Сборник "В помощь педагогу дополнительного образования"
материал по теме
В сборнике представлены документы, которые окажут практическую помощь педагогам дополнительного образования , заместителям директоров Центров (Домов) творчества в организации своей профессиональной деятельности.
В сборник "В помощь педагогу дополнительного образования" включены:
ПОЛОЖЕНИЕ «О системе единого ведения программно-методической документации педагогов МОУ ДОД ЦДТ"
ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к программам дополнительного образования детей
ПОЛОЖЕНИЕ о детском объединении дополнительного образования МОУ ДОД «Центр детского творчества»
Инструкция по планированию учебного занятия Центра детского творчества
Рекомендации по анализу учебного занятия МОУ ДОД ЦДТ
Требования к проведению учебного занятия Центра детского творчества
Инструкция по ведению журнала учета работы объединения МОУ ДОД «Центр детского творчества"
Список литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbornik_dokumentov.doc | 197.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
«Центр детского творчества»
СБОРНИК
«В помощь
педагогу дополнительного образования»
г. Кирсанов,
2007г.
Составитель: О.В. Серяпина, зам. директора по УВР
Материалы рассмотрены на методическом совете МОУ ДОД ЦДТ, протокол №1 от 05.09.2007г. и утверждены директором МОУ ДОД ЦДТ Шаталиной В.В.
Содержание:
- ПОЛОЖЕНИЕ «О системе единого ведения
Программно-методической документации педагогов
МОУ ДОД ЦДТ ......................................................................4-9
- ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
к программам дополнительного образования детей..........10-13
- ПОЛОЖЕНИЕ о детском объединении
дополнительного образования
МОУ ДОД «Центр детского творчества».............................14-15
- Инструкция по планированию учебного
занятия Центра детского творчества....................................16-17
- Рекомендации по анализу учебного занятия
МОУ ДОД ЦДТ.......................................................................18
- Требования к проведению учебного занятия
Центра детского творчества...................................................19-24
- Инструкция по ведению журнала
учета работы объединения
МОУ ДОД «Центр детского творчества».............................25-26
8. Список литературы..................................................................27
ПОЛОЖЕНИЕ
О системе единого ведения программно-методической документации педагогов МОУ ДОД ЦДТ
- ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- Положение о системе единого ведения программно-методической документации педагогов дополнительного образования (далее педагогов) подготовлено с целью совершенствования документационного обеспечения образовательного процесса путем повышения эффективности технологии работы с документами.
- Настоящее Положение устанавливает порядок разработки, составления, оформления, ведения и использования документации.
- Ответственность за работу с программно-методическими документами возлагается на заместителя директора по УВР, методистов и педагогов в соответствии с их должностными обязанностями.
- ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
ПЕДАГОГОВ
Учебно-воспитательная работа педагогов обеспечивается системой взаимосвязанных программно-методических документов, составляющих их документационную базу.
Состав документационной базы определяется методическим советом МОУ ДОД ЦДТ и утверждается директором МОУ ДОД ЦДТ.
- ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ И ОФОРМЛЕНИЯ ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ ПЕДАГОГОВ
- Документирование учебно-воспитательной деятельности заключается в фиксации на бумаге или других носителях.
При подготовке и оформлении документов следует соблюдать правила, обеспечивающие:
- юридическую /нормативную/ силу документа;
- оперативное и качественное их исполнение;
- поиск документов;
- качество документов как источника информации.
3.2. Документы должны, как правило, оформляться на листах формата А4. Подобным образом оформляются образовательная программа и программа деятельности на год.
3.3. Состав программно-методической документационной базы педагогов МОУ ДОД ЦДТ составляют: образовательная программа (авторская, модифицированная, типовая, экспериментальная); программа деятельности на год; журнал учета работы объединения.
3.4. Педагоги, работающие по авторской, модифицированной, экспериментальной программам, имеют в наличии оформленный текстовой документ в двух экземплярах и утвержденный методическим советом, руководителем учреждения, после чего они становятся внутренним нормативным актом для педагогического коллектива и обязательным к исполнению. Один экземпляр документа хранится у педагога, второй – в методическом кабинете.
3.5. Педагоги, работающие по типовым программам, имеют в наличии информационный источник (книгу, журнал и т.д.), ксерокопию информационного источника или оформленный текстовой документ.
