Региональный компонент в дошкольном образовании республики Татарстан
статья на тему

региональный компонент в дошкольном образовании республики Татарстан

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon regionalnyy_komponent_v_doshk._obr-nii_rt.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Региональный компонент

в дошкольном образовании

Республики Татарстан

Методические рекомендации

     Живя рядом с уникальными историческими местами, памятниками архитектуры, мы часто не интересуемся ими. Нам кажется, что только где-то далеко существует нечто ценное, интересное, достойное изучения.

     Редко, кто склонен знакомиться с прошлым родного края. Но, как известно, только зная прошлое родного края и бережно относясь к его настоящему, можно творить будущее.

     Татарстан – это особый культурный регион России: со своими традициями и промыслами, своими героями прошлого и настоящего.

     Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:

  1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал.
  2. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода  от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья), к менее близкому – культурно-историческим фактам.
  3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы).
  4. Осознанный выбор методов знакомства с родным городом, повышающих познавательную и эмоциональную активность детей (мини-музеи татарского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.).

     Чем разнообразнее способы, формы и приёмы познания мира и его отражения, тем выше уровень не только информированности, но и любознательности, увлечённости.

     Приобщение детей к региональной культуре связано с понятием «интерес». Именно он лежит в основе эффективного решения многих педагогических задач.

     Между интересом и деятельностью наблюдается двусторонняя связь: интерес развивается в деятельности и в ней же реализуется. Кроме того, интерес меняет характер деятельности, повышает её продуктивность.

     Чтобы поддержать у ребёнка любопытство и интерес, необходимы объективные и субъективные условия.

     К объективным условиям относятся:

     а) Внутренние побудительные силы, приводящие в движение духовные и умственные возможности детей.

     б) Это удовлетворение, соответствующее эстетическим вкусам, значимость деятельности.

     в)   Индивидуальные особенности ребёнка, впечатления и восприимчивость.

     К субъективным условиям относится:

     а) Личность воспитателя.

     б) Предметно-развивающая среда.

     Всё это учитывается в разработке региональной программы, её реализации.

     Программно-методический материал регионального компонента выстраивается по разделам:

  1. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы.
  2. Архитектура.
  3. Театр.
  4. Музей.
  5. Музыка.
  6. Живопись.
  7. Литература.

Декоративно-прикладное искусство

и народные промыслы

Цель:

Задачи:

   

     Развивать культуру ребёнка, как основу любви к Родине, в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству и народным промыслам родного края.

     Познакомить с историей и особенностями народных промыслов Татарстана и других Республик.

    Формировать навыки самостоятельного изобразительного творчества на основе познания региональных особенностей декоративно-прикладного искусства.

     Дать знания о том, какими материалами, инструментами в прошлом пользовались и ныне пользуются мастера.

Содержание:

  1. Рассказ о народных промыслах Татарстана и соседних Республик.
  2. Беседа о татарских орнаментах и орнаментах соседних Республик.
  3. Экскурсии на выставки «Народные промыслы».
  4. Изготовление дидактических игр.
  5. Художественный труд:

Рисование на темы: «Украшение салфетки», «Женский наряд», «Головной убор».

Лепка – изготовление глиняных поделок – чашки с блюдцем, миски, вазы, кувшина.

Аппликация – изготовление ковриков, моделирование одежды для кукол, изготовление тряпичной куклы «Куклы наших предков».

Архитектура

Цель:

Задачи:

 

     Формировать знания об архитектуре, её особенностях.

     Рассказать о достопримечательностях родного города.

     Научить определять своеобразие конструкции зданий и архитектурных содержаний, называть их детали.

     Повышать познавательную активность и эмоциональную отзывчивость.   Привлекать родителей к сотрудничеству.

     Учить отражать знания и впечатления в художественно - продуктивной, конструктивной, игровой деятельности.

Содержание:

1. Ознакомление с архитектурными объектами, с памятниками архитектуры.

2. Знакомство с культовыми зданиями: мечетями, церквями, монастырями, храмами.

       Познавательные занятия:

1. «Знакомство с избами – как с домом наших предков».

2. «Человек построил дом» (показать дома прошлых лет и современные постройки).

3. «Росписи храмов и мечети».

4. Рассматривание иллюстраций, фотографий, памятников архитектуры; их сравнительный анализ.

5. Беседа «Всем нужен дом» (рассматривание альбома с фотографиями домов разных лет и построек).

6. Творческое задание «Мой дом», создание композиции.

7. Экскурсии к архитектурным памятникам в родном городе.

8. Организация прогулок вокруг детского сада, по микрорайону.

9. Изготовление макетов «Главная площадь города».

