Посиделки "На волжских просторах"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Авторы: Николаева Т.М., музыкальный руководитель и Эсметьева Т.В.,воспитатель. Интегрированное развлечение. Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников. воспитание любви к родному краю: городу, реке, стихам и песням о них.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 26.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект на тему: «На волжских просторах»,
проведенное в рамках районного методического объединения заведующих ДОУ
Ноябрь, 2011 года
Цели:
воспитывать у детей любовь к родному краю, окружающей природе; развивать желание оберегать окружающую красоту, ее богатства. Ориентировать родителей на познавательное общение с ребенком, развивать способность удивляться и удивлять, интересно и увлекательно познакомить ребенка с объектами окружающей природы, поддерживать его любознательность.
Задачи:
Прививать любовь к русскому народному творчеству, закреплять знания о русских обрядах. Прививать любовь к родному краю через искусство, литературу и музыку. Воспитывать интерес к изготовлению панно, закреплять изобразительные навыки, развивать творческую фантазию.
Продолжать работу над выразительностью речи, чистым интонированием в пении, над умением вести диалог.
Формировать умение взаимодействовать в коллективе.
Предварительная работа с детьми: беседы о родном городе, о великой реке Волге, на которой находится наш город. Знакомство детей с творчеством тетюшских поэтов, художников, которые пишут произведения о Волге и родном крае. Экскурсии на берег Волги. Чтение и разучивание стихов о Волге. Слушание и разучивание песен о Волге и Тетюшах. Разучивание русских народных игр, хороводов и танцев. Работа над интонационной выразительностью при разучивании текста.
Предварительная работа с семьей: проектирование выходного дня семьи с ребенком (в парке, лесу, на даче, огороде, на речке и т.д.), консультации по сбору на прогулку (наблюдения, сбор материала, коллекций и т.д.), консультации по ведению семейных дневников.
Дети проходят в зал и встают полукругом. Читают стихи.
Как велика моя земля,
Как широки её просторы,
Озера, реки и поля,
Леса, поля и горы
Раскинулась моя страна
От севера до юга.
Когда в одном краю весна,
В другом зима и вьюга.
На широком просторе
Предрассветной порой
Встали алые зори
Над родной стороной.
С каждым годом все краше
Дорогие края…
Лучше Родины нашей
Нет на свете, друзья!
Дети исполняют песню Е.Гомоновой «Край родной». (рис. 1)
Ведущий: Хороша наша сторонушка,
Много о ней стихов, песен, пословиц сложено.
Сейчас эти песни и стихи мы слышим по радио и телевидению, а раньше, когда не было телевизоров и радио, чтобы скрасить долгие осенние и зимние вечера, собирались люди у кого-то дома, пели песни, старшие рассказывали сказки, былины о земле русской, богатырях, рукодельничали, и именовалось это посиделками. Вот и я хочу пригласить вас на посиделки.
На завалинках, в светелке, (рис. 2)
Иль на бревнышках каких
Собирали посиделки пожилых и молодых
При лучине ли сидели,
Иль под ясный небосвод –
Говорили, песни пели и водили хоровод!
А играли как! В горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки
Были праздником души!
Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по «сусекам»
Личных дач или квартир.
Наш досуг порою мелок,
И, чего там говорить:
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить!
Входят Хозяин и Хозяйка. (рис. 3)
Хозяин: Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окна глядеть! Вам ли сегодня туманиться, грустить, да печалиться.
Хозяйка: Рады вас видеть у себя в гостях, в нашей горнице. Здесь для вас, для гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный! По обычаю по - русскому, по - старинному, посиделками называется.
Хозяин: Пожалуйте, гости дорогие! Веселья вам, да радости!
Заходят первые пять человек.
Хозяйка: Здравствуйте, проходите, будьте как дома!
Не беспокойтесь, хозяюшка, мы дома не лежим и в гостях не стоим.
Следующие пять человек.
Хозяин. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко
Гости, люди подневольные, где посадят, там и сидят.
Следующие пять человек.
Хозяйка. Редкий гость, никогда не в тягость.
Дома сидеть ничего не высидеть.
Решили на людей посмотреть, да себя показать.
Следующие пять человек.
Хозяин. Давно мы вас ждем, поджидаем, праздник без вас не начинаем.
Туда голуби летают, где их привечают!
Хозяйка усаживает гостей.
Хозяин. Собралось к нам гостей, со всех волостей.
Ну, что ж, доброе начало, как говорится, половина дела.
Хозяйка. Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус.
Кому-сказку, кому-правду, кому – песенку про Русь.
Хозяин. Удобно ли вам, гости дорогие.
Всем, ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?
Гостям-то, известное дело, хватило места, да не тесновато-ли хозяевам?
Хозяйка. В тесноте да не в обиде!
