднимают картинки те, у кого есть изображение какого-либо события или деятельности детей в это время суток: на прогулке, тру дятся на участке, обедают, спят.

 П е д а г о г. Вечер.

Д е т и поднимают соответствую щие карточки.

Почему ты показал эту кар точку?

Р е б е н о к. Потому что за деть ми пришли мамы, на улице темно.

П е д а г о г. Hoчь.

Д е т и поднимают карточки с изображением спящих ребят.

Так закрепляются знания де тей о частях суток. За каждый правильный ответ дети получают фишки: розовая фишка - утро, голубая - день, серая - вечер, черная - ночь.

Затем все карточки перемеши ваются, и игра продолжается, но слова называются в другой по следовательности: педагог сначала называет «вечер», а потом «утро», тем самым усиливая внимание к словесному сигналу.

 «Домино»

Дидактическая задача: закреп лять знания о домашних и диких животных, отмечать особенности животных, продолжать воспиты вать умение играть вместе, под чинять правилам игры.

Игровые правила: выигрывает тот, кто первым закончит подбор картинок, положит их по правилу: собака к собаке, медведь к мед ведю - и ни разу не ошибется.

Игровые действия: поиск нуж ных картинок, соблюдение оче редности.

 

* * *

Для этой игры необходимо иметь карточки как в любой игре типа «Домино». Карточка разделена на две половины: на каждой из них изображены раз ные виды животных. Игра рас считана на 4-6 участников. Кар точек должно быть 24. Если иг рают четверо, то раздают по 6 карточек. Игра проходит по типу игры «Домино». Кто первый по ложит последнюю карточку (а у других они еще есть), тот и вы игрывает. При повторении игры карточки перемешивают. Дети, не глядя, отсчитывают 4-6 кар точек и игра продолжается.

 Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах ,углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. В младших и средних группах игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве. В старшем дошкольном возрасте,  когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игру чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Эту категория игр характеризует такая игра – «Найди белочку». Белочка (перчаточная кукла), прячется на дубе, дети должны найти ее и назвать где она спряталась: на дубе, за дубом, под дубом, в дупле.

«Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем»

Дидактическая задача: учить называть действие словом; пра вильно употреблять формы гла голов (время, лицо); развивать творческое воображение, сообра зительность.

Игровое правило: все дети дол жны правильно изображать предложенное действие, чтобы можно было отгадать его и назвать.

Игровые действия: имитация движений, отгадывание; выбор водящего.

 * * *

П е д а г о г (обращаясь к де тям). Сегодня мы поиграем так: тот, кого мы выберем водящим, выйдет из комнаты, а мы дого воримся, что будем делать. Когда водящий вернется, он спросит: «Где вы были? Что вы делали?» Мы ему ответим: «Где мы были; мы не скажем, а что делали -  покажем».

 Выбирают водящего, он выходит. Педагог изображает, что он пи лит дрова.

П е д а г о г. Что я делаю.?

Д е т и. Дрова пилите.

П е д а г о г. Давайте все будем пилить дрова.

Приглашает водящего.

В о д я щ и й. Где вы были? Что делали?

 Д е т и (отвечают хором). Где мы были, мы не скажем, а что де лали - покажем.

 П е д а г о г и дети изображают пил ку дров, водящий отгадывает.

В о д я щ и й. Вы пилите дрова.

 Для продолжения игры выбира ют другого водящего.

Koгдa новый водящий выходит из комнаты, педагог предлагает детям самим придумать действие, которое они будут показывать: умываться, танцевать, рисовать, рубить дрова, играть на пианино и др.

Педагог следит зa правильнос тью употребления глаголов. Если, отгадывая, ребенок неправильно употребляет форму глагола, гово рит, например, «танцеваете», «рисоваете», педагог добивается, чтобы все усвоили, как надо гово рить правильно.

П е д а г о г. Дети, что вы делае те? Правильно сказал Миша: «Мы рисуем»? Миша скажи пра вильно, что делают дети.

Миша. Они рисуют!

 «Так бывает или нет?»

Дидактическая задача: разви вать логическое мышление, уме ние замечать непоследователь ность в суждениях.

Игровое правило: кто заметит небылицу, должен доказать, по чему так не бывает.

Игровое действие: отгадывание небылиц.

 * * *

П е д а г о г. Сейчас я буду вам о чем-то рассказывать. В моем рас сказе вы должны заметить то, чего не бывает. Кто заметит, тот пусть, после того как я закончу, скажет, почему так не может    быть.

Примерные рассказы педагога: «Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках» .

«Наступила весна. Все птицы улетели. Грустно стало детям. Давайте сделаем для птиц скво речники! - предложил Вова. Когда повесили скворечники, птицы поселились в них, и ста ло опять весело детям».

«У Вити сегодня день рожде ния. Он принес в детский сад угощение для своих друзей: яб локи, соленые конфеты, слад кие лимоны, груши и печенье.

Дети ели и удивлялись. Чему они удивлялись ?»

«Все дети обрадовались наступ лению зимы. «Вот теперь мы по катаемся на санках, на лыжах, на коньках», - сказала Света. "А я люблю купаться в реке, - сказала Люда, - мы с мамой будем ез дить на речку и загорать».

В начале игры следует включать только одну небылицу, при по вторном проведении игры коли чество небылиц увеличивают.

 «Добавь слово»

Дидактическая задача: упраж нять в правильном обозначении и положения предметов по отноше нию к себе; развивать ориента цию в пространстве.

Игровое правило: отвечает толь ко тот, кому педагог бросит мяч.

Игровые действия: дети ищут правильные слова, обозначающие разные расположения предметов в пространстве. Тот, кто поймал мяч, должен быстро дополнить предложения нужным словом.

