Развитие социальной уверенности у детей дошкольного возраста
статья по теме
Социально неуверенные дети - это дети, не умеющие гармонично взаимодействовать сами с собой, с социумом, с внешним миром.
На занятиях необходимо создавать условия для переживания общности с другими, радости в процессе общения, проявление внутренней психологической активности; стремиться повести ребенка к переживанию собственной индивидуальности, ее неповторимости; помочь ему приобрести позитивный опыт самопознания и самовыражения. Через социально ориентированную деятельность нужно стремиться сорентировать ребенка на другой суъект социальной жизни, развить восприимчивость, эмпатию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_pedsovet_yanvar_2012.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка-детский сад №17 города Кропоткин
муниципального образования Кавказский район
Доклад
на педагогическом совете
по теме: «Развитие социальной уверенности у детей
дошкольного возраста».
Разработал:
зам. Заведующего по ВМР
МБДОУ ЦРР-Д/с№17
Добрина Е.В.
2012
Развитие социальной уверенности у детей дошкольного возраста
Социально неуверенные дети - это дети, не умеющие гармонично взаимодействовать сами с собой, с социумом, с внешним миром.
Чаще всего в педагогической и психологической литературе социальная неуверенность на уровне внешних поведенческих проявлений описывается как некоммуникабельность, застенчивость, тихость, забитость, конформность, аутичность, т.е. как гипоактивность. Гиперактивность и гипоактивность - формы часто неадекватных защитных механизмов социально неуверенных детей. Поэтому одна из важнейших задач -формирование у детей уверенности в себе и своих силах, а также позитивного отношения к себе и к окружающему миру.
Для нормального развития каждый ребенок нуждается в том, чтобы он находился в атмосфере любви и психологического благополучия. Если этого нет, ребенок испытывает негативные переживания, осознавая или не осознавая их, что отражается на его развитии. Ребенок воспринимает любовь окружающих его людей физически, интеллектуально, эмоционально. И если он не дополучает ее по какому-либо каналу, то это подталкивает его к инфантильному поведению, к неадекватным защитным поведенческим реакциям, формируя социальный страх в разных его формах - беспокойство, Тревогу, вину, страх, гнев, т.е. то, что мы называем социальной неуверенностью.
Чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе - положительную Я-концепцию, которая определяется тремя факторами:
- - чувство собственной значимости;
- - уверенностью в способности к какому-либо виду деятельности, т.е.
осознанием собственной компетенции; - - убежденностью в импонировании другим людям.
Каждый человек стремится к одобрению со стороны других людей. В раннем и дошкольном возрасте такой значимой группой выступают члены семьи. Очень важно, чтобы они относились к ребенку как к достойному существу, что формирует в нем чувство собственной значимости.
Всякая деятельность имеет определенную цель. Способность ребенка достичь ее дает чувство уверенности в своих силах. Успех приводит к осознанию собственной компетенции.
Социально неуверенные, имеющие неадекватную самооценку дети склонны чуть ли не в каждом деле находить неопределимые препятствия, реагируя на них неадекватным поведением. Высокий уровень внутренней тревоги не позволяет им приспособиться сначала к детской группе, затем к школьной жизни, и та же проблема переходит во взрослую жизнь.
Ребенок оценивает себя «глазами» социума. И какова его самооценка — отраженная оценка социума — таков и его социальный статус, возможность взаимодействовать с социумом, оптимальность адаптированных характеристик, и по сути, таково его психическое здоровье.
Отклонения от оптимального взаимодействия с самим собой, с социумом вызывают социально неувереное поведение-это путь к нездоровью.
Основные признаки, характеризующие социальную неуверенность ребенка:
На вербальном уровне:
- речь очень тихая, невнятная, с длинными паузами, часто с повторением одного и того же слова, или, наоброт, громкая, быстрая, сбивчивая, несвязная;
- рассказывает очень мало или вообще ничего (слова не вытянешь);
- зачастую не могут выразить словами свое эмоциональное состояние;
- вызывает затруднение просьба назвать себя по имени, назвать себя ласково.
На невербальном уровне:
- пониженная моторная активность, сидят тихо, стараются не привлекать внимания;
- часто плаксивы и аппатичны;
- иммика лица или вялая, или выражает гамму противоречивых эмоциц, часто смущенная улыбка;
- не могут устанавливать контакт глазами, не смотрят на партнера, отводят глаза.
На уровне социальных контактов:
- неприсоединение к группе играющих детей;
- разные формы отказа с чужими, незнакомыми людьми;
- нежелание расставаться с родителями или другими близкими взрослыми;
- неумение самоутверждаться — выдвинуть конкретные требования к окружающим, сказать «нет» при необходимости, высказать свое мнение, критическое замечание;
Социально неуверенное поведение связано с заниженной самооценкой, ожиданием неудач, повышенной зависимостью от оценки социума.
Если ребенок не имеет успеха и позитивного навыка в общении, в решении социальных конфликтов или в преодолении неудач, то он не может быть сильным как психически, так и физически. В возрасте 4-5 лет закладываются основы самопознания, которые предполагают умение отделить себя от других, чувствовать себя самостоятельной личностью, заявлять о себе, проявлять свою индивидуальность к ним, сопричастность их переживаниям.
На занятиях необходимо создавать условия для переживания общности с другими, радости в процессе общения, проявление внутренней психологической активности; стремиться повести ребенка к переживанию собственной индивидуальности, ее неповторимости; помочь ему приобрести позитивный опыт самопознания и самовыражения. Через социально ориентированную деятельность нужно стремиться сорентировать ребенка на другой суъект социальной жизни, развить восприимчивость, эмпатию.
Игра служит универсальным средством профилактики и компенсации психоэмоциональных проблем неуверенного ребенка. В особых игровых условиях он моделирует отношения в наглядно-действенной форме, начинает лучше в них ориентироваться. В игре формируются реальные отношения сотрудничества между одним ребенком и его сверстниками: ребенок приебретает позитивный опыт совместных действий. Играя, ребенок поэтапно соваивает новые способы поведения в проблемных ситуациях, усваивает их.
Позитивный процесс изменения ребенка в игре не происходит автоматически. Он возможен, если взрослый эмоционально сопереживает ребенук, принимачя его установки, и выражает искреннюю веру в возможности ребенка, создает атмосферу взаимопонимания.
Необходимо избегать прямых оценок личности и характера ребенка. Нельзя навешивать ярлыки и отдаыать негативыне приказы. Осторожно надо относиться и к похвале — она должна быть не прясой, оценивающей, а описательной, касаться только деятельности ребенка. Похвала, не соотвествующая представлению ребенка о себе, расходящаяся с реальностью, может быть воспринята как насмешка или как неискренность.
Внутренняя позиция взрослого по отношению к ребенку:
- нужно хотеть услышать ребенка;
- нужно желать быть полезным ребенку в обретении уверенности в себе, а не заставлять действовать по вашему желанию;
- нужно быть готовым принять чувства ребенка, не оценивать их и не осуждать их;
- нельзя пытаться сделать все самому за ребенка и нужно искренне верить в его возможности самому разрешить свои проблемы;
- нельзя брать на себя ответственность за выбор ребенка, а нужно воспринимать его как самостоятельную личность.
На занятиях нужно эмоционально поддерживать детей, со вниманием относиться к инициативным высказываниям, доброжелательно реагировать на действия ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие социальной уверенности у детей дошкольного возраста
Развитие социальной уверенности детей....
«Развитие социального интеллекта у детей дошкольного возраста»
Социальный интелект - это интелект идивида, формирующийся в ходе его социлизации, под воздействием условий определенной социальной среды.Мехонизмом формирования личности выступает процесс социлизации....
"Условия развития социального интеллекта у детей дошкольного возраста"
В статье рассматривается значимость условий, способствующих становлению и развитию социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста....
Детская субкультура как средство развития социально-нравственных качеств детей дошкольного возраста.
В презентации даётся ответ на вопрос: что нужно сделать, чтобы ребёнок входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным....
Развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения
Консультация для педагогов "Развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения"...
Технологии «СОЦИАЛЬНЫХ ИСТОРИЙ» для развития социальной компетентности у детей дошкольного возраста с РАС
В презентации предоставлен опыт работы по составлению социальных историй для детей с РАС...
Программа по развитию социальной перцепции у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) и расстройством аутистического спектра (РАС)
Данная программа направлена на развивитие навыков социального взаимодействия у детей с задержкой психического развития и расстройством аутистического спектра. Ребенка необходимо научить просить предм...