Духовно-нравственное воспитание дошкольников
методическая разработка (средняя группа) по теме
Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebno_metodicheskiy__plan21.doc | 180.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная программа
Духовно-нравственное
«восптание дошкольников»
Воспитатель д/с № 16
Мартин-Яхонтова Т.П.
г. Урай, 2008г.
Пояснительная записка предназначена для детей с 4 до 5лет, с 5 до 6лет.
6 до 7лет
Данная программа разработана на основе «Примерного содержания по учебному предмету «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» представленного министерством образования Российской Федерации в Субъекты Федерации (Письмо Министерства образования России №14-52-876 ин/16 от 22.10.2002г.; и программы «Из детства в отрочество» Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей.
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.
То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости социальной среды.
Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.
Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.
Современных детей характеризует эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Продолжается разрушение института семьи: через активное половое просвещение у детей формируется внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности. «Хаос и неразбериха современной жизни, развал семей, общественных институтов, дискредитированные по вине «человеческого фактора» высокие идеи – все это следствие утраты ответственности. Переставая отвечать за содеянное, человек не имеет возможности реально оценить глубину нарушений и характер необходимых исправлений. «Нынешнее поколение растет с пеленок воспитывается в безстержневой, безграмотной атмосфере». Структурность жизни, обычаи, границы любого рода – внешние рамки, в которых возможно произрастать росткам ответственности в современном обществе, безжалостно ликвидированы.
Все изложенное свидетельствует о кризисе в отечественном образовании и воспитании.
Издавна в отечественной педагогики тесным образом связывалось с развитием духовно-нравственной сферы сознания человека, имело основную цель: воспитывать человека существом мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей, честным и трудолюбивым, скромным, уважительным.
Нравственность и христианство у каждого народа имеют свои отличия, в каждом народе проявляются благотворительность, почтение к родителям, к старшим, вежливость. Эти духовно-нравственные особенности возникают и растут под сенью семьи, общества, государства. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя а все стороны и формы взаимоотношений человека с миром; на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, такт как общество и государство нуждаются в образовательных духовно-нравственных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
Значимость этой программы в том, что она содействуют сохранения духовного здоровья детей, знакомит их с основами Православной культуры.
Но решение задач воспитания духовно-развитой личности возможно только совместными усилиями семьи.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в воспитании не соблюдается историческая приемственность поколений.
Многим родителям неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.
Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в семье, в первую очередь должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные дедами и прадедами, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Цели программы
1. Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям Православной культуры.
2. Изучение истории, культуры, г.Урай, России.
3. Стремление возродить традиции семейного воспитания.
Задачи
- Воспитание уважения к нравственным нормам христианской морали. Учить детей различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро. В разных формах пресекать безнравственные проявление в стремлениях и действиях ребенка.
- Создание условий для восприятия детьми целостной картины мира (окружающий мир сотворен).
- Через изучение национальных, культурных традиций воспитывать у детей любовь к Родине.
- Развивать способность воспринимать литературные произведения и анализировать прочитанное, учить формировать свои мысли, выражать чувства, обогащать словарный запас.
- Воспитывать общую музыкальную культуру. Большее внимание уделять хоровому пению, приучать детей к классической, духовной и народной музыке.
- Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитании ю дошкольников. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
- Ориентация семьи на духовно-нравственное воспитание детей путем ознакомления родителей с основами Православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада.
Условия реализации программы.
Данная программа рассчитана на две возрастные группы с 4 до 5лет, и с 5 до 6лет 6 до 7лет.
На первом году обучения дети получают первоначальные представления об изучаемом предмете. На втором году проводится работа по закреплению у дошкольников имеющихся знаний.
Для достижении задач программы используются различные приемы и методы обучения.
Наглядный метод.
- чтение педагогов рассказов с показом демонстрационного материала.
- экскурсий;
- наблюдений;
- показа сказок педагогам, детьми;
- рассматривание иллюстраций, предметов, репродукций картин;
- проведение дидактических игр;
- экскурсий по городу, целевых прогулок;
- моделирование сказок.
