Рабочая программа по подготовке детей 5-7 лет к школе "Абвгдейка".
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) по теме
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка, направленное на становление его познавательной, мотивационной, коммуникативной и социальной компетентности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_abvgdeyka.doc | 200.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Радуга»
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДЕНО:
на Педагогическом совете приказом директора протокол № _____ МАДОУ «ДС «Радуга»
от «___» ______ 20___ № __ от «___»_____ 20___
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дополнительному образованию
подготовка к школьному обучению «АБВГДЕЙКА»
для детей 5-7 лет.
срок реализации (два учебных года).
Автор:
Педагог-психолог
А.А. Куратова
г. Новый Уренгой
2016г
Содержание
- Целевой раздел ……………………………………………………………..3
- Пояснительная записка………………………………………………3-5
- Содержательный раздел…………………………………………………….5
- Содержание программы ……………………………………………..5
- Учебный план ………………………………………………………...5
- Перспективное планирование по развитию моторики, творческих способностей, подготовки руки к письму…………………………..5-6
- Перспективное планирование по введению в математику (5-6лет) 6-7
- Перспективное планирование по введению в математику (6-7лет) 7-8
- Перспективное планирование по ознакомлению с окружающим миром………………………………………………………………….8
- Перспективное планирование по развитию речи и подготовка к обучению грамоте (5-6 лет)………………………………………….8-9
- Перспективное планирование по развитию речи и подготовка к обучению грамоте (6-7 лет) ……………………………………… 10-12
- Работа с родителями…………………………………………………12-13
- Организационный раздел …………………………………………………..13
- Методическое обеспечение…………………………………………..13
- Целевой раздел
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направление: познавательное развитие
Возраст детей: 5-7 лет.
Срок реализации: 2 года.
Цель: Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка старшего дошкольного возраста, направленное на становление его познавательной, мотивационной, коммуникативной и социальной компетентности.
Задачи:
- Формирование культуры общения и культуры поведения в общественных местах;
- Формирование учебной мотивации;
- Развитие основных психических функций, необходимых для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т.д.);
- Развитие мелкой моторики;
- Развитие творчески активной личности;
- Обращение к эмоциональной сфере ребёнка, обучение навыкам овладения собственным эмоциональным состоянием;
- Повышать психолого-педагогическую культуру родителей в вопросах подготовки и адаптации ребенка к школе.
Программа подготовки дошкольников к школе идет по следующим
направлениям:
1. Развитие внимания и памяти.
2. Развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи.
3. Овладение элементарными знаниями, умениями и навыками по
математике и обучению грамоте.
4. Развитие умственных способностей.
5. Развитие социально-психологической готовности к школе (умение
общаться, слушать учителя и товарища, действовать совместно с другими).
6. Развитие волевой готовности ребенка.
Актуальность: Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются основы будущей учебной деятельности ребёнка, идет активное развитие его познавательных возможностей.
Переход от одного возрастного периода к другому характеризуется не только изменением социальной ситуации развития и ведущего вида деятельности, но и особенностями системы отношений ребенка с социальной действительностью. Важно объяснить ребёнку не только способы приобретения знаний, но и их смысл на доступном языке- через игровую и экспериментальную деятельность, приобретающую учебный характер. Потребность ребёнка в принятии статуса ученика, его активность в процессе познания окружающей действительности, способов взаимодействия как со взрослыми, так и со сверстниками, на наш взгляд, являются одной из основных задач на этапе подготовки к школьному обучению.
Данная программа направлена на развитие познавательных процессов, навыков коммуникативного общения, мотивационной сферы. Для дошкольника переход из детского сада в школу не только меняет картину окружающего мира, но и определяет его место в этой действительности. Поэтому важно объяснить ребёнку на доступном языке (через систему игровой и экспериментальной деятельности) способы приобретения знаний и умений, и их смысл.
Новизна данной программы заключается в том, что она предполагает использование современных технологий, позволяющих активизировать мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду и формировать интерес к школьной жизни.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по программе подготовительного курса ребёнок
должен уметь:
- Отчётливо и ясно произносить слова:
∙ находить слова с определённым звуком;
- составлять предложения на заданную тему, по опорным словам,
∙ составлять рассказы, сказки по иллюстрации или серии картинок;
∙ пересказывать сказку, рассказ с опорой на иллюстрацию;
- ориентироваться на странице тетради;
∙ писать основные элементы букв;
∙ рисовать узоры и различные элементы.
2.
- Называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10:
- соотносить цифру с числом предметов;
- пользоваться арифметическими знаками действий;
- составлять и решать задачи в одно действие на сложение и
вычитание;
- составлять из нескольких треугольников (четырёхугольников)
фигуры большего размера;
∙ делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;
∙ ориентироваться на листе клетчатой бумаги.
3.
- Распознавать знакомые растения и животных на рисунках и в природе:
- перечислять в правильной последовательности времена года и суток;
∙ называть основные признаки времён года;
- соблюдать правила поведения в школе, осознавая свою позицию ученика;
- правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими материалами;
- выполнять на слух инструкции для обучающегося;
- решать и составлять простые арифметические задачи на сложение и вычитание,
- решать логические задачи;
- самостоятельно применять изобразительные умения и навыки, передавать форму, величину, пропорции и цвет предмета;
- положительное отношение к обучению в школе как к необходимому и важному делу.
- Содержательный раздел
2.1 Содержание программы
Программа рассчитана на 8 месяцев, с октября по май. Каждая встреча занимает 1 час, 2 занятия по 25 минут и 10 минут перерыв, 2 раза в неделю. Предусмотренные программой занятия состоят из нескольких постоянно присутствующих видов детской деятельности: познавательной, творческой, двигательной.
2.2. Учебный план
№ | Наименование курса | Кол-во часов в неделю | Кол-во часов год |
1. | Развитие речи и подготовка к обучению грамоте. | 1 | 32 |
2. | Введение в математику. | 1 | 32 |
3. | Развитие моторики и творческих способностей. Подготовка руки к письму | 1 | 32 |
4. | Ознакомление с окружающим миром. | 1 | 32 |
| Итого: | 4 | 128 |
- Перспективное планирование по развитию моторики, творческих способностей, подготовки руки к письму
№ | тема | кол-во занятий |
1. | Техника безопасности при работе с инструментами. Учимся правильно держать карандаш и альбом, посадка при письме. | 1 |
2. | Пластилин. Знакомство с материалом и его свойствами. Рисуем пластилином «Осень золотая». | 1 |
3. | Дикие и домашние животные. Штриховка, графический диктант. | 1 |
4. | «Рисуем на песке». | 3 |
5. | Рисуем несуществующих животных. | 1 |
6. | Графомоторика (Набор «Пертра»). | 3 |
7. | Прописывание элементов букв. Штриховка. | 1 |
8. | Пальчиковая гимнастика. Игра «Пощупай и угадай». | 1 |
9. | Лепка «Волшебный песок». | 2 |
10. | Пальчиковая гимнастика. Создаем «Волшебные бутылочки из песка и крупы». | 1 |
11. | Куклотерапия. Изготовление тряпичных кукол. | 2 |
12. | Прописывание элементов букв. Штриховка «Овощи и фрукты». | 1 |
13. | Пальчиковая гимнастика. Игра «Определи на ощупь». | 1 |
14. | Прописывание элементов букв. Штриховка «Транспорт». | 1 |
15. | Прописывание узоров. | 2 |
16. | Мандалотерапия (Создаем мандалу). | 2 |
17. | Бумага. Аппликация из кругов. | 1 |
18. | «Дорисуй узор». Штриховка. Графический диктант. | 2 |
19. | Конструирование (набор «Пертра»). | 4 |
20. | Коллективная работа: Фотоколлаж «Здравствуй школа!» | 1 |
Всего занятий: | 32 |
- Перспективное планирование по введению в математику (5-6 лет)
№ | тема | Кол-во занятий |
1. | Выявление подготовленности к обучению математике. Счет предметов на основе наглядности до 10 прямой и обратный. Игра «Сосчитай-ка» Знакомство с клеточкой. | 1 |
2. | Сравнение предметов по цвету, размеру. Счет предметов до 10 и обратно. Знакомство с геометрическими фигурами: треугольник, прямоугольник, круг | 5 |
3. | Пространственные и временные отношения «налево», «направо», «вверх», «вниз», «за», «под», «над», «около», «раньше», «позже». | 3 |
4. | Изучаем числа и цифры. Число 1, цифра 1. | 1 |
5. | Число два, цифра 2. | 1 |
6. | Число три, цифра 3. | 1 |
7. | Число четыре, цифра 4. | 1 |
8. | Число пять, цифра 5. | 1 |
9. | Число шесть, цифра 6. | 1 |
10. | Число семь, цифра 7. | 1 |
11. | Число восемь, цифра 8. | 1 |
12. | Число девять, цифра 9. | 1 |
