Город на волжских берегах.
методическая разработка (старшая группа) по теме
Данная работа направлена на формирование у детей гражданственности, трудолюбия, нравственности, воспитание любви к Родине, родному краю, уважения к народам, проживающим на территории нашего огромного государства. Она представляет собой инновационный опыт в рамках поисково-исследовательской работы, комплексно-тематического планирования по блокам - совместно организованная образовательная деятельность педагога и детей, образовательная деятельность в режиме дня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gorod_na_volzhskih_beregah.doc | 149 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад №188
«ГОРОД
НА ВОЛЖСКИХ БЕРЕГАХ»
Выполнила:
воспитатель
МБДОУ ЦРР – д/с №188
Кочеткова Н.Р.
г.Ульяновск
2012г.
Федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования являются катализатором значительных институциональных изменений в системе дошкольного образования. Система действий в области дошкольного образования в рамках реализации ФГТ призвана создать в ДОУ условия по формированию общей культуры, развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств, формированию предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Реализация этого комплекса задач предполагает отработку и широкое внедрение в практику ДОУ современных технологий по реализации регионального компонента через игровую деятельность. Обеспечение каждому ребенку возможности освоение программы дошкольного образования в процессе доступной возрастным и индивидуальным особенностям ребенка игровой деятельности – стратегическое направление современного дошкольного образования. Реализация ФГТ в части использования регионального компонента обеспечивается, прежде всего, такими образовательными областями, как «Социализация», «Безопасность»,
«Коммуникация», «Чтение художественной литературы», которые находят отражение в образовательных мероприятиях и в режимных моментах.
Тема данной работы – «Город на волжских берегах» - в полной мере отражает современные тенденции дошкольного образования и ориентирована на возможность использования регионального компонента через игровую деятельность в процессе социально-личностного развития дошкольника.
Данная работа представляет собой инновационный опыт в рамках поисково-исследовательской работы, комплексно-тематического планирования по блокам. Материал включает разработанные и опробированые в процессе поисково-эксперементальной деятельности календарно-тематическое планирование совместной организованной образовательной деятельности педагога и детей, образовательной деятельность в режиме дня.
Актуальность данной работы обусловлена, прежде всего, тем, что изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования, формирования гражданственности, нравственности, любви к Родине, родному краю, семье, воспитание уважения к народам, проживающим на территории нашей огромной Родины, и рассматриваются как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.
Целью данной работы является формирование нравственных патриотических чувств, приобщение детей к культурным, социальным особенностям Ульяновской области, что помогает устанавливать взаимосвязь между событиями и явлениями.
Данная работа призвана решить следующие задачи:
- Сформировать у ребенка представления о народах, истории заселения нашего края.
- Дать представление о роли родного города, края в развитии и формировании нашего государства.
- Формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, городу, его жителям.
- Познакомить с историческим и культурным наследием родного края.
- Развивать творческие способности детей в продуктивной и музыкальной деятельности на местном материале, познакомить с народным фольклором края.
- Развивать познавательную активность, самостоятельность, творчество, способность к поисковой деятельности.
Город на волжских берегах.
Судя по имеющимся археологическим данным, первые люди на территории Ульяновской области появились 80 – 100 тысяч лет назад. Это были неандертальцы, останки и орудия которых найдены на Ундоровском острове.
Несколько позже, 25 – 30 тысяч лет назад, территория края была уже прочно освоена человеком современного облика.
В конце 9 века здесь было образовано государство: «Волжская Булгария» и основное население было булгары, также фино - угоры, тюрки. Появились городища и целые города: «Кокрять», «Красное Сюндюково», «Алейкино», «Алатырь», «Тетюши».
Однако, одиночные селения и даже крепости опустошались частыми набегами кочевников из Волго-Донских степей. Поэтому правительство царя Алексея приняло решение для обороны и защиты границ государства построить в Поволжье линию укреплений. С этой целью весной 1647 года по указу царя стольник и воевода Богдан Хитрово на правом берегу Суры заложил первую крепость – Сурский острог, а на правом берегу реки Барыш – Карсунский острог, между которыми построили вал, ров, а в лесах – засеки.