 * * *

 П е д а г о г. Давайте вспомним, где у нас правая рука. Поднимите ее. Все предметы, которые вы ви дите в той стороне, где правая рука, находятся справа. Кто знает, где находятся предметы, которые вы видите в той стороне, где левая рука? Знаете ли вы, что обозначают слова «впереди меня» и «позади меня»? (Уточняет и эти поня тия.) А сейчас мы поиграем.

 Дети садятся за стол.

Я буду начинать предложение, называть разные предметы в на шей комнате, а вы будете добав лять слова «справа, слева, поза ди, впереди», отвечать, где этот предмет находится.

 П е д а г о г. Стол стоит... (бро сает мяч одному из играющих).

1-й  и г р о к. Позади.

 Возвращает мяч педагогу.

П е д а г о г. Полка с магнито фоном висит ... (бросает мяч другому ребенку).

2-й   и г р о к. Справа.

П е д а г о г. Дверь от нас...

3 -й  и г рок. Слева.

Если ребенок ошибся, педагог предлагает встать, поднять руку и указать этой рукой на предмет.

П е д а г о г. Какая рука у тебя ближе к окну?

Р е б е н о к. Правая.

Педагог. Значит, где находится от тебя окно?

Р е б е н о к. Справа.

      Можно эту игру провести и по-другому. Педагог произносит слова «слева, справа, впереди, позади», а дети говорят, какие предметы находятся в названном направлении.

Для проведения этой игры детей не следует сажать в кру жок, их лучше посадить с одной стороны стола, чтобы предметы по отношению к ним были рас положены одинаково.

       Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений. Обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила. Определяя дидактическую задачу, надо,  прежде всего, иметь в виду, какие знания, представления детей должны усваиваться, закрепляться, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться,  какие качества личности детей можно формировать средствами данной игры. В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. Основная цель правил игры– организовать действия, поведение детей. Правила могут разрешать, запрещать, предписывать детям что-то в игре, делать игру занимательной, напряженной. Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения общаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания. Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через ее правила и действия у детей формируют корректность, доброжелательность, выдержку.  Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями.  Игровые действия – это те действия, которые необходимо совершить для достижения цели – выигрыша. Назвать все предметы, подобрать пару, отгадать загадку. Развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя. Иногда и дети, готовясь к игре, вносят свои предложения. Такую творческую инициативу необходимо поддерживать. Так любая игра становиться дидактической, если имеются ее основные компоненты: дидактическая задача, правила, игровые действия.

Так как наши занятия проходят в игровой форме, то я никогда не объявляю: «Дети, все убрали, сейчас будем заниматься!» Я приглашаю их путешествие, в сказку или говорю так: «Вы слышите? А я слышу. Кто-то зовет нас на помощь. Надо скорее все прибрать и отправляться в путь». И мы с детьми оправляемся в путь. Побывали в гостях у сказок: погостили в Теремке, поиграли с Колобком, навели порядок в домике у трех медведей. А по дороге узнали много нового и интересного, помогли тем, кто нуждался в нашей помощи, и получили массу хорошего настроения.

А в другой раз мы отправились на ферму, знакомиться с домашними животными,  но ведь по дороге надо преодолеть массу препятствий. Перепрыгнуть через ручей и переправиться через реку, построить мост и собрать грибы, познакомиться с животными, узнать, чем они полезны для человека и чем человек для них, расселить животных по домикам. Или идем искать клад. А для этого надо прочесть послание разбойников, найти ключи-подсказки, выполнить задания разных персонажей, чтобы, наконец, найти целый сундук с сокровищами. Вот сколько всего успели! И, конечно, просто повеселились! Или помочь Маше заплести косички, или найти поросятам дорожки к домикам (упражнения на сравнения предметов по длине); помочь пассажирам занять места в вагонах (упражнения на счет и пересчет предметов, закрепление порядкового и количественного счета) и походы в лес, сад и огород за грибами, ягодами и урожаем. Небыли обделены вниманием и мои коллеги.

Мною было подготовлено выступление на педсовете по теме: «Игра», а также консультации по темам: «Значение дидактических игр и занятий для воспитания детей раннего возраста»,  «Роль дидактической игры в познании ребенком окружающего мира».

А также я принимала участие в методическом объединении для воспитателей младших групп по теме: «Значение игры в процессе развития детей дошкольного возраста».

И все же моя работа посвящена детям. Используя различные дидактические игры в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Применение дидактических игр повышают эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствую развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.

Учение должно быть радостным!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы по теме "Повышение профессиональной компетентности педагогов по развитию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ "ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"....

Творческая презентация опыта работы

Опыт работы по теме "Бумагопластика - средство развития творческих способностей и мелкой моторики рук"...

Презентация опыта работы на тему «Развитие художественно- творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшиеручейки, которые питают источник творческой мысли.Другими словами: чем бол...

Презентация опыта работы «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования»

«Развитие творческих способностей детейчерез нетрадиционные  техники рисования»...

Презентация опыта работы «Интеграция изобразительной и экспериментальной деятельности как условие развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Презентация опыта работы «Интеграция изобразительной и экспериментальной  деятельности как условие развития творческих способностей  детей старшего дошкольного возраста». Раскрыты цель, гипо...

Творческая презентация опыта работы "Развитие детского творчества посредством нетрадиционного рисования"

Формирование у детей художественных способностей в изобразительной деятельности, посредством методов нетрадиционного рисования....

Творческая презентация опыта работы

в данной презентации я рассказываю об опыте своей работы  на тему "Игровая  ситуация как  средство  развития элементарных  математических  представлений  у дете...


 

Комментарии