Театр

Цель:

Задачи:

   

     Повышать культуру средствами театрального искусства.

     Познакомить с театральной деятельностью родного города.

     Формировать и обогащать представления о театре и жанрах театрального искусства.

     Обучать технике инсценировки и творческой импровизации.

     Создавать условия для театрализованной деятельности.

Содержание:

  1. Познакомить с театрами родного города:

Драматический театр, театр Кукол, театр «Мастеровые».

  1. Организовать, по возможности, просмотры спектаклей.
  2. Экскурсия в театр по теме: «Жизнь театра»; встреча с актёрами.
  3. Занятия по теме: «Когда оживают сказки», «Волшебники, создающие сказки».
  4. Рисование «Афиша к спектаклю».
  5. Коллективная аппликация «Создадим наш театр».

Музей

Цель:

Задачи:

   

     Приобщать к музейной культуре.

     Познакомить с музеями нашего города.

   Учить бережно относиться к культурным ценностям и соблюдать правила поведения в музее.

     Создать условия для отражения впечатлений от посещения музея в разных видах деятельности

     Стимулировать к повторным посещениям музеев и выставок.

Содержание:

  1. Посещение музея в родном городе.

Темы экскурсий в краеведческий музей: « Животный и растительный мир Татарстана».

  1. «История возникновения нашего города».
  2. «Народные костюмы».
  3. «Трудные годы и великие люди».
  4. Выставка рисунков и поделок.

Музыка

Цель:

Задачи:

   

     Воспитывать патриотические чувства в процессе ознакомления с музыкальной культурой Татарстана.

     Воспитывать любовь к родному краю на основе музыкального фольклора.

     Знакомить с разными жанрами народного творчества (сказки, песенки, заклички, хороводы, пословицы, игры), с творчеством Татарских композиторов.

Содержание:

  1. Посещение органного зала.
  2. Беседа о жизни и творчестве С.Сайдашева, С.Садыкова.

Знакомство с произведением С.Сайдашева «Вальс».

3.  Использование хореографических плясовых элементов в народных играх

     Поволжья : «Тубетей», «Капкале», «Игра с платочками», «Липкие пеньки».

Живопись

Цель:

Задачи:

   

     Приобщать к живописи на основе произведений региональных мастеров.

     Развивать интерес к искусству татарских художников.

     Учить понимать содержание картин.

     Воспитывать умение эстетически переживать и наслаждаться красотой картин.

     Активизировать интерес к профессии художника.

Содержание:

  1. Экскурсия в картинную галерею, на выставки картин.
  2. Проведение занятий по знакомству с творчеством татарских художников.
  3. Знакомство с жанрами живописи: пейзажем, портретом, натюрмортом.
  4. Создание художественной мини-галереи в детском саду.
  5. Изготовление дидактической игры «Что нужно художнику для работы?».

Литература

Цель:

Задачи:

   

    Формировать устойчивый интерес к творчеству татарских писателей и писателей Поволжья.

     Знакомить с жизнью и творчеством татарских писателей и писателей Поволжья.

     Развивать устную речь и активизировать речь.

Содержание:

  1. Занятия, литературные вечера, викторины, посвященные жизни и творчеству татарских поэтов и писателей, писателей Поволжья.
  2. Создание библиотеки произведений татарских писателей и писателей Поволжья.
  3. Чтение книг, прослушивание магнитофонных записей, сбор иллюстрированного материала и составление альбома.
  4. Создание условий для творчества, отражающего впечатления детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно – патриотическое развитие дошкольников в реализации регионального компонента ООП дошкольного учреждения.

Нравственно - патриотическое развитие воспитанников старшего дошкольного возраста по реализации регионального компонента ООП, в работе этнографической выставки под открытым небом «Казачье подворье»....

Национально-региональный компонент в поликультурном образовании и воспитании дошкольников.

laquo;Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в люб...

Педсовет. Тема:«Региональный компонент в содержании образования»

Новое время выдвинуло актуальные требования к образованию: воспитыванию людей с новым типом мышления, инициативных, творческих, интеллектуально развитых, компетентных....

Консультация для педагогов "Региональный компонент в дошкольном образовании Архангельской области"

Консультация для педагогов ДОУ "Региональный компонент в дошкольном образовании Архангельской области".Живя рядом с уникальными историческими местами, памятниками архитектуры, мы часто не ин...

Применение ИКТ на занятиях по реализации регионального компонента в дошкольном образовании.

Применение ИКТ  на занятиях по реализации регионального компонента в дошкольном образовании....

«Региональный компонент в содержании образования»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"31730242","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

«Региональный компонент в содержании образования»

laquo;Региональный компонент в содержании образования» Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, пре...