3.6. Параллельно с образовательными программами, педагоги осуществляют свою деятельность на основании программы деятельности на год, который оформляется ежегодно и представляется на рассмотрение и утверждение соответствующих органов постоянными педагогами до 1 октября и педагогами – совместителями до 15 октября.
3.7. Журнал учета работы объединения предоставляется на проверку ежемесячно до 15 числа каждого месяца. Проверку и подпись журнала осуществляет зам.директора по УВР в соответствии со своими должностными обязанностями.
3.8. Коррекция программно-методической документации педагогом осуществляется по согласованию с соответствующими органами, ответственными за осуществление программно-методического процесса.
3.9. Разработка и оформление программно-методической документации проводится в соответствии с требованиями, указанными в настоящем Положении.
3.10. Образовательная программа должна соответствовать ПРИМЕРНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844)
3.11. Программа деятельности на год включает следующие структурные элементы:
1. титульный лист,
2. анализ работы детского объединения за предыдущий учебный год,
3. пояснительная записка
4. цели и задачи на текущий учебный год ;
5. календарно-тематический план;
6. внеучебная деятельность;
7. методическая работа.
3.11.1. Титульный лист
Указывается:
- наименование образовательного учреждения;
- где, когда и кем утверждена программа деятельности;
- Ф.И.О. педагога дополнительного образования;
- название объединения;
-учебный год;
- название города, населенного пункта, в котором реализуется
программа деятельности.
3.11.2. Анализ работы детского объединения за предыдущий учебный год
Должны быть представлены :
- статистический и иной материал о работе в течение учебного года: количество воспитанников и учебных групп (в целом и по годам обучения), участие детского коллектива в массовых мероприятиях учреждения, города, области и т.д., результаты участия детей в конкурсах разного уровня, тематика и формы воспитательно- развивающих мероприятий детского объединения;
- особенности содержания учебной деятельности в конкретном учебном году (какие были внесены коррективы в образовательную программу и в связи с чем, какие тематические программы и проекты нашли свое отражение в учебном процессе, и др.);
- результативность учебного процесса, сроки и формы выявления результатов обучения, степень освоения образовательной программы воспитанниками;
- общие позитивные тенденции и результаты деятельности детского объединения в данном учебном году, проблемы и недостатки в работе с детьми, а также анализ их причин;
- общие выводы и перспективы работы детского объединения на следующий учебный год.
3.11.3. Пояснительная записка.
1) общая характеристика детского объединения
►с какого года оно действует,
►количество воспитанников по итогам комплектования в начале учебного года (всего, по годам обучения, возрасту (дошкольный, младший школьный, средний и старший школьный возраст), полу);
►уровень подготовленности детей на начало учебного года (для детей первого года обучения по итогам первичной диагностики, а для остальных – по итогам повторения изученного в прошлом году учебного материала);
►обоснование небольшой корректировки (в случае необходимости) образовательной программы с учетом возможностей конкретных детей, включенных в состав детского объединения на предстоящий учебный год;
2) источники планирования: образовательная программа детского объединения, план работы МОУ ДОД ЦДТ на учебный год, положения о творческих конкурсах, соревнованиях и турнирах и график их проведения;
3) особенности учебного года (ссылки на тематические программы и проекты, реализуемые в данном учебном году, памятные даты) с обязательным указанием на то, как они будут отражены в работе с детьми.
3.11.4. Цели и задачи на текущий учебный год
Планируются в соответствии с образовательной программой и перспективами, определенными по итогам анализа работы детского объединения за предыдущий учебный год.
3.11.5. Календарно-тематический план
Как правило, эта часть плана оформляется в виде таблицы .
Предлагается два варианта для разных типов детских объединений.
Первый вариант - (традиционный)- для тех объединений дополнительного образования, в которых содержание учебной деятельности изучается последовательно и имеет более или менее определенное время для изучения каждой темы образовательной программы (объединения декоративно-прикладного технического, технического, социально-педагогического и др.).
№ п/п | Дата | Назва-ние темы | Общее кол-во часов | Теоретические знания | часы | Практические знания | часы | Формы и методы проведения, средства обучения |
Графы «Теоретические знания» и «Практические знания» заполняются на основании образовательной программы и отражают ее изучение в течение данного учебного года.
Необходимо также предусмотреть (в организации практических занятий) подготовку и участие в массовых мероприятиях учреждения, конкурсных мероприятиях разных уровней, и не упустить подготовку и проведение итоговых занятий детского объединения.
