«Ознакомление дошкольников с окружающим миром и явлениями природы через моделирующую деятельность в практике работы ДОУ»
статья по окружающему миру

Тузовская Татьяна Эдуардовна

Приоритетным направлением дошкольной образовательной системы является воспитание экологической культуры, то есть поиск средств обучения для формирования у детей осознанной позиции в отношении природы. Для реализации такой важной педагогической миссии широко применяются игры как ведущий вид деятельности дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tuzovskaya_t.e.docx38.24 КБ

Предварительный просмотр:

«Ознакомление дошкольников с окружающим миром и явлениями природы через моделирующую деятельность

в практике работы ДОУ»

Тузовская Татьяна Эдуардовна, воспитатель

МБ ДОУ «Детский сад № 125»

г. Новокузнецк, Кемеровская область

Аннотация: Приоритетным направлением дошкольной образовательной системы является воспитание экологической культуры, то есть поиск средств обучения для формирования у детей осознанной позиции в отношении природы. Для реализации такой важной педагогической миссии широко применяются игры как ведущий вид деятельности дошкольников.

Ключевые слова: ФГОС ДО, дошкольники, экология, моделирование, ценностно-ориентированная деятельность, развитие ребенка.

Мир природы нельзя познать по картинке. Для того чтобы дошкольник научился понимать окружающий мир, осознавать, что является его частью, устанавливать связи между объектами природы, необходимо погрузить ребенка в соответствующую атмосферу. Развивающая предметно – пространственная среда, ориентированная на развитие активности ребенка по освоению экологических знаний, нравственно ценностного отношения к природе, обогащение опыта экологической деятельности является педагогическим условием формирования основ экологической культуры детей дошкольного возраста.

В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно - пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи и экологическая РППС должна быть:

1. Содержательно - насыщенной - включать средства обучения (в том числе, технические), материалы (в том числе, расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование экологического содержания, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с природными материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях природоохранной и экологической направленности; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно - пространственным окружением; возможность самовыражения детей;

2. Трансформируемой – обеспечивать возможность изменений экологической РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе, от меняющихся интересов и возможностей детей;

3. Полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих экологической РППС (например, природных материалов, макетов, модулей экологического содержания) в разных видах детской активности;

4. Вариативной - обеспечивать наличие в группе различных пространств (для экологических игр, конструирования из природного материала, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования природоохранного направления, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей в области природоохранной деятельности.

5. Доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; Материалы и приборы размещаются в шкафах таким образом, чтобы воспитанники легко их доставали. Рекомендуется разделить компоненты материальной базы на три сектора — дидактический, инструментальный, стимулирующий.

6. Безопасной - все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования, такими как санитарно - эпидемиологические правила и нормативы, и правила пожарной безопасности . В уголке опытно-экспериментальной деятельности размещаются правила безопасности по нахождению в мини-лаборатории и проведению исследований (настенный плакат), воспитатель изучает их с детьми и проговаривает во время знакомства с уголком. Не рекомендуется обустраивать уголок навесными полками и шкафами со стеклянными дверцами. Электрические розетки и приборы (видеопроигрыватель, проектор) находятся вне зоны доступа детей. Вещества для экспериментирования, которые могут нанести вред здоровью ребёнка (марганцовка, зелёнка, уксус), предоставляются воспитателем по просьбе и действия с ними осуществляются под его контролем.

Уголок должен органично вписаться в интерьер, будет украшением групповой комнаты и позволит детям проводить наблюдения и экспериментальную деятельность. Подбор и размещение объектов в уголке природы проводят в соответствии с возрастом, руководствуясь Программой воспитания в дошкольных группах и Санитарными Правилами и Нормами. В связи с тем, что Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН п. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения. Растения, которые помещаются в природный уголок, должны быть безопасны. Не допускается иметь в уголке природы ядовитые и колючие растения. И, конечно, обязательно осуществление ежедневного ухода за растениями. На цветах желательно иметь таблички с названием.Таким образом, эколого-развивающая среда - это особым образом организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта. Ее отличает разнообразие, доступность, эстетичность, сложность, высокий уровень содержательности.

Основным из наиболее перспективных методов реализации экологического развития является моделирование, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Метод моделирования имеет развивающее значение, так как открывает у ребёнка ряд дополнительных возможностей для развития его умственной активности, в том числе и при ознакомлении с окружающим миром.

