Город на волжских берегах.
методическая разработка (старшая группа) по теме

Кочеткова Наталия Ревовна

Данная работа направлена на формирование у детей гражданственности, трудолюбия, нравственности, воспитание любви к Родине, родному краю, уважения к народам, проживающим на территории нашего огромного государства. Она представляет собой инновационный опыт в рамках поисково-исследовательской работы, комплексно-тематического планирования по блокам - совместно организованная образовательная деятельность педагога и детей, образовательная деятельность в режиме дня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gorod_na_volzhskih_beregah.doc149 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

 образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад №188

«ГОРОД

 НА ВОЛЖСКИХ БЕРЕГАХ»

                                                                      Выполнила:

                                                                      воспитатель

МБДОУ ЦРР – д/с №188

                                                                         Кочеткова Н.Р.

г.Ульяновск

 2012г.

    Федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования являются катализатором значительных институциональных изменений в системе дошкольного образования. Система действий в области дошкольного образования в рамках реализации ФГТ призвана создать в ДОУ условия по формированию общей культуры, развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств, формированию предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

     Реализация этого комплекса задач предполагает отработку и широкое внедрение в практику ДОУ современных технологий по реализации регионального компонента через игровую деятельность. Обеспечение каждому ребенку возможности освоение программы дошкольного образования в процессе доступной возрастным и индивидуальным особенностям ребенка игровой деятельности – стратегическое направление современного дошкольного образования. Реализация ФГТ в части использования регионального компонента обеспечивается, прежде всего, такими образовательными областями, как «Социализация», «Безопасность»,
«Коммуникация», «Чтение художественной литературы», которые находят отражение в образовательных мероприятиях и в режимных моментах.

     Тема данной работы – «Город на волжских берегах» - в полной мере отражает современные тенденции дошкольного образования и ориентирована на возможность использования регионального компонента через игровую деятельность в процессе социально-личностного развития дошкольника.

     Данная работа представляет собой инновационный опыт в рамках поисково-исследовательской работы, комплексно-тематического планирования по блокам. Материал включает разработанные и опробированые в процессе поисково-эксперементальной деятельности календарно-тематическое планирование совместной организованной образовательной деятельности педагога и детей, образовательной деятельность в режиме дня.

     Актуальность данной работы обусловлена, прежде всего, тем, что изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования, формирования гражданственности, нравственности, любви к Родине, родному краю, семье, воспитание уважения к народам, проживающим на территории нашей огромной Родины, и рассматриваются как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.

     Целью данной работы является формирование нравственных патриотических чувств, приобщение детей к культурным, социальным особенностям Ульяновской области, что помогает устанавливать взаимосвязь между событиями и явлениями.

     Данная работа призвана решить следующие задачи:

  1. Сформировать у ребенка представления о народах, истории заселения нашего края.
  2. Дать представление о роли родного города, края в развитии и формировании нашего государства.
  3. Формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, городу, его жителям.
  4. Познакомить с историческим и культурным наследием родного края.
  5. Развивать творческие способности детей в продуктивной и музыкальной деятельности на местном материале, познакомить с народным фольклором края.
  6. Развивать познавательную активность, самостоятельность, творчество, способность к поисковой деятельности.

Город на волжских берегах.

         Судя по имеющимся археологическим данным, первые люди на территории Ульяновской области появились  80 – 100 тысяч лет назад.  Это были неандертальцы, останки и орудия которых найдены на Ундоровском острове.

        Несколько позже, 25 – 30 тысяч лет назад, территория края была уже прочно освоена человеком современного облика.

        В конце 9 века здесь было образовано государство: «Волжская Булгария» и основное население было булгары, также фино - угоры, тюрки. Появились городища и целые города: «Кокрять», «Красное  Сюндюково», «Алейкино», «Алатырь», «Тетюши».

        Однако, одиночные селения и даже крепости опустошались частыми набегами кочевников из Волго-Донских степей. Поэтому правительство царя Алексея приняло решение для обороны и защиты границ государства построить в Поволжье линию укреплений. С этой целью весной 1647 года по указу царя стольник и воевода Богдан Хитрово на правом берегу Суры заложил первую крепость – Сурский острог, а на правом берегу реки Барыш – Карсунский острог, между которыми построили вал, ров, а в лесах – засеки.

