Комплексно-тематический принцип организцации коррекционно-развивающего процесса
презентация по теме
В презентации кратко описано применение комплексно-тематического принципа организации образовательного процесса в специальном компенсирующем МБДОУ, где находятся дети с нарушением интеллекта (легкой формой умственной отсталости). В презентации имеются выдержки из документации учителя-дефектолога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksno-tematicheskiy_princip.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Основная общеобразовательная программа МДОУ компенсирующего вида №81 основывается на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса, что обеспечивает единство воспитательных, обучающих и коррекционно – развивающих целей и задач процесса образования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Специалистами МДОУ составляется перечень лексических тем на учебный период на каждый год обучения воспитанников. Перед вами лексические темы для третьего года обучения.
1-я неделя Лето
2-я неделя Ягоды
3-я неделя Овощи
4-я неделя Фрукты
5-я неделя Плоды осени
6-я неделя Деревья
7-я неделя Осень. Неживая природа
8-я неделя Осень. Живая природа
9-я неделя Домашние птицы
10-я неделя Домашние животные
11-я неделя Части тела
12-я неделя Мой детский сад
13-я неделя Кухня. Посуда
14-я неделя Предметы домашнего обихода
15-я неделя Части суток
16-я неделя Эмоции человека
17-я неделя Зима
18-я неделя Новогодние праздники
19-я неделя каникулы
20-я неделя Зимние забавы
21-я неделя Профессия - продавец
22-я неделя Профессия - врач
23-я неделя Мебель
24-я неделя Одежда
25-я неделя Дикие животные и их детёныши
26-я неделя Папин праздник
27-я неделя Профессии на стройке
28-я неделя Мамин праздник
29-я неделя Труд взрослых
30-я неделя Время суток
31-я неделя Весна. Неживая природа
32-я неделя Весна. Живая природа
33-я неделя Дикие и домашние животные
34-я неделя ПДД, транспорт
35-я неделя Деревья-кустарники
36-я неделя Травы-цветы
37-я неделя Фрукты, овощи, ягоды
38-я неделя ОБЖ
39-я неделя Лето
Каждый педагог, работающий непосредственно с детьми (учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, музыкальный руководитель) составляет перспективно-тематические планы на учебный год в соответствии с темами по образовательным областям.
Воспитатель - «Физическая культура», «Здоровье», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество»
Учитель-дефектолог – «»Безопасность», «Социализация», «Познание»
Учитель-логопед – «Коммуникация»
Музыкальный руководитель – «Музыка»
Приведём пример фрагмента перспективного плана по образовательной области «Социализация» раздел «Игра». Как мы видим каждый план содержит название лексической темы, название коррекционного мероприятия, его цели и методические приёмы.
Лексическая тема | Тема игры, драматизации | Цели игры | Методические приёмы |
Лето
| П/и с элементами сюжета «Найди себе пару» | - учить выполнять элементарные ролевые действия - развивать понимание сюжета, правил игры - воспитывать желание играть в небольших группах | Рассматривание серии «Лето» имитация движений животных Знакомство с правилами игры Проговаривание диалога Раскрытие нравственного смысла игровых поступков Распределение ролей Усложнение сюжета |
Ягоды | Драматизация сказки "Три медведя" | - учить выполнять элементарные ролевые действия - развивать понимание сюжета, различать тембр голоса - воспитывать желание играть в небольших группах | Чтение сказки, рассматривание иллюстраций, беседа Имитация движений и голосов героев Д/и «Чей голосок?» Д/и "Большой - маленький - средний" |
Овощи. Шофёр. | С/р игра «Шофер» | - закреплять знания о профессии шофер - развивать умение брать на себя роль и выполнять ролевые действия - воспитывать эмоционально-положительную реакцию на общение со сверстниками | Рассматривание серии «Овощи», "Профессии" демонстрация овощей Беседа «О профессии шофера» Д/и «Узнай на ощупь» Д/и «4-й лишний» Определение ролевых действий (грузчики, шофер, механик...) |
Затем, еженедельно в группах МДОУ проходит обсуждение наполняемости лексической темы. Результатом этой работы является план взаимодействия специалистов группы на неделю. Перед вами план работы специалистов группы 3 г.о. по теме «Овощи»
Учитель-дефектолог | Воспитатель | Учитель-логопед | Муз. руководитель |
Словарь Картофель, морковь, свекла, помидоры. Мышление Описательные загадки об овощах. Классификация Д/и «Где что растет». Д/и «Исключи 4й лишний» (ягоды). Описательный рассказ Картофель, морковь, свекла, помидоры. Дифференциация Фрукты- овощи. | Чтение Стихотворение С. Михалкова «Спор овощей». Лепка «Огурцы, помидоры». Сюжетное рисование «Машины едут по дороге». Ручной труд Изготовление поделок из овощей. | Грамматический строй Д/и «Один- много». Употребление наречий: быстро – медленно. Связная речь Описательный рассказ: лук, капуста, репа, кабачок, редис. Общие речевые навыки Развитие глубокого вдоха (Д/и Узнай овощ»). Мелкая моторика Составление разрезной картинки «Овощи». | Музыкальное упражнение «Огородная - хороводная». |
Сюжетно-ролевая игра «Шофер». | Логоритмические упражнения «Салат», «Воробушки и шофер». | ||
Изготовление и дегустация овощных блюд: «Морковь с сахаром», «Овощной» салат, «Репа с сахаром». |
|
Помимо плана взаимодействия учитель-дефектолог и учитель-логопед предлагают воспитателям задания для закрепления ЗУНов по теме в самостоятельной деятельности детей и в ходе режимных моментов. Пример этих рекомендаций по той же теме «Овощи»
ТЕМА: ОВОЩИ. ШОФЁР.