Обучение моделированию осуществляется воспитателем в последовательности.

  • предлагает детям описать новые объекты природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими.
  • организует сравнение двух объектов между собой, учит выделению признаков различия и сходства, одновременно дает задание последовательно отбирать и выкладывать на панно модели, замещающие эти признаки.
  • постепенно увеличивает количество сравниваемых объектов до 3-4.
  • обучение детей моделированию существенных или значимых для деятельности признаков (например, отбор и моделирование признаков растений, определяющих способ удаления пыли с растений уголка природы).
  • руководить созданием моделей элементарных понятий, таких как «рыбы», «птицы», «звери», «домашние животные», «дикие животные», «растения», «живое», «неживое» и т. д.

Модели многофункциональны. На основе моделей можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели вместе с детьми, необходимо придерживаться следующих требований:

1. Модель должна отражать обобщенный образ и подходить к группе объектов.

2. Раскрыть существенное в объекте.

3. Замысел по созданию модели следует обсудить с детьми, чтобы она была им понятна.

Например, глобус - это предметная модель Земли, а его изготовление воспитателем вместе с детьми можно назвать моделирующей деятельностью. Главной характеристикой модели является то, что она отражает, содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки моделируемого объекта. Любой шар можно назвать моделью Земли, но только по одному признаку - ее шарообразной формы. Глобус как предметная модель воспроизводит большое количество существенных признаков нашей планеты - соотнесенные в масштабе материки и океаны, моря и реки, горы и долины, государства и города.

Географическая карта - это тоже модель Земли, но уже графическая, она отображает планету в плоскости бумаги. Глобус и карта - предметы, которые помогают ориентироваться в громадном пространстве, совершать путешествия по странам и континентам, не выходя из дома.

Модели экосистем дают представление о неразрывной взаимосвязи всего живого и неживого на Земле, роли человека в сохранении экологического равновесия на Планете. Для обозначения и поддержания игрового сюжета необходимы фигурки зверей определённой природной зоны.

Допустим, сегодня дети моделируют Арктику. Значит, им понадобится набор, состоящий из полярных лисиц, белых медведей, моржей. А создавать арктические торосы, снега и холодный океан дети могут из одноразовых стаканчиков белого и голубого цвета, ватных дисков, кусков голубой и синей плёнки, даже из ткани. Эти материалы не очень долговечны, но лёгкие, пластичные, а стоят совсем недорого. Перед игрой нужно повторить, как обращаться с материалами: не рвать, не разбрасывать, использовать только для игры, делиться с товарищами.

Моделировать можно лес, пустыню, океан, используя соответствующие игрушки и бросовый материал нужного цвета. После игры всё складывают в коробку, а игрушки-животные возвращаются в уголок природы, на свои макеты.

Прекрасными наглядными пособиями могут стать папки, которые педагог оформит сам или с помощью коллег и родителей: «Наше лето», «Собираем урожай», «Что растёт и кто живёт у нас в парке?», «Знай родной край». Они послужат материалом не только для развития детей, но и для воспитания любви к своей малой родине, городу или селу.

Разнообразие сезонных объектов зависит от фантазии и творческого потенциала воспитателя группы. В рамках экологического проекта дети совместно с педагогом и родителями изготавливают рисунки, придумывают и иллюстрируют сказки, стихи, рассказы о природе. По окончании проекта эти материалы также можно хранить в уголке и использовать для работы с дошкольниками. Многие сезонные поделки он может изготовить вместе с детьми или провести конкурс среди семей воспитанников на лучшую зимнюю, весеннюю, осеннюю поделку, рисунок, аппликацию. И ребятишки будут увлечены полезным делом, и родители проведут время с малышами, обучая их труду и усидчивости. А развивающая среда группы пополнится замечательными произведениями семейного творчества.

Особое место в работе с детьми занимает также использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

- перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;

- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Работа состоит из нескольких этапов:

Этап 1: Рассматривание таблицы и разбор, что в ней изображено.

Этап 2: Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

Этап 3: После перекодировки осуществляется пересказ, т.е. происходит отработка метода заполнения.

Этап 4: Графическая зарисовка мнемотаблицы.

Этап 5: Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему. Эти и другие виды моделей значительно улучшают процесс усвоения экологических знаний.

