Региональный компонент в дошкольном образовании республики Татарстан
статья на тему
региональный компонент в дошкольном образовании республики Татарстан
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
regionalnyy_komponent_v_doshk._obr-nii_rt.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Региональный компонент
в дошкольном образовании
Республики Татарстан
Методические рекомендации
Живя рядом с уникальными историческими местами, памятниками архитектуры, мы часто не интересуемся ими. Нам кажется, что только где-то далеко существует нечто ценное, интересное, достойное изучения.
Редко, кто склонен знакомиться с прошлым родного края. Но, как известно, только зная прошлое родного края и бережно относясь к его настоящему, можно творить будущее.
Татарстан – это особый культурный регион России: со своими традициями и промыслами, своими героями прошлого и настоящего.
Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:
- Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал.
- Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья), к менее близкому – культурно-историческим фактам.
- Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы).
- Осознанный выбор методов знакомства с родным городом, повышающих познавательную и эмоциональную активность детей (мини-музеи татарского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.).
Чем разнообразнее способы, формы и приёмы познания мира и его отражения, тем выше уровень не только информированности, но и любознательности, увлечённости.
Приобщение детей к региональной культуре связано с понятием «интерес». Именно он лежит в основе эффективного решения многих педагогических задач.
Между интересом и деятельностью наблюдается двусторонняя связь: интерес развивается в деятельности и в ней же реализуется. Кроме того, интерес меняет характер деятельности, повышает её продуктивность.
Чтобы поддержать у ребёнка любопытство и интерес, необходимы объективные и субъективные условия.
К объективным условиям относятся:
а) Внутренние побудительные силы, приводящие в движение духовные и умственные возможности детей.
б) Это удовлетворение, соответствующее эстетическим вкусам, значимость деятельности.
в) Индивидуальные особенности ребёнка, впечатления и восприимчивость.
К субъективным условиям относится:
а) Личность воспитателя.
б) Предметно-развивающая среда.
Всё это учитывается в разработке региональной программы, её реализации.
Программно-методический материал регионального компонента выстраивается по разделам:
- Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы.
- Архитектура.
- Театр.
- Музей.
- Музыка.
- Живопись.
- Литература.
Декоративно-прикладное искусство
и народные промыслы
Цель: | Задачи: |
Развивать культуру ребёнка, как основу любви к Родине, в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству и народным промыслам родного края. | Познакомить с историей и особенностями народных промыслов Татарстана и других Республик. Формировать навыки самостоятельного изобразительного творчества на основе познания региональных особенностей декоративно-прикладного искусства. Дать знания о том, какими материалами, инструментами в прошлом пользовались и ныне пользуются мастера. |
Содержание:
- Рассказ о народных промыслах Татарстана и соседних Республик.
- Беседа о татарских орнаментах и орнаментах соседних Республик.
- Экскурсии на выставки «Народные промыслы».
- Изготовление дидактических игр.
- Художественный труд:
Рисование на темы: «Украшение салфетки», «Женский наряд», «Головной убор».
Лепка – изготовление глиняных поделок – чашки с блюдцем, миски, вазы, кувшина.
Аппликация – изготовление ковриков, моделирование одежды для кукол, изготовление тряпичной куклы «Куклы наших предков».
Архитектура
Цель: | Задачи: |
Формировать знания об архитектуре, её особенностях. | Рассказать о достопримечательностях родного города. Научить определять своеобразие конструкции зданий и архитектурных содержаний, называть их детали. Повышать познавательную активность и эмоциональную отзывчивость. Привлекать родителей к сотрудничеству. Учить отражать знания и впечатления в художественно - продуктивной, конструктивной, игровой деятельности. |
Содержание:
1. Ознакомление с архитектурными объектами, с памятниками архитектуры.
2. Знакомство с культовыми зданиями: мечетями, церквями, монастырями, храмами.
Познавательные занятия:
1. «Знакомство с избами – как с домом наших предков».
2. «Человек построил дом» (показать дома прошлых лет и современные постройки).
3. «Росписи храмов и мечети».
4. Рассматривание иллюстраций, фотографий, памятников архитектуры; их сравнительный анализ.
5. Беседа «Всем нужен дом» (рассматривание альбома с фотографиями домов разных лет и построек).
6. Творческое задание «Мой дом», создание композиции.
7. Экскурсии к архитектурным памятникам в родном городе.
8. Организация прогулок вокруг детского сада, по микрорайону.
9. Изготовление макетов «Главная площадь города».