13. | Число десять, запись числа десять. | 1 |
14. | Повторение изученного. | 6 |
16. | Закрепление изученного. Логические задачки. | 7 |
Всего занятий: | 32 |
- Перспективное планирование по введению в математику (6-7 лет)
№ | тема | Кол-во занятий |
1. | Выявление подготовленности к обучению математике. Счет предметов на основе наглядности до 20 прямой и обратный. Игра «Сосчитай-ка» Знакомство с клеточкой. | 1 |
2. | Сравнение предметов по цвету, размеру. Счет предметов до 20 и обратно. Знакомство с геометрическими фигурами: треугольник, прямоугольник, круг, ромб, овал, трапеция. | 5 |
3. | Пространственные и временные отношения «налево», «направо», «вверх», «вниз», «за», «под», «над», «около», «раньше», «позже». | 3 |
4. | Повторяем числа и цифры. От 1 до 10. | 2 |
5. | Число одиннадцать, запись числа 11. | 1 |
6. | Число двенадцать, запись числа 12. | 1 |
7. | Число тринадцать, запись числа 13 | 1 |
8. | Число четырнадцать, запись числа 14. | 1 |
9. | Число пятнадцать, запись числа 15. | 1 |
10. | Число шестнадцать, запись числа 16. | 1 |
11. | Число семнадцать, запись числа 17. | 1 |
12. | Число восемнадцать, запись числа 18. | 1 |
13. | Число девятнадцать, запись числа 19. | 1 |
14. | Число двадцать, запись числа 20. | 1 |
15. | Знакомство с математическим знаком «-» (минус). | 1 |
16. | Знакомство с математическим знаком «+» (плюс). | 1 |
17. | Знакомство с математическим знаком «=» (равно). Решение примеров. | 2 |
14. | Повторение изученного. | 2 |
16. | Закрепление изученного. Логические задачки. | 5 |
Всего занятий: | 32 |
- Перспективное планирование по ознакомлению с окружающим миром (5-7 лет)
№ | Тема | Кол-во занятий |
1. | «Это Я». | 1 |
2. | «Моя семья». | 2 |
3. | «Лесные жители и их семьи». | 1 |
4. | «Профессии». | 3 |
5. | «Инструменты». | 2 |
6. | « Одежда и обувь». | 1 |
7. | «Времена года». | 2 |
8. | «Дни недели». | 2 |
9. | «Домашние птицы». | 1 |
10. | «Зимующие птицы». | 1 |
11. | «Перелетные птицы». | 1 |
12. | «Домашние животные». | 1 |
13. | «Дикие животные» | 1 |
14. | «Транспорт». | 2 |
15. | «Животные жарких стран». | 1 |
16. | «Насекомые». | 1 |
17. | «Посуда». | 1 |
18. | «Мебель». | 1 |
19. | «Водные пространства и их обитатели». | 2 |
20. | «Моя малая родина». | 2 |
21. | «Здравствуй, школа!» | 3 |
Всего занятий: | 32 |
- Перспективное планирование по развитию речи и подготовка к обучению грамоте (5-6 лет)
№ | Тема | Кол-во занятий |
1. | Пересказ сказки «Лиса и рак»; Каркушина школа (буквы А, О, У, Э, Ы). | 1 |
2. | Рассказывание по картинке «Кошка с котятами»; Каркушина школа (буквы И, Е, Ё, Ю, Я), игры с буквами. | 1 |
3. | Рассказывание из личного опыта «Наши игрушки»; Каркушина школа (буквы С, К, М, П, Х, Л), игры с буквами. | 1 |
4. | Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?»; Каркушина школа (буквы Н, Д, Т, Б, В), игры с буквами. | 1 |
5. | Рассказывание по картинке; Каркушина школа (буквы Ж, З, Ц, Г, Р), игры с буквами. | 1 |
6. | Пересказ сказки «Петух да собака»; Каркушина школа (буквы Ч, Ш, Щ, Ф), игры с буквами. | 1 |
7. | Составление описательного рассказа на тему «Зима»; Каркушина школа (буквы Ъ, Ь), игры с буквами. | 1 |
8. | Пересказ сказки «Лиса и кувшин»; Рассказывание по картине «Лошадь с жеребенком»; Гласные буквы. Учимся писать гласные буквы. | 2 |
9. | Рассказывание на тему «Как цыпленок заблудился»; Составление рассказа по набору игрушек; Согласные буквы. Учимся писать согласные буквы. | 2 |
10. | Твердые и мягкие согласные. Слоги и слова. | 2 |
11. | Игры Деда Буквоеда. Ребусы. Придумывание сказки «Приключения зайца». | 1 |
12. | Игры Деда Буквоеда; Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик». | 1 |
13. | Пересказ рассказа Я. Тайца «Послушный дождик»; Увлекательное чтение по таблице, игры с буквами. | 1 |
14. | Рассказывание по картине «Зайцы»; Предложение. Количество слов в предложении; | 1 |
15. | Игры деда Буквоеда с рифмами; Пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки». | 1 |