В 1648 году эта линия была доведена до реки Волга, на берегу которой был построен главный военно-опорный пункт, получивший название Синбирск (позднее Симбирск). Почему именно такое название, неизвестно. Одни исследователи считают, что это название от собственного имени основателя древнего Синбирска, болгарского князя Синбира. Другие – от чувашских слов, означающих «Белая гора» или «обиталище людей». Некоторые исследователи считают – от скандинавских слов «путь к горе» или от мордовских слов «Зеленые горы».
В городе вместе с русскими слились мордва, чуваши, татары. А в конце 60 годов 17 века сюда были переселены пленные поляки, литовцы, латыши.
Для строительства города вместе с Богданом Хитрово прибыли «боярские дети», которые перевозили в новые поместья крестьян из своих имений.
Современный поселок Языково основан помещиком В. Языковым, село Чуфарово – Л.Чуфаровым, село Аксаково – И.Аксаковым, село Кротовка – А.Кротковым и т.д. Две трети всех населенных пунктов бывшего Симбирского уезда носят имена помещиков.
Царь Алексей Михайлович внимательно следил за постройкой города и в 1652 году он был полностью отстроен.
Главная часть города имела форму четырехугольника и была обнесена бревенчатой стеной, по углам возвышались башни. Вокруг стены был вырыт глубокий ров. Эта часть города называлась «Кремлем» - «Рубленым городом». Кремль находился на «венце», где размещались: воеводский двор, приказная изба, черная земляная изба (заведовавшая работами по строительству земляного вала от Симбирска до Карсуна).
В самом центре города был построен Троицкий собор, севернее его – губернаторский дом, гостиные лавки, хлебные амбары. К западной стене примыкал Спасский женский монастырь.
В кремле жили: воевода, дворяне, боярские дети и другие служивые люди. Для обеспечения средствами к жизни правительство наделило жителей города Симбирска усадебною и полевою землею, а так же сенными покосами и рыбным промыслом на реке Волга.
Спустя 22 года после основания Симбирска, городу пришлось выдержать сильную борьбу в защиту государства, но не против врагов, а против подданных царя.
В 16 -17 веках в состав русского государства вошло немало областей, жители которых занимались разбоем. К ним относились и донские казаки. Во главе у казаков был отважный атаман Стенька Разин. В августе 1669 года атаман с казаками по Волге, прибыл в город Симбирск. Против Степана Разина выступили князь Милославский и князь Боротинский, со своими дружинами. Войско Разина было разбито, 600 человек было взято в плен. Симбирянам удалось одержать победу и над казаками под предводительством атамана Федьки Шелудяк.
После бунта казаков, под предводительством атамана Разина, город Симбирск ожил, стал расти, развивалась торговля, был образован конный полк.
В 1708 году город Симбирск был присоединен к Казанской губернии, в качестве провинциального города. А в 1796 году была учреждена Симбирская губерния.
Через 100 лет после бунта казаков, под предводительством Степана Разина, Симбирские земли «пришел» грабить Емельян Пугачев. Дело Пугачева было проиграно, его взяли в плен и провезли по городу в деревянной клетке на двухколесной телеге.
Из Симбирска Емельян Пугачев был отправлен в Москву, где он был казнен.
Летом 1864 года в городе Симбирске случился страшный пожар, продолжавшийся девять дней: сгорело не только имущество, но и люди. Сгорело 12 церквей, 1500 зданий. Из известных пожаров 1671, 1685, 1828, 1842 годов, пожар 1864 года был самым разрушающим. После пожара Симбирск был снова отстроен и построен один из лучших соборов Поволжья – Троицкий собор, который в годы советской власти был разрушен.
Вторая достопримечательность города Симбирска – это памятник Н.М.Карамзину, который и поныне украшает наш город.
Наш город помнит имена тех, кто своим трудом обрел почетную известность, это историк Н.М.Карамзин, баснописец И.И.Дмитриев, братья Тургеневы, Н.М.Языков, П.В.Анненков, Минаевы, И.А.Гончаров.
