Знакомство со свойствами песка и глины
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Это занятие позволяет детям на основе наблюдения, эксперимента, опыта прийти самостоятельно к выводу и закрепить знания о свойствах песка и глины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pesok_i_glina_2.docx | 23.14 КБ |
Предварительный просмотр:
«МДОУ ДЕТСКИЙ САД №1 «ТОПОЛЁК» ГОРОДА ЕРШОВА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ |
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе |
«Знакомство со свойствами песка и глины» |
Митина Людмила Александровна |
03.09.2013 |
Программное содержание:
Продолжать знакомить детей со свойствами песка и глины (сыпучесть, липкость, способность пропускать воду).
Сравнить, чем они отличаются, показать детям, что песок состоит из очень мелких частиц, «зёрнышек» - песчинок, а глина – из слипшихся частичек. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. Заинтересовать детей необычной техникой рисования песком.
Словарная работа: Сыпучий, рыхлый, песчинки, лупа.
Оборудование: Лейка с водой, формочки; стаканчики с песком, глиной, бутылочка с водой, бутылочка с песком, лупа на каждого ребёнка.
Ход занятия
Дети с воспитателем подходят к песочнице.
Воспитатель. Ребята, вы любите играть с песком? А что можно вылепить из песка?
- Куличики.
Воспитатель Я тоже хочу слепить куличик. Посмотрите, как я это делаю (пытается слепить куличик из сухого песка).
- Ой, почему он не получился?
- Песок сухой, он рассыпался.
- Значит песок у нас какой?
- Сыпучий, рыхлый.
- Что нужно сделать, чтобы получился куличик?
- Полить.
- Давайте его польём и посмотрим, получится ли куличик.
(Поливаем, дети лепят куличики).
Воспитатель - Ребята, когда мы полили песок он стал каким?
- Мокрым, липким.
Воспитатель - Ребята, а сейчас я вам предлагаю стать исследователями. Давайте подойдём к столам. Посмотрите, здесь стоят стаканчики с песком и глиной. Давайте рассмотрим песок через увеличительное стекло - лупу.
(Дети выполняют работу).
Воспитатель - Из чего состоит песок?
- Из мелких зёрнышек, песчинок.
- А как они выглядят?
- Они очень маленькие, круглые, жёлтого, белого цвета.
- Из чего состоит глина? Видны такие же частики в глине?
- Нет, в глине много комочков.
- Глина, ребята, состоит из очень мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу.
А теперь высыпьте немного песка из стаканчика на лист бумаги. Получилось?
(Дети выполняют).
- Да.
Воспитатель: Как вы думаете, почему песок так легко высыпался из стаканчика?
- Он рыхлый, сыпучий.
- Правильно. А теперь высыпьте немного глины. Получилось? Как вы думаете, почему глина не высыпается из стаканчика, а падает, вываливается?
- Она слиплась комочками, твёрдая.
- Скажите, чем песок отличается от глины?
(Песок рыхлый, сыпучий, а глина твёрдая и слипается комочками).
Воспитатель: Вы сейчас назвали свойства песка и глины. Хотите узнать дружат ли глина и песок с водой?
- Сейчас возьмите бутылочку с водой и налейте немного воды в стаканчики с песком и глиной. Что вы видите?
- Вода, налитая в песок, ушла во внутрь, а вода, налитая в глину, стоит наверху.
Воспитатель: Как вы думаете, почему вода в песке так быстро просочилась во внутрь стаканчика? (песок мягкий, рыхлый, пропускает воду).
Воспитатель: Верно, песок рыхлый, поэтому его песчинки расположены отдельно друг от друга, это помогает воде легко пройти в песок.
- Почему вода, налитая в глину, осталась на поверхности?
- Глина твёрдая.
Воспитатель: Вы уже знаете, что глина твёрдая и состоит из слипшихся комочков. Когда вы налили воду, глина слиплась ещё больше и воде стало трудно просачиваться сквозь неё.
- Так кто больше дружит с водой, песок или глина?
- Песок.
- Почему вы так решили?
- Песок пропускает воду хорошо, а глина – плохо.
- Всё правильно. Но если воду надолго оставить налитой в глину, то глина станет мягкой, и из неё можно будет лепить. Об этом мы поговорим в следующий раз.
Воспитатель: А теперь скажите, вы любите рисовать? А чем вы любите рисовать?
- Карандашами, красками…
- А я вам предлагаю нарисовать песком, возьмите бутылочки с песком, когда вы их будете наклонять, то из дырочки в крышке бутылки будет сыпаться струйка песка. Нарисуйте на асфальте песочными струйками простые предметы: грибок, солнце, домик…
(Дети выполняют работу).
Воспитатель: Ребята, что мы сегодня с вами рассматривали?
- Что вы узнали про песок?
- А что узнали о глине?
- А чем вы рисовали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал на тему "Знакомство со свойствами песка и глины"
Используют материал для экспереминтированию....
Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Знакомство со свойствами песка и глины»
Познакомить детей со свойствами песка и глины (сыпучесть, липкость, способность пропускать воду), сравнить, чем они отличаются, показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц - зернышек - песч...
Культурные практики "Знакомство со свойствами песка, глины, воды.
Культурнаые практики для ознакомления детей среднего возраста с песком, глиной, водой....
«Знакомство со свойствами песка и глины» (подготовительная группа)
Почва, как и любая другая среда обитания, является важным условием существования жизни. Живые организмы, находящиеся в почве, как и сама почва, нуждаются в заботе и охране. Необходимо беречь почву от ...
«Знакомство со свойствами песка и глины» (подготовительная группа)
Актуальность. Почва, как и любая другая среда обитания, является важным условием существования жизни. Живые организмы, находящиеся в почве, как и сама почва, нуждаются в заботе и охране. Необходи...
Самоанализ образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности «Знакомство со свойствами песка и глины» (подготовительная группа)
Мы пришли к выводу, что детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников. Детское экспериментирование оказывает положительное влияние ...
Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста Тема: «Знакомство со свойствами песка и глины»
Образовательные задачи: Закрепить первоначальные знания детей об природных материалах: песке, глине. Учить сравнивать два объекта, выделяя различия (сыпучий – несыпучий, движется, рыхлый &ndash...