Словесный метод используется при:
- чтении литературных произведений;
- чтении стихотворений детьми;
- беседах с элементами диалога, в обобщающих рассказах воспитателя;
- ответы на вопросы педагога, детей;
- проведение разнообразных игр (малоподвижных), сюжетно-ролевых, дидактических, игр драматизации и др.
- чтении литературных произведений вне занятий;
- сообщение дополнительного материала воспитателем;
- загадывание загадок;
- рассматривание наглядного материала;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров;
-чтений литературных произведений родителями.
Практический метод используется при:
- организации продуктивной деятельности дошкольников;
- проведении игр различных видов (строительных, дидактических, подвижных, малоподвижных, инсценировки);
- пошива кукол к сказкам;
- организация постановок сказок, литературных произведений, конкурсов, викторин;
- проведение экскурсий различной направленности;
- организация вечеров с родителями;
- изготовлении детьми наглядных пособий для занятий.
Методические указания
Для того чтобы добиться желаемого результата родителям и педагогам необходимо:
- осознать, что только общими усилиями семьи и воскресной школы можно помочь ребенку;
- воспитывать у ребенка уважение к родителям, которые дали ему жизнь и приложили много душевных и физических сил., для того чтобы они росли и были счастливы;
- помнить о том что ребенок уникальная личность, поэтому недопустимо его сравнивать с другими детьми, такого как, он нет больше в мире и мы должны ценить его индивидуальность поддерживать и развивать ее;
- в педагоге ребенок всегда должен видеть людей готовых оказать ему личную поддержку и придти на помощь;
- проникнуться чувством искреннего уважения к тому, что создается самим ребенком (рассказ, песенка, постройка и т.д.);
- восхищаться вместе с родителями его инициативой и самостоятельностью, это способствует формированию у ребенка уверенности в себе и своих возможностях;
- регулярно индивидуально общаться с родителями и обсуждать все вопросы, связанные с воспитание и развитием ребенка;
Знания и умения обучающихся детей к концу года
К окончанию курса духовно-нравственного обучения должны показать результаты заключающиеся в:
- усвоении ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру, состояния близости души, внутреннего мира дошкольника к Вышнему;
- позитивном отношении ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе;
- потребности и готовности проявления сострадания и сорадования;
- субъективном психо-эмоциональном благополучии;
- воспитании патриотизма, знакомства с историческим прошлым своей земли, русского государства, государственными символами, жизнью русских героев, святых подвижников, досточтимых людей русской земли, потребность служения на благо Отечества;
- приобщении к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимания своего места в семье и посильное участие в домашних делах;
- деятельном отношении к труду;
- ответственности за свои дела и поступки.
Главный результат должен включать в себя наиболее полное усвоение ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, стремления его к добру и неприятию им зла.
Учебно-тематический план
В программе по духовно-нравственному воспитанию использовали материалы из следующих разделов:
- литература;
- краеведение;
- история;
- природоведение;
- развитие речи;
- продуктивная деятельность.
Учебный курс включает в себя занятия следующих циклов:
- «Мир вокруг нас»; Через знакомство с окружающим миром данного блока открываем дошкольникам путь к нравственно-религиозной стороне познания окружающего мира. Обращаем внимание детей на его богатство, красоту и разнообразие, учим видеть отличие мира созданного руками человека от мира природы (нерукотворного); понимать необходимость бережного отношения ко всему живому, к природным богатствам как единственную возможность их сохранения, способствуем развитию творческой личности ребенка.
- «Дерево добра»; Занятия данного цикла на примере литературных произведений (сказок, рассказов, стихотворений) учим детей различать понятия добра и зла, даем представление о нравственной свободе человека, помогаем увидеть красоту нравственных поступков. Основными задачами таких занятий являются - научить ребенка в себе видеть эти движения к добру и злу и различать их, воспитывать у детей желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести, формировать христианское отношение к ближним.
