Литературные викторины
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Старшая, подготовительная, средняя группы - литературная викторина.
Вторая младшая группа - интегрированное занятие по ИЗО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nedelya_teatralizovannyh.docx | 38.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Әлмәт шәһәре Муниципальное бюджетное
“Баланың сәләтен үстерү үзәге дошкольное образовательное
1нче “БӘЛӘКӘЧ” балалар бакчасы учреждение “Центр развития ребенка–
муниципаль бюджет мәктәпкәчә детский сад №1 “БЭЛЭКЭЧ”
белем бирү учреңдениесе” г. Альметьевска
«Литературные викторины»
Разработала:
Педагог МБДОУ
«ЦРР – д/с №1 «Бэлэкэч»
Копанева Е.В.
2011год
Цель недели литературных викторин:
- Принести детям радость и сформировать живой интерес к книгам.
- Оценить взаимодействие детей с воспитателями. (Ведь надо помочь детям подготовиться к игре — подобрать и прочитать ему нужную книжку, отыскать открытки или репродукции с иллюстрациями, приобрести мультипликационную экранизацию сказки или ее аудиозапись).
- Закрепление и систематизация знаний сказок и стихов.
- Развивать диалогическую, монологическую речь.
- При помощи информационно - компьютерных технологий привлекать внимание детей к занятиям.
- Воспитывать интерес к сказкам.
- Совершенствовать навыки сотрудничества при работе в команде.
- Воспитывать бережное и уважительное отношение к книгам.
Задачи:
- Формировать у детей устойчивый интерес к чтению, вырабатывать навыки грамотного читателя.
- Пробуждать у дошкольников желание самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.
- Развивать творческие способности дошкольников.
Старшая и подготовительная группа
Литературная викторина «Знаешь ли ты сказку?»
Цель:
• Обогатить и уточнить представления детей о Г.Х.Андерсене и его творчестве.
• Способствовать развитию начал коммуникативной компетенции старших дошкольников.
• Совершенствовать навыки сотрудничества при работе в команде.
• Воспитывать бережное и уважительное отношение к книгам.
Участники: 2 команды по 10 человек (подготовительная и старшая группы)
Жюри: воспитатели групп
Материалы и оборудование: проектор, экран, презентация
первый конкурс: портреты детских писателей, один из которых Г.Х.Андерсен.
третий конкурс: иллюстрации к сказкам.
четвёртый конкурс: команды должны приготовить вопросы.
пятый конкурс: жетоны для жеребьевки, иллюстрации к сказке "Дюймовочка"
Награждение: благодарственные письма победителям и участникам, 2 книги на призы
Ведущий приветствует всех детей:
- Ребята, любите ли вы слушать сказки?
- А какие вы любите сказки?
- Сегодня мы вспомним сказки замечательного детского сказочника Г.Х.Андерсена, а заодно проверим, как хорошо вы их знаете.
Ведущий знакомит с жюри и даёт возможность командам представиться.
Разминка: разгадать кроссворд
Где родился Ганс Христиан Андерсен? (Дания)
Какое слово выкладывал из льдинок Кай в замке Снежной королевы? (вечность)
Кто хотел жениться на Дюймовочке? (крот)
Какой музыкальный инструмент был у свинопаса? (горшочек)
Кто носил под мышкой два зонтика: чёрный и цветной? (Оле-Лукойе)
1 конкурс "Кто такой Андерсен?": командам необходимо выбрать из предложенных портретов изображение Г.Х.Андерсена и рассказать о нём.
Ведущий предлагает посмотреть видеоролик. Чтобы узнать о какой он сказке, надо отгадать загадку:
Налетела злая вьюга,
Герда потеряла друга:
В царство льда умчался Кай.
Герда! Герда! Выручай!
Вьюга кружит вправо, влево
В сказке: "Снежная королева"
Видеоролик "Снежная королева"
2 конкурс "Расскажи сказку"
Девочка спит и пока что не знает,
Что в этой сказке её ожидает;
Жаба под утро её украдёт,
В нору упрячет бессовестный крот:
Впрочем, довольно! Нужна ли подсказка?
