Комплексное занятие «Поздняя осень в селе Дымково».
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
Ознакомление детей с определенным видом народного декоративно – прикладного искусства, его характерными признаками – материалом, из которого изготавливаются изделия, особенностями росписи, историей промысла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_v_sele_dymkovo.docx | 25.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексное занятие с ознакомлением детей
с определенным видом
народного декоративно-прикладного искусства
«Поздняя осень в селе Дымково».
воспитатель:
Мартынова А.С.
Оборудование:
1. Болото:
природный материал – мхи, болотные растения, карликовая береза,
камыши, осенний листопад. Птицы: утка, журавль, лебеди. Фонограмма -
курлыканье журавля.
2. Лес:
искусственные елки, деревья (хохломская роспись). Берлога. Костюмы
детские: белка, медведь, ежик, зайцы.
3. Кормушки с вылепленными детьми, зимующими птицами. Забор, на котором сидит ворона (дымка).
4. Дымковский музей:
выставка дымковской игрушки: барашки, козлики, кони.
индивидуальная выставка Царевой Полины: изделия из глины (подвески, игрушки).
5. Мастерская:
Макет русской печи, глина, инструменты для работы с глиной и росписи игрушек, мел, молоко для обработки изделий из глины; глиняные заготовки игрушек. Дети в народных костюмах.
6. Ярмарка:
народные костюмы, скоморохи, костюмы: козлика, барашка, коня.
Детская выставка дымковской игрушки, дымковская карусель, русская
народная музыка.
1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам
русского народного декоративно - прикладного искусства.
Ознакомление детей с определенным видом народного декоративно – прикладного искусства, его характерными признаками – материалом, из которого изготавливаются изделия, особенностями росписи, историей промысла.
2. Формирование обобщенных знаний и умений:
умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: дымка, гжель, городец.
освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции.
3. Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах;
воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.
Обучение детей приемам декоративного рисования. Приобщение ребенка к
истокам народного искусства, дать возможность, усвоив некоторые навыки, составить узор, расписать вылепляемого коня, барышню, почувствовать радость творчества.
4. На основе углубления знаний детей о ближайшем окружении, расширении представлений о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного окружения, пополнять и активизировать словарь детей:
активизировать употребление в речи названий предметов, их частей и деталей, а также материалов, из которого они изготовлены, свойств материалов;
вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии, глаголы, характеризующие трудовые действия.
5. Продолжить совершенствовать диалогическую речь:
учить активно участвовать в беседе, понятно для слушателя отвечать на вопросы и задавать их;
развивать умение составлять рассказ об игрушке и рассказ по картинке;
развивать навыки творческого рассказывания, умение придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказывании.
6. Воспитывать внимание и бережное отношение к окружающей среде, т.к. декоративно – прикладное искусство близко к природе (наблюдение за миром животных, красотой птиц, разнообразием растений).
7. Музыкальное воспитание дошкольников. Знакомство с фольклором (загадки, сказки, частушки, стихи), обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой.
Предварительная работа.
«Музей дымковской игрушки». Знакомство с дымковской игрушкой.
«Веселая карусель». Индивидуальная работа по лепке. Материал «Мукасолька», глина.
Роспись плоских (бумага) игрушек и объемных (мукасолька, глина).
Подбор книг и иллюстраций с дымковскими элементами росписи.
«Дымковская игрушка». Беседа с детьми: из истории русского промысла.
Чтение стихов, загадок, русских потешек, которыми можно «оживить» дымковские игрушки.
Ср/и «Ярмарка». Беседа с детьми: «Как животные и птицы готовяться к зиме?»
Д/и «Где живешь?». «Узнай по голосу?». «Кто лишний?». «Назови зимующих и перелетных птиц».
Классификация птиц и животных: дикие – домашние; перелетные – зимующие.
Подбор книг и иллюстраций о животных и птицах.
Выпуск книг – малышек: «Кто лишний?». «Дымковская ярмарка».
Несет урожай
Поля вновь засевает
Птиц к югу отправляет
Деревья раздевает,
Но не касаясь елок и сосен
А зовут ее все «Осень».
Ведущий:
- а какая сейчас осень? (поздняя).
- Вы хотите узнать, как осень провожают в Дымковской слободе?
С высоко берега реки Вятки, на которой стоит город Киров
Видно заречную слободу Дымково.
Летом, туманным утром или осенью в пасмурный день
Слобода как будто в дымке: отсюда и пошло Дымково!
А помогут нам найти дорогу жители села Дымково.
Ребята: а чтобы нам узнать дорогу надо отгадать загадку!
Не вода, не суша
А ногами не пройдешь. (Болото)
Ведущий: Правильно! Надо пройти болото.
Звучит фонограмма «крик журавлей»
Ребенок Для многих птиц здесь родные места. Посмотрите, как вышагивает по болоту на длинных ногах серый журавль, ищет лягушек, а то прихватит жука или щиплет болотную ягоду – клюкву, морошку, бруснику, голубику. Слышите курлыканье журавлей – они собираются в стаи, пробуют силы, учат молодых, готовятся к отлету на юг – длинному тяжелому пути. Весной они (фонограмма «курлыканье журавлей»).обязательно вернутся
Ребенок. А вот гуси, они дольше всех не улетают в теплые края, наверно, не хотят оставлять родные места. Посмотрите, они больше уток, но меньше лебедей - такие же белые и важные. Вожак занял место впереди. Далеко разносится их громкий голос, пока они наберут высоту и не исчезнут вдали. Но они обязательно вернутся сюда весной.
Ребенок Подняли на крыльях осень журавли Все слабей курлыканье косяка вдали В их прощальном крике слышится печаль Знать с родной сторонкой им расстаться жаль…
Ведущий: Пройдем теперь через лес. Полон лес сейчас чудес.
Где ты, белочка, гуляла? Ты припасы собирала?
Ребенок (белка): Я белка – шалунишка
Люблю орехи, шишки.
Прячу их в свое дупло.
Там уютно и тепло
Пухом я заткнула щели
Чтобы белые метели
В дом зимой не залетели.
Ведущий: что ты белым стал косой?
Ребенок (заяц): я всегда зимой такой!
Пора мне, зайчику, линять
Пора мне шубку поменять.
Зимой быть серым не могу
Меня заметят на снегу.
Звучит музыка, имитирующая медведя.
Игра: у медведя во бору грибы – ягоды беру
А медведь не спит, все на нас глядит.
Ребенок. (медведь): В берлогу скоро лягу спать
За осенью зима придет опять
Пусть мне во сне приснится мед!
Проснусь, когда весна придет!
Игра: У медведя во бору грибы – ягоды беру,
А медведь уж спит и на нас он не глядит.
На берлоге табличка: Просьба не беспокоить!
Прошу разбудить меня весной!
Приходите лучше с медом! Медведь.
Ведущий: Не будите медвежат
Пусть в берлоге крепко спят
У того кто спит зимой
Очень свежий вид весной.
Ребенок (ежик): Я тоже буду спать как мишка
Я поохотился за лето
Грибы искал, мышей ловил
Мне нужно отдохнуть за это.
Устал я, выбился из сил.
А вот и само село Дымково. Что не дом, то – мастерская.
Подбегают сельские дети: мы кормушку смастерили
Мы столовую открыли
Воробей, снегирь – сосед.
Будет вам зимой обед.
Прилетали к нам синицы.
Синицы: Чем здесь можно подкрепиться?
Дети: Гости милые, для вас мы накрошим хлеб сейчас!
Ребенок. Скачет шустрая синица
Ей на месте не сидится
Прыг-скок, прыг-скок
Закрутилась как волчок.
Вот присела на минутку
Почесала клювом грудку
И с дороги на плетень
Тили – тили, тень – тень –тень!
Дети: не замерзнешь, воробьишка, без сапожек и пальтишка?
Ребенок. (воробей): Ой, мороз, какой мороз.
Воробей совсем замерз.
Плачет бедный воробей:
«дайте мне зерна скорей!»
весь присыпал корм снежок
и не греет нас пушок.
Ведущий: с первым снегом скорей торопятся ближе к домам снегири.
Ребенок.(снегири): Прилетели на рассвете снегири,
Покраснели от мороза снегири,
И на веточках березы снегири
Словно пролитые капельки зари.
Ребенок. (снегирь): Снегирь – снегирёк!
Живой огонек.
Вот моя ладошка
Сядь – погрей немножко.
Ребенок. (ворона): Вот ворона сидит на заборе
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли все подводы.
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе,
Горе ей, настоящее горе.
Ведь ни зернышка нет у вороны
И от холода нет обороны.
Ведущий: Возле Вятки самой Дымково – поселок.
Окаймлен лесами уголок веселый.
В Дымкове, за Вяткою – рекою,
Драгоценный продолжая труд,
Не ища на старости покоя
Мастерицы славные живут!
Добро пожаловать в музей «Дымковской игрушки».
Экскурсовод: ласково и нежно называют эту игрушку – Дымка!
Ребенок.(свистулька): вначале были свистульки. Всю зиму мастерицы лепили петушков, уточек, коников. А весной продавали на веселом празднике «Свистунья». Но вот проходило лето, наступала осень и так много – много лет. 100 –150 лет назад, а может и больше, придумали лепить из глины другие игрушки.
Экскурсовод: давайте заглянем в мастерскую Котофеевых!
Ребенок.: Глина, мешки с мелом, краски, молоко. Вот почти и все, что нужно для
создания чуда. Кажется все так просто. Отщипнуть кусок глины,
раскатать его, оттянуть, свернуть, вот и готовы: птичка, коник, козлик,
барышня. Стоят, сохнут, ждут обжигания в печи. Осталось развести мел в
молоке и побелить игрушки. А тут наступила пора расписать их.
Ведущий: узор особенно прост: кружочки, волнистые линии, клеточки,
колечки, точки… Зато краски яркие: красные, малиновые,
зеленые, оранжевые, синие. Получается весело, пестро, ярко!
Экскурсовод: вот и Дымковская игрушка была для игры, для забавы, для
сердечного восхищения. Она предназначалась ребятам, ее было не
жалко покрутить в руках, облизать, а особо полюбившуюся –
лелеять, нянчить, тешкать!
Спасибо за внимание!
Мы ребята удалые, мы ребята озорные,
всех на ярмарку зовем!
Солнце яркое встает!
Спешит на ярмарку народ!
Дети и гости спускаются в малый зал.
Ведущий: Весело – весело мастерит село:
Кружки, толкушки,
Веселые игрушки!
Везем на базар расписной товар.
Покупайте дружно
Что кому нужно!
Звучит веселая музыка с закличками.
Скоморох: Эй, честные господа
К нам пожалуйте сюда!
Как у нас тары – бары
Много всякого товару!
Посмотри на наш товар,
Подивись и стар, и мал!
Выбегают дети с игрушками:
Ребенок (лошадка): У лошадкиных ног
Жеребенок – стригунок.
Погляди на молодца
Жеребенок весь в отца!
Ребенок (олень): Стоит олень
На стройных ногах
Вся краса
У оленя в рогах!
Ребенок. (скоморох): Яша – дружок
Дует в рожок.
Сидит на спинке
У свинки!
Ребенок.(молодушка): Сидит молодушка
А с ней коровушка
Важная, спокойная
Буренка дойная!
Ребенок (козлик): Козлик:
- Ме – ме – ме – ме.
- Что у тебя на уме?
- Капустка в огороде
- Да не полезешь при народе!
Ребенок (скоморох на козлике): Грох – грох – грох!
На козле скоморох:
Надо спешить,
Чтобы народ рассмешить!
Ведущий: Хозяюшка – молодушка
Что за работница!
Обо всем заботится
На всякое дело годится
Что за мастерица!
Ребенок (молодица): Дорогой наш гость и друг
Принимай хлеб – соль из рук.
Как пекли его, пекли
Даже слюнки потекли.
Лучше булок, лучше пышек
Лучше всякого – всего
Все отведайте его!
Угощает караваем гостей.
Ведущий: Ой, да молодцы, дымковские мастерицы.
Ну что за праздник без частушек и плясок.
Заиграли музыканты и пустились ноги в пляс
Мы веселые частушки пропоем сейчас для вас!
Я мальчишка боевой
Боевым останусь.
Ох, и трудно тому будет
Кому я достанусь.
Я сегодня нарядилась
В сарафан с иголочки.
Полюбуйтесь-ка ребята
На мои оборочки.
Я плясал в три ноги
Потерял сапоги.
Оглянулся назад
Сапоги мои лежат.
Всю неделю не пилось
Ни спалось, ни елось.
В этом зале поплясать
Очень захотелось!
Ну, как же на ярмарке без сладких угощений! (скоморохи с лотком все угощают )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого интегрированного занятия "Поздняя осень"
Конспект разработан для детей смешанной группы(5-7лет).Цель:Создание условий для развития художественно-творческих...
Конспект интегрированного занятия: «Поздняя осень»
Дать детям представление об осени, ее характерных признаков, периодах (ранняя, поздняя, золотая).Формировать умение отвечать на вопросы распространенными предложениями.Развивать речь детей.Воспитывать...
НОД Образовательная область «Познание» конспект комплексного занятия «Поздня осень» старшая группа
Конспект комплексного занятия для старшей группы...
Конспект занятия "Поздняя осень"
Интегрированное занятие по экологии "Поздняя осень"...
Конспект открытого комплексного занятия в подготовительной группе «Село мое родное, все нравится мне в нем»
конспект занятия к семинару в подготовительной группе...
Интегрированное занятие "Поздняя осень"
Продолжать учить детей составлять описательные рассказы по картине, умение придумывать слова с заданным звуком, сравниать явления природы по признакам различия и сходства, осптывать внимание и память,...
Конспект комплексного занятия «Поздняя осень»
Харламова Светлана ВладимировнаКонспект комплексного занятия «Поздняя осень»Программное содержание:1. Познакомить детей с картиной Иссака Ильича Левитана «Золотая осень&raq...