Театр
Цель: | Задачи: |
Повышать культуру средствами театрального искусства. | Познакомить с театральной деятельностью родного города. Формировать и обогащать представления о театре и жанрах театрального искусства. Обучать технике инсценировки и творческой импровизации. Создавать условия для театрализованной деятельности. |
Содержание:
- Познакомить с театрами родного города:
Драматический театр, театр Кукол, театр «Мастеровые».
- Организовать, по возможности, просмотры спектаклей.
- Экскурсия в театр по теме: «Жизнь театра»; встреча с актёрами.
- Занятия по теме: «Когда оживают сказки», «Волшебники, создающие сказки».
- Рисование «Афиша к спектаклю».
- Коллективная аппликация «Создадим наш театр».
Музей
Цель: | Задачи: |
Приобщать к музейной культуре. | Познакомить с музеями нашего города. Учить бережно относиться к культурным ценностям и соблюдать правила поведения в музее. Создать условия для отражения впечатлений от посещения музея в разных видах деятельности Стимулировать к повторным посещениям музеев и выставок. |
Содержание:
- Посещение музея в родном городе.
Темы экскурсий в краеведческий музей: « Животный и растительный мир Татарстана».
- «История возникновения нашего города».
- «Народные костюмы».
- «Трудные годы и великие люди».
- Выставка рисунков и поделок.
Музыка
Цель: | Задачи: |
Воспитывать патриотические чувства в процессе ознакомления с музыкальной культурой Татарстана. | Воспитывать любовь к родному краю на основе музыкального фольклора. Знакомить с разными жанрами народного творчества (сказки, песенки, заклички, хороводы, пословицы, игры), с творчеством Татарских композиторов. |
Содержание:
- Посещение органного зала.
- Беседа о жизни и творчестве С.Сайдашева, С.Садыкова.
Знакомство с произведением С.Сайдашева «Вальс».
3. Использование хореографических плясовых элементов в народных играх
Поволжья : «Тубетей», «Капкале», «Игра с платочками», «Липкие пеньки».
Живопись
Цель: | Задачи: |
Приобщать к живописи на основе произведений региональных мастеров. | Развивать интерес к искусству татарских художников. Учить понимать содержание картин. Воспитывать умение эстетически переживать и наслаждаться красотой картин. Активизировать интерес к профессии художника. |
Содержание:
- Экскурсия в картинную галерею, на выставки картин.
- Проведение занятий по знакомству с творчеством татарских художников.
- Знакомство с жанрами живописи: пейзажем, портретом, натюрмортом.
- Создание художественной мини-галереи в детском саду.
- Изготовление дидактической игры «Что нужно художнику для работы?».
Литература
Цель: | Задачи: |
Формировать устойчивый интерес к творчеству татарских писателей и писателей Поволжья. | Знакомить с жизнью и творчеством татарских писателей и писателей Поволжья. Развивать устную речь и активизировать речь. |
Содержание:
- Занятия, литературные вечера, викторины, посвященные жизни и творчеству татарских поэтов и писателей, писателей Поволжья.
- Создание библиотеки произведений татарских писателей и писателей Поволжья.
- Чтение книг, прослушивание магнитофонных записей, сбор иллюстрированного материала и составление альбома.
- Создание условий для творчества, отражающего впечатления детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственно – патриотическое развитие дошкольников в реализации регионального компонента ООП дошкольного учреждения.
Нравственно - патриотическое развитие воспитанников старшего дошкольного возраста по реализации регионального компонента ООП, в работе этнографической выставки под открытым небом «Казачье подворье»....
Национально-региональный компонент в поликультурном образовании и воспитании дошкольников.
laquo;Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в люб...
Педсовет. Тема:«Региональный компонент в содержании образования»
Новое время выдвинуло актуальные требования к образованию: воспитыванию людей с новым типом мышления, инициативных, творческих, интеллектуально развитых, компетентных....
Консультация для педагогов "Региональный компонент в дошкольном образовании Архангельской области"
Консультация для педагогов ДОУ "Региональный компонент в дошкольном образовании Архангельской области".Живя рядом с уникальными историческими местами, памятниками архитектуры, мы часто не ин...
Применение ИКТ на занятиях по реализации регионального компонента в дошкольном образовании.
Применение ИКТ на занятиях по реализации регионального компонента в дошкольном образовании....
«Региональный компонент в содержании образования»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"31730242","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
«Региональный компонент в содержании образования»
laquo;Региональный компонент в содержании образования» Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, пре...