Экологический проект "Деревья нашего участка"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Экологический проект «Деревья нашего участка», развивает интерес к представителям растительного мира - деревьям; происходит усвоение детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами; гармонично формируются разные виды отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_proekt_derevya.docx | 33.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический проект «Деревья нашего участка»
Экологический проект «Деревья нашего участка» предназначен для занятий с детьми подготовительной к школе группе. По количеству участников является коллективным, долгосрочным, так как реализуется в течение 1 месяца (середина октября-ноябрь). Автор –Виноградчая Елена Григорьевна – воспитатель подготовительной группы.
Цель проекта:
- Исследовательская деятельность по изучению жизни деревьев во взаимосвязи с его экосистемой; а также природоохранная деятельность.
- Формировать у дошкольников элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязях в природе.
- Изучать взаимодействия дерева с окружающим миром, выявление пользы и вреда флоры и фауны экосистемы в ходе наблюдений и бесед. Исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времени года.
- Развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать. Отражать знания, полученные опытным путем, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой). Изучать влияния деятельности человека на жизнь дерева.
Экологический проект «Деревья нашего участка», развивает интерес к представителям растительного мира - деревьям; происходит усвоение детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами; гармонично формируются разные виды отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного).
В ходе реализации проекта большое внимание уделяем развитию исследовательской деятельности дошкольников, региональному компоненту, формированию экологически грамотного и безопасного для природы и здоровья человека поведения. Способствует развитию кругозора детей, воспитанию любви, уважения к природе Московской области.
Содержание этапов проекта.
Проект, включает три этапа – подготовительный, исследовательский и заключительный (обобщающий).
Подготовительный этап.
Проводятся беседы, занятия, привлекаются родители к участию в проекте, совместно с детьми изготовили кормушки для птиц, чтобы спасать от нашествия гусениц. Вместе с родителями создается экологический альбом «Деревья нашего участка»; спилы разных деревьев; семена деревьев. Вместе с детьми создаем план участка с объектом исследования: «Экологическая тропа». На занятиях по изобразительной деятельности – организовали выставку «Лесные скульптуры», «Деревце за деревце». На музыкальном занятии – выучили хоровод «Березонька», песню «Калинка», прослушали в музыкально-поэтическом сопровождении Э.Верхарн «Из солнечных лучей ... », Е. Кочеткова «Дерево», песни «Дуб» и «Береза» И. Токмаковой.
Работа с детьми.
Перед началом работы по проекту «Деревья нашего участка» мы провели с детьми беседу о деревьях. Выяснили их представления о деревьях, их отношение к ним. Предложить детям схему знакомства:
- Как зовут тебя дерево?
- Какого ты роста? Какого ты роста будешь, когда станешь взрослым?
- Есть ли у тебя цветы? Какие семена созреют на месте твоих цветов?
- Можно ли увидеть твои семена, или они будут спрятаны в плод?
- Какая у тебя кора (цвет, гладкая или морщинистая)?
Исследовательский этап.
Цель: выбрать дерево, которое нравится больше всего. Узнать, как оно называется; выяснить, растут ли такие деревья в нашем лесу.
Дать детям задание: познакомиться со своим деревом - подойти к нему, шепнуть свое имя, сказать, как его зовут, обнять, погладить кору, послушать, что оно ответит. Хорошо ли они знают свое дерево? У детей, как и у всех людей, есть руки, ноги, другие части тела. А какие части есть у дерева? Рассмотреть и ответить. Для чего людям нужны ноги, руки; дереву – листья, корни, ствол, кора?
У детей есть знакомые: друзья, соседи, а у дерева? Кто бегает рядом с ними? Растет рядом с ними? Прилетает к нему? Предложить детям понаблюдать за окружением дерева, по рассуждать: нравятся ли дереву такие соседи? Почему?
На занятиях по изо-деятельности предложить нарисовать соседей дерева.
