Занятие познавательного цикла "Язык музыки"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Бурова Виктория Владимировна

Дать детям знание о богатстве музыкального языка.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Занятие познавательного цикла «Язык музыки»

Подготовительная группа.

Задачи:  1. Развивать у детей ритмический слух.

                 2. Развивать творческие способности.

                 3. Дать детям знания об элементах музыкального языка: метре, размере, ритме,

                    мелодической линии.  

                4. Поддерживать интерес к музыке.  

Приём: моделирование элементов музыкального языка, двигательное метрирование.

Пособия:  доска, мел, кубики, карточки, образцы городецкой и хохломской росписи, ме-

                 таллофоны на каждого ребёнка.        

   

Дети заходят в зал, останавливаясь в кругу.

М.р. Предлагаю вам, ребята, поздороваться с нашими гостями, передавая приветствие, не прерывая цепочки. «Здравствуйте!»

М\Р ИГРА. «Передай приветствие».

М.р. Сила звука – динамика изменилась? Как?  От очень тихого к очень громко! А теперь поприветствуем друг друга в танце. На вторую часть движения исполняете свои, как хотите: либо у вас танцуют только руки, либо вы сами исполняете свой танец, а можете танцевать в паре или как захотите, но чтобы характер музыки отражался в ваших движениях! Итак, начали!

Дети исполняют «Мексиканский вальс».

М.р. На пошлом занятии я вам давала задание: «Придумать ритмическую цепочку из шагов и хлопков» (Двигательное метрирование). Старайтесь, чтобы не повторять вариант товарища.

Дети поочерёдно выполняют «цепочку» из шагов, хлопков, прыжков, поворотов.

М.р.  А теперь прошагайте со счётом.

Дети шагают, считая, «Марш». Играю.

Вы считали, отмечая темп музыки, чтобы шагать всем вместе. Это размер или метр марша.

Следующее задание трудное. Нужно выделить в марше первый звук.

Дети акцентируют первый звук такта. Рисую на доске. Затем играю, дети выплняют задание.

Вы сейчас, ребята, акцентировали первый звук каждого такта.

Акцент- это выделенный звук. Акцентировать можно как первый, так и второй, а можно выделять каждый звук. Так вы делали в пляске «Каблучки», сами того не зная.

Попробуйте, дружно взявшись за руки, протанцевать , акцентируя каждый звук. Прислушивайтесь к музыке!

Дети исполняю танец «Каблучки».

В музыке ведь есть ещё и ритм, который встречается у нас где? – в природе: времена года, суток, открывая и закрывая двери, в дыхании и т.д.

Дети моделируют кубиками свои ответы.

А я заметила, что ритм встречается ещё и в рисунках-показываю образцы городецкой росписи.

А в хохломской росписи можно увидеть ритм? Нет. Ритм - это чётко повторяющийся рисунок.

А ещё можно услышать ритм в стихах. Не верите? Слушайте! Вот такая рифмованная цепочка из слов может получиться, если превратиться в поэтов.

-лимон, апельсин, банан-мандарин!

-стакан-лимон, выйди вон!

А теперь ваши варианты ритмических цепочек из слов.

А в музыки ритм складывается из звуков различной длительности. Вы знаете, что звуки бывают по длительности длинные и короткие. И составляют они дружную семью. Послушайте сказочку про эту семью. Рассказываю и рисую на доске длительности.

(«Развитие музыкальных способностей у детей».     В.А.Михайлова стр.36.

Дружная семья.

Жила-была большая дружная семья:

Прабабушка, две бабушки,

Мамы с папами и ребятишки.

Они часто все вместе ходили в парк на прогулку. И вот однажды, чтобы веселей было гулять, придумали ребята себе занятие: свои шаги считать. Аллея была длинной, им приходилось делать много шагов, а считать они могли только до 4. Как же им удлинить счет? Думали они, думали и придумали: после каждой цифры они добавили букву «и». И вот что получилось.

По дороге бегут ребятишки, и считают шаги шалунишки,

А выходит у них вот так: 1и, 2и, 3и, 4и. видишь, как быстро они бегут.