В графе «Формы и методы проведения, средства обучения» указываются также те дидактические пособия, которые используются педагогом при изучении каждой темы; ТСО; необходимый для работы материал.
В конце плана дается список используемой литературы.
Второй вариант рекомендован для объединений , изучающих учебные темы параллельно: музыкальных, хореографических, спортивных и др.
Название тем | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | |
Тема №1 | теория | |||
практика | ||||
Тема №2 | теория | |||
практика |
3.11.6.Внеучебная деятельность
(Массовые мероприятия учебного, воспитательно-развивающего характера и др.)
№п/п | Вид мероприятия | Месяц |
Работа с родителями :
► родительские собрания ( тема, дата),
►консультации (тема, дата) и другое.
3.11.7. Личный творческий план педагога
Методическая работа
Педагог планирует различные виды методической деятельности, в том числе и по самообразованию.
Работа педагога по самообразованию включает в себя:
► тему, которая должна отражать личностно-профессиональную проблему самообразования педагога;
►цель работы по самообразованию;
►содержание деятельности по самообразованию, а именно:
♦ изучение литературы по проблеме,
♦ изучение состояния проблемы на практике;
♦ проектирование собственной деятельности (знания, способы их достижения, профессиональные умения и т.п.),
♦ экспериментальная апробация собственных проектов;
♦ разработка методических рекомендаций, представление результатов по самообразованию и т.п.
План работы над темой по самообразованию можно построить в виде схемы (схема 1)
СХЕМА 1
№п/п | Виды работ над реализацией темы | Дата | Где рассматриваются результаты |
Виды методической работы
►Разработка основной учебно-методической документации.
►Подготовка к проведению учебных занятий.
►Разработка и подготовка к изданию учебно-методических материалов.
► Разработка и внедрение дидактических материалов.
►Подборка материал из опыта работы.
►Оформление материала из опыта работы.
►Составление рекомендации.
►Разработка по методике процесса обучения (программы, пособия).
►Разработка по организации образовательного процесса (положения, планы).
►Составление и систематизация методического материала.
►Составление и систематизация информационного материала.
►Разработка основной учебная документация.
►Разработка и подготовка к изданию методических материалов.
►Разработка раздаточных материалов для обучающихся.
►Разработка сценарий массовых дел.
►Проведение открытых занятий.
►Изготовление наглядных пособий.
►Подготовка выставочных экспозиций.
►Другие виды методической работы.
Повышение своей квалификации: виды повышения квалификации (курсы, семинары, конференции, самостоятельная работа и т.д.) и сроки;
Участие в работе ЦДТ: заседания, педагогические советы, общественная и другая работа;
Научно-исследовательская, экспериментальная работа (наименование, цель, сроки);
Работа со спонсорами, общественностью.
4. Порядок утверждения программно-методических документов
внутри учреждения
4.1.Утверждение программно-методической документации педагогов – фиксация факта создания данной документации педагогом в учреждении.
4.2.Утверждению подлежат все оговоренные в настоящем Положении документы.
4.3.Документы утверждаются 1 раз – образовательная программа ( при внесении изменений – повторно), и ежегодно - программа деятельности, после рассмотрения педагогическим или методическим советами МОУ ДОД ЦДТ.
4.4.Утверждение программно-методической документации осуществляется директором.
5.Контроль исполнения программно-методических документов
Целью контроля является обеспечение своевременного и качественного исполнения действий, зафиксированных в программно-методических документах. Контролю подлежат все утвержденные документы. Контроль над исполнением документов возлагается на указанные лица приказом директора в соответствии с их должностными обязанностями, номенклатурой дел в МОУ ДОД ЦДТ.
Приложение к письму
Департамента молодежной
политики, воспитания и
социальной поддержки детей
Минобрнауки России
от 11.12.2006 № 06-1844
ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
к программам дополнительного образования детей
Нормативно-правовой аспект.
В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее - Закон) образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:
в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 233), и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии (ст. 26, п. 2).
Содержание дополнительных образовательных программ.
Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.
Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:
обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.
Целями и задачами дополнительных образовательных программ, в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с чем, содержание дополнительных образовательных программ должно:
соответствовать:
- достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;
- соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);
- направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной);
- современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).
быть направлено на:
- создание условий для развития личности ребенка;
- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
- профилактику асоциального поведения;
- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;
- целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
- укрепление психического и физического здоровья детей;
- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Структура программы дополнительного образования детей.
Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:
1. Титульный лист.
2. Пояснительную записку.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание изучаемого курса.
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
6. Список литературы.
Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей.
1. На титульном листе рекомендуется указывать:
- наименование образовательного учреждения;
- где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
- название дополнительной образовательной программы;
- возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
- срок реализации дополнительной образовательной программы;
- Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;
- название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;
- год разработки дополнительной образовательной программы.
2. В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрыть:
- направленность дополнительной образовательной программы;
- новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
- цель и задачи дополнительной образовательной программы;
- отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ;
- возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
- сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
- формы и режим занятий;
- ожидаемые результаты и способы определения их результативности;
- формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).
3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать:
- перечень разделов, тем;
- количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
4. Содержание программы дополнительного образования детей возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).
5. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:
- обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
- рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;
- дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.
6. Список использованной литературы.
ПОЛОЖЕНИЕ
о детском объединении
дополнительного образования
МОУ ДОД «Центр детского творчества»
I.раздел. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
▲ Полное название детского объединения и его статус.
▲ Его назначение.
▲ Цели деятельности.
▲ Задачи деятельности.
II. раздел. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
▲ Правила приема в детское учреждение.
▲ Сроки и этапы обучения.
▲ Количество учебных часов в неделю как основных, так и дополнительных занятий, других форм учебной работы.
▲ Требования к одежде воспитанников на учебных занятиях.
▲ Требования к индивидуальному оснащению ребенка на занятии (что он должен приносить с собой).
▲ Правила для воспитанников детского объединения.
▲ Правила для родителей воспитанников детского объединения.
▲ Вопросы материального (финансового) обеспечения деятельности детского объединения (источник основного финансирования, денежные взносы родителей – как определяется их форма, порядок сбора денежных средств, расходование и отчетность).
▲ Правила выдачи (если это предусмотрено) воспитанникам сертификата по окончании обучения в детском объединении.
III. раздел. Организация учебно-воспитательного процесса
детского объединения
▲Учебная деятельность (отдельно по каждому году или этапу обучения):
- содержание учебной работы (основные теоретические знания и практические умения и навыки);
-основные формы обучения ( в условиях учреждения и выездные формы работы, массовые мероприятия учебного характера);
- формы и сроки итоговых занятий.
▲Воспитывающая деятельность (также отдельно по каждому году или этапу обучения):
- основные подходы к содержанию (т.е. чему будет уделяться приоритетное внимание),
-основные формы массовых воспитательно-развивающих мероприятий.
ПОЯСНЕНИЕ
В комплект документации педагога дополнительного образования может быть включено ПОЛОЖЕНИЕ о детском объединении дополнительного образования, если организация его деятельности имеет особенности и, соответственно, требует специального документального обеспечения.
Положение о детском объединении является административным документом, в котором фиксируются те основные организационные и административно-управленческие аспекты его деятельности, которые не включаются в образовательную программу:
- его статус (возможные варианты: входит в структуру учреждения дополнительного образования детей, является филиалом учреждения дополнительного образования детей на базе другого образовательного учреждения.),
- его педагогическое назначение (т.е. зачем оно создано),
- цели и задачи деятельности детского творческого коллектива,
- вопросы организации его работы: период и этапы обучения, формы обучения, количество часов занятий в неделю (основных и дополнительных), правила приема в детское объединение, требования к воспитанникам (к одежде, к индивидуальному оснащению, к поведению и т.д.), правила для родителей воспитанников,
- финансовые вопросы деятельности детского объединения,
- возможность выдачи воспитанникам сертификата по окончании обучения в детском объединении,
- основные подходы к содержанию и методике образовательного процесса детского объединения (основное содержание учебной деятельности на каждом году (или этапе) обучения, формы учебной деятельности, формы итогового занятия, формы воспитательной работы и т.д.).
Инструкция
по планированию
учебного занятия
Центра детского творчества
г. Кирсанова
При планировании учебного занятия необходимо учитывать основные этапы учебного занятия:
- Организация начала занятия, постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач, сообщение темы и плана занятия.
- Проверка имеющихся у детей знаний и умений для подготовки к изучению новой темы.
- Ознакомление с новыми знаниями и умениями, показ образца формирования.