Кто эта девочка? (Дюймовочка)
По жребию одна команда начинает рассказывать сказку, а другая заканчивает, с опорой на иллюстрации
3 конкурс "Строим мир сказок Андерсена": узнать, из какой сказки этот герой или предмет. Вопросы задаются по очереди каждой команде:
Свинарник - "Свинопас"
Птичий дом - "Гадкий утёнок"
Кораблик - "Стойкий оловянный солдатик"
Море - из "Русалочки"
Город - "Огниво"
Крапива ("Дикие лебеди")
Старое дерево, внутри пустое, с дуплом ("Огниво")
Жаба ("Дикие лебеди", "Дюймовочка")
Большая рыба ("Стойкий оловянный солдатик")
Три собаки с большущими глазами ("Огниво")
Олень ("Снежная королева")
Король ("Новое платье короля", "Огниво", "Дикие лебеди")
Королева ("Принцесса на горошине", "Дикие лебеди")
Принц ("Свинопас", "Дикие лебеди")
Принцессы ("Принцесса на горошине", "Огниво", "Русалочка")
Горшочек и трещотка ("Свинопас")
Огниво ("Огниво")
Волшебный напиток ("Русалочка")
Ячменное зерно ("Дюймовочка")
Волшебное зеркало ("Снежная королева")
Музыкальная динамическая пауза
4 конкурс "Угадай - ка": каждой команде даётся иллюстрация, дети рассмотрев её, должны назвать сказку и перечислить её героев (по три иллюстрации каждой команде).
Музыкальная динамическая пауза.
Жюри подводит итоги и награждает команды.
Вторая младшая группа
Рассказывание русской народной сказки
«Петушок и бобовое зернышко»
(Совместная работа с педагогом по ИЗО Тагировой З.З.)
Программное содержание:
• Учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказки, повторять отдельные слова и фразы из текста.
• Познакомить с зерновой культурой – бобами.
• Ввести в активный словарь детей слова: боб, бобы, бобовое зернышко. Добиваться четкого произношения звуков в слогах и фразах.
• Закрепить приемы лепки (круговое и прямое раскатывание, защипывание, вдавливание, приглаживание).
• Развивать связную речь, мелкую моторику кистей рук.
• Воспитывать интонационную выразительность речи.
Оборудование:
• Игрушки «Петушок» и «Курочка».
• Бобы и горох, блюдца.
• Пластилин.
• Дощечки для лепки, стеки.
Предварительная работа:
Чтение потешки «Кузнец», объяснение значения слова «кузнец».
Ход занятия:
Ребята, взгляните на блюдца, стоящие перед вами. Сколько их? Три. Два блюдца пустые, а в третьем … что лежит? Вы верно назвали горох. Он хорошо вам знаком. А вот эти зернышки называются «бобы». Много бобов. А один – боб. Или можно сказать – бобовое зернышко.
Давайте поиграем с бобовыми зернышками.
Чистоговорка
Об-об-об – лежит на блюдце боб.
Бы-бы-бы – любят курочки бобы.
Но-но-но – вкусно бобовое зерно
Д\упр «Разложи по блюдцам»
Зерна мы перебираем,
По блюдцам разложить хотим.
Хоть с закрытыми глазами
Боб от гороха отличим.
Дети вдвоем раскладывают бобы и горох из одного полного блюдца на два пустых блюдца. В одном – только горох, в другом – только бобы.
Д\упр «Игры с бобами»
Я бобы в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
Дети катают бобы между большими и указательными пальцами. Затем пытаются зажать бобы между большими и средними пальцами (безымянными, мизинцам).
***
Мы ладонями катаем
Бобовые зернышки
Станьте ловкими скорей,
Пальчики, ладошки!
На стол высыпается горсть бобов, накрывается сверху сначала правой, а затем левой ладонью и делаются круговые движения.
Вы запомнили, ребята, как называются эти зерна? Бобы. А одно зерно? Боб.
Бобовые зерна очень любят курочки и петушки. Давайте поиграем. Мальчики будут петушками, а девочки – курочками.
Мальчики-петушки, подайте голос! Ку-ка-ре-ку!
Девочки-курочки, подайте голос! Куд-кудах!
Сейчас вы будете собирать бобы, но не нужно их пробовать на вкус. Вы ведь только понарошку петушки и курочки, а на самом деле мальчики и девочки. Люди тоже едят бобы, но только специально приготовленные, сваренные.
***
Здесь рассыпаны бобы.
Очень уж они вкусны.
Курочки и петушки бегут
Быстро зерна соберут.
П/и «Курочки и петушки»
Дети бегут на ковер и собирают бобовые зерна. Складывают их в тарелку. Воспитатель следит. Чтобы дети не толкали друг друга и не брали бобы в рот.
Про бобовое зернышко даже сказка есть. Она называется «Петушок и бобовое зернышко». А вот и герои этой сказки: петушок и курочка. (Показ игрушек).
Чтение сказки
Жили-были петушок и курочка. Петушок все торопился, все торопился, а курочка знай себе приговаривает:
- Петя, не торопись. Петя, не торопись.
Клевал как-то петушок бобовые зернышки, да второпях и подавился. Подавился, не дышит, не слышит, словно мертвый лежит.