        В 1648 году эта линия была доведена до реки Волга, на берегу которой был построен главный военно-опорный пункт, получивший название Синбирск (позднее Симбирск). Почему именно такое название, неизвестно. Одни исследователи считают, что это название от собственного имени основателя древнего Синбирска, болгарского князя Синбира.  Другие – от чувашских слов, означающих «Белая гора» или «обиталище людей». Некоторые исследователи считают – от скандинавских слов «путь к горе» или от мордовских слов «Зеленые горы».

        В городе вместе с русскими слились мордва, чуваши, татары. А в конце 60 годов 17 века сюда были переселены пленные поляки, литовцы, латыши.

Для строительства города вместе с Богданом Хитрово прибыли «боярские дети», которые перевозили в новые поместья крестьян из своих имений.

 Современный поселок Языково основан помещиком В. Языковым, село Чуфарово – Л.Чуфаровым, село Аксаково – И.Аксаковым, село Кротовка – А.Кротковым и т.д. Две трети всех населенных пунктов бывшего Симбирского уезда носят имена помещиков.

        Царь Алексей Михайлович внимательно следил за постройкой города и в 1652 году он был полностью  отстроен.

        Главная часть города имела форму четырехугольника и была обнесена бревенчатой стеной, по углам возвышались башни. Вокруг стены был вырыт глубокий ров. Эта часть города называлась «Кремлем» - «Рубленым городом». Кремль находился на «венце», где размещались: воеводский двор, приказная изба, черная земляная изба (заведовавшая работами по строительству земляного вала от Симбирска до Карсуна).

В самом центре города был построен Троицкий собор, севернее его – губернаторский дом, гостиные лавки, хлебные амбары. К западной стене примыкал Спасский женский монастырь.

        В кремле жили: воевода, дворяне, боярские дети и другие служивые люди. Для обеспечения средствами к жизни правительство наделило жителей города Симбирска усадебною и полевою землею, а так же сенными покосами и рыбным промыслом на реке Волга.

        Спустя 22 года после основания Симбирска, городу пришлось выдержать сильную борьбу в защиту государства, но не против врагов, а против подданных царя.

        В 16 -17 веках в состав русского государства вошло немало областей, жители которых занимались разбоем. К ним относились и донские казаки. Во главе у казаков был отважный атаман Стенька Разин. В августе 1669 года атаман с казаками по Волге, прибыл в город  Симбирск. Против Степана Разина выступили князь Милославский и князь Боротинский, со своими дружинами. Войско Разина было разбито, 600 человек было взято в плен. Симбирянам удалось одержать победу и над казаками под предводительством атамана Федьки Шелудяк.

        После бунта казаков, под предводительством атамана Разина, город Симбирск ожил, стал расти, развивалась торговля, был образован конный полк.

        В 1708 году город Симбирск был присоединен к Казанской губернии, в качестве провинциального города. А в 1796 году была учреждена Симбирская губерния.

        Через 100 лет после бунта казаков, под предводительством Степана Разина, Симбирские земли «пришел» грабить Емельян Пугачев. Дело Пугачева было проиграно, его взяли в плен и провезли по городу в деревянной клетке на двухколесной телеге.

        Из Симбирска Емельян Пугачев был отправлен в Москву, где он был казнен.

        Летом 1864 года в городе Симбирске случился страшный пожар, продолжавшийся девять дней: сгорело не только имущество, но и люди. Сгорело 12 церквей, 1500 зданий. Из известных пожаров 1671, 1685, 1828, 1842 годов, пожар 1864 года был самым разрушающим. После пожара Симбирск был снова отстроен и построен один из лучших соборов Поволжья – Троицкий собор, который в годы советской власти был разрушен.

        Вторая достопримечательность города Симбирска – это памятник Н.М.Карамзину, который и поныне украшает наш город.

        Наш город помнит имена тех, кто своим трудом обрел почетную известность, это историк Н.М.Карамзин, баснописец И.И.Дмитриев, братья Тургеневы, Н.М.Языков, П.В.Анненков, Минаевы, И.А.Гончаров.

