Знакомство со свойствами песка и глины
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Митина Людмила Александровна

Это занятие позволяет детям на основе наблюдения, эксперимента, опыта прийти самостоятельно к выводу и закрепить знания о свойствах песка и глины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesok_i_glina_2.docx23.14 КБ

Предварительный просмотр:

«МДОУ ДЕТСКИЙ САД №1 «ТОПОЛЁК» ГОРОДА ЕРШОВА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Конспект опытно-экспериментальной  деятельности в старшей группе

«Знакомство со свойствами песка и глины»

Митина Людмила Александровна

03.09.2013


Программное содержание: 

Продолжать знакомить детей со свойствами песка и глины (сыпучесть, липкость, способность пропускать воду).

Сравнить, чем они отличаются, показать детям, что песок состоит из очень мелких частиц, «зёрнышек» - песчинок, а глина – из слипшихся частичек. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. Заинтересовать детей необычной техникой рисования песком.

Словарная работа: Сыпучий, рыхлый, песчинки, лупа.

Оборудование: Лейка с водой, формочки; стаканчики с песком, глиной, бутылочка с водой, бутылочка с песком, лупа на каждого ребёнка.

Ход занятия

Дети с воспитателем подходят к песочнице.

Воспитатель. Ребята, вы любите играть с песком? А что можно вылепить из песка?

- Куличики.

Воспитатель Я тоже хочу слепить куличик. Посмотрите, как я это делаю (пытается слепить куличик из сухого песка).

- Ой, почему он не получился?

- Песок сухой, он рассыпался.

- Значит песок у нас какой?

- Сыпучий, рыхлый.

- Что нужно сделать, чтобы получился куличик?

- Полить.

- Давайте его польём и посмотрим, получится ли куличик.

(Поливаем, дети лепят куличики).

Воспитатель - Ребята, когда мы полили песок он стал каким?

- Мокрым, липким.

Воспитатель - Ребята, а сейчас я вам предлагаю стать исследователями. Давайте подойдём к столам. Посмотрите, здесь стоят стаканчики с песком и глиной. Давайте рассмотрим песок через увеличительное стекло - лупу.

(Дети выполняют работу).

Воспитатель - Из чего состоит песок?

 - Из мелких зёрнышек, песчинок.

- А как они выглядят?

- Они очень маленькие, круглые, жёлтого, белого цвета.

- Из чего состоит глина? Видны такие же частики в глине?

- Нет, в глине много комочков.

- Глина, ребята, состоит из очень мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу.

А теперь высыпьте немного песка из стаканчика на лист бумаги. Получилось?

(Дети выполняют).

- Да.

Воспитатель:  Как вы думаете, почему песок так легко высыпался из стаканчика?

- Он рыхлый, сыпучий.

- Правильно. А теперь высыпьте немного глины. Получилось? Как вы думаете, почему глина не высыпается из стаканчика, а падает, вываливается?

- Она слиплась комочками, твёрдая.

- Скажите, чем песок отличается от глины?

 (Песок рыхлый, сыпучий, а глина твёрдая и слипается комочками).

Воспитатель:  Вы сейчас назвали свойства песка и глины. Хотите узнать дружат ли глина и песок с водой?

- Сейчас возьмите бутылочку с водой и налейте немного воды в стаканчики с песком и глиной. Что вы видите?

- Вода, налитая в песок, ушла во внутрь, а вода, налитая в глину, стоит наверху.

Воспитатель:   Как вы думаете, почему вода в песке так быстро просочилась во внутрь стаканчика? (песок мягкий, рыхлый, пропускает воду).

Воспитатель:   Верно, песок рыхлый, поэтому его песчинки расположены отдельно друг от друга, это помогает воде легко пройти в песок.

- Почему вода, налитая в глину, осталась на поверхности?

- Глина твёрдая.

Воспитатель:  Вы уже знаете, что глина твёрдая и состоит из слипшихся комочков. Когда вы налили воду, глина слиплась ещё больше и воде стало трудно просачиваться сквозь неё.

- Так кто больше дружит с водой, песок или глина?

- Песок.

- Почему вы так решили?

- Песок пропускает воду хорошо, а глина – плохо.

 - Всё правильно. Но если воду надолго оставить налитой в глину, то глина станет мягкой, и из неё можно будет лепить. Об этом мы поговорим в следующий раз.

 Воспитатель:  А теперь скажите, вы любите рисовать? А чем вы любите рисовать?

- Карандашами, красками…

- А я вам предлагаю нарисовать песком, возьмите бутылочки с песком, когда вы их будете наклонять, то из дырочки в крышке бутылки будет сыпаться струйка песка. Нарисуйте на асфальте песочными струйками простые предметы: грибок, солнце, домик…

(Дети выполняют работу).

Воспитатель:  Ребята, что мы сегодня с вами рассматривали?

- Что вы узнали про песок?

- А что узнали о глине?

- А чем вы рисовали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал на тему "Знакомство со свойствами песка и глины"

Используют материал для экспереминтированию....

Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Знакомство со свойствами песка и глины»

Познакомить детей со свойствами песка и глины (сыпучесть, липкость, способность пропускать воду), сравнить, чем они отличаются, показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц - зернышек - песч...

Культурные практики "Знакомство со свойствами песка, глины, воды.

Культурнаые практики для ознакомления детей среднего возраста с песком, глиной, водой....

«Знакомство со свойствами песка и глины» (подготовительная группа)

Почва, как и любая другая среда обитания, является важным условием существования жизни. Живые организмы, находящиеся в почве, как и сама почва, нуждаются в заботе и охране. Необходимо беречь почву от ...

«Знакомство со свойствами песка и глины» (подготовительная группа)

Актуальность. Почва, как и любая другая среда обитания, является важным условием существования жизни. Живые организмы, находящиеся в почве, как и сама почва, нуждаются в заботе и охране. Необходи...

Самоанализ образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности «Знакомство со свойствами песка и глины» (подготовительная группа)

   Мы пришли к выводу, что детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников. Детское экспериментирование оказывает положительное влияние ...

Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста Тема: «Знакомство со свойствами песка и глины»

Образовательные задачи: Закрепить первоначальные знания детей об природных материалах: песке, глине. Учить сравнивать два объекта, выделяя различия (сыпучий – несыпучий, движется, рыхлый &ndash...