А мамы с папами их услыхал, и  шаги свои вмиг сосчитали:… Вот что у них получилось.

Ну, и бабушки, чтоб не отстать, тоже стали шаги считать. Вот так:…

Тут прабабушка тихо сказала: а я тоже шаги сосчитала…..

Ой, как медленно она шла!

Гуляли они, гуляли считать шаги устали и пошли домой отдыхать.

Значить сказку пора кончать.

 Чтобы написать музыку, необходима ещё и мелодия, которая состоит из звуков разной высоты. И от того, как они сгруппируются, зависит мелодическая линия. Вспомните, какая мелодическая линия у р.н. попевки «Андрей – воробей»?  -------------  похожа на линию. (показываю варианты мелодических линий)

Давайте её проиграем на металлофоне. Дети исполняют на металлофонах попевку.

А вот ещё одна попевка, послушайте.

Исполняю р.н. попевку «У кота-воркота».

Задание: «нарисовать» движением руки мелодическую линию попевки. А сама рисую на доске.

 Мелодические линии разнообразны, отсюда и песни не похожи одна на другую.

Песни мы можем исполнять по одному - такое исполнение называется «СОЛО».

Можем петь дружно – музыканты говорят – «в УНИСОН». Петь нужно дружно, слаженно.

Дети исполняют песню «Детский хоровод».

А можем исполнить и двухголосье, но не как взрослые. Пока мы с вами можем исполнить «КАНОНОМ» попеку Божья коровка» р.н.м.

Вот какой богатый музыкальный язык, разговор о нём не закончен, мы ещё много узнаем интересного на следующих занятиях.

Анализ занятия.

 Это занятие познавательного цикла. Я думаю, что уровень знаний детей повысился, т.к. информация, которую они получили сегодня, была изложена доступным для детей. Понятным языком в виде небольшой сказки. Это одно.

 Двигательное метрирование цепочки из шагов, прыжков и моделирование ритма времён года, выделение акцентированных звуков  в марше  и т.д. помогли им в восприятии этих определений, помогли прочувствовать метр, ритм, пропустить через себя эти знания.

 То, что у детей стали получаться акцентированные шаги в танце «каблучки», исполнение каноном попевки «Божья коровка», только усиливает их интерес к музыкальной деятельности.

  Творческое задание не даст им покоя, заставит творить дома, привлекая к творчеству взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по познавательному развитию, музыки и художественному творчеству для старшего дошкольного возраста на тему: «Какая она зима»

Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю, через изобразительное искусство, музыку, поэзию. Продолжать знакомить с пейзажной живописью. Вызывать эмоциональный отклик на...

Интегрированное занятие по познавательному развитию, музыки и художественному творчеству для старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на тему: «Какая она зима»

Программное содержание.Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю через изобразительное искусство, музыку, поэзию.Продолжать знакомить с пейзажной живописью. Вызывать эм...

Доминантное занятие по восприятию музыки «Загадки королевы Музыки»

Цель:  Приобщение детей к восприятию классической музыки.Задачи: 1.  Вызвать и поддерживать интерес к произведениям классического репертуара.2. Развивать творче...

Детский альбом. Конспект из цикла занятия по слушанию музыки. В гостях у Феи музыки.

Рассказ о жизни и творчестве композитора П,И,Чайковского. Слушание произведений  из Детского альбома композитора Чайковского....

Конспект занятия. Познавательное развитие во второй младшей группе. Тема. День музыки.

Конспект занятия. Познавательное развитие во второй младшей группе. Тема. День музыки....

«ОСЕНЬ В ПОЭЗИИ, МУЗЫКЕ, ЖИВОПИСИ» ИЗ ЦИКЛА интегрированных занятий познавательно-творческого характера «ВРЕМЕНА ГОДА»

Подобные циклы можно провести и по другим временам года. Во время прогулок следует организовывать наблюдения за осенними явлениями в природе, беседы в ходе интегрированных занятий по ИЗОдеятельности, ...