У каждого есть семья: папа, мама, бабушка, дедушка, другие родственники. А у дерева? Пусть дети внимательно рассмотрят территорию рядом с деревом и постараются отыскать его семью. Потом можно нарисовать семейный портрет дерева. Предложить детям найти место, где ствол у дерева самый широкий, самый узкий.
Пусть погладят кору, прижмутся к ней щекой. Какая она - теплая, холодная, шершавая, гладкая, твердая, мокрая, сухая? Дети могут понюхать кору. Если дерево старое, обратить внимание на то, что кора толстая. Кора для дерева как для нас одежда: она защищает, согревает и охлаждает. Пусть дети обнимут свое дерево и попробуют вытащить его из земли. Получается? Почему нет? Что держит дерево в земле? Видны ли корни? Какие они? Толстые, крючковатые, прямые, тонкие, твердые, мягкие? Пусть дети представят, как они растут в земле – уходят в глубину или располагаются в стороны? В ходе проводимой работы по воспитанию у дошкольников представления о деревьях, о природе родного края, мы широко использовали игру. Проводилась работа на основе регионального компонента. Мы старались раскрыть уникальность и неповторимость богатства родного края.
Для нас было важно, чтобы дети испытывали радость от своих занятий. Наш проект строился на основе интегрированного подхода, с применением игровых обучающих ситуаций, игры, исследовательской деятельности. Свою работу мы построили по следующей системе.
Занятия.
Занятие 1. Заучивание стихотворения И. Бунин «Листопад».
Цель: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение И. Бунина «Листопад», учить детей понимать, а затем воспроизводить образный язык стихотворения, упражнять в подборе эпитетов, сравнений, воспитывать любовь к природе, деревьям.
Занятие 2. «Деревья нашего двора».
Цель: закрепить знания детей о деревьях как представителях флоры Земли, их красоте и пользе, воспитывать бережное отношение к «зеленому другу», учить беречь природу.
Занятие 3. «Осень золото роняет» – экскурсия в осенний сад.
Цель: расширить представления детей о характерных признаках осени, уточнить представления об изменениях, происходящих осенью в жизни деревьев.
Игровая деятельность.
Дидактические игры:
- «Сравни». Цель: каждый ребенок рассказывает о своем дереве, и сравнивает его с другим.
- «Что лишнее». Цель: дети должны определить лишний предмет (дуб, осина, клен, ель, ромашка).
- «Назови плод». Цель: дети должны правильно указать плод этого растения.
- «Определи дерево по листочку». Цель: дети по листочку должны назвать дерево.
- «Скажи по-другому». Цель: назвать листья по-другому (лист клена кленовый, осины – осиновый и т.д.).
- «Найди свое дерево». Цель: учить находить дерево по описанию.
Наблюдения и исследовательская деятельность.
- Знакомство со звуками в природе, прослушивание аудиозаписи со звуками природы, экскурсии по экологической тропе. Цель: учить детей определять звуки в природе, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы об объектах природы.
- Исследование дерева. Цель: учить определять дерево по цвету, по форме, по строению, по коре, по семенам, плодам.
Художественно-продуктивная деятельность.
Выставка: «Лесные скульпторы», «Деревце за деревце», «Портрет семьи дерева», «Соседи дерева», «Осенняя березка» – рисование, аппликация: «Декоративное панно из осенних листьев», панно «Дерево жизни», лепка: «Кисть рябины».
Чтение художественной литературы:
- «Зеленая страна» Е. Серова. Цель: прививать любовь к зеленым братьям и сестрам.
- «Мудрость дерева» А. Лопатина. Цель: воспитывать уважение и любовь к деревьям, что многому можно научиться у них.
- «Жизнь дерева» А. Лопатина. Цель: воспитывать бережное отношение к деревьям.
- «Липкины дары» А. Лопатина. Цель: объяснить детям, что деревья имеют целебные свойства.
Заключительный, обобщающий этап.
В основе заключительного этапа лежит итоговое занятие: «Деревья – наши друзья». Дети закрепили знания о деревьях, об их красоте и пользе. Воспитывается бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу.
