Использование информационных компьютерных технологий в процессе ознакомления дошкольников с окружающим миром.
статья по окружающему миру (старшая группа) по теме

Фейге Лидия Викторовна

Сейчас выигрывает тот воспитатель, который не только может дать базовые знания ребенку, но и направить их действия на самостоятельное освоение знаний. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Использование информационных компьютерных технологий в процессе ознакомления дошкольников с окружающим миром

 Использование мультимедийного проектора и проекционного экрана предполагает групповую форму работы с детьми и значительно снижает риск возникновения различных видов утомления.

В ходе непосредственно образовательной деятельности решаются образовательные, развивающие и воспитательные задачи:  

 -изучение нового материала.

 -развитие памяти, мышления, воображения, внимания, речи, других психических функций и процессов.

Следует учесть, что в детском саду могут использоваться только такие компьютерные программы и игры, которые соответствуют психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям. 

Планируя применять информационные технологии в образовательном процессе, необходимо понимать, что эффективность использования любых средств информатизации определяется тремя взаимосвязанными аспектами ее обеспечения: техническим, методическим и организационным.

Важно помнить, что даже сверхсовременное оборудование не обеспечит необходимого эффекта, если ИТ будут использоваться неумело, без необходимой методической подготовки и разработки дидактических материалов, с нарушением эргономических и психолого-педагогических требований, с необоснованным расширением областей их применения, то есть методически неграмотно.

 Большое значение имеет организационное обеспечение оборудования в образовательных учреждениях – их обслуживание и поддержание в рабочем состоянии, модернизация и своевременная замена оборудования.

Разработка дидактических материалов для проведения напосредственно образовательной деятельности с использованием информационных компьютерных технологий в ДОУ.

Непосредственно образовательная деятельность (НОД) – это основная форма организации обучения детей в детском саду.

Оно организуется и проводится педагогом, который определяет в соответствии с избранными программами воспитания и обучения содержание, методику и технологию занятий с различными возрастными группами.

Любое занятие с дошкольниками состоит из трех основных частей:

  1. введение в тему, определение цели, объяснение того, что должны сделать дети;
  2. самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка;
  3. анализ выполнения задания и его оценка.

В работе с детьми дошкольного возраста часто используется объяснительно-иллюстративный метод обучения. Основная цель такого вида обучения – это передача-усвоение знаний и применение их на практике.

Иногда этот вид обучения называют пассивно-созерцательным. Воспитатель стремится изложить материал с применением наглядных и иллюстративных материалов, а также обеспечить его усвоение на уровне воспроизведения и применения для решения практических задач.

Поэтому, говоря о подготовке к занятиям, чаще всего ведут речь о подборе качественного иллюстративного материала. Воспитатели, работающие «по старинке», используют дидактический материал на бумажном носителе, который со временем изнашивается и теряет презентабельный вид. Восстановление же фонда наглядных материалов – достаточно дорогостоящий и трудоемкий процесс.

 Кроме того, демонстрационный материал для занятий в группах детских садов, предлагаемый фирмами-производителями, не всегда удовлетворяет педагогов по своему содержанию, количеству, качеству, цене.

Именно поэтому компьютер выступает очередной раз в роли помощника. Используя компьютерный инструментарий, педагог может осуществить поиск необходимой информации, ее структурирование и оформление.

При создании и демонстрации презентаций, предназначенных для работы с дошкольниками, должны учитываться их возрастные и индивидуальные особенности восприятия информации.

Приведем некоторые рекомендации по оформлению слайдов:

·        ƒ фон слайдов не должен быть слишком ярким;

·        ƒ изображения в слайдах презентации должны быть высокого качества, не допускается использование нечетких или размытых иллюстраций;

·        ƒ изображения должны быть достаточно крупными, хорошо и четко видными с любого места;

·        ƒ на каждом слайде может быть размещено не более 7-9 объектов (под объектами понимаются рисунки и текстовые фрагменты);

·        ƒдля успешного усвоения содержания слайда изображение не должно быть перегруженным малосущественными деталями, загромождающими картину и отвлекающими внимание детей от главного;

·        ƒ объекты иллюстраций должны изображаться в их естественных положениях;

·        ƒ должны соблюдаться масштабные соотношения частей иллюстрации;

·        ƒ необходимо учитывать соразмерность объектов относительно друг друга при одновременном размещении на слайде (например, шмель больше мухи);

·        ƒ надписи на слайдах должны давать понятие о том, что изображено в кадре, не раскрывая его содержания в подробностях (например, название иллюстрации);

·        ƒ использование анимации должно быть оправданным;

·        ƒ если в качестве музыкального сопровождения используется песня, она должна соответствовать теме презентации;

·        ƒ в заключительной части презентации в качестве стимулирующего момента может содержаться небольшой видеофрагмент по теме (например,мультфильм);

·        ƒ смена слайдов должна осуществляться по щелчку мыши, чтобы педагог имел возможность управлять презентацией и остановить ее, в случае необходимости отреагировав на вопросы детей или иные ситуации, препятствующие просмотру презентации;

·        ƒ общее количество слайдов, демонстрируемых на занятии с дошкольниками, не должно превышать 8-10.

При демонстрации презентации очень важно выполнять следующие правила:

  1. следить, чтобы презентация была хорошо видна всем воспитанникам;
  2. сопровождать иллюстративный материал пояснениями воспитателя, поскольку синхронность устного изложения и демонстрации содействуют прочному закреплению материала в памяти детей;
  3. стремиться вовлечь в процесс восприятия по возможности все органы чувств: зрение, слух, осязание;
  4.  выделить время для проведения физкультминутки.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что применение информационно-компьютерных технологий в ДОУ:

-  способствует повышению профессионального уровня педагогов, побуждает их искать новые нетрадиционные формы и методы обучения, проявлять творческие способности;

-  способствует повышению интереса детей к обучению, активизирует познавательную деятельность, повышает качество усвоения программного материала детьми;

- способствует повышению уровня педагогической компетентности родителей, информированности их о направлениях деятельности  всего учреждения и результатах конкретного ребенка, сотрудничеству родителей и ДОУ.

Сейчас выигрывает тот воспитатель, который не только может дать базовые знания ребенку, но и направить их действия на самостоятельное освоение знаний.

Для развития у ребят устойчивого познавательного интереса к учению перед педагогом стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным, т. е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающие интерес у дошкольников к учебному процессу и способствующие созданию положительной эмоциональной обстановки учения, а также развитию мыслительных способностей. Ведь именно приём удивления ведет за собой процесс понимания.

Применение компьютерной техники при ознакомлении с окружающим как раз позволяет сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы в обучении.

Компьютерные презентации для ознакомления детей с окружающим миром - доступный материал, различные анимации легко усваиваются дошкольниками. Для большей эффективности презентация строится с учетом возрастных особенностей дошкольников, в нее включаются занимательные вопросы, анимационные картинки, игры. Чередование демонстрации теоретического материала и беседы с детьми помогают добиться поставленных целей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-компьютерных технологий в работе с дошкольниками.

Использование презентаций в работе с дошкольниками...

Использование информационных компьютерных технологий в процессе развития детей дошкольного возраста

Компьютер активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей. Способность компьютера воспроизводить информацию од...

Использование информационных компьютерных технологий в физическом воспитании дошкольников

Информационное обеспечение процесса физического воспитания детей в детсом саду...

Значение продуктивной деятельности в процессе ознакомления дошкольников с окружающим миром.

знакомя дошкольников с окружающим миром в детском саду, воспитатели используют продуктивную деятельность. Этот вид  детской деятельности позволяет влиять на всестороннее развитие дошкольников, со...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ (КОМПЬЮТЕРНЫХ) ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Использование компьютерных технологий как «особой инфраструктуры современной цивилизации» (Ю.М. Горвиц) может стать условием оптимизации процесса развития и образования дошкольников, форми...

Статьи: "Использование информационных компьютерных технологий в работе с дошкольниками"

Использование информационных компьютерных технологий в работе с дошкольниками....

Использование игровых информационно-компьютерных технологий в процессе коррекционно-развивающей работы при поэтапном формировании речевого дыхания как важнейшей составляющей темпо-ритмической организации речевого общения у дошкольников с ТНР

Наиболее эффективным средством коррекции речевого дыхания в процессе формирования речевого общения дошкольников, имеющих ТНР, является игротерапия. Разнообразные игровые ситуации, смоделированные педа...