        Симбирск посетили Высочайшие особы: Екатерина вторая, Александр первый, Николай первый, Александр второй, Александр третий.

        Город  рос и развивался, строились библиотеки, больницы, школы, заводы, фабрики. В Симбирске родился В. И.Ленин. После его смерти в 1924 году город Симбирск был переименован в город Ульяновск. Многие улицы тоже были переименованы: Большая Саратовская  стала улицей Гончарова,  Дворцовая – Карла Маркса, Спасская – Советской, Московская – улицей Ленина и т. д.

        К 100-летию со дня рождения В.И.Ленина в нашем городе был построен Мемориальный центр, открыл свои двери Государственный педагогический институт, Сельскохозяйственный институт, Политехнический институт. Был построен Дом Профсоюзов.

        Ульяновск  чтит и помнит тех, кто в годы Великой Отечественной войны положил свои головы за нашу Родину. Среди тех, кто сражался с немецкими захватчиками 130 Героев Советского Союза из Ульяновска и Ульяновской области. Их именами названы улицы нашего города, это И.С.Полбин, В.Деев, Врач Михайлов, А.Ф.Наганов, А.Матросов, И.В.Тюленев, Н.С.Герасимов, Г.П.Карюкин, Н.М.Тухачевский и много других имен.

Совместная организованная образовательная деятельность

 педагога и детей

п/п

Ме

сяц

Тема

Цель

Методические приемы

Интегрированные образовательные области

1

С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь

«Симбирские холмы-Российские владения»

1.Формировать у детей представления о место-положении края, историей его заселения.

2. Познакомить с символикой нашего города.

3. Воспитывать чувство сопри-частности с жизнью, историей и культурой края.

1.Беседа.

2. Работа по географической карте.

3. Чтение стихотворения о Волге.

4. Работа по карте – схеме.

5. Герб и флаг России.

6. Рассказ о гербе Симбирска.

1. Безопасность.

2Социализация.

3. Чтение художественной литературы.

4Коммуникация.

2

О
К
Т
Я
Б
Р
Ь

«И встал град светлый и младой»

1.Формировать у детей представления об истории нашего города.

2. Вызвать интерес к истории основания города, развивать творческое воображение.

3. Воспитывать чувство гордости за свой родной край.

1. Чтение сказки-былины.

2. Беседа.

3.Рассматрива-ние иллюстра-ций древней крепости Симбирск.

4. Работа по схеме крепости.

1. Безопасность.

2 Социализация.

3. Чтение художественной литературы.

4. Художествен-ное творчество.

5. Коммуника-ция.

3

Н
О
Я
Б
Р
Ь

«Предания земли Симбирской»

1.Познакомить детей с устным народным творчеством Симбирского края.

2. Развивать интерес к историческим событиям.

3. Воспитывать уважение к традициям народа.

1.Рассказывание легенды о Никольской горе.

2. Чтение отрывка об истории возникновения названия нашего города.

3. Беседа.

4. Народные игры славян.

1.Социализация.

2. Чтение художественной литературы.

3.Коммуникация.

4

Д
Е
К
А
Б
Р
Ь

«Меж крутых берегов Волга-речка течет»

1.Познакомить детей с образами исторических героев, чертами их характера, с особенностями времени, в котором они жили.

2. Развивать творческое воображение, желание узнать новое о людях, оставивших свой след в истории нашего края.

3. Воспитывать патриотические чувства.

1. Рассказ.

2. Беседа о Стеньке Разине.

3. Слушание песни «Из-за острова на стрежень…».

4. Рисование челнов Стеньки Разина.

1. Социализация.

2. Чтение художественной литературы.

3. Художествен-ное творчество.

4.Коммуникация.

5

Я
Н
В
А
Р
Ь

«Симбирские храмы»

1.Формировать элементарные представления о плане застройки города.

2. Развивать эстетическое восприятие, умение восхищаться и любоваться красотой архитектурных сооружений.

3. Воспитывать чувство гордости за свою землю.

1.Рассказ о профессии архитектора.

2. Работа по схеме «Нарисуй жилище».

3. Беседа «Золотой город».

4. Рисование «Церкви и храмы нашего города».

 

1. Безопасность.

2. Социализация.

3. Чтение художественной литературы.

4. Художествен-ное творчество.

5.Коммуникация.

6

Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь

«Добра прекрасные творенья»

1.Познакомить детей с основ-ными достопри-мечательностя-ми, архитек-турными символами нашего города.

2. Развивать эстетическое восприятие, умение восхищаться и любоваться красотой архитектурных сооружений.

3. Воспитывать чувство любви и привязан-ности к родно-му городу, уважение к его знаменитым горожанам.

1.Виртуальная экскурсия по городу.

2. Рассказ о памятных местах города, о людях, с кем связаны эти места.

3. Работа с иллюстрациями.

4. Чтение стихотворения о Венце.

1. Безопасность.

2. Социализация.

3. Чтение художественной литературы.

4.Коммуникация.

7

М
А
Р
Т

«Историк государства Российско-го»

1.Познакомить детей с Н.М.Карам-зиным, его детскими годами, местами, связанными с его именем.

2. Развивать творческое воображение; вызвать желание следовать примеру знаменитых земляков.

3. Воспитывать интерес к знаменитым людям нашего края, их делам, поступкам.

1.Рассказ о творчестве Н.М.Карамзина.

2. Чтение стихотворений из детского журнала «Детское чтение».

3. Беседа.

4. Рассматрива-ние альбома «Карамзинские места в нашем городе».

5. Рисование «Карамзинский сквер».

1. Безопасность.

2. Социализация.

3. Чтение художественной литературы.

4. Художествен-ное творчество.

5.Коммуникация.

8

А
П
Р
Е
Л
Ь

«Под сенью Языковских муз»

1.Познакомить детей с образом Н.М.Языкова, историей появления его семейной фамилии.

2. Рассказать детям о дружбе знаменитых поэтов России А.С.Пушкина и Н.М.Языкова.

3. Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, людей прославивших её.

1.Рассматрива-ние иллюстра-ции «Дом Языковых».

2. Рассказ «История возникновения фамилии Языковы».

3. Чтение стихов Языкова.

4. Рассказ о дружбе А.С.Пушкина и Н.М.Языкова.

5. Составление рассказов детей «Вечер в доме Языковых».

1. Социализация.

2. Чтение художественной литературы.

3.Коммуникация.

9

М
А
Й

«Волшебник Прислонихи»

1.Познакомить детей с творчеством художника А.А.Пластова, яркими эпизодами его жизни, с профессией художника, значение труда художника и его влиянием на людей.

2. Пробуждать творческий потенциал детей.

3. Воспитывать чувство прекрасного, умение радоваться, восхищаться красотой окружающего мира.

1.Рассказ о профессии художика.

2.1.Выставка картин А.А.Пластова (работа с иллюстрации-ями «Сенокос», «Весна», «Фашист пролетел»).

3. Беседа по картинам.

Виртуальное путешествие по художественной галерее им. А.А.Пластова.

1. Социализация.

2.Коммуникация.

Образовательная деятельность в режиме дня.

п/п

Ме

сяц

Тема

месяца

Беседа

Чтение художествен-ной литературы

Выставки, экскурсии, игры

Продуктивная деятельность

1

С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь

«Симбир-ские

холмы-Россий-ские владе-ния»

1.Народно-сти, прожи-вающие на территории нашего края.

2. «Родной свой край люби и знай».

3. История заселения нашего края.

1.Н.Благов «Имя твое».

2.С.Матли-на «Я уви-дела Волгу впервые».

3. П.Алек-сандров «Величавая Волга».

1.Выставка «Народы Поволжья».

2. Виртуальная экскурсия

«Град на Волге» (путешествие по фотогра-фиям и иллюстра-циям).

3.Д/и «Расши-фруй эти цвета».

4. Д/и

«Составь флаг России».

5. Д/и

«Что изображе-но на гербе России».

1.Изготовление панно из природ-ного мате-риала «Герб Ульянов-ска».

2. Слуша-ние «Гимн России».

3. Рисова-ние «Нарисуй герб своего детского сада».

4. Творчес-кий вечер «Мне посчастливилось родиться на Руси».

5. Составле-ние генеа-логического древа своей семьи.

2

О
К
Т
Я
Б
Р
Ь

«И встал град светлый и младой»

1.Основание Симбирска.

2. Кремль-сердце города.

3.Легенды о происхождение названия нашего города.

3. Богдан Хитрово, его имя на карте нашего города.

4. Симбирск и современ-ный Улья-новск.

1.Д.П.Ознобишин «Городок».

2. Л.Нецве-таев «Венец».

3. Сказка-былина «Воевода Хитрова и князь Синбир».

1.Экскурсия в краеведческий музей.

2. Игра-путешествие по старому Симбирску.

3.Словесная игра «Так ли это?».

1.Конструи-рование старинной крепости с помощью настольного конструкто-ра.

2.Посидел-ки «Наши далекие предки».

3

Н
О
Я
Б
Р
Ь

«Преда-ния земли Симбирс-кой»

1.«Яблоне-вый сад»

2. «Симбирс-кий церемо-ниал»

1.Н.Карнаухова «Как Илья Муромец от богаты-ря Святого-ра меч получил».

2.Д.Садов-ников «На Волге».

3. Сказания Симбирского края.

1.Конкурс чтецов о Симбирске (Ульяновске).

2. Посещение органного зала.

3. Посещение выставки «Литературный Симбирск».

1.Составле-ние истории (легенды) об истории нашего края.

2.Музыкально-литера-турный час «Симбирс-кий фольклор».

4

Д
Е
К
А
Б
Р
Ь

«Меж крутых берегов Волга-речка течет»

1. «О Волга,-рек, озер краса».

2. «Выплы-вают рас-писные Стеньки Разина челны».

3. «Волжс-кие желез-ные круже-ва».

1. Легенда о Стеньке Разине.

2.Д.Садов-ников «Из-за острова на стре-жень».

1. Экскурсия к Императорс-кому мосту.

2. Виртуальная экскурсия «Крестьянская война под предводительством Стеньки Разина на территории Симбирского края».

1.Сбор старинных песен о Стеньке Разине.

2. Рисова-ние «Лодки Стеньки Разина».

3. Констру-ирование «Строим мост через реку».

5

Я
Н
В
А
Р
Ь

«Симбирские храмы»

1.Творчество симбирских архитекто-ров А.А.Шоде, Ф.О.Ливчак.

2. «Архитек-туры нежное очарованье».

1.М.Цветаева «Семь холмов…».

2. В.Гри-шин «Родные места».

1.Д/и «Что перепутал художник».

2. Рассматри-вание иллюс-траций «Храмы старого Сим-бирска».

3. Фотовыс-тавка «Храмы современного города».

1.Рисование «Храмы Симбирс-ка».

2. Праздник «Рождественские встречи».

6

Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь

«Добра прекрас-ные творенья»

1.Дом Н.А.Шатро-ва.

2. Дом-памятник И.А.Гончарову.

1.В.Гри-шин «Каприз».

2.С.Матли-на «Фрегат «Паллада».

1.Виртуальная экскурсия «Архитектур-ные символы города

2.Путешествие по глобусу «Кругосветное путешествие И.А.Гончаро-ва».

3. Фотовыс-тавка «Лучшие музеи города Ульяновска».

4.Д/и «Узнай здание по силуэту».

1.Составь кроссворд

«Особенности дома Гончарова».

2.Развлече-ние «В гостях у И.А.Гонча-рова».

7

М
А
Р
Т

«Историк государства Рос-сийского»

1.Места нашего города, связанные с именем Н.М.Карам-зина.

2. Детские годы Н.М.Карам-зина.

1.С.Матли-на «Кара-мзинский садик».

2. Н.М.Ка-рамзин «Вздох».

1.Экскурсия в карамзинский садик.

1.Оформление стенда «Ульяновск (Симбирск) моя малая Родина»

(совместно с родите-лями).

8

А
П
Р
Е
Л
Ь

«Под сенью Языковс-ких муз»

1.Годы детства Н.М.Языко-ва.

2. Дружба Н.М.Языко-ва с А.С.Пушки-ным.

3. Симбирс-кий дом Языковых.

1.Н.М.Языков «И вот они места родные».

2.Л.Нецве-таев «Сечет дождик по жесткой бобровой опушке…»

1.Экскурсия в дом Языковых.

1.Творчес-кая работа «В какой одежде ты бы пришел на вечер к Языко-вым?»

9

М
А
Й

«Волшебник Прислонихи»

1.Семья художников Пластовых.

2. Значение труда художников.

3. Профес-сия – художник.

1.А.Чесно-ков «Прислониха».

1.Посещение выставки картин А.А.Пластова.

1. Нарисуй картины о своем городе.

Литература

№п/п

Название

Автор

Издательство

Год

издания

1

Ознакомление дошкольников с окружающей действительностью

Н.В.Алешина

ЦГЛ. Москва

2004

2

Патриотическое воспитание дошкольников

Н.В.Алешина

2004

3

Патриотическое воспитание детей

И.Агапова,

М.Давыдова

М.Айрис-Пресс

2002

4

Приобщение детей к истокам русской народной культуры

О.Князева,

М.Маханева

Детство-Пресс

2002

5

От народных истоков русского фольклора к детскому творчеству

Т.А.Котлякова,

Н.П.Иванова

УИПК ПРО

2004

6

Симбирский Венец

М.А.Ковардакова,

Н.Ю.Майданкина

УИПК ПРО

2003

7

С чего начинается Родина

А.А.Кондрыкинская

Творческий центр,

Москва

2004

8

Наследие – патриотическое воспитание в детском саду

М.Ю.Новицкая

М.Линка-ПРЕСС

2003

9

Символы Российской государственности

В.К.Романовская

М. «Русское слово»

2002

10

Родному краю желаю

И.В.Скворцова

УИПК ПРО

2007

11

Секреты Симбирских мастеров

А.Ю.Тихонова

УИПК ПРО

2002

12

Занимательное краеведение

А.Ю.Тихонова,

П.И.Волкова

УИПК ПРО

2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект "Мой любимый город Волжский"

Краткосрочный проект предназначен для детей 2 младшей группы....

Мой светлый город Волжский

Презентация в виде хронологической ленты к 60 летию города Волжского...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "Города. Поговорим о Волжском"

Конспект разработан для детей подготовительной группы...

Конспект НОД открытое занятие по развитию речи Тема: «Мой город Волжский» (возраст от 6-7лет)

Расширить знания детей о родном крае, познакомить детей с основателями города Волжского, достопримечательностями родного края, учить узнавать их по фотографиям, формировать умение работать с картой Во...

Проект "История города Волжского в истории моей семьи"

Проект носит исследовательский, познаввательно-творческий характер ,где воспитанники и их родители становятся главными героями в истории своего города....

Проект во 2 младшей группы «Мой любимый город, в котором я живу - Волжский»

laquo;Мой любимый город, в котором я живу - Волжский»...

Конспект занятия в старшей группе «Город Волжский — город моей судьбы»

Конспект занятия в старшей группе «Город Волжский — город моей судьбы»...


 

Комментарии

Яковлева Маргарита Сергеевна

Наталия Ревовна!Хорошая работа по краеведению,из которой видно Ваше неравнодушие к истории родного края.Если все,что запланировано здесь,будет проведено на хорошем уровне,дети придут в школу уже с желанием узнать историю государства.Воспитывать интерес к истории,уважение к ней как раз и надо с раннего возраста,с воспитания любви к малой родине.Я думаю,Ваша разработка пригодится и другим педагогам,т.к.можно разработать такой же план работы по изучению своего города,поселка,деревни.Я уверена,что все,что дает хороший результат,начинается с плана.Ну,а чтобы Ваша работа была отнесена к какой-либо секции конференции,можно приложить хотя бы один конспект из тех мероприятий,которые здесь запланированы.А работа порадовала,спасибо!

Кочеткова Наталия Ревовна

Маргарита Сергеевна, спасибо огромное за комментарий. Конспекты приложу обязательно.