"Знакомство со свойствами глины и песка"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
конспект занятия с использованием экспериментальной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_so_svoystvami_gliny_i_peska.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие «Знакомство со свойствами песка и глины».
Старшая группа
Программное содержание: познакомить детей со свойствами песка и глины (сыпучесть, липкость, способность пропускать воду), сравнить, чем они отличаются, показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц - зернышек - песчинок, а глина из слипшихся частичек. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать желание помочь персонажу, интерес к окружающему.
Словарная работа: сыпучий, рыхлый, вязкая, липкая, пластичная.
Оборудование: посылка с мешочками с глиной и песком, стаканы с песком и глиной, листы бумаги, лупы, лопаточки или пластиковые маленькие ложечки, поднос на каждого ребенка, столы с песком и водой, картинка замка из кирпича, красный кирпич, бумажные полотенца для рук.
Ход занятия:
1 часть. Ребята, я получила посылку от сказочного принца. С ним случилась беда, злой волшебник украл его принцессу. Принц сможет освободить ее, если построит крепкий, надежный и красивый замок. Для строительства можно использовать только один из двух видов материала. Принц просит нас помочь выбрать материал. /достает из посылки мешочки с глиной и песком/.
- Что это? /песок и глина/.
- Сложное задание задал волшебник. Замок должен быть крепким, не рассыпаться, не пропускать воду, во время дождя. А материал для строительства должен хорошо лепиться. Как вы думаете, какой материал лучше подойдет?
Давайте посмотрим картинку замка. Из чего он построен? /кирпича/. Как вы думаете, из чего можно сделать кирпичи: из песка или из глины? Как можно проверить? /предположения детей/.
Дети проходят за столы с песком.
2 часть. Опыт 1. Что лучше лепиться? Как вы думаете, можно ли лепить сухой песок? Проверим. /дети пытаются лепить сухой песок/.
- Что происходит с песком? Рассыпается. Как можно про него сказать, какой он? /сыпучий, рыхлый/.
- Что же нужно сделать, чтобы песок лепился? /предположения детей/. Проверим.
Смачивают водой песок.
- Куда исчезла вода? /она забралась в песок и спряталась/. Какой стал песок? /мокрый/. Можно ли теперь лепить его? Попробуйте слепить кирпичик.
Дети выкладывают кирпичи на поднос и моют руки.
- Как думаете, а какая должна быть глина, чтобы ее лепить? /мокрая, сырая/. Попробуем вылепить кирпичи из сырой глины.
- Что мы можем сказать про нее, какая она? /сырая, мокрая/. Про такую глину говорят - вязкая.
- Что лучше лепится: глина или песок? /глина/. Как можно про нее сказать, какая она? /липкая, пластичная/.
Вывод: сухой песок не лепится, а влажный лепится; сырая глина вязкая, липкая, пластичная и поэтому с нее хорошо лепить фигурки.
Дети моют руки.
- Как вы думаете, какой кирпичик прочнее: песочный или глиняный? Как можно узнать? /предположения детей/. Проверим.
Опыт 2. Что легче ломается?
Дети пробуют пальчиком разломать кирпичи. Что случилось с песочными кирпичами? Рассыпались. А глиняные рассыпаются?
Вывод: из песка кирпичи получаются непрочные, легко распадаются, а глиняные прочные, их трудно разломать.
- А для прочности глиняные фигурки обжигают в специальных печах, после этого они становятся прочными, твердыми. Посмотрите, какой кирпич получается после обжига. /показ красного кирпича/.
Дети моют руки.
- Ребята, как вы думаете, почему песочные кирпичи так легко рассыпаются, а глиняные нет? Давайте рассмотрим песок и глину.
Дети садятся за круглые столы.
Опыт 3. Из чего состоят песок и глина?
Рассматривание песчинок и глины с помощью увеличительного стекла.
- Из чего состоит песок? /Песок состоит из очень мелких зернышек – песчинок.
- Как они выглядят? / Они очень маленькие, круглые/.
- Из чего состоит глина? Видны ли такие же частички в глине?
В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам», а глина состоит из слипшихся очень мелких частиц. Пылинки с глины намного мельче песчинок.
Вывод: песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу. Поэтому песочные фигурки так легко рассыпаются, а глиняные не рассыпаются.
- Ребята, как вы думаете, проходит ли вода через песок и глину? Как можно проверить?
Опыт 4. Проходит ли вода через песок и глину?
В стаканы помещаются песок и глина. Наливают на них воду и смотрят, что из них хорошо пропускает воду. Как думаете, почему через песок вода проходит, а через глину нет?
Вывод: песок хорошо пропускает воду, потому что песчинки не скреплены между собой, рассыпаются, между ними есть свободное место. Глина не пропускает воду.
- Так, какие же кирпичи лучше защитят от дождя: песочные или глиняные? Почему? Верно, песочные кирпичи будут пропускать воду, а глиняные – нет. Молодцы!
- Как вы теперь думаете, что лучше подойдет для строительства замка? Почему? Какая должна быть глина для лепки кирпичей: сухая или сырая? Что случится с замком во время дождя, если кирпичи будут песочные? Молодцы, ребята, вы очень хорошо работали сегодня. Я думаю, принц будет рад нашей помощи. Давайте отправим ему нужный материал. /кладут мешок с глиной в посылку/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Знакомство со свойствами глины и песка"
конспект занятия по экологическому воспитанию с использованием экспериментальной деятельности....
Конспект познавательного занятия "Знакомство со свойствами камня,глины, песка"
Конспект познавательного занятия с использованием метода моделирования и опытно- экспериментальной деятельности детей...
Знакомство со свойствами песка и глины
Это занятие позволяет детям на основе наблюдения, эксперимента, опыта прийти самостоятельно к выводу и закрепить знания о свойствах песка и глины....
Занятие во второй младшей группе «Знакомство со свойствами глины»
Познавательно - исследовательское занятие во второй младшей группе "Знакомство со свойствами глины"...
Конспект в подготовительной группе. «Сравнение свойств, глины и песка»
Занятия по экспериментированию с свойствами песка и глины...
Конспект занятия по ознакомлению с природой "Свойства глины и песка"
Для старшего дошкольного возраста...
«Знакомство со свойствами глины»
Тема: «Знакомство со свойствами глины»Цель: Развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знакомство с глиной.Задачи: 1. Расшир...