- Упражнения на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу, на перенос в сходную ситуацию, творческого характера.
- Подведение итогов занятия, формулирование выводов.
Превратить учебное занятие в живое, заинтересованное решение проблем помогают:
►подача педагогом учебного материала на высоком уровне, а организация работы детей – на доступном для них уровне, на пределе их возможностей и в приемлемом темпе;
►четкое, структурное, поэтапное объяснение учебного материала или обучение практической операции;
►установка не на запоминание учебной информации, а на смысл и практическую значимость полученных знаний;
►обязательная организация «обратной связи», которую можно осуществить по ходу объяснения новой темы, после ее изучения и как итоговую проверку;
►создание оптимальных условий для самообразования, развития творческого потенциала ребенка, а также реализации индивидуального подхода на каждом учебном занятии (выяснение целей и возможностей, творческого потенциала каждого ребенка на основе знания способностей, потребностей и склонностей).
Технологическая схема современного занятия обладает большой вариативностью, но подчинена основной задаче – воспитать веру ребенка в свои силы и стремление к самостоятельной деятельности, научить радоваться общению с педагогом и друзьями. Правильно составленная технологическая схема позволит определить место каждого занятия в учебном курсе и ответить на следующие вопросы:
- Какие цели должны быть достигнуты при изучении данной темы (новые знания, умения, навыки)?
- Какие организационные формы обучения соответствуют содержанию учебного материала и уровню подготовки детей?
- Какую роль играет данная тема в учебном курсе?
- Какими знаниями, умениями, навыками овладеют дети в результате темы?
- Какие формы контроля знаний, умений и навыков целесообразны?
Основные требования к построению современных учебных занятий:
►создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей;
►целесообразное расходование времени занятия;
►применение разнообразных методов и средств обучения;
►высокий положительный уровень межличностных отношений между педагогом и детьми;
►практическая значимость полученных знаний и умений.
Рекомендации
по анализу
учебного занятия
МОУ ДОД ЦДТ
Анализ учебного занятия проводится по следующей форме:
Содержание компонентов анализа | Оценивание компонентов анализа «+»-высокий уровень, «+ −» -средний уровень, «−»- низкий уровень |
Ф.И.О. педагога | |
Дата занятия | |
Целостность целеполагания: ● наличие обучающих, развивающих, воспитательных задач; ● чёткость постановки задач | |
Содержательный аспект занятия: ● соответствие темы образовательной программе (календарно-тематическому плану) ● логика построения занятия ● соответствие содержания форме занятия ● оптимальность объема учебного материала | |
Методический аспект занятия: ● готовность помещения, рабочего места ● наличие наглядного материала ● наличие ТС обучения ● разнообразие методов и приемов обучения | |
Управленческий аспект: ● дифференциация заданий ● индивидуализация заданий | |
Коммуникативный аспект: ● взаимоотношение : педагог - ребенок ● взамоотношение: ребенок - ребенок | |
Организационный аспект: ● наличие микроэтапов занятия ● логичность завершения каждого этапа | |
Аналитико-синтетический аспект: ● включенность детей в совместный анализ ● результативность занятия |
Требования
к проведению учебного занятия
Центра детского творчества
г. Кирсанова
Несмотря на многообразие типов занятий, все они должны отвечать некоторым общим требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения.
- Педагог должен сформулировать тему, задачи занятия (цель ставится на блок или раздел образовательной программы, задачи формулируются: обучающие, развивающие, воспитательные).
- На занятии должно быть сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся.
- Педагог должен подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности учащихся.
- Педагог должен добиваться, чтобы усвоение учебного материала осуществлялось на занятии.
- Педагогу необходимо соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности.
Формы проведения учебных занятий подбираются педагогом с учетом возрастных психологических особенностей учащихся, цели и задач образовательной программы, специфики предмета и других факторов.
Наиболее общими в дополнительном образовании могут быть следующие формы:
Дошкольный и младший школьный возраст | Средний школьный возраст | Старший школьный возраст |
Беседа с игровыми элементами | Лекция | Проблемная лекция |
Сказка | Учебная игра | Пресс-конференция |
Сюжетно-ролевая игра | Творческий проект | Практические занятия (лабораторная работа) |
Игра-путешествие | Конкурс (КВН) | Семинар |
Игра-имитация | Заочная экскурсия | Тематическая дискуссия |
Соревнования, состязания и др. | Тематические задания по подгруппам | Групповая консультация |
Защита творческой работы | ||
Деловая игра: презентация (вида деятельности, выставки т.п.) |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Комплексное планирование
задач учебного занятия
(по М. Поташнику)
Каждое занятие включает в себя решение обучающих, развивающих и воспитательных задач.