- «Край в котором ты живешь»;
- «История архитектурных памятников»;
- «О чем рассказывает крепость?»;
- «О чем поет колокол?»
«Православная Россия в Лицах». На занятиях данных циклов знакомим дошкольников с родным городом: историей, памятниками архитектуры, историческим значением города в жизни России, со святынями и памятными местами родного края. На занятиях с детьми просматриваем страницы истории Российского государства, узнаем об историческом прошлом и настоящем Родины, государственной символики, русских героев, великих полководцев, святых подвижников, досточтимых людей русской земли. Основные задачи циклов а) воспитываем у детей чувства любви к своему городу, к своей стране, б) уважение и признательность к основателям города, его защитникам, к людям прославившим Россию, в) гордости историческим прошлым г. Урая, Ханты-Мансийского автономного округа, Русского государства.
- «Православная Россия в лицах»;
- «Православная культура»;
На занятиях данного цикла знакомим детей с историей православных праздников, традициями отечественной культуры, рассказываем о том как встречают православные праздники в России, помогаем в подготовке и проведении с активным участием детей и родителей, календарных праздников, раскрываем им подлинный жизненный смысл. Основные задачи циклов: а) прививаем уважение, любовь к православным традициям своего народа, б) воспитываем желание подражать благим образам.
- «Хозяева и хозяюшки»; На занятиях данного цикла знакомим детей с духовно-нравственными традициями и укладом жизни православной семье, осмысленным и целесообразным устройством предметной среды русского дома, особенностями мужских и женских домашних трудов, традиционной подготовкой и проведения праздничных дней, содействуем формированию представлений детей об особенностях разных материалов и правила пользования простыми инструментами при изготовлении поделок. Основные задачи циклов: а) воспитание любви, уважения и милосердного отношения к ближним, понимать свое место в семье, деятельно участвовать в домашних делах, б) ориентировать дошкольников на мужественные и женские образцы поведения.
Календарно-тематический план 1 год обучения
Тема | теория | практика | всего |
I. Цикл «Мир вокруг нас» | 1 | 2 | 3 |
1. «Рукотворный и не рукотворный мир» | |||
2. «Земля, космос, природные явления» | |||
3. «Разнообразие животного мира» | |||
4. «Многообразие растений» | |||
5. «Зачем птице крылья?» | |||
6. «Зачем нужна вода?» | |||
7. «Если бы не было воздуха» | |||
8. «Мир – наш дом» | |||
9. «Умеем ли мы видеть» | |||
10. «Питание, отдых, здоровье, болезнь» | |||
11. «Жизнь человека» | |||
12. «Времена года – весна» | |||
13. «Времена года – лето» | |||
14. «Времена года – осень» | |||
15. «Времена года – зима» | |||
16. «Рыбы» | |||
17. «Насекомые» | |||
18. «Пресмыкающиеся, земноводные» |
Календарно-тематический план 2 год обучения
Тема | теория | практика | всего |
III. Цикл 1) «Край, в котором ты живешь», 2) «История в архитектурных памятниках», 3) «О чем рассказывает крепость» 4) «О чем поет колокол» | 1 | 2 | 3 |
1. «История возникновения родного города» | |||
2. «Герб города» | |||
3. «Улицы и здания города» | |||
4. «Парки нашего города» | |||
5. «Памятники нашего города» | |||
6. «Город –село» | |||
7. «Православный храм» | |||
8. «Успенский собор» | |||
9. «Сретенская и Благовещенская церкви» | |||
10. «Никольская церковь» | |||
11. «Храм во имя Лазаря» | |||
12. «Михайловский собор» | |||
13. «Большая звонница» | |||
14. «Что мы знаем о храме?» | |||
15. «Пещеры и Святая гора» | |||
16. «Башня Святых ворот» | |||
17. «Тюремная башня» | |||
19. «Тайловская башня» | |||
20. «Башня Верхних решеток» | |||
21. «Тарарыгина башня» | |||