Симбирск посетили Высочайшие особы: Екатерина вторая, Александр первый, Николай первый, Александр второй, Александр третий.
Город рос и развивался, строились библиотеки, больницы, школы, заводы, фабрики. В Симбирске родился В. И.Ленин. После его смерти в 1924 году город Симбирск был переименован в город Ульяновск. Многие улицы тоже были переименованы: Большая Саратовская стала улицей Гончарова, Дворцовая – Карла Маркса, Спасская – Советской, Московская – улицей Ленина и т. д.
К 100-летию со дня рождения В.И.Ленина в нашем городе был построен Мемориальный центр, открыл свои двери Государственный педагогический институт, Сельскохозяйственный институт, Политехнический институт. Был построен Дом Профсоюзов.
Ульяновск чтит и помнит тех, кто в годы Великой Отечественной войны положил свои головы за нашу Родину. Среди тех, кто сражался с немецкими захватчиками 130 Героев Советского Союза из Ульяновска и Ульяновской области. Их именами названы улицы нашего города, это И.С.Полбин, В.Деев, Врач Михайлов, А.Ф.Наганов, А.Матросов, И.В.Тюленев, Н.С.Герасимов, Г.П.Карюкин, Н.М.Тухачевский и много других имен.
Совместная организованная образовательная деятельность
педагога и детей
№ п/п | Ме сяц | Тема | Цель | Методические приемы | Интегрированные образовательные области |
1 | С | «Симбирские холмы-Российские владения» | 1.Формировать у детей представления о место-положении края, историей его заселения. 2. Познакомить с символикой нашего города. 3. Воспитывать чувство сопри-частности с жизнью, историей и культурой края. | 1.Беседа. 2. Работа по географической карте. 3. Чтение стихотворения о Волге. 4. Работа по карте – схеме. 5. Герб и флаг России. 6. Рассказ о гербе Симбирска. | 1. Безопасность. 2Социализация. 3. Чтение художественной литературы. 4Коммуникация. |
2 | О | «И встал град светлый и младой» | 1.Формировать у детей представления об истории нашего города. 2. Вызвать интерес к истории основания города, развивать творческое воображение. 3. Воспитывать чувство гордости за свой родной край. | 1. Чтение сказки-былины. 2. Беседа. 3.Рассматрива-ние иллюстра-ций древней крепости Симбирск. 4. Работа по схеме крепости. | 1. Безопасность. 2 Социализация. 3. Чтение художественной литературы. 4. Художествен-ное творчество. 5. Коммуника-ция. |
3 | Н | «Предания земли Симбирской» | 1.Познакомить детей с устным народным творчеством Симбирского края. 2. Развивать интерес к историческим событиям. 3. Воспитывать уважение к традициям народа. | 1.Рассказывание легенды о Никольской горе. 2. Чтение отрывка об истории возникновения названия нашего города. 3. Беседа. 4. Народные игры славян. | 1.Социализация. 2. Чтение художественной литературы. 3.Коммуникация. |
4 | Д | «Меж крутых берегов Волга-речка течет» | 1.Познакомить детей с образами исторических героев, чертами их характера, с особенностями времени, в котором они жили. 2. Развивать творческое воображение, желание узнать новое о людях, оставивших свой след в истории нашего края. 3. Воспитывать патриотические чувства. | 1. Рассказ. 2. Беседа о Стеньке Разине. 3. Слушание песни «Из-за острова на стрежень…». 4. Рисование челнов Стеньки Разина. | 1. Социализация. 2. Чтение художественной литературы. 3. Художествен-ное творчество. 4.Коммуникация. |
5 | Я | «Симбирские храмы» | 1.Формировать элементарные представления о плане застройки города. 2. Развивать эстетическое восприятие, умение восхищаться и любоваться красотой архитектурных сооружений. 3. Воспитывать чувство гордости за свою землю. | 1.Рассказ о профессии архитектора. 2. Работа по схеме «Нарисуй жилище». 3. Беседа «Золотой город». 4. Рисование «Церкви и храмы нашего города».