- Обучающие задачи.
К числу обучающих задач относят формирование теоретических знаний, характерных для данного вида деятельности:
- обеспечить в ходе занятия усвоение (повторение, закрепление) следующих основных понятий, законов, теорий, терминов и т.д.
или
- обеспечить в ходе выполнения заданий усвоение (закрепление) следующих движений, (операций, технологий, способов изготовления)
или
- сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения...
2. Развивающие задачи
Задачи чаще всего связаны с психологическим развитием ребенка.
- способствовать развитию познавательных способностей: внимание, память, мышление,
или
- создать условия для развития...
или
- способствовать (содействовать) развитию эмоций, чувств ребенка (радости, сопереживания (импатии)), развитию мимики ребенка
или
- способствовать развитию волевых качеств (настойчивость, целеустремленность, решительность),
или
- способствовать развитию творческих способностей (фантазии, воображения).
- Воспитательные задачи.
Задачи направлены на развитие личностных качеств ребенка, нравственности.
- содействовать решению задач трудового воспитания (гигиена труда, культура труда и т.д.), патриотизма, гигиенических качеств, формированию ЗОЖ и др.
Примеры конструирования задач занятия с учетом возраста детей
(авторы: Е.В. Авдеева, Е.Г. Метелева, Н.Б. Новоселова)
Обучающие задачи
(направлены на освоение воспитанниками системы учебных знаний и формирования предметных умений и навыков).
Примеры обучающих действий педагога: познакомить, научить, учить, изучить, повторить, закрепить, дать основы, научить сравнивать, анализировать, высказывать, применять, создавать, систематизировать, свободно оперировать понятиями и т.д.
Воспитательные задачи
(направлены на освоение, усвоение и присвоение общекультурных ценностей, формирование положительных качеств личности)
Возраст | Действие | Качества |
младший школьный возраст | воспитывать | Любовь к малой родине: ● к родному дому, школе, семье, двору, микрорайону, городу |
Доброжелательное отношение к окружающим: ●соблюдение правил этикета, ●доброжелательность, ● дружелюбие, ●готовность сотрудничать, ●вежливость | ||
Умение заботиться: ●доброту, ●искренность, ●чуткость, ●общительность, ●стремление помочь, ●отзывчивость | ||
формировать | Положительную самооценку | |
Потребность в самоорганизации: ●аккуратность, ●бережливость, ●трудолюбие, ●сдержанность, ●основы самоконтроля, ●скромность, ●самостоятельность, ●умение доводить начатое дело до конца, ●настойчивость, ●выдержку | ||
Потребность в здоровом образе жизни: ●умение видеть прекрасное, ●гигиенические знания и умения, ●оптимизм, ●доброжелательное отношение к труду, ●культура труда. | ||
Подростки | Воспитывать | Гражданские качества личности: ●интерес к общественной жизни, ● стремление помогать , ● патриотизм, ● активную жизненную позицию, ● критичность, ● оптимизм, ● общественную активность, ● чувство долга, ● предприимчивость |
Формировать | Положительную «Я-концепцию»: ● умение аргументировать свою позицию, ● положительную самооценку, ● самокритичность, ● оптимизм, ● уверенность в себе, ● лидерские качества, ● умение сопереживать | |
Потребность в саморегуляции: ● ответственность, ● самоконтроль, ●рассудительность, ● тактичность, ● терпимость, ●самостоятельность, ● умение адаптироваться к новым условиям, ● умение прогнозировать собственную деятельность, ● умение организовать свою деятельность и анализировать её | ||
Потребность в здоровом образе жизни: ● разнообразие интересов, ● осознание своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе | ||
старшеклассники | формировать | Положительную мотивацию на культуру жизнедеятельности: ● уважительное отношение к людям, ● общественную активность, ● интерес к культуре и истории России, ● стремление принести пользу обществу, ● понимание личного и общественного значения труда, ● осознание личной и общественной значимости образования (знаний), ● потребность к самопознанию, ● умение ставить цели и реализовывать их, ● осознание значимости результата |
Потребность в общении в контексте культуры: ●умение идти на компромисс, ● тактичность, ● терпимость, ●толерантность, ●умение доказать свою точку зрения, ●умение выходить из конфликтных ситуаций, ● знание этики семейных отношений, ● умение организовать культурный досуг | ||
