Инновационный подход к созданию среды развития на основе собственных разработок, пособий, игр, оригинальных средств в воспитании и обучении.
материал по теме

Рыжкова Евгения Викторовна

Инновационный  подход  к  созданию  среды  развития  на  основе    собственных   разработок, пособий,  игр, оригинальных  средств в  воспитании  и  обучении.

   Как  известно  для  музыкального  воспитания  детей  необходима  богатая  музыкальная  предметно-развивающая  среда, а  для  развития  личности  дошкольников  рядом  с  ними  должен  быть  педагог, увлеченный  музыкой, умеющий  реализовать  творческий  потенциал  музыкальной  среды   и  управлять  развитием  творчества  детей  в  музыкальной  деятельности.

  «Среда  развития». В  это  понятие  мы  включаем  те  предметы  и  специальное  оборудование, которое  сопровождает  ребёнка  в  процессе  его  жизнедеятельности  в  детском  саду  и  способствуют  более  успешной  реализации  его  музыкального  развития.

    Приходя  на  музыкальные  занятия, ребёнок  попадает  в  большой  зал, куда  потом  всегда  с  удовольствием  хочет  придти  снова. В  нашем  музыкальном  зале  оформление  меняется  к  каждому  времени  года. В  период  «Золотой  осени»  на  центральной  стене  мы  располагаем  большое  полотно  с  изображением  желтеющей  берёзовой  рощи, которое  выполнено  с  использованием  фотообоев. В  простенках  размещаются   полотна  меньшего  размера, повторяющие  главный  сюжет. В  зимнем  оформлении  мы  отдаём  предпочтение  бело-голубым  и  синим  тонам.  Центральную  стену  украшает  необычный  карниз, с  ёлочными  шарами  и   сказочное  «Зимнее  окно».  К  новогодним  праздникам  в  зале  ставится  традиционная  трехметровая  ёлка, развешиваются  яркие  звезды  и  золотистый  полумесяц.  С  приходом  весны    в  нашем  зале  появляется  большое  весёлое  солнце, которое  поднимает  настроение  и  делает  зал  ещё  более  светлым. Солнце  является  универсальным  украшением, которое  используется  в  весенне-летний  период  к  праздникам  8  Марта, День  земли, Выпускной бал, выпускной  в  группе раннего   возраста…  Дополнением, в  зависимости  от  тематики  праздника,  могут  быть:  мягкие  игрушки, надувные  шары  и  красиво  оформленные  букеты.  

    На  занятиях  и праздниках  часто  используется  мультимедийная   техника.  Компьютерные  технологии   расширяют  сферу  воздействия  музыки  на  чувства  ребёнка. На  Новый  год  экран  превращается  в  «Волшебное  зеркало», на  выпускных  вечерах в  «Экран  детства», на  котором  показывают  хронику  группы, как  дети  росли, а  они  во  время  показа  слайдов  исполняют  песню  о  детском  саде – это  своего  рода  первый  видео  клип.  В  будни мультимедийная техника становится обучающим пособием. Для  детей  подготовлено  много  презентаций  на  разные  темы: «Оркестр», «Композиторы», «Где  живут  ноты», «Музыкальный  магазин  игрушек», «Природа и музыка», в которую вошли репродукции  известных  художников и сопровождающая их  музыка Вивальди  и  Чайковского из  цикла  «Времена  года».

    Так  же  с  помощью  мультимедийных  технологий  проводятся   дидактические  игры. Например, игра «Угадай  и  спой». Здесь  на  экране  появляются  картинки,  соответствующие  словам  песни. Ребёнок  должен  угадать  название  песни  и  исполнить  её. Например: дом, бабушка, гуси  -  («жили  у  бабуси, два  весёлых  гуся…»),  или:  колыбель, кукла, месяц  и  звёзды -  (колыбельная). Эта  дидактическая  игра  очень  нравится  детям  и  подходит  для  закрепления  ранее  разученных  песен, а  также  развивает  память. Игра «Угадай  что звучит?». В  этой  игре  дети  должны  выбрать  инструмент,  который  прозвучал. Так  же пользуется  большим  успехом  у  детей дидактическая  игра  на развитие  выразительности речи  «Сказка  говорит»,  где  дети  проговаривают  или  пропевают  пословицы  и  поговорки,  подражая  голосам  сказочных  героев, которых  видят  на  экране: доктор Айболит, Буратино, Илья  Муромец, Василиса Прекрасная, Баба Яга,  Кощей,…  Следующая  д/и  «Звериный  концерт». В ней  дети  поют  знакомую  попевку  или  песню  в  образе  определённого  животного – робкого  зайца, хитрой  лисы, голодного  волка,  важного  медведя.  В  этой  игре  можно  практиковать  пение  хором, дуэтом и  сольно.

   Так  же мною  разработаны  д/и  и  традиционным  способом: например, «Поющие  часы» (подг.гр.), где  вместо  цифр  написаны  буквы  6  гласных  и  6  согласных. Часовая  стрелка  указывает  согласную  букву, минутная  стрелка – гласную  букву, таким  образом  получаем  слоги:  - па-   -со-  -ту-  -ми-  и  поём  распевку, распевание  ведется  на  полутонах.  