| 1. Безопасность. 2. Социализация. 3. Чтение художественной литературы. 4. Художествен-ное творчество. 5.Коммуникация. |
6 | Ф | «Добра прекрасные творенья» | 1.Познакомить детей с основ-ными достопри-мечательностя-ми, архитек-турными символами нашего города. 2. Развивать эстетическое восприятие, умение восхищаться и любоваться красотой архитектурных сооружений. 3. Воспитывать чувство любви и привязан-ности к родно-му городу, уважение к его знаменитым горожанам. | 1.Виртуальная экскурсия по городу. 2. Рассказ о памятных местах города, о людях, с кем связаны эти места. 3. Работа с иллюстрациями. 4. Чтение стихотворения о Венце. | 1. Безопасность. 2. Социализация. 3. Чтение художественной литературы. 4.Коммуникация. |
7 | М | «Историк государства Российско-го» | 1.Познакомить детей с Н.М.Карам-зиным, его детскими годами, местами, связанными с его именем. 2. Развивать творческое воображение; вызвать желание следовать примеру знаменитых земляков. 3. Воспитывать интерес к знаменитым людям нашего края, их делам, поступкам. | 1.Рассказ о творчестве Н.М.Карамзина. 2. Чтение стихотворений из детского журнала «Детское чтение». 3. Беседа. 4. Рассматрива-ние альбома «Карамзинские места в нашем городе». 5. Рисование «Карамзинский сквер». | 1. Безопасность. 2. Социализация. 3. Чтение художественной литературы. 4. Художествен-ное творчество. 5.Коммуникация. |
8 | А | «Под сенью Языковских муз» | 1.Познакомить детей с образом Н.М.Языкова, историей появления его семейной фамилии. 2. Рассказать детям о дружбе знаменитых поэтов России А.С.Пушкина и Н.М.Языкова. 3. Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, людей прославивших её. | 1.Рассматрива-ние иллюстра-ции «Дом Языковых». 2. Рассказ «История возникновения фамилии Языковы». 3. Чтение стихов Языкова. 4. Рассказ о дружбе А.С.Пушкина и Н.М.Языкова. 5. Составление рассказов детей «Вечер в доме Языковых». | 1. Социализация. 2. Чтение художественной литературы. 3.Коммуникация. |
9 | М | «Волшебник Прислонихи» | 1.Познакомить детей с творчеством художника А.А.Пластова, яркими эпизодами его жизни, с профессией художника, значение труда художника и его влиянием на людей. 2. Пробуждать творческий потенциал детей. 3. Воспитывать чувство прекрасного, умение радоваться, восхищаться красотой окружающего мира. | 1.Рассказ о профессии художика. 2.1.Выставка картин А.А.Пластова (работа с иллюстрации-ями «Сенокос», «Весна», «Фашист пролетел»). 3. Беседа по картинам. Виртуальное путешествие по художественной галерее им. А.А.Пластова. | 1. Социализация. 2.Коммуникация. |
Образовательная деятельность в режиме дня.
№ п/п | Ме сяц | Тема месяца | Беседа | Чтение художествен-ной литературы | Выставки, экскурсии, игры | Продуктивная деятельность |
1 | С | «Симбир-ские холмы-Россий-ские владе-ния» | 1.Народно-сти, прожи-вающие на территории нашего края. 2. «Родной свой край люби и знай». 3. История заселения нашего края. | 1.Н.Благов «Имя твое». 2.С.Матли-на «Я уви-дела Волгу впервые». 3. П.Алек-сандров «Величавая Волга». | 1.Выставка «Народы Поволжья». 2. Виртуальная экскурсия «Град на Волге» (путешествие по фотогра-фиям и иллюстра-циям). 3.Д/и «Расши-фруй эти цвета». 4. Д/и «Составь флаг России». 5. Д/и «Что изображе-но на гербе России». | 1.Изготовление панно из природ-ного мате-риала «Герб Ульянов-ска». 2. Слуша-ние «Гимн России». 3. Рисова-ние «Нарисуй герб своего детского сада». 4. Творчес-кий вечер «Мне посчастливилось родиться на Руси». 5. Составле-ние генеа-логического древа своей семьи. |
2 | О | «И встал град светлый и младой» | 1.Основание Симбирска. 2. Кремль-сердце города. 3.Легенды о происхождение названия нашего города. 3. Богдан Хитрово, его имя на карте нашего города. 4. Симбирск и современ-ный Улья-новск. | 1.Д.П.Ознобишин «Городок». 2. Л.Нецве-таев «Венец». 3. Сказка-былина «Воевода Хитрова и князь Синбир». | 1.Экскурсия в краеведческий музей. 2. Игра-путешествие по старому Симбирску. 3.Словесная игра «Так ли это?». | 1.Конструи-рование старинной крепости с помощью настольного конструкто-ра. 2.Посидел-ки «Наши далекие предки». |
3 | Н | «Преда-ния земли Симбирс-кой» | 1.«Яблоне-вый сад» 2. «Симбирс-кий церемо-ниал» | 1.Н.Карнаухова «Как Илья Муромец от богаты-ря Святого-ра меч получил». 2.Д.Садов-ников «На Волге». 3. Сказания Симбирского края. | 1.Конкурс чтецов о Симбирске (Ульяновске). 2. Посещение органного зала. 3. Посещение выставки «Литературный Симбирск». | 1.Составле-ние истории (легенды) об истории нашего края. 2.Музыкально-литера-турный час «Симбирс-кий фольклор». |
4 | Д | «Меж крутых берегов Волга-речка течет» | 1. «О Волга,-рек, озер краса». 2. «Выплы-вают рас-писные Стеньки Разина челны». 3. «Волжс-кие желез-ные круже-ва». | 1. Легенда о Стеньке Разине. 2.Д.Садов-ников «Из-за острова на стре-жень». | 1. Экскурсия к Императорс-кому мосту. 2. Виртуальная экскурсия «Крестьянская война под предводительством Стеньки Разина на территории Симбирского края». | 1.Сбор старинных песен о Стеньке Разине. 2. Рисова-ние «Лодки Стеньки Разина». 3. Констру-ирование «Строим мост через реку». |
5 | Я | «Симбирские храмы» | 1.Творчество симбирских архитекто-ров А.А.Шоде, Ф.О.Ливчак. 2. «Архитек-туры нежное очарованье». | 1.М.Цветаева «Семь холмов…». 2. В.Гри-шин «Родные места». | 1.Д/и «Что перепутал художник». 2. Рассматри-вание иллюс-траций «Храмы старого Сим-бирска». 3. Фотовыс-тавка «Храмы современного города». | 1.Рисование «Храмы Симбирс-ка». 2. Праздник «Рождественские встречи». |
6 | Ф | «Добра прекрас-ные творенья» | 1.Дом Н.А.Шатро-ва. 2. Дом-памятник И.А.Гончарову. | 1.В.Гри-шин «Каприз». 2.С.Матли-на «Фрегат «Паллада». | 1.Виртуальная экскурсия «Архитектур-ные символы города 2.Путешествие по глобусу «Кругосветное путешествие И.А.Гончаро-ва». 3. Фотовыс-тавка «Лучшие музеи города Ульяновска». 4.Д/и «Узнай здание по силуэту». | 1.Составь кроссворд «Особенности дома Гончарова». 2.Развлече-ние «В гостях у И.А.Гонча-рова». |
7 | М | «Историк государства Рос-сийского» | 1.Места нашего города, связанные с именем Н.М.Карам-зина. 2. Детские годы Н.М.Карам-зина. | 1.С.Матли-на «Кара-мзинский садик». 2. Н.М.Ка-рамзин «Вздох». | 1.Экскурсия в карамзинский садик. | 1.Оформление стенда «Ульяновск (Симбирск) моя малая Родина» (совместно с родите-лями). |