Словарь:
картофель, лук, морковь, свёкла, помидоры, огурцы, репа, редис,
тыква, кабачок
С/р игра:
"Шофёр"
Цель: - закреплять знания о профессии шофер
- развивать умение брать на себя роль и выполнять ролевые действия
- воспитывать эмоционально-положительную реакцию на общение со
сверстниками
Сенсорное воспитание:
Д/и «Где лежит помидор?»
Цель: учить воспроизводить пространственные отношения между элементами по подражанию и образцу (вверху, внизу, рядом, посередине)
Моторика:
В огород пойдём
Урожай соберём
Мы морковки натаскаем
И картошки накопаем
Срежем мы кочан капусты
Круглый, сочный, очень вкусный
ФЭКП:
Д/и «Быстро - медленно»
Цель: формировать элементарные представления о скорости
Мышление:
Д/и"Собери урожай"
Цель: Закреплять умение фиксировать в речи результаты
классификации
Безопасность:
Д/и «Правильно - неправильно»
Цель: Расширять представление детей о правилах безопасного поведения на дороге
Данный принцип прослеживается и при работе с семьёй – задания педагогов носят тематическую направленность.
ЗАНИМАЕМСЯ ПО ТЕМЕ
«ОВОЩИ. ПРОФЕССИЯ ШОФЁР.»
Знает ли Ваш ребёнок?
- Названия овощей?
- Какую пользу приносят овощи?
- Какой они формы, цвета, текстуры, какие на вкус?
- Где растут?
- Что и как готовят из овощей?
- Зачем и как заготавливают их на зиму?
Вместе учим детей:
- Игры: «Отгадай, о каком овоще я рассказываю»
«Расскажи об овоще, я отгадаю»
«Узнай по вкусу (на ощупь) и назови»
«Один-много» (помидор - …, огурец - …)
«Назови ласково» (помидорчик, огурчик,…)
«Лишнее слово» (стол, стул, лук, диван; …)
- Стихотворение: Что растёт на нашей грядке?
Огурцы, горошек сладкий,
Помидоры и укроп,
Для приправы и для проб.
Есть редиска и салат –
Наша грядка просто клад.
- Труд: приготовьте совместно с ребёнком блюдо из
овощей, закрепляя цепочку действий: помыли,
почистили, порезали
ПРОСЬБА, ПРИНЕСТИ ЛЮБОЙ ОВОЩ
Т.о. все взрослые, окружающие ребёнка работают в одном ключе, что повышает результативность коррекционно-развивающей работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно-тематический принцип организации педагогического процесса как условие реализации ФГТ.
Одним из положений федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – ФГТ) является следующее:«Программа должна основываться на ...
Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса в соответствии с ФГТ.
"Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса в соответствии с федеральными государственными требованиями" Аннотация ØПланирование воспитательно-образовательной...
Тема: «Комплексно-тематический принцип планирования образовательного процесса в ДОУ »
Одним из важных положений ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования является то что:« Программа должна основываться на комплексно – тематическом построении образов...
Мастер-класс для воспитателей детского сада на тему: «Реализация принципов интеграции и комплексно-тематического построения образовательного процесса в свете выполнения ФГТ».
Программа мастер-класса1. Введение педагогов в проблему: постановка проблемы; актуальность проблемы; цели и задачи мастер-класса.2...
Комплексно-тематический подход в организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Методические рекомендации для воспитателей ДОУ в организации воспитательно-образовательного процесса и планирования своей деятельности....
Комплексно-тематический подход в организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Методические рекомендации для воспитателей ДОУ в организации воспитательно-образовательного процесса и планирования своей деятельности....