Итогом проекта «Деревья нашего участка» стало обобщение результатов нашей работы. Проект позволил детям расширить знания о природе родного края, о пользе деревьев.
Дети получили ответы на интересующие вопросы и составили рекомендации:
- Всем людям необходимо бережно относиться к деревьям. Они, очень нужны всем.
- Знать строение дерева: корень, ствол, ветки, листья.
Любить свой край, любить природу!
Занятие «Деревья – наши друзья»
Программное содержание: формировать элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязь в природе; учить исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времен года; развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, обобщать. Воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу.
Словарная работа: на макушке, шершавая, хвоинки, размножается, листопад, окраска, приспособление, березовая роща, дубовая роща, осиновая роща, липовая роща.
Предварительная работа: беседа о деревьях, исследование дерева, заучивание стихов о деревьях, экскурсия в осенний сад, использование дидактических игр; наблюдения, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, прослушивание грамзаписи.
Ход занятия:
-Ребята! Сегодня мы с вами пойдем на наш участок в гости к друзьям. Наши друзья - это деревья! Посмотрите, на нашем участке много старых, высоких деревьев. Кто мне скажет: - «Какие деревья растут на нашем участке?»
(Дети: дуб, береза, ель, рябина, клен.)
Выходит первый ребенок (читает стихотворение «Строение дерева» С.А. Васильева): Дерево могуче, дерево сильно,
Ведь в земле корнями оно закреплено.
Рассмотри подробнее его, смотри не поленись:
Ствол - дереву опора, убегает ввысь.
Ты потрогай твердую древесную кору
Надежно защищает она дерево в бору.
Создают прохладу под деревом листочки,
Они весною ранней выросли из почки.
К листочкам на ветках тихонько прикоснись,
Но елочной иголкой, смотри, не уколись!»
-А кто сможет перечислить части дерева, о которых говорится в стихотворении? (у дерева есть корни, ствол, ветки, листья) - Чем покрыт ствол дерева? (ствол покрыт корой).
-Для чего нужны дереву корни, кора? (через корни дерево получает пищу из земли, кора защищает ствол дерева).
- Молодцы! Правильно назвали строение дерева.
-Посмотрите! А что это за дерево? (рябина.)
Осень в город к нам пришла,
Огоньки вокруг зажгла.
Ярко- красный шарик-
Это вовсе не фонарик.
Прилетай скорее, птица,
На рябине покормиться!»
(С.А. Васильева)
- Ребята! А кому и какую пользу она приносит?
(ягоды рябины остаются на деревьях даже зимой. Синички и воробьи клюют эти ягоды, когда другого корма не остается.)
-А это что за дерево?
Листву рассыпает метель золотая,
Я в парке сижу и о чем-то мечтаю.
Над лавочкой старой лист клена кружится
И медленно мне на ладошку ложится.
Осенние клены -цветов хороводы,
И желтый, и красный среди непогоды.
Найду я зеленого капельку цвета
Как отблеск последний ушедшего лета».
(С.А. Васильева)
-Ребята! Обратите внимание на форму и размер кленовых листьев. Какие они? (это большие, напоминающие звезду листья, летом зеленые, а осенью ...)
-Какого цвета бывают кленовые листья осенью? (желтые, красные)
-А если лист двух цветов, то какой он может быть? (Дети - желто-красный, желто-зеленый лист).
-А теперь к какому дереву мы подошли?
Под окошком вырос тополь вековой,
Летом он зеленой шелестит листвой.
По городу гуляя, встретишь его пух
Над улицей несутся сотни белых мух».
(С.А. Васильева.)
-Тополь, это дерево, которое растет в городе.
-Как мы о нем можем сказать, какое это дерево? ( тополь- это
городское дерево)
-Для чего в городе нужны деревья? ( листья деревьев поглощают углекислый газ и
вырабатывают кислород. Таким образом, они очищают городской воздух)
-Как называются деревья, на которых растут иголки? (Дети: хвойные деревья.)