   В  одной  из  частей  занятия дети обязательно  прослушивают  отрывки  из  произведений  не  только  классиков, но  и  современных  композиторов: Маликова, Крутого, Крылатого, Таривердиева, Поля  Мориа  и  др.  Я часто  использую  игру  «Мечтатели». Сначала  дети  прослушивают  отрывок  из  произведения, рассказывают,  что  они  представляли,  слушая  музыку, придумывают  название, а затем  узнают,  как  эта   композиция  называется  у  её  автора. Эта  игра  учит  детей  слышать  музыку, развивает  творческое  мышление, воспитывает  любовь  и  интерес  к  музыке, расширяет кругозор.

   На музыкальных занятиях дети также развивают свои вокальные данные, в старшем возрасте осваивают умение пользоваться микрофоном, знакомятся с основами исполнительского искусства в жанре современной песни. При проведении музыкальных праздников мы часто используем песни-переделки, активно включаем минусовую фонограмму.

   Игра  на  детских  музыкальных  инструментах  становится  ещё  интересней,  если,  кроме  традиционных  инструментов,  детям  предложить  сыграть  не  только  на  пластиковых  бутылках  и  коробках,  наполненных  крупой, но  и    на  карандашах,  приклеенных  на  старый  поднос, на  ключах  от  замков, которые собраны  в  один  ряд  или  связку; на  крышках  от  бутылок,  так  же можно  использовать  детскую  железную  посуду (кастрюли  с  крышками, сковородки  и  ложки). Такой  оркестр  мы  называем  «Озорной». Игра на таких музыкальных инструментах  доставляет  большое  удовольствие  и  поднимает  настроение у детей. Родители также не остаются равнодушными к игре на таких музыкальных инструментах. На одном из родительских собраний им было предложено сыграть аккомпанемент к сказке «Медвежья услуга». Родители веселились, как дети. Они на практике убедились в возможности использования различных подручных средств для развития творческих и музыкальных способностей детей.

     Так  же  на  собраниях  и  в  информационных  групповых уголках мы  рекомендуем родителям    слушать  «Детское  радио»  и смотреть  рубрику  «Baby  tame», которая  идет  по  телеканалу  «Bridg  TV». Просматривая  видеоклипы  и  слушая  радиопередачи, дети  знакомятся  с  новыми  исполнителями  и  детскими вокальными  группами: «Барбарики», детский  хор  «Великан», шоу  группа  «Улыбка», «Волшебники  двора»,«Клоун  Плюх  и  Швах»  и  зарубежными  исполнителями: Crazy  Frog, IIona  Mitrecey, Bebe  Lilly.  Основываясь  на выборе  детей    определённых  песен, мы    прослушиваем  их совместно  с  хореографом  д/с и ставим  танцы, в создании  которых  участвуют  дети. Они  предлагают  то  или  иное  движение, которое  им  запомнилось  или  придумывают его сами.  В  основном  эти  танцы  исполняются  на  праздниках, для  того  чтобы  родители  видели, что  у  детей  есть  свой  хит-парад  популярной  музыки, и  как  легко  и  интересно, «по-детски» могут они  двигаться.

    Положительную роль в развитии музыкальных способностей у детей дошкольного возраста играют музыкальные уголки в группах. Они включают в себя не только традиционные детские музыкальные инструменты, но и игрушки-самоделки, электронные поющие игрушки и многое другое. Музыкальные уголки пополняются по мере взросления детей.

   И  наконец,  самый  излюбленный  детьми  вид   деятельности – театральный. Театральная  деятельность – это  самый  распространенный  вид  детского  творчества. Она  близка  и  понятна  ребёнку, потому  что  связана  с  игрой. Всякую  свою  выдумку, впечатление  из  окружающей  жизни  ребенку  хочется  воплотить  в  живые  образы  и  действия. Входя  в  образ, он  играет  любые  роли, стараясь  подражать  тому, что  видел  и  что  его  заинтересовало, и  получая  огромное  эмоциональное  наслаждение.     Театр  в  детском  саду – это  сказка, в  которую  ребёнок  попадает  через  «Книгу  Сказок». В  нашем  детском  саду  было  показано  множество  постановок за пятилетний  период:  «Федорино  горе»  и  «Муха  Цокотуха»  по  произведениям  К. Чуковского; по  мотивам  русских  народных  сказок:  «Колобок», «Теремок», «Царевна   Лягушка», «Волк  и  семеро  козлят».  Сценарии  разрабатываются  с  учетом  участия  в  представлении  всех  детей. Сотворчество детей и воспитателей проявлется в  придумывании  другого  окончания  сказки или продолжении ее, в соединении в один сюжет нескольких сказок. В  своей  работе  мы  используем  элементы  сказкотерапии, которые  помогают  корректировать  эмоциональное  состояние  детей. В инсценировании сказок мы используем нетрадиционные формы сказочных атрибутов. Например,  в  сказке  «Теремок» в  младшей  группе сам теремок представляет собой валенок, а герои сказки – деревянные ложки, или пальчиковый  театр  изготовленный  родителями. В  этой  сказке медведь  не  сломал  теремок, а  звери  потеснились  и  пустили  его  к  себе  жить.  Суть  сказки стала   такова, жить можно «в  тесноте, да  не  в  обиде». В  подготовительной  группе медведь  сломал  теремок, но  потом  с  помощью  зверей  построил  новый. Этот  теремок придумали  и  сделали  сами  дети  из  картонных  коробок.  В  сказке  «Волк  и  семеро  козлят» помимо  нового  конца  сказки, были  придуманы  сказочные  дома  и  «волшебные»  деревья, для  изготовления  которых  понадобился  картон  и  гофрированная  бумага.  Эти  атрибуты   используются  не  только  в  театральных  постановках,  но  и  на  открытых  занятиях  и  утренниках. Одной  из  нетрадиционных  форм  театральной  постановки  является    платочный  театр. Мы  использовали  его  в инсценировке  сказки  «Колобок» и  «Репка», на  занятиях  в  младшей  группе   и  в  постановке  танцев.