16. | Буквы и слоги. Закрепление пройденного материала. Письменные упражнения. | 7 |
17. | Закрепление произношения звуков по картинкам; Речевое упражнение: «Назови одним словом»; Игры «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово». Письменные упражнения. | 3 |
18. | Составление описательных рассказов по пейзажным картинкам; Потешки и скороговорки на отработку согласных звуков; Письменные упражнения. | 2 |
19. | Придумывание сказки на самостоятельно выбранную тему; Письменные упражнения. | 1 |
20. | Описание предметных картинок. Уточнение обобщающих понятий. Письменные упражнения. | 1 |
Всего занятий: | 32 |
- Перспективное планирование по развитие речи и подготовка к обучению грамоте (6-7 лет)
№ | Тема | Кол-во занятий |
1. | Пересказ русской народной сказки «Лиса и Козел»; Речевое упражнение: «Что такое звук, слово, предложение?»; Слог. Деление слов на слоги. | 1 |
2. | Рассказывание по картинке «В школу»; Речевое упражнение: «Один-много»; Ударение. Ударный и безударный слоги. | 1 |
3. | Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания», рассказывание на основе личного опыта; Речевое упражнение: «Найди звук»; Понятие буквы и звука. | 1 |
4. | Рассказывание по картинке; Речевое упражнение: «Картина-корзина»; Гласные и согласные звуки. | 1 |
5. | Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Первый снег»; Речевое упражнение: «Едем, летим, плывем»; Буква и звук А. Чтение слогов и слов с изученными буквами. | 1 |
6. | Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»; Речевое упражнение: «Коза- стрекоза»; Буква и звук О. Чтение слогов и слов с изученными буквами. | 1 |
7. | Рассказывание по сюжетным картинкам; Речевое упражнение: «Игла- много игл»; Буква и звук У. Чтение слогов и слов с изученными буквами. | 1 |
8. | Закрепление произношения звуков по картинкам; Речевое упражнение: «Назови одним словом»; Буква и звук И. Чтение слогов и слов с изученными буквами. | 1 |
9. | Придумывание сказки на тему «Как ёжик зайца выручил»; Речевое упражнение: «Дом- домище»; Буква и звук Э. Чтение слогов и слов с изученными буквами. | 1 |
10. | Рассказывание на тему «Первый день Тани в детском саду»; Речевое упражнение: «Найди другое слово»; Буква и звук Ы. Чтение слогов и слов с изученными буквами. | 1 |
11. | Сравнение предметов по существенным признакам, работа со словом; Речевое упражнение: «Скажи точнее»; Буква Н, звуки Н, Н'. Чтение слогов и слов с изученными буквами. | 1 |
12. | Придумывание сказки «День рождения зайца»; Речевое упражнение: «Учимся рассуждать»; Составление слогов с изученными буквами. | 1 |
13. | Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»; Речевое упражнение: «Рисуем картину словами»; Твердые и мягкие согласные. Чтение слогов и слов с изученными буквами. | 1 |
14. | Рассказывание по картинке «Вот так покатался!»; Речевое упражнение: «Найди картинку»; Звонкие и глухие согласные. Чтение слогов и слов с изученными буквами. | 1 |
15. | Составление связного рассказа «Если бы я был художником…»; Речевое упражнение: «На выставке»; Парные согласные. Чтение слогов и слов с изученными буквами. | 1 |
16. | Заучивание стихотворения С. Есенина «Берёза». Творческое рассказывание. Речевое упражнение: «Ждем гостей»; Буква Й, звук й’. Чтение слогов и слов с изученными буквами. | 1 |
17. | Отработка звуков с опорой на картинки. Составление связного рассказа. Буква Х, звуки х, х'. Чтение слогов и слов с изученными буквами; Буква Ч, звук ч’. Чтение слогов и слов с изученными буквами; Буква Щ, звук щ’. Чтение слогов и слов с изученными буквами. | 3 |
18. | Составление рассказа «Как мы играем зимой», на основе личного опыта; Речевое упражнение: «Четвероногий друг»; Буквы ъ и ь знаки. Чтение слогов и слов с изученными буквами. | 1 |
19. | Сравнение предметов. Уточнение лексического значения слов и выражений; Речевое упражнение: «Подбери сравнения»; Гласная буква «Я». Чтение слогов и слов с изученными буквами. Письменные упражнения. | 2 |