-Какие хвойные деревья, вы знаете? (ель, сосна, пихта, кедр)
Стоят дома высокие,
Этажи несчетные,
Шпили колючие,
Под тучами могучими.
- А что говорят в народе о сосне?
- 1 ребенок: «Сосна там красна, где взросла»,
- 2 ребенок « Всякая сосна своему бору шумит»
- Как выглядит сосна?
(Сосна - высокое дерево, ствол у нее прямой, веточки только на макушке. Внизу сосновая кора грубая и шершавая, а наверху тонкая. У сосны длинные и узкие хвоинки, поэтому сосну называют хвойным деревом. Хвоинки располагаются парами. Сосна размножается шишками.)
-Молодцы! Очень много рассказали о сосне. - А сейчас, давайте соберем красивый букет из осенних листьев. (Дети собирают листья)
-Как много красивых листьев собрали!
-А теперь украсим осенними листьями нашу тропинку. (Орнаментом)
-Какая красивая тропинка получил ась ! Вам нравится ребята? (ответы детей)
Ну, а эту красавицу, вы узнаете? (воспитатель показывает на березку)
В белых платьицах подружки
Из русской выросли земли.
На лесной стоят опушке,
Листья в косы заплели.
(С.А. Васильева)
-Какого цвета листья на березе? (Дети: золотисто-желтые)
-У какого дерева раньше других меняется окраска листьев? (у березы)
-У каких деревьев дольше всех сохраняются листья во время листопада? ( у березы)
-Какое значение имеет - листопад? (приспособление к зимнему холоду, защита деревьев от поломок, выброс ненужных веществ с листьями.)
-А сейчас, отгадайте загадки:
В тишине осенних рощ
Золотистый льется дождь. (Листопад)
Весной вырастают,
А осенью опадают. (Листья)
Падают с ветки
Золотые монетки. (Листочки)
-Если в роще растут березы, как называется эта роща? (березовая роща.)
-А если в роще, растут дубы? (дубовая роща)
-Какие еще бывают рощи? (Осиновая роща, липовая роща)
Предложить детям поводить хоровод «Во поле березонька стояла». Вот и закончилось наше занятие.
-Березка говорит нам: «Не грустите, друзья! Пришла пора сна и отдыха. Скоро зима укроет нас белым снежком, и мы уснем до весны. А весной на ветвях появятся новые листочки!» До новых встреч! До свидания!
Предложить детям подойти к своему любимому дереву, обнять его, еще раз рассмотреть его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Деревья на нашем участке"
В данном проекте речь пойдет об изучении жизни деревьев, растущих на участке детского сада, во взаимосвязи с их экосистемой. При ознакомлении детей с природой откроются возможности для пат...
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Птицы, живущие на нашем участке»
Цель: формирование общих представлений о птицах.Задачи:1. изучить строение тела птиц;2. найти между ними сходство и различия;3. продолжать фо...
экологический проект "деревья нашего участка"
проект для старшего дошкольного возраста...
Конспект образовательной деятельности на тему: « Кто на нашем участке живёт? Что на нашем участке растёт?» Средняя группа Воспитатель: Ванюнина Ю.А.
Конспект образовательной деятельности на тему: « Кто на нашем участке живёт? Что на нашем участке растёт?»Средняя группа Воспитатель: Ванюнина Ю.А. Программные задачи: Познакомить дет...
Конспект экологической экскурсия Средняя группа Воспитатель: Харченко Е.В. Тема: «Весенние загадки нашего участка»
Цель: систематизировать знания детей о первых признаках весны.Задачи: Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на красоту пробуждающейся природы.Развивать внимание, память, активизировать р...
Экологический проект для дошкольников "Цветы нашего участка"
Цель: Познакомить детей с прекрасным миром цветов: изучить особенности строения цветов, сформировать бережное отношение детей к цветам.Задачи:- формирование у дошкольников осознанного отношения к...
Познавательно – экологический проект «Гости нашего участка» во второй младшей группе.
Расширение и обогащение знаний о зимующих птицах, создание условия для развития у детей познавательного интереса....