Перепугалась курочка, бросилась к хозяйке, кричит:
- Ох, хозяюшка, дай скорей маслица петушку горлышко смазать: подавился петушок бобовым зернышком.
Хозяйка говорит:
- Беги скорей к коровушке, проси у нее молока, а я уж собью маслица.
Бросилась курочка к корове:
- Коровушка, голубушка, дай скорее молока, из молока хозяюшка собьет маслица, маслицем смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.
- Ступай скорее к хозяину, пусть он принесет мне свежей травы.
Бежит курочка к хозяину:
-Хозяин! Хозяин! Дай скорее коровушке свежей травы, коровушка даст молочка, из молочка хозяюшка собьет маслица, маслицем я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.
- Беги скорей к кузнецу за косой.
Со всех ног бросилась курочка к кузнецу:
- Кузнец, кузнец, дай скорее хозяину хорошую косу. Хозяин даст коровушке травы, коровушка даст молока, хозяюшка даст мне маслица, я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.
Кузнец дал хозяину новую косу, хозяин дал коровушке свежей травы, коровушка дала молока, хозяюшка сбила масла, дала маслица курочке.
Смазала курочка петушку горлышко. Бобовое зернышко проскочило. Петушок вскочил и во все горло закричал:
- Ку-ка-реку!
Вопросы:
1. Какие слова говорила курочка петушку, когда просила его не торопиться? Петя, не торопись. Петя, не торопись.
Нескольким детям предлагается взять в руки игрушку «Курочка» и произнести эту фразу. Затем ее произносят все дети хором.
2. К кому курочка обращалась за помощью? К хозяйке, коровушке, хозяину, кузнецу.
3.О чем курочка просила коровушку? Как она просила?
Коровушка, голубушка, дай скорее молока. Скажите так же.
Нескольким детям предлагается взять в руки игрушку «Курочка» и произнести эту фразу. Затем ее произносят все дети хором.
4. Кто-нибудь отказал курочке в ее просьбе? Все, как могли, помогали курочке достать маслица.
5. Смогла ли курочка вылечить петушка? Да. А почему смогла? Потому что ей помогали и курочка знала чем помочь петушку.
6. Понравилась вам сказка «Петушок и бобовое зернышко»? Чем?
Эта сказка учит всех не торопиться во время еды.
Давайте вылепим из пластилина корзиночки и наполним их бобами. Будет угощение для петушка и курочки.
Лепка «Корзиночка для бобов»
Дети лепят из пластилина шар круговым раскатыванием. Затем надавливают большим пальцем в центре получившегося шара. Защипыванием формируют корзину. Прямыми раскатываниями делают тонкую колбаску – ручку корзинки. Прикрепляют ручку корзинки приглаживанием. По желанию дети украшают корзинку полосками или точками, нанесенными стеками. Готовая корзинка наполняется бобовыми зернами.
Средняя группа
Литературная викторина «Сказочное королевство»
Программное содержание:
• С помощью различных приемов помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых литературных произведений.
• Продолжать учить ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, рассказы, стихи).
• Словарь: иллюстрация.
• Развивать чувство рифмы.
• Воспитывать интерес к художественной литературе.
Оборудование: книги, иллюстрации, аудиозапись спокойной музыки, цветные карандаши, бумажные круги, подслащенная вода
Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по интереснейшему миру литературы. Нас ждет полет на ковре-самолете, три остановки – в сказочном королевстве, в краю рассказов и в мире стихов. Усаживайтесь удобно, отправляемся. (Звучит музыка).
«Сказочное королевство»
Чем отличается сказка от рассказа? (Ответы детей)
В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами. Какие вы знаете волшебные предметы? (Ответы детей) Метла и ступа Бабы-Яги, волшебный клубок, волшебная палочка, сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка, кощеева смерть в яйце и т. п.
Дидактическая игра «Отгадай сказку»
Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее. (Красная Шапочка)
***
На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился ... (колобок)
***
У отца был мальчик странный,
Необычный - деревянный.
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?.. (Буратино)
***
У Золушки с ножки
свалилась случайно.
Была не простою она,
а хрустальной….
(туфелька)
***
Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
(Мышка из русской народной сказки "Репка ")
***
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кто же были эти
Маленькие дети?
(козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)
***
Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три медведя)
***
Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек - копытца.
Трое их - и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три поросенка)
***
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор ... (Айболит).
Дидактическая игра «Чьи это слова?»
Детям предлагается назвать героя сказки, которому принадлежит фраза и название самой сказки.
