Сообщение
статья по теме
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ МИХНЕВСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
ДЕТСКИЙ САД «ОСИНКА»
КОНСУЛЬТАЦИЯ
«ПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ПРИРОДЫ В ДЕТСКОМ РИСУНКЕ»
Подготовила и провела
Воспитатель 2 квалификационной категории
Каминская С.В.
Детское творчество отражает окружающий мир, природу как на основе непосредственного их восприятия, так и в результате знакомства с произведениями искусства и литературы, в которых запечатлены живые, неповторимые явления природы.
Природа раскрывается в поэзии в цветовой, композиционной, колористической характеристике образов.
Различные краски становятся более понятными детям благодаря тому, что поэт очень тонко и выразительно выделяет их в произведениях с помощью эпитетов -прилагательных, прямо и косвенно указывающих на цвет предметов.
В стихотворении А.Толстого «Осень» описываются листья «пожелтелые», кисти «ярко-красные», т.е. непосредственно диктуется какую краску нужно взять для изображения того или иного объекта.
В стихотворении О. Высотской «Одуванчик» цветок - «золотистый», а Л. Квитко описывает «серебристый» одуванчик.
Иногда авторы выражают цвет, присущий тому или иному образу природы, времени года, с помощью метафоры. Например : И.Суриков, характеризуя наступление зимы, употребляет выражение «поле снегом забелело» («Первый снег»), А.Пушкин описывает весенние леса, которые «как будто пухом зеленеют» («…Улыбкой ясною природа»). Вы-
разительные средства языка повышают эмоциональное настроение маленького рисовальщика.
Поэтические произведения способствуют развитию композиционных умений детей. Привожу пример занятия на тему «Первый снег» с использованием произведений И.Сурикова и В.Трутневой. поэтические строки подсказали детям тему для различных зимних пейзажей: «Темный лес, что шапк5ой принакрылся чудной», «Под утро поле снегом забелело», «На заборе, на крылечке все блестит и все бело».
Дети выбрали те строчки, в которых наиболее поэтично говорится о наступлении зимы.
Несколько по-иному шла подготовка к рисованию зимнего пейзажа по произведению Е.Трутневой «Зима». С детьми провели серию наблюдений снегопада, зимних туч, цвет неба. Перед наблюдение говорю детям: «Если бы вам захотелось нарисовать зимний лес, небо, какие бы краски для этого понадобились? Посмотрите вокруг себя, видите вы эти краски?»
Во врем я снегопада дети придумывали определения к слову «снежинка»: пушистая, легкая, мягкая, холодная.
После рассматривания иллюстрации С. Куприянова дети еще раз уточнили, какое явление зимней природы описал поэт в своем стихотворении.
Задать вопросы детям.
- Где пролетали зимние тучи?
- Что за парашютистки прыгнули с нее?
- Куда они попали?
- Что принесли с собой снежинки-парашютистки?
- Как об этом говорит поэт?
- Что вам больше всего понравилось в стихотворении?
- Почему поэт сравнил тучу с самолетом, а снежинки с парашютистками?
- Какое настроении е передал поэт в стихотворении?
Рисунки детей после такой предварительной работы стали очень выразительные, интересные: высокий берег реки, туча, касающаяся деревьев, опустевшие поля, болото, куда спускаются легкие снежинки. Дети использовали различный фон: белый, синий, рисовали различные наряды деревьев. Интересны были рисунки и по композиции, и по передаче зимнего колорита.
В результате таких занятий, дети чаще начинают говорить друг другу о том, как красиво вокруг, их словарь обогащается точными поэтическими выражениями.
Наиболее целесообразно использовать в педагогической работе сочетание методов и приемов, направленных на углубленное восприятие детьми пейзажной поэзии в следующей последовательности:
- наблюдение с чтением произведения, рассматривание иллюстрации, рисование;
- чтение произведения, рассматривание одной - двух картин, беседа, рисование;
- чтение произведений, беседа, рисование.
Итогом работы по творческому ознакомлению ребят с поэзией может явиться коллективное рисование на тему «Четыре художника», где предлагаем детям объединиться в небольшие группы, каждая из которых будет рисовать любимое время года, чтобы картиной можно было любоваться.
Отражать поэтический образ природы в рисунках - доступно детям. Оно имеет большое значение для нравственно-эстетического восприятия, для развития творческих способностей, для подготовки их к успешному обучению в школе.
«Через познание сути, содержание искусства в душе ребенка постепенно формируется нравственно-эстетическая позиция, необходимая нашему обществу, отношение ко всем явлениям жизни- к природе, труду, любви, дружбе,…»
Б. М. Неменский «Мудрость красоты» М 1981.с.81
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы
Сообщение из опыта работы «Игры по развитию сенсорики в группе раннего возраста» Сенсорное воспитание ребенка – буквально с первых дней его жизни – является залогом успешного осуществления р...
Сообщение воспитателя. Тема: Развитие представлений о свойствах и качествах предметов через детское экспериментирование у детей дошкольного возраста.
Каждый дошкольник – это пытливый исследователь окружающего мира. Он познает объекты только в ходе практической деятельности с ним. Недаром китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи - ...
Сообщение на тему «Роль семьи в развитии поисково - исследователькой активности ребенка»
Сообщение на тему«Роль семьи в развитии поисково - исследователькой активности ребенка»Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного кон...
Сообщение с пройденных курсов повышения квалификации по теме «Педагогическая технология: портфолио педагога» (сообщение и презентация).
Сообщение для воспитателей о портфолио педагога...
Сообщение из опыта работы на родительском собрании. Тема сообщения: «Знакомство с образовательной программой «Миры детства: конструирование возможностей». Образовательный процесс: типы работ в продуктивной деятельности (2-я мл. группа)».
Занятия в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми в продуктивной деятельности, опирающиеся на программу "Миры детства: конструирование возможностей"....
Сообщение из опыта работы: Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»
Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека...
Сообщение на тему "Наше здоровье в наших руках". Сообщение ребенка для детей.
Сообщение на тему "Наше здоровье в наших руках". Сообщение ребенка для детей....