способствовать | Личностному и профессиональному самоопределению: ● формированию потребности в достижении цели (личностной и общественнозначимой), ● самовоспитанию, ● формированию умения соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии, ● формированию профессионально важных качеств личности, ● оценке и коррекции профессиональных планов воспитанников |
Развивающие задачи
(направлены на развитие познавательного интереса, способностей и задатков ребенка)
Возраст воспитанников | Примеры формулировки развивающих задач |
Младший школьный возраст | ● развивать психические процессы (внимания, памяти, речи, восприятия, мышления, воображения), познавательный интерес, ● развивать эмоциональную сферу, ● развивать творческие способности – формировать рефлексивные умения (умение разумно и объективно посмотреть на себя со стороны, проанализировать свои суждения и поступки: почему он это сделал?), ● развивать любознательность, чувство удовлетворения при успехах и неудовлетворения при неудачах, ● развивать гибкость, логичность мышления, доказательность суждений, ● развивать эстетические чувства |
Подростки | ● развивать самосознание, ● развивать интерес к познавательной деятельности, ● развивать умения самовыражаться, самоутверждаться, ● развивать творческие способности, ● формировать способы социального взаимодействия, ● развивать коммуникативные способности, умение жить в коллективе |
Старшеклассники | ● развивать познавательные и профессиональные интересы, ● развивать способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы, ● формировать рефлексивный тип мышления (умение провести адекватный самоанализ своих умений, качеств, поступков), ● развивать самосознание, ● развивать творческие способности |
Общие требования к постановке задач занятия:
● задачи ставятся, исходя из целей и назначения всего процесса образования,
●задач может быть столько, сколько необходимо для осуществления задуманного,
●задачи должны соответствовать содержанию, формам и методам предполагаемой образовательной деятельности,
●задачи должны быть определены конкретно и четко, чтобы была возможность проверить (самопроверить) их выполнение,
● формулировка задач должна быть максимально краткой, но полной (развернутой во времени и пространстве),
●задачи лучше поставить в определенной последовательности (классифицировать),
● в формулировке задачи должно быть ключевое слово, глагол, определяющий основные действия педагога и воспитанников (оказать, отработать, освоить, организовать и пр.).
Важным принципом постановки задач является учет возрастных особенностей развития воспитанников. (Смотри журнал «Дополнительное образование и воспитание», №3, 2006, стр.29)
Инструкция
по ведению журнала
учета работы объединения
МОУ ДОД «Центр детского творчества»
г. Кирсанова
- «Журнал учета работы объединения в системе дополнительного образования детей» является государственным учетным, финансовым документом, его обязан вести каждый руководитель объединения.
- Журнал сдается на подпись заместителя директора по УВР до 15 числа каждого месяца.
- Журнал заполняется ручкой черного или синего цвета, аккуратно, без исправлений.
- На первой странице журнала руководитель объединения записывает название объединения, расписание, фамилию, имя, отчество руководителя (полностью). Изменения расписания, утвержденные директором в течение учебного года, вносятся в графу «Изменения расписания». Для педагогов, проводящих индивидуальные занятия, на первой странице журнала вклеивается график индивидуальных занятий.
- В течение сентября обязательно заполняются страницы журнала «Список обучающихся в объединении» (графы: фамилия, имя, год рождения, класс, школа, домашний адрес, телефон,). Дополнительные сведения могут быть аккуратно внесены в незаполненные графы. В случае выбытия воспитанника заполняется графа «Когда и почему выбыл». Вновь принятые вносятся в «Список обучающихся в объединении» с указанием даты вступления в объединение. Если с одной группой воспитанников работают несколько педагогов, сведения о воспитанниках заносятся в журнал основного педагога. В журналах объединений спортивного(кроме шахматного) и танцевального профилей к сведениям о воспитанниках прикладываются обязательные медицинские справки, разрешающие каждому воспитаннику занятия в данном объединении.