Сядем рядком, да поговорим ладком!
А поговорим мы с вами о местах наших дивных, красивых, богатых.
О славном городе Тетюши и о великой реке нашей Волге.
Дети читают стихотворение Э. Зяббаровой
Родной мой край (рис. 4)
Родной мой край! Сверкающий наряд
Зимой. И бабочки с цветами летом.
Волшебный твой рассвет. Чарующий закат.
И звезды с отраженным в Волге светом
Цветущим облаком весна плывет,
И рассыпает брилиантовые росы.
А осень сказку золотую создает,
Березкам золото вплетает в косы.
Здесь воздух слаще, небо голубей,
Здесь солнце наши души согревает,
Здесь звонче трелит песни соловей,
Здесь время слишком быстро пролетает!
Набрать бы больше в души доброты,
Сердца любовью до краев наполнить…
Родной мой край! Край сказочной мечты,
Тебя хочу до мелочей запомнить
И пусть судьба забросит далеко,
Я знаю – ждешь, не требуя награды.
И в счастья час, и если нелегко –
Живу тобою, край, где мне всегда так рады!
Дети исполняют песню «Мой дивный город» Т.Николаевой.
Дети читают стихи о Волге Тетюшских поэтов.
Волга. Н. Халикова
Реки Волги красота,
Словно юности мечта,
Словно солнце на заре,
Словно неба высота.
Я люблю поля, озера, люблю небо и леса,
Но как бальзам для ран душевных
Твоя дивная краса.
Крутой берег порос лесом, плещет серебром вода.
Волга-матушка, река, ты разгульна и вольна.
К морю воды ты несешь, поишь села, города.
Песни звонкие твои в моем сердце навсегда.
А Волга начинается с меня…
А Волга начинается с меня, с простого городка Тетюши,
С красивых лесов и полей, и начало всему – ручей.
Её крутые берега нам дарят красоту всегда,
Зимой и летом, осенью, весной, нет красивей её родной.
Ты полноводна и строга, родная матушка-река,
Тебя нельзя не полюбить, тебе дано любовь дарить.
Э. Зяббарова
Волга.
Прекрасна Волга! Синей полосой,
Лежит она, и тихо воды льются.
Из глубины веков несет она покой,
И волны, чуть шурша, о берег трутся.
Спокойна, величава и вольна,
Она течет и матерью зовется.
Людской любовью та река полна,
И человек в любви ей признается
Как утром просыпаясь хороша!
Когда чуть- чуть рассвет её окрасит,
И томно пробуждаясь ото сна, она
В волнах своих, как искры, звезды гасит.
Дети исполняют песню «Реченька» Т.Николаевой. (рис. 5)
Ведущий.
На Руси уж так ведется,
Что талантливый народ.
Сам себе и жнец, и швец,
И на дудочке игрец.
И блоху он подкует,
Дом добротный возведет,
Утварь всю по дому справит,
Чашей полной дом тот станет.
Хозяйка. А сейчас мы убедимся в мастерстве и ловкости наших красавиц.
Ведь с детства не научишься, всю жизнь намучишься.
Ну-ка, кто хочет своё умение показать?
Выходят девочки.
Как песню мы начнем спевать, надо ниточку мотать на клубочек намотать. Как закончим мы и петь, и плясать, значит хватит вам и ниточку мотать.
Начинаем соревнования!
Дети играют в игру «Смотай нитки в клубок». (рис. 6)
Хозяйка. Ну-ка, как вы потрудились? Чей же клубочек больше, да тяжелее?
Хозяин. А вы, ребятушки что призадумались?
Призадумались, закручинились?
Вижу, вижу, что и вам играть охота.
И для вас у меня есть игра-забава.
Поёт, пляшет. Эх, лапти, да лапти, да лапти мои…
Показывает. И красивы, и удобны, и на пляску быстры.
А сумеете ли вы, ребятишки, в лапти быстро обуться да поплясать со мной?
Дети играют в игру «Обуй лапти» (рис. 7)
в заключении танец – импровизация (рис. 8)
Хозяйка. Дальше бой скороговорок разрешите нам начать. Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.
Ведущий. Ну что ж, говори свою скороговорку. Нам её повторить, что
комара словить.
Хозяйка. Слушайте, запоминайте, да складно, быстро повторяйте.
Три сороки тараторки, тараторили на горке!
Дети по очереди соревнуются, хозяева хвалят детей.
Хозяин: и для этих гостей /показывает на зрителей/ званых, да почетных, есть немало затей. Я приготовил для них скороговорки.
Ну-ка, кто из вас скороговорки говорить горазд?
Туесок мой открывайте,
Скороговорки вынимайте.
Прочитайте-ка скорей,
да скажите веселей.
Гости читают скороговорки и проговаривают.