8 | А | «Под сенью Языковс-ких муз» | 1.Годы детства Н.М.Языко-ва. 2. Дружба Н.М.Языко-ва с А.С.Пушки-ным. 3. Симбирс-кий дом Языковых. | 1.Н.М.Языков «И вот они места родные». 2.Л.Нецве-таев «Сечет дождик по жесткой бобровой опушке…» | 1.Экскурсия в дом Языковых. | 1.Творчес-кая работа «В какой одежде ты бы пришел на вечер к Языко-вым?» |
9 | М | «Волшебник Прислонихи» | 1.Семья художников Пластовых. 2. Значение труда художников. 3. Профес-сия – художник. | 1.А.Чесно-ков «Прислониха». | 1.Посещение выставки картин А.А.Пластова. | 1. Нарисуй картины о своем городе. |
Литература
№п/п | Название | Автор | Издательство | Год издания |
1 | Ознакомление дошкольников с окружающей действительностью | Н.В.Алешина | ЦГЛ. Москва | 2004 |
2 | Патриотическое воспитание дошкольников | Н.В.Алешина | 2004 | |
3 | Патриотическое воспитание детей | И.Агапова, М.Давыдова | М.Айрис-Пресс | 2002 |
4 | Приобщение детей к истокам русской народной культуры | О.Князева, М.Маханева | Детство-Пресс | 2002 |
5 | От народных истоков русского фольклора к детскому творчеству | Т.А.Котлякова, Н.П.Иванова | УИПК ПРО | 2004 |
6 | Симбирский Венец | М.А.Ковардакова, Н.Ю.Майданкина | УИПК ПРО | 2003 |
7 | С чего начинается Родина | А.А.Кондрыкинская | Творческий центр, Москва | 2004 |
8 | Наследие – патриотическое воспитание в детском саду | М.Ю.Новицкая | М.Линка-ПРЕСС | 2003 |
9 | Символы Российской государственности | В.К.Романовская | М. «Русское слово» | 2002 |
10 | Родному краю желаю | И.В.Скворцова | УИПК ПРО | 2007 |
11 | Секреты Симбирских мастеров | А.Ю.Тихонова | УИПК ПРО | 2002 |
12 | Занимательное краеведение | А.Ю.Тихонова, П.И.Волкова | УИПК ПРО | 2000 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный проект "Мой любимый город Волжский"
Краткосрочный проект предназначен для детей 2 младшей группы....
Мой светлый город Волжский
Презентация в виде хронологической ленты к 60 летию города Волжского...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "Города. Поговорим о Волжском"
Конспект разработан для детей подготовительной группы...
Конспект НОД открытое занятие по развитию речи Тема: «Мой город Волжский» (возраст от 6-7лет)
Расширить знания детей о родном крае, познакомить детей с основателями города Волжского, достопримечательностями родного края, учить узнавать их по фотографиям, формировать умение работать с картой Во...
Проект "История города Волжского в истории моей семьи"
Проект носит исследовательский, познаввательно-творческий характер ,где воспитанники и их родители становятся главными героями в истории своего города....
Проект во 2 младшей группы «Мой любимый город, в котором я живу - Волжский»
laquo;Мой любимый город, в котором я живу - Волжский»...
Конспект занятия в старшей группе «Город Волжский — город моей судьбы»
Конспект занятия в старшей группе «Город Волжский — город моей судьбы»...
Комментарии
Наталия Ревовна!Хорошая
Наталия Ревовна!Хорошая работа по краеведению,из которой видно Ваше неравнодушие к истории родного края.Если все,что запланировано здесь,будет проведено на хорошем уровне,дети придут в школу уже с желанием узнать историю государства.Воспитывать интерес к истории,уважение к ней как раз и надо с раннего возраста,с воспитания любви к малой родине.Я думаю,Ваша разработка пригодится и другим педагогам,т.к.можно разработать такой же план работы по изучению своего города,поселка,деревни.Я уверена,что все,что дает хороший результат,начинается с плана.Ну,а чтобы Ваша работа была отнесена к какой-либо секции конференции,можно приложить хотя бы один конспект из тех мероприятий,которые здесь запланированы.А работа порадовала,спасибо!
Маргарита Сергеевна, спасибо
Маргарита Сергеевна, спасибо огромное за комментарий. Конспекты приложу обязательно.