***
«Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел» (Колобок из сказки «Колобок»)
***
«Не садись на пенек, не ешь пирожок» (Маша из сказки «Маша и медведь»)
***
«Печка, матушка, спрячь нас!» (Сестрица из сказки «Гуси-Лебеди»)
***
« Кто колосок нашел? А кто зерно на мельницу носил? А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк? (Петушок из сказки «Колосок»)
***
«У меня не усы, а усищи, не лапы лáпищи, не зубы, а зýбищи — я никого не боюсь!» (Заяц из сказки «Заяц-хваста»)
***
«Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!» (Лиса из сказки «Заюшкина избушка)
Динамическая пауза «Сказка даст нам отдохнуть»
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем - и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
– Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево-вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
– Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять.
Красной шапочки совет:
– Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять.
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пя
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
Снова в путь!
(Дети повторяют описываемые движения)
Дидактическая игра «Подскажи словечко»
Стала девочка котенка спать укладывать.
- Вот тебе под спинку
Мягкую … перинку.
Сверху на перинку
Чистую … простынку.
Вот тебе под ушки
Белые … подушки.
(«Усатый-полосатый» С. Маршак)
***
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался …вскачь?
Я тебя ладонью хлопал.
Ты скакал и звонко … топал.
(«Мяч» С. Маршак)
***
Если бы у елочки были ножки,
Побежала бы она по … дорожке.
Заплясала бы она
Вместе с нами,
Застучала бы она … каблучками. («Елка» Е. Трутнева)
***
У Танюши дел немало,
У Танюши много дел,
Утром брату помогала –
Он с утра конфеты … ел. («Помощница» А. Барто)
***
Мама спит, она устала…
Ну и я играть … не стала.
Я волчка не завожу,
А уселась и … сижу.
(«Посидим в тишине» Е. Благинина)
***
А потом позвонил медведь
Да как начал, как начал …. реветь. («Телефон» К. И. Чуковский)
Пальчиковая гимнастика по стихотворению И .Токмаковой
«Мы на пальчиках считали»
Мы на пальчиках считали
И ужасно хохотали:
Разве это пальчики?
Это ж просто мальчики!
Вот большой, смешной толстяк,
Любит хвастать просто так.
Как дела? — спроси его.
Он подпрыгнет, крикнет: -Во!
Указательный поманет,
Погрозит, укажет путь,
А потом в носу застрянет:
Где-то ж надо отдохнуть!
Средний палец – злой мальчишка.
Щелкнет по лбу – будет шишка,
Щелк по шару – лопнет шар,
Щелк – и в обморок комар.
Безымянный до утра
Выбирает имена:
Может Петя? Или Вова?
Или Алла Пугачева?
Мальчик-с-пальчик? Карабас?
Все уж было тыщу раз!
Надоело, спать пора,
Лучше выберу с утра!
А мизинец – мой любимец!
Поведу его в зверинец,
Эскимо ему куплю–
Очень маленьких люблю
***
Детям предлагается нарисовать на маленьких бумажных кругах разные рожицы и наклеить их сладкой водичкой на пальчики. Можно сходить в «гости»: дотронуться большим пальцем поочередно к остальным пальцам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
литературная викторина по рассказам Н.Носова
Шуточная литературная викторина по рассказам Н.Носова.Викторину можно использовать, как итоговое мероприятие после знакомства детей с творчеством Н.Носова, рассказы которого дети просто обожают и гото...
литературная викторина по стихотворениям"По ступенькам литературного творчества"
Литературная викторина "По ступенькам литературного товрчества" проводится с целью закрепления знаний детей об изучаемых стихотворений известных авторов:К.И.Чуковского, С.Я.Маршака, А.Л. Барто, А.С. П...
Музыкально-литературная викторина «Осенняя палитра» осенняя викторина для детей старшего дошкольного возраста
Музыкально-литературная викторина «Осенняя палитра» осенняя викторина для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект викторины по развитию речи для детей средней группы Тема: Литературная викторина «Сказочное путешествие»
Конспект викторины по развитию речи для детей средней группы Тема: Литературная викторина «Сказочное путешествие»...
Викторина в подготовительной группе «В гостях у сказки» Литературная викторина в подготовительной группе
Викторина в подготовительной группе «В гостях у сказки»Литературная викторина в подготовительной группе...
Конспект занятия «Литературный калейдоскоп по басням И. А. Крылова». Литературная викторина с решением кроссворда, разгадыванием ребусов, с использованием ЭОР, игр и игры драматизации. Для детей старшего дошкольного возраста
Пояснительная запискаКраткая аннотация с указанием основной цели: Знакомство с книжным Санкт-Петербургом. Жизнью и творчеством И. А. Крылова, памятником поэту в летнем саду, «домом К...
Викторина "В мире сказок" (литературная викторина с детьми и родителями"
Викторину можно провести с родителями и детьми старшей и подготовительной группы2...