Консультация для педагогов в детском саду "Правильное оформление методических разработок и дидактических пособий, различия между ними"
консультация на тему

Гафурова Юлия Александровна

«Правильное оформление   методических разработок и дидактических  пособий, различия между ними».

Методическая разработка - это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий  или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме, теме учебной программы, преподаванию курса в целом.

Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или мастера производственного обучения или качества подготовки по учебным специальностям.

Методическая разработка может представлять собой:

Разработку конкретного занятия;

Разработку серии занятий;

Разработку определенной  темы

Разработку частной (авторской) методики преподавания предмета;

Разработку общей методики преподавания предметов;

Разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;

Методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета т.е. с использованием определенного оборудования.

К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо:

  1. Тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт.
  2. Определить цель методической разработки.
  3. Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме.
  4. Составить план и определить структуру методической разработки.
  5. Определить направления предстоящей работы.

 Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель. Например, цель может быть следующей: определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения занятий  по изучению той или иной темы; описание видов деятельности педагога и воспитанников; описание методики использования современных технических и информационных  средств обучения; осуществление связи теории с практикой на уроках; использования современных педагогических технологий или их элементов на занятиях и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx24.76 КБ

Предварительный просмотр:

«Правильное оформление   методических разработок и дидактических  пособий, различия между ними».

Методическая разработка - это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий  или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме, теме учебной программы, преподаванию курса в целом.

Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или мастера производственного обучения или качества подготовки по учебным специальностям.

Методическая разработка может представлять собой:

Разработку конкретного занятия;

Разработку серии занятий;

Разработку определенной  темы

Разработку частной (авторской) методики преподавания предмета;

Разработку общей методики преподавания предметов;

Разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;

Методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета т.е. с использованием определенного оборудования.

К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо:

  1. Тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт.
  2. Определить цель методической разработки.
  3. Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме.
  4. Составить план и определить структуру методической разработки.
  5. Определить направления предстоящей работы.

 Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель. Например, цель может быть следующей: определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения занятий  по изучению той или иной темы; описание видов деятельности педагога и воспитанников; описание методики использования современных технических и информационных  средств обучения; осуществление связи теории с практикой на уроках; использования современных педагогических технологий или их элементов на занятиях и т.д.

Требования, предъявляемые к методической разработке:

1. Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.

2.Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.

3.Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.

4.Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.

5.Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.

6.Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.

7.Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.

8.Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применении активных форм и методов обучения.

9.Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить».

10.  Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, планы занятий, инструкции для проведения практических  работ, карточки схемы, тесты, поуровневые задания и т.д.).

Структура методической разработки

Общая структура:

1.Аннотация.

2.Содержание.

3.Введение.

4.Основная часть.

5.Заключение.

6. Список использованных источников.

7. Приложения.

В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.

Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования.

Методическая разработка темы программы

Основная часть может состоять из следующих разделов:

  • Характеристика темы;
  • Планирование изучение темы;
  • Рекомендации по организации и методике изучения темы.

В характеристике темы указываются:

Образовательные цели и задачи темы;

Планирование темы и количество часов, отводимое на ее изучение;

Знания и умения, которые учащиеся должны получить или совершенствовать;

Место и роль темы в курсе;

Связь с предшествующим или последующим материалом, а также внутрипредметные  и межпредметные связи;

Дается дидактический анализ содержания материала;

Выделяются уровни изучения и усвоения учебного материала;

Возможен сравнительный анализ качества обучения по предлагаемой методике с той методикой, которая применялась педