РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья (младшая группа) по теме

 

Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста на тему:

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ (КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ)

Проблема формирования коммуникативно-речевой активности человека приобретает все большее значение в современной жизни. Значение сформированности навыков диалогической речи становится наиболее очевидным при обучении старших дошкольников, когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к повышению тревожности, нарушает процесс общения в целом.

В дошкольном возрасте постоянно изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения. Формируется один из компонентов психологической готовности к обучению в школе – коммуникативность. Ребенок избирательно относится к взрослым, постепенно начиная осознавать свои отношения с ними: как они к нему относятся и что от него ждут, как он к ним относится и что от них ожидает.

Диалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. Она рассматривается учеными как первичная естественная форма языкового общения, которая состоит из обмена высказываниями. Для нее характерны такие формы, как вопрос, ответ, добавление, пояснение, распространение, возражение, формула речевого этикета и коммуникативные связи реплик.

Поскольку особенностью современных технологий обучения является их взаимная комплиментарность, дополнительность по отношению друг к другу, то наибольшую эффективность они приобретают во взаимодействии. В силу этого мы считаем, что при организации процесса формирования диалогической речи дошкольников необходимо использовать технологии, которые, актуализируя личностные особенности детей, наиболее оптимально включали бы их в деятельность, способствовали бы реализации формируемых коммуникативно-речевых умений.

Обогащать речевое общение детей, сделать его более естественным, непринужденным помогают невербальные средства коммуникации. Важно, чтобы ребенок мог адекватно воспринимать несловесную информацию, отличать близкие, но не тождественные эмоциональные состояния собеседника. Развитие невербальных умений создает дополнительные возможности для установления контактов, выбора правильной линии поведения, усиливает эффективность социального взаимодействия дошкольников.

Интересно, что языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и хотя предварительно их никто не объясняет, говорящие правильно понимают и используют их. Вероятно, объясняется это тем, что жест используется чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, а иногда уточняет его. Известно, что 65% информации передается с помощью невербальных средств общения.

Таким образом, развитие невербальных умений создает дополнительные возможности для установления контактов, выбора правильной линии поведения, усиливает эффективность социального взаимодействия дошкольников.

-  В педагогической практике большое значение имеет учет особенностей процесса адаптации ребенка изменившимся условиям его жизни и деятельности при вхождении в новый коллектив, при поступлении в детский сад.

 Новая социальная среда предъявляет к ребенку особенные требования, которые в большей или меньшей степени соответствуют его индивидуальным особенностям и склонностям. Поступление в детский сад связанно с включением в группу сверстников, каждый из которых наделен своими индивидуальными чертами, а все вместе они образуют первую социальную общность, в которой им предстоит наладить взаимоотношения.  Ситуация нередко осложняется, когда ребенок поступает не во вновь сформированную группу, а в уже существующую, в которой уже сложился определенный стиль взаимоотношений. Как показывает практика,  далеко не все дети готовы к этому событию. Освоение речи детьми раннего возраста вносит важные изменения во взаимоотношения ребенка с окружающим миром, меняет его позицию среди людей и отношение к самому себе.

Значение речи в процессе адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ велико. Согласно результатам наблюдений главная трудность, которая подстерегает ребенка при поступлении в ДОУ, связана с включением его в группу неизвестных сверстников.  Поскольку процесс налаживания взаимоотношений напрямую связан с общением детей, а общение – есть речевая деятельность, то качество развития речи детей напрямую зависит от качества общения со сверстниками

Освоение языка изменяет действие ребенка. Обозначенная словом цель придает действию четкую направленность и разумность. Действия ребенка, благодаря речи, становятся более нацеленными и произвольными.

Освоение речи помогает ребенку установить контакт и наладить совместные действия с другими детьми, овладеть разными видами занятий: заучиванием стихов, слушанием, пением, дидактическими играми.

Доказано, что в первую неделю посещения ДОУ проявление речевой активности у детей резко снижается  примерно на 73%.

Таким образом, закономерным является предположение о том, что  если обеспечить  комплексное решение задач развития речи и общения детей в период их адаптации к ДОУ, то это позволит сократить сроки адаптации воспитанников и повысить эффективность работы по данному направлению.

- Чтобы достичь желаемого благополучия в социальном и  интеллектуальном развитии ребенка, в первую очередь необходимо развивать коммуникативную компетенцию детей, их способность налаживать отношения с окружающими при помощи языковых и неречевых средств.

 В ряду проблем речевого развития выделяются основные: речетворчество, диалог, развитие культуры речевого поведения как главные составляющие коммуникативной самодеятельности, важнейшей сферы саморазвития личности.

 Проблемы межличностного (диалогического) общения для ребенка начинаются в основном в семье. Нежелание общаться (из-за нехватки времени, усталости родителей), неумение общаться (родители не знают, о чем разговаривать с ребенком, как строить диалогическое общение с ним) отрицательно влияет на деятельность и душевное самочувствие малыша. Именно тесное взаимодействие между педагогами и родителями позволяет  комплексно решать данную проблему.

В основу взаимодействия с семьёй по данной проблеме  заложены следующие принципы:                                                                                         - партнёрство родителей и педагогов;

- единое понимание педагогами и родителями целей и задач;                      

- помощь,  уважение и доверие к ребёнку со стороны родителей;              

 - знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;

- постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.

Основными задачами, стоящими перед педагогическим коллективом в работе с родителями, являются:                                                                        

- изучение семьи;                                                                          

- привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения;

- изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;                              

 - просвещение родителей в области педагогики и детской психологии;                

- работа по повышению правовой и педагогической культуры родителей.                

Реализация задач осуществляется через такие  формы взаимодействия как:  экскурсии по детскому саду;  дни открытых дверей; диспуты; круглые столы; беседы; консультации; открытые занятия; семинары; совместные мероприятия.                

На наш взгляд наиболее эффективным является проведение игровых тренингов на родительских  собраниях на тему «Знаешь ли ты о чём поговорить с ребёнком?», «Как установить доверительное взаимоотношения?», «Как развивать речь детей?» и т.д.

В настоящее время исследования убедительно показывают, что осознанное включение родителей в совместный с педагогами процесс речевого развития ребёнка, уход от практики дистанцирования семьи от детского сада позволяют значительно повысить его эффективность.

Сотрудничество дошкольного учреждения  и семьи помогает социальному и речевому развитию ребенка. Оно не только ориентирует на выявление проблемы, но и показывает возможности ее решения. Основой такого сотрудничества является идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, направить и дополнить их воспитательную ценность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ (КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ)

Проблема формирования коммуникативно-речевой активности человека приобретает все большее значение в современной жизни. Значение сформированности навыков диалогической речи становится наиболее оч...

Консультация для педагогов «Речевое развитие дошкольника. Технология речевого развития»

Речевое общение - это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной, целевой установки, протекает на основе обр...

Сообщение на тему « Речевое развитие дошкольников в рамках реализации образовательной области « Речевое развитие»

Эта консультация посвящена важнейшей из образовательных областей – речевому развитию дошкольников....

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Консультация для педагогов дошкольных учреждений «Речевое развитие дошкольника. Технология речевого развития»

Общение – актуальная проблема, волнующая умы человечества, исследованием которой занимались А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов....