Работа с родителями при реализации "метода проектов" как педагогической технологии ознакомления дошкольников с окружающим миром
статья (подготовительная группа) по теме
Обобщение опыта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_roditelyami_pri_realizacii.doc | 39.5 КБ |
tablica_1.doc | 129.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта
(Представляют Плагова Н.Е., Колтакова Г.П., ГДОУ д/с №23 Центрального района)
2011г
Работа с родителями при реализации «метода проектов» как педагогической технологии по ознакомлению дошкольников с окружающим миром
Д.Б.Эльконин говорил о том, что по мере развития общества постепенно возник разрыв между возможностями детей и требованиями, которые предъявляет к ним общество. Этот разрыв преодолевается за счет особого периода в развитии человека, который получил название «детство». Детство – не просто время спонтанной и свободной активности ребенка. Это очень важный период. Проживая этот период, ребенок приобретает человеческие способности, которые в дальнейшем позволят ему освоить мир взрослых.
Маленький ребенок учится всей своей жизнью. Живя рядом со взрослыми и взаимодействуя с ними, находясь в обществе своих сверстников, наблюдая, переживая, играя и т.д., ребенок все время учится. Процессы просто жизни и процессы учения для маленького ребенка тесно связаны между собой.
«Пребывать в атмосфере любви и подражать здоровым примерам - это и есть нормальное состояние ребенка» (Рудольф Штайнер). Эту непреложную истину необходимо донести до умов и сердец родителей. Осознавая свою роль воспитателя, как носителя культуры и проводника, осуществляющего взаимосвязь между пространствами «в» и «вне» детского сада, мы стараемся повышать свой профессионализм, отшлифовывать личностные качества, чтобы построить работу с родителями в атмосфере доверительного сотрудничества и тем самым обеспечить наибольшую эффективность совместной работы.
С первых же встреч с родителями мы подчеркиваем возможность осознания, что все-таки первыми учителями и воспитателями для ребенка являются родители. Они должны быть постоянным примером для подражания, так как побуждения детей настолько связаны с чувственными впечатлениями, которые они воспринимают из окружения, что для ребенка требования, чтобы он поступал на основе вспоминаемых им правил и запретов является вторичным, а на первое место выдвигается пример поведения взрослого. И если представить личность ребенка, как чашу, наполняемую водой из двух сосудов, где одним сосудом являются родители, а другим – воспитатели, то наполнение должно быть одновременным и единообразным: культурой, знаниями, эмоциями, ценностным отношением к жизни.
В последнее время родители стали больше внимания уделять развитию детей. Они пытаются научить ребенка читать и считать, записывают его во всевозможные кружки – рисования, танца, музыки, стремятся обучать иностранному языку. В то же время они не всегда понимают важность творческого развития ребенка, чаще всего загружая его память и обучая навыкам по показу и образцу.
Родителям необходимо знать, что занятия в группе – лишь дополнения к семейному воспитанию, а не его замена. Важно вести разъяснительную работу среди родителей, говорить о значении развития творческих способностей, знакомить их с основами приемов творческой педагогики. Без взаимодействия с семьей невозможно добиться положительных результатов в формирование интеллекта, культуры ребенка.
Одной из форм сотрудничества являются творческие домашние задания, которые чаще всего выполняются всей семьей. Например: ребенок получает задание сочинить дома сказку и продиктовать ее взрослым. Соавторство детей и родителей приветствуется, это способствует созданию доверительной атмосферы в семье, - в такие моменты ребенок, раскрепощаясь, открывается родителям с необычной стороны. Минуты сотворчества сближают детей и взрослых, приносят им удовлетворение от результатов совместной творческой деятельности. И уже трудно порой бывает определить долю участия в работе каждого из них.
В процессе коллективного домашнего творчества изменяется социальный статус ребенка в семье: к его мнению прислушиваются, ценят, творческие проявления ребенка вызывают уважение в семье.
Отходя от традиционных форм работы с родителями – оформления уголка для родителей, информационных стендов, папок-передвижек с советами и рекомендациями, родительских собраний, носящих организационный характер, что формировало сотрудничество на уровне информирования, мы решили изменить привычную ситуацию, выстроить работу с семьями на основе диалога между равнозначными и равноответственными субъектами: детьми-педагогами-родителями (Таблица 1).
Мы сделали жизнь группы максимально «прозрачной» для родителей: вынесли в непосредственный доступ все работы детей, приобрели просмотровую рамку, на которой демонстрируем фото и видеоматериалы повседневной жизни, а так же интересные и памятные моменты непосредственно «в тот же день». Привлекаем родителей к непосредственному участию в повседневной жизни группы. В этом очень помогает работа по системе творческих проектов, которую мы стали использовать наиболее полно.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать систематизировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Проектирование является инновационным методом в дошкольном образовании. В отличие от традиционных методов изучения лексических тем, где взаимосвязь между разделами программы не дает такой результативности в развитии познавательных и творческих способностей детей и их коммуникативных навыков. Метод педагогического проектирования осуществляет взаимопроникновение всех разделов программы друг в друга, или, иначе говоря, их интеграцию. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.
В 2010-2011гг. в нашей группе были реализованы три долгосрочных проекта, охватывающие весь период учебного процесса: «Унылая пора – очей очарованье!» - осенний период; «Птицы» - с ноября по март и «Космос» - с февраля по май.
Познакомив родителей с особенностями работы по «методу проектов», мы вовлекли их в активное творческое участие. Родители помогали собирать материалы по темам проекта. Готовили вместе с детьми творческие задания, помогали изготавливать макеты. Радовались вместе с детьми результатам, удивлялись глубинам любознательности, которые открылись у их детей, в результате работы над проектом.
В итоге, многие родители обращались к нам со словами благодарности за то, что наша работа явилась для них катализатором познания, толчком для расширения кругозора, они стали больше времени выделять для общения со своими детьми. Побывали на многих выставках, в музеях, библиотеках.
Родители с удовольствием участвовали в конкурсах, очень ответственно подходили к представлению своей семьи («Визитная карточка семьи»), открывали в себе бездну талантов. Силами родителей была подготовлена музыкально-игровая программа «Большое космическое путешествие», которая принесла много ярких незабываемых впечатлений, как детям, так и нам взрослым.
Эти новые отношения, созданные посредством живого диалога дали нам возможность наиболее полно реализовать себя в профессиональной деятельности и получить высокую оценку нашей работы со стороны родителей. Мы можем похвастаться удивительным альбомом благодарственных писем от всех 22 детей, посещавших подготовительную группу в этом году. Этот памятный подарок нам очень приятен и дорог.
В результате такого успешного сотрудничества у нас создалась уникальная атмосфера домашнего уюта, когда родители спокойны, воспитатели удовлетворены, а дети с радостью идут в детский сад познавать новое и чувствовать себя свободными и готовыми к созиданию и творчеству.
Предварительный просмотр:
Таблица 1
Предусматривает
обратную связь
Стенды информации
Папки-передвижки
(информация, советы)
Организационные родительские собрания
Родительские собрания в нетрадиционных формах, «посиделки», «круглый стол», «устный журнал», «родительская гостинная»
Система совместных творческих заданий
Индивидуальные
консультации
Совместные вечера досуга, концерты, праздники
Нет обратной связи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с родителями при реализации "метода проектов" как педагогической технологии ознакомления дошкольников с окружающим миром
Обобщение опыта...
Из опыта работы по ознакомлению дошкольников с окружающим миром.
Задачи:Образовательная область «Познание»-Расширять представления детей об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей)-Закрепить характерные признаки осени – холодает, опадают листья, солнце ме...
Использование информационных компьютерных технологий в процессе ознакомления дошкольников с окружающим миром.
Сейчас выигрывает тот воспитатель, который не только может дать базовые знания ребенку, но и направить их действия на самостоятельное освоение знаний....
Отчет о работе с родителями в старшей группе на тему «Ознакомление детей с окружающим миром»
Отчет о работе с родителями в старшей группе на тему «ознакомление детей с окружающим миром»...
Педагогический проект «Ознакомление дошкольников с предметным миром посредством игровых технологий».
Педагогический проект «Ознакомление дошкольников с предметным миром посредством игровых технологий»....
организация работы в группе Доу по ознакомлению дошкольников с окружающим миром (консультация для воспитателей)
В дошкольном возрасте дети активно исследуют окружающий мир. Естественная потребность ребенка узнавать новое чрезвычайно сильна, и очень важно дать ребенку возможность реализовать ее в полной мере. Я ...
«Ознакомление дошкольников с окружающим миром и явлениями природы через моделирующую деятельность в практике работы ДОУ»
Приоритетным направлением дошкольной образовательной системы является воспитание экологической культуры, то есть поиск средств обучения для формирования у детей осознанной позиции в отношении природы....