- Страницы «Учет посещаемости и работы объединения» заполняются в течение месяца (на каждый месяц заполняются отдельные страницы). Даты занятий заполняются строго по утвержденному расписанию занятий. В дни проведения занятий отмечают отсутствующих: не явившихся – буквой «н», больных – буквой «б». В разделе «Содержание занятий» записи должны соответствовать по теме календарно-тематическому плану на год и должны быть достаточно конкретными. Количество часов, отмечаемых в журнале, должно строго соответствовать педагогической нагрузке и утвержденному расписанию занятий с данной группой. В группах, в которых совместно с педагогом работает концертмейстер, обязательно проставляются часы, отработанные концертмейстером. Обязательна подпись о выработке часов за каждый день занятий как педагога, так и концертмейстера.
- В случае болезни или учебного отпуска педагога, разрешенного приказом отпуска без сохранения содержания, делается соответствующая запись в журнале. Часы в таких случаях в журнале не проставляются. Если занятия проводит другой педагог по приказу директора ЦДТ, в связи с болезнью основного педагога, то проставляются часы, подпись проводившего. Праздничные дни также отмечаются соответствующей записью в журнале без проставления часов.
- Если педагог проводит индивидуальные занятия с воспитанниками по постоянному графику (например, занятия фортепиано, флейтой и пр.), в журнале делается запись «Работа по индивидуальному плану», а конкретная тематика занятий с воспитанниками отражается в индивидуальных планах и дневниках. Если индивидуальные занятия проводятся по конкретным общим темам и на них приглашаются отдельные воспитанники без постоянного графика, в журнале записывается тема индивидуальных занятий и отмечаются приглашенные воспитанники.
- В течение учебного года педагог должен регулярно заполнять страницы «Учет массовой работы» и «Творческие достижения обучающихся».
- Учет работы, проводимой педагогом по подготовке и проведению массовых мероприятий, ведется на последней странице журнала с указанием даты и содержания деятельности. В конце учебного года до 1 июня журнал сдается в учебную часть для сохранения в архиве Центра творчества.
Список литературы.
- Авдеева Е.В., Метелева Е.Г., Новоселова Н.Б. Конструирование задач учебного занятия./Дополнительное образование и воспитание, №3, 2006.
- Буйлова Л.Н. Профессиональная адаптация начинающего педагога дополнительного образования./ Дополнительное образование и воспитание, №10, 2006.
- Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования.-М.: Школьная пресса, 2006.
- Кульневич С.В., Иванченко В.Н. Дополнительное образование детей: методическая служба.- Ростов – на - Дону: Изд-во «Учитель», 2005.
- Советы по планированию деятельности педагога дополнительного образования. Тамбовский областной Дворец творчества детей и юношества, БИП -2, Сентябрь-98.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В помощь педагогу дошкольного образования в развитии творческого мышления и воображения с помощью ТРИЗ.
Среди новых педагогических технологий, методик, используемых в дошкольных учреждениях, ТРИЗ занимает особое место. ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - была разработана бакинским учёным, пи...
Дополнительная общеразвивающая программа робототехники «Трансформер» Педагога дополнительного образования Козачок Ирины Николаевны
Робототехника сегодня – одна из самых динамично развивающихся областей. Поэтому необходимо развивать научно-технический и творческий потенциал личности дошкольника через обучение элементарным ос...
Статья «Проблема отбора содержания дополнительного образования дошкольников «Шашки – это интересно» (из опыта работы педагога дополнительного образования).»
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования важную роль в развитии ребенка стало играть, не только основное образование, но и дополнительное....
Автор : Саввина Наталья Геннадьевна , педагог дополнительного образования , ГБУ ДО ДООЦ "ЦГПВиБЖ"Программа "Мир прекрасного" Из опыта работы педагога дополнительного образования
Статья "Нравственно- патриотическое воспитание юного петербуржца"Методическая разработка "Площадь Александра Невского- небесного покровителя Санкт- Петербурга"...
Методические рекомендации в помощь педагогам дополнительного образования МБУДО ДДТ, воспитателям ДОУ «КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ТРИЗ С ДЕТЬМИ»
Методические рекомендации в помощь педагогам дополнительного образованияМБУДО ДДТ, воспитателям ДОУ «КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ТРИЗ С ДЕТЬМИ»...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"
Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...
Статья педагога дополнительного образования ;"Поддержание физического здоровья и профилактика различных заболеваний при помощи аквааэробики".
Статья: для чего нужно заниматься аквааробикой? Для поддержаия физического здоровья и профилактику различных заболеваний....