22. «Изборская башня» | |||
23. «Благовещенская башня» | |||
24. «Башня Нижних решеток» | |||
25. «Никольская башня» | |||
26. «Крепостные стены и башни Псково- Печерского монастыря» | |||
27. «О чем рассказывает крепость?» | |||
28. «Для чего нужны колокола?» | |||
29. «Откуда колокол пришел?» | |||
30. «Колокола – гиганты» | |||
31. «Как льют колокол?» | |||
32. «Имена и судьбы колоколов» | |||
33. «Форма колокола» | |||
34. «Колокола Псково-Печерского монастыря» | |||
35. «Орнаменты Псковских колоколов» | |||
36. «Колокольные звоны» | |||
37. «Страницы истории» | |||
38. «Колокола и их судьбы» |
Календарно-тематический план 2 год обучения
Тема | теория | практика | всего |
II. Цикл «Дерево доброе» | 1 | 2 | 3 |
1. «Добро и зло, справедливость» | |||
2. «Мать и дитя» | |||
3. «Семья и дом» | |||
4. «Святые семьи» | |||
5. «Послушание и непослушание» | |||
6. «Братья и сестры» | |||
7. «О дружбе и друзьях, верность» | |||
8. «Кто мой ближний?» | |||
9. «Жадность и щедрость» | |||
10. «Правда и ложь» | |||
11. «Как мы ходи в гости? | |||
12. «Имя» | |||
13. Родина» | |||
14. «Совесть» | |||
15. «Благодарность» | |||
16. «Порядочность» | |||
17. «Вечность» | |||
18. «Воздержание, терпение» | |||
19. «Талант» | |||
20. «Осуждение, смирение» | |||
21. «Зависть» | |||
22. «Милосердие, сочувствие» | |||
23. «Трудолюбие» | |||
24. «Чистое сердце» | |||
25. «Память» | |||
26. «Предательство» | |||
27. «Прощение» | |||
28. «Скромность» | |||
29. «О дружбе мальчиков и девочек» | |||
30. «Храбрость и трусость» | |||
31. «Добрые слова и добрые дела» | |||
32. «Книги – наши друзья» | |||
33. «Бедность и богатство» |
Календарно-тематический план 3 год обучения
Тема | теория | практика | всего |
IV. Цикл «Православная культура» | 1 | 2 | 3 |
1. «Рождество Христово» | |||
2. «Крещение» | |||
3. «Сретение» | |||
4. «Благовещение» | |||
5. «Вербное воскресение» | |||
6. «Пасха» | |||
7. «Вознесение» | |||
8. «Троицын День» | |||
9. «Преображение» | |||
10. «Воздвижение Креста» | |||
11. «Рождество Богородицы» | |||
12. «Введение во храм» | |||
13. «Успение» | |||
14. «Покров» | |||
15. «Иконография» (1) | |||
16. «Иконография» (2) | |||
17. «Иконография» (3) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: "Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредствам народных игр"
Приобщение дошкольников к национальной культуре, общечеловеческим ценностямпомогают заложить фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуализма....
"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"
Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...
Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредствам народных игр
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследи...
«Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредством народных игр»
Педагогическая идея опыта заключается в воспитании духовно-нравственных качеств у дошкольников через познание культуры своей Родины посредствам народных игр....
«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»
В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....
Опыт работы "Влияние экологического воспитания на духовно-нравственное развитие личности дошкольника"
Экологическое воспитание - самое важное в наше время. Воспитанники, получившие определенные экологические представления, будут бережней относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровлени...
Доклад на тему "Формы и методы работы с дошкольниками по воспитанию духовно- нравственной культуры у дошкольников в условиях ФГОС ДО"
Вступивший в силу ФГОС ДО, закрепляет приоритет духовно - нравственного воспитания дошкольников. Одним из основных принципов, дошкольного образовательного учреждения, является приобщение дет...