      Важную  роль  в  осуществлении  театральной  деятельности  играют  костюмы  и  атрибуты.  Порой  достаточно  бывает  добавить  к  обычному  наряду  ребёнка яркую  выразительную  деталь, и она  помогает  ему  перевоплотиться  в  того  или  иного  героя. Это  и  солдатский  кивер, квадратный  головной  убор  с  кисточкой,  цветок  на  ободке, крылья  стрекозы  и  бабочки, цветы  сделанные  из  капроновых  лент. Атрибуты  для  проведения  праздников  так  же  должны  выглядеть  красочно  и  эффектно. Расписанные  дуги  с  колокольчиком  для  танца  лошадок,  подарок  для  Деда  Мороза  большое  мороженное, сказочные  часы  из  которых  Дед  Мороз  достаёт  подарки, большая  коробка  из  которой  вылетают  воздушные  шары, а  затем  превращаются  в  подарки  для  детей. Так  же  сюрпризы  готовятся   для  родителей  и  гостей – это  мандарин  с  пожеланием. Совместно с родителями были изготовлены троны, масленичная карусель. Для детей младшего возраста из большой пластиковой бутылки сделали репку со съемной верхушкой, в которую можно закладывать угощение и маленькие подарки. Для детей старшего возраста придумали арбуз с секретом, внутри которого также могут находиться гостинцы, игрушки, интересные задания.   

  Мы  активно  привлекаем  родителей  к  изготовлению  театральных  костюмов  и  атрибутов.  Часто  родители  сами  проявляют  инициативу  в  разработке  эскизов  и  изготовлении  костюмов. Так  же  с  большим  удовольствием  наши  мамы  и  папы  принимают  участие  в  театральных  постановках. Совместное  участие    детей  и  родителей  в  театрализованной  деятельности  помогает  им  лучше  узнать  друг  друга, способствует  сплочению  семьи.

      Считаю  необходимым  использовать  в  работе  музыкального руководителя оригинальные  средства  обучения  детей, новые  формы  развития  эмоциональной  сферы  ребёнка, которые  способствуют  формированию  гармоничной  личности.  

   Своё  выступление  хочется  закончить  словами  Владимира Сухомлинского:

 «Музыкальное  воспитание – это,  прежде  всего,  не  воспитание  музыканта, а  воспитание  человека».            

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon инновации в детском саду2.9 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Педагогическая площадка воспитателей дошкольных отделений по обмену опытом: представление авторских разработок дидактических игр и пособий по развитию звуковой культуры речи у дошкольников

Мероприятие носит конкурсный характер, проводится согласно "Положению о конкурсе на лучшую разработку дидактической игры, пособия по развитию звуковой культура речи дошкольников"...

Консультация для педагогов в детском саду "Правильное оформление методических разработок и дидактических пособий, различия между ними"

laquo;Правильное оформление   методических разработок и дидактических  пособий, различия между ними».Методическая разработка - это пособие, раскрывающее формы, средства, методы о...

В11. Внедрение методических разработок, игр, электронных пособий

Внедрение методических разработок, игр, электронных пособий...

XI Критерий. Внедрение методических разработок, игр, электронных пособий

Методическая разработка: «Дидактические игры для развития связной речи дошкольников средствами современных педагогических технологий», за основу взяли технология «Синквейн»Техн...

Методическая разработка "Мозаика талантов", конкурс методических разработок и пособий для воспитателей групп раннего возраста

Методическая разработка конкурса для воспитателей групп раннего возраста "Мозаика талантов". Воспитатели групп раннего возраста редко принимают участие в конкурсах профессионального мастерст...

методических разработок «Диссеминация передового педагогического опыта по реализации ФГОС дошкольного образования» Номинация №1 «Инновационные практика реализации ФГОС ДО» Полифункциональное пособие «Зоопарк» Разработал: Воспитатель первой катего

АннотацияПолифункционального пособия «Зоопарк» выполнено в качестве настольной игры, и рекомендуется использовать воспитателям дошкольного учреждения для организации НОД, театрализованных,...