В результате освоения детьми дошкольного возраста моделирования значительно повышается уровень их экологической воспитанности, которая выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе. Моделирование позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер.

Своевременное закладывание основных элементов экологической культуры – залог становления осознанного положительного отношения к природе. Воспитатель и родители должны стать для ребенка первыми и самыми главными носителями экологической культуры.

для воспитателя:

  • определение основных направлений работы по экологическому воспитанию старших дошкольников
  • создание условий для получения воспитанниками элементарных знаний о природе и формирование у них ряда представлений о явлениях живой и неживой природы.
  • содействие освоению детьми и родителями
  • активизация взаимодействия родителей и ДОУ в вопросах экологического образования.

для детей

  • воспитание любви к природе родного края, умение понимать и чувствовать её красоту, бережно относиться к растениям и животным;
  • знания о росте, развитии и размножении знакомых детям растений и животных (представления о последовательных изменениях организмов, цикличности процесса);
  • знания эко системного характера (дети знакомятся с растениями и животными, проживающими в одном сообществе, их взаимосвязанностью)
  • развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе и обществе
  • воспитание этических и эстетических чувств.
  • формирование познавательных и творческих потребностей

Для родителей:

  • развитие творческого потенциала родителей, их компетентность в сфере экологического воспитания
  • совместная творческая деятельность родитель-ребенок
  • организация партнерского взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах воспитания и развития детей.

Таким образом, использование моделей и деятельности моделирования позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней. На этой основе у детей формируются обобщенные представления и элементарные понятия об объектах, явлениях природного окружения, систематизация которых обеспечит формирование у дошкольников целостного образа природы.

Список литературы

#1040;вдеева Н.Н. Экологическое образование и воспитание // Вестн. образования. 1996. № 11. С. 67-69. .

2. Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. – 2005, N

3. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы // Нач. шк. 1997. № 4. С. 36-40.

4. Грищенко М. Условия преемственного формирования ответственного отношения к природе у дошкольников и младших школьников // Проблемы обеспечения преемственности в работе дошкольных учреждений и начальной школы. Вологда, 1990. С. 118-125.

#1047;енина Т. Работаем по программе «Юный эколог»: Из опыта работы по экол. воспитанию // Дошк. воспитание . 1996. № 7. С. 42-46.

6. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подгототовительной группы дет. сада. М.: Новая шк., 1995. 160 с. В прил.: Экология в картинках / В. Танасийчук.

#1060;едотова А.М. Экологический подход в воспитании детей дошкольного возраста // Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Пермь, 1993. С. 192-206.

#1062;веткова И.В. Диагностика экологической культуры младшего школьника // Мир психологии и психология в мире. 1995. № 2. С. 34-40.

#1060;едотова А.М. Экологический подход в воспитании детей дошкольного возраста // Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Пермь, 1993. С. 192-206.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: "Использование возможностей практико-ориентированного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации"

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практич...

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАСЕДАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА «Модернизация воспитательной деятельности ДОУ. Внедрение программы воспитания через организацию активных, практико - ориентированных форм работы»

Цель: повышение компетентности педагогических работников по разработке и реализации программы воспитания ДОУ.Задачи:1.  Познакомить с нормативной базой, структурой и материалами по наполняемости ...

Проектная деятельность в практике работы инструктора по физической культуре (теория и практика)

Проектная деятельность для применения на занятиях по физкультуре...

Музыкальная игра в практике работы воспитателя и музыкального руководителя: общее и частное в практике работы

Игра – основной способ обучения и воспитания дошкольников. Игра – это планета, на которой обитает ребенок, особенно ребенок дошкольного возраста. Его способ познания мира, любимое зан...

Алгоритм включения технологии «К родителям через детей» в практику работы группы

Задачи технологии1. Обеспечение психолого-педагогического и методического сопровождения родителей в вопросе развития способности к эмпатийному слушанию и сопереживанию.2. Установление партнерских отно...

Информационный практико – ориентированный проект «Методическое сопровождение внедрения ФОП ДО в практику работы дошкольного образовательного учреждения»

Разработка модели и механизма управления перехода дошкольного образовательного учреждения на ФОП, ориентированной на мотивацию к изменению профессиональной позиции педагога и совершенствование опыта п...

Использование возможностей практико-ориентированного проекта в практике работы музыкального руководителя ДОУ

проектный метод с использованием интеграции в художественно-эстетическом развитии личности дошкольника...