20. | Пересказ сказки Л. Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку» в ситуации письменной речи; Речевое упражнение: «Кто внимательнее»; Гласная буква «Ё». Чтение слогов и слов с изученными буквами. Письменные упражнения. | 1 |
21. | Составление сюжетного рассказа по картинке; Речевое упражнение: «Почему так говорят»; Гласная буква «Е». Чтение слогов и слов с изученными буквами. Письменные упражнения. | 1 |
22. | Придумывание сказки на самостоятельно выбранную тему; Речевое упражнение: «Объясни и покажи»; Гласная буква «Ю». Чтение слогов и слов с изученными буквами. Письменные упражнения. | 1 |
23. | Составление описательных рассказов по пейзажным картинкам; Потешки и скороговорки на отработку согласных звуков; Игры «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово». Письменные упражнения. | 2 |
24. | Пересказ рассказа М. Пришвин «Золотой луг»; Речевое упражнение: «Скажи по-другому». Письменные упражнения. | 1 |
25. | Рассказывание по сюжетной картинке; Речевое упражнение: «Отгадай загадку». Письменные упражнения. | 1 |
26. | Составление коллективного рассказа- описания « Школа»; Письменные упражнения. Речевое упражнение: «Ошибка». | 1 |
27. | Рассказывание по картине. Дифференциация звуков. Письменные упражнения. | 1 |
28. | Описание предметных картинок. Уточнение обобщающих понятий. Письменные упражнения. | 1 |
Всего занятий: | 32 |
Также в программу включены задания на развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, логики, воображения и подготовки руки к письму.
2.9. Работа с родителями:
№п/п | Название консультации |
1. | «Что такое психологическая готовность к школе» (буклет). |
2. | «Как помочь ребенку подготовиться к школе» (памятка). |
3. | «Как развивать любознательность ребенка» (памятка). |
4. | «Общайтесь с детьми- это улучшает взаимопонимание» (памятка). |
5. | Индивидуальные консультации. |
6. | Анкетирование «Готов ли ваш ребенок к школе». |
7. | «Скоро в школу» (буклет). |
8. | «Готовим руку к письму, развиваем моторику» (памятка). |
9. | Открытое занятие: «Скоро в школу мы пойдем!» |
- Организационный раздел
- Методическое обеспечение
- «Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению» Т.В. Ананьева;
- «Психологическая подготовка детей к школе» В.Л. Шарохина;
- «Психологическая подготовка детей к школе» В.Л. Шарохина;
- Наглядное пособие «Графические диктанты» Г.А. Сыропятова;
- «Работа с родителями, практические рекомендации» Е.В. Шитова;
- «Комплексная программа подготовки детей к школе АБВГДейка» Т.В. Калинина;
- «Обучение грамоте» Р.М. Хамидулина;
- «Развитие речи детей 6-7 лет» О.С. Ушакова, Е.М. Струнина;
- «Занятия по развитию речи в детском саду» О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова, А.И. Максаков, Е.М. Струнина, Т.М. Юртайкина;
- Рабочие тетради С.Е. Гаврина: «Логика», «Развиваем память», «Развиваем воображение», «Игры и упражнения на внимание и мышление», «Примеры и задачи», «Буквы и Слоги», «Готовим руку к письму».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по подготовке детей к школе
Рабочая программа педагога-психолога по подготовке детей к школе....
Рабочая программа по подготовке детей к школе
программа...
Рабочая программа по подготовке детей к школе.
Готовим детей к школе в детском саду. Кружковая работа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе
Предлагаемая программа «АБВГДЕйка» (для детей 6-7 лет) позволяет подготовить ребенка к школе в ходе игровых занятий ...
Рабочая программа по подготовке детей к школе «Тропинка к школе»
Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта. Колесниковой Е. В. по обучению грамоте «От звука ...
Модифицированная рабочая программа по подготовке детей к школе "Развивай-ка"
Данная программа создана совместно с воспитателем с целью сформировать у детей подготовительной группы готовность к освоению школьной программы...
Рабочая программа по подготовке детей к школе
Рабочая программа по подготовке детей к школе "Приключение будующих первоклассников" Н.Ю. Куражева...