Летят три пичужки, через три избушки.
Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель.
Несёт Сеня сено в сени.
Спать на сене будет Сеня.
Хозяин. Ай, да молодцы! Славно, славно у вас получается!
Хозяйка. А сейчас для всех ребяток, загадаю я загадку.
Знаю, знаю наперед – вы смекалистый народ!
Деревянная подружка.
Без неё мы как без рук,
На досуге – веселушка.
И накормит всех вокруг.
Кашу носит прямо в рот
И обжечься не дает!
Дети: Ложка!
Ребенок. Звонкие, резные
Ложки расписные.
От зари и до зари
Веселятся ложкари.
Хозяйка. А то, что ложка на досуге веселушка, мы сейчас всем докажем.
Подходите, разбирайте, с ними пляску начинайте
Дети исполняют « Танец с ложками» (рис. 9)
Хозяйка. Там, где песня льется,
Там легче живется!
Запевай-ка песню шуточную, прибауточную!
Хозяин. Как известно всем, подружки –
Мастерицы петь частушки.
И вы, парни, не зевайте.
Девчатам тоже помогайте.
Дети исполняют «Частушки» (рис. 10)
Музыка «Ярославские ребята»
Мы частушки сочиняем,
Можем вам пропеть сейчас.
Мы для вас споем сыграем,
Эх, попросите только нас!
Мы с веселой песней дружим,
Все по волжски говорим.
Хорошо живем не тужим,
Эх, со сметаной хлеб едим!
Эх, сторонушка родная,
Дорогая сторона.
Здесь повсюду нас встречает,
Эх, русская да старина.
Старину мы уважаем,
Старину мы бережем.
О старинном волжском крае,
Эх, песни русские поем.
Ой, березонька-березка,
Раскудря-кудрявая.
Хороша ты Волга наша,
Волга величавая!
Город наш стоит на правом,
На крутом, на берегу.
Все мы любим величаву,
Эх, Волгу-матушку!
Хорошо частушки пели,
Хорошо и окали.
Мы бы очень все хотели,
Чтоб вы нам похлопали!
Хозяйка. Ай, да молодцы!
Веселил нас много раз
Русский танец перепляс.
Сколько удали, задора,
Сколько радости во взоре!
Ребенок. Много танцев нам известно,
Мы их любим танцевать.
А на этих посиделках
Перепляс хотим сплясать!
Дети исполняют танец «Перепляс» (рис. 11)
Хозяин. Что ж, друзья, хорошо плясали, свою удаль показали. А сейчас на память о нашей встрече мы все вместе смастерим своими руками что-нибудь эдакое!
Дети изготавливают панно с видом Волги (рис. 12)
Во время работы звучит запись песни в исполнении Людмилы Зыкиной
«Из далека долго».
Закончив работу, дети дарят их гостям. (рис. 13)
Дети читают стихи о Родине
«Что мы Родиной зовём?»
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзки, вдоль которых
Взявшись за руки идём.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём.
И скворцов весенних песни
За распахнутым окном.
Вот, что мы Родиной зовём,
Вот, что любимой мы зовём.
Дети исполняют песню «Моя Россия» (рис. 14)
Дети уходят в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Доктор Айболит в гостях у детей» Сценарий семейного праздника 8 марта для детей средней группы. Автор: Дьячкова Ольга Владимировна - музыкальный руководитель детского сада № 82 "Сказка" г. Волжского Волгоградской области
Совместное творчество детей, родителей и педагогов - источник эффективного взаимодействия....
«Снова праздник к нам пришел» Сценарий семейного праздника ко дню пожилого человека для детей старшей группы. Автор: Дьячкова Ольга Владимировна - музыкальный руководитель МБДОУ детский сад " 82 "Сказка" г. Волжского Волгоградской области
Совместное творчество детей, родителей и педагогов - источник эффективного взаимодействия....
Туристический слет между воспитанниками ДОУ № 3 и ДОУ № 17 г. Волжска
Цель:Развивать у дошкольников стремление к здоровому образу жизни,интерес к туризму и познанию родного края. Задачи:Расширить и закрепить у дошкольников знания о природе;Научить их оп...
Город на волжских берегах.
Данная работа направлена на формирование у детей гражданственности, трудолюбия, нравственности, воспитание любви к Родине, родному краю, уважения к народам, проживающим на территории нашего огромного ...
Конспект познавательного занятия в подготовительной группе «По родным волжским просторам»
Цели: Расширить знания детей о России, населяющих ПоволжьеЗакрепить знания о быте, одежде, татар, мордвы, чувашейВоспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к родном...
Презентация проекта "На волжских просторах"
Презентация проекта "На волжских просторах" в подготовительной к школе группе...
Конспект развлечения "Волжские просторы"
Конспект развлечения "Волжские просторы"....