Консультация для педагогов в детском саду "Правильное оформление методических разработок и дидактических пособий, различия между ними"
консультация на тему
«Правильное оформление методических разработок и дидактических пособий, различия между ними».
Методическая разработка - это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме, теме учебной программы, преподаванию курса в целом.
Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или мастера производственного обучения или качества подготовки по учебным специальностям.
Методическая разработка может представлять собой:
Разработку конкретного занятия;
Разработку серии занятий;
Разработку определенной темы
Разработку частной (авторской) методики преподавания предмета;
Разработку общей методики преподавания предметов;
Разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;
Методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета т.е. с использованием определенного оборудования.
К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо:
- Тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт.
- Определить цель методической разработки.
- Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме.
- Составить план и определить структуру методической разработки.
- Определить направления предстоящей работы.
Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель. Например, цель может быть следующей: определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения занятий по изучению той или иной темы; описание видов деятельности педагога и воспитанников; описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; осуществление связи теории с практикой на уроках; использования современных педагогических технологий или их элементов на занятиях и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 24.76 КБ |
Предварительный просмотр:
«Правильное оформление методических разработок и дидактических пособий, различия между ними».
Методическая разработка - это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме, теме учебной программы, преподаванию курса в целом.
Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или мастера производственного обучения или качества подготовки по учебным специальностям.
Методическая разработка может представлять собой:
Разработку конкретного занятия;
Разработку серии занятий;
Разработку определенной темы
Разработку частной (авторской) методики преподавания предмета;
Разработку общей методики преподавания предметов;
Разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;
Методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета т.е. с использованием определенного оборудования.
К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо:
- Тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт.
- Определить цель методической разработки.
- Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме.
- Составить план и определить структуру методической разработки.
- Определить направления предстоящей работы.
Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель. Например, цель может быть следующей: определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения занятий по изучению той или иной темы; описание видов деятельности педагога и воспитанников; описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; осуществление связи теории с практикой на уроках; использования современных педагогических технологий или их элементов на занятиях и т.д.
Требования, предъявляемые к методической разработке:
1. Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.
2.Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.
3.Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.
4.Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.
5.Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.
6.Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.
7.Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.
8.Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применении активных форм и методов обучения.
9.Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить».
10. Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, планы занятий, инструкции для проведения практических работ, карточки схемы, тесты, поуровневые задания и т.д.).
Структура методической разработки
Общая структура:
1.Аннотация.
2.Содержание.
3.Введение.
4.Основная часть.
5.Заключение.
6. Список использованных источников.
7. Приложения.
В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.
Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования.
Методическая разработка темы программы
Основная часть может состоять из следующих разделов:
- Характеристика темы;
- Планирование изучение темы;
- Рекомендации по организации и методике изучения темы.
В характеристике темы указываются:
Образовательные цели и задачи темы;
Планирование темы и количество часов, отводимое на ее изучение;
Знания и умения, которые учащиеся должны получить или совершенствовать;
Место и роль темы в курсе;
Связь с предшествующим или последующим материалом, а также внутрипредметные и межпредметные связи;
Дается дидактический анализ содержания материала;
Выделяются уровни изучения и усвоения учебного материала;
Возможен сравнительный анализ качества обучения по предлагаемой методике с той методикой, которая применялась педагогом до использования предлагаемой в методической разработке.
При планировании учебной темы необходимо:
1. Продумать методику преподавания темы.
2.Подобрать примеры, иллюстрации, наметить лабораторно-практические занятия, контрольные работы, экскурсии т т.д.
3.Выделить основные вопросы, которые учащиеся должны прочно усвоить.
4. Проанализировать воспитательные возможности учебного материала и применяемой методики.
В заключении (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом, приступая к составлению методической разработки.
Структура методической разработки урока теоретического обучения.
В основной части можно выделить следующие разделы:
- Методическое обоснование темы.
- Методические рекомендации по проведению занятия.
- Дидактический материал к занятию (можно не выделять в виде приложений).
- Список литературы (источников) для учащихся.
- Список литературы для педагогов.
Методическая цель для каждого занятия подразумевает создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности и т.д. Если занятие открытое, то методическая цель зависит от цели приглашения коллег на данный урок.
Общие требования к оформлению методической разработки.
- Общий объем методической разработки должен составлять не менее 24 листов компьютерного текста (шрифт-14). Если методическая разработка представляет собой разработку одного занятия, то не менее 10 листов.
- Объем основного содержания-- не менее половины всей рукописи.
- Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).
- Ссылки на использованную литературу в тексте следует давать в квадратных скобках.
- Список использованных источников должен содержать 10-15 названий. Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить.
- Количество и объем разделов не лимитируется.
Дидактическое пособие - это учебное пособие, позволяющее опираться на слуховое, а также зрительное и тактильное восприятие. Используя различные виды визуальных средств, активизируется работа учащихся, пробуждается их интерес и внимание, тем самым это способствует качественному усвоению материала.
Чтобы разработать дидактическое пособие необходимо:
1.Определить, для какого возраста необходимо пособие.
2.Необходимо выделить цель и задачи (Образовательные, развивающие, воспитательные)
3.Определить варианты применения (во время занятий НОД, для самостоятельного использования).
Требования к представлению дидактического пособия:
- Титульный лист с названием можно с иллюстрацией
- Фото пособия 2-3 шт.
- Краткая Аннотация (описание представление пособия из чего изготовленно, его назначение (о чем, для кого, указать возраст и возрастные особенности) на развитие каких функций направленно).
- Кем может быть использовано данное пособие (родителями, педагогами)
- Привести примеры применения пособия в разных видах деятельности детей (обучающих, развивающих, закрепляющих)
- Обобщающий вывод о применение данного пособия, т.е. результат использования пособия .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник методических разработок родительских собраний в детском саду
Сборник методических разработок родительских собраний в детском саду...
Сравнение 2 групп предметов и установление соотношений между ними.
Сравнение двух групп предметов и установление чсоотношений между ними: "больше", "меньше", "равно"....
Дидактическая игра на распознание местоположения предметов на плоскости и пространственных отношений между ними: «Сервируем стол»
Формировать навыки ориентировки на горизонтальной плоскости. Развивать пространственные представления, связную речь, самоконтроль, сообразительность, мышление, память, умение концентрировать вни...
Консультация для воспитателей на тему: «Гендерные различия между мальчиками и девочками дошкольного возраста во время игр»
В любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному, и в любом человеческом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения по-разному обращаются с ними. Мальчики стремя...
"О создании каталога методических разработок педагогов по технологиям поддержки детских инициатив"
Современные подходы к организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации Индивидуальный подход – организация педагогом учебно-воспитательного процесса с уче...
Конспект занятия для средней группы «Один и много. Сравнение множеств и установление соответствия между ними»
quot;Один и много. Сравнение множеств и установление соответствия между ними"...
В чём различие между зоной ближайшего развития(ЗБР) и пространства детской реализации (ПДР)?»
Сообщение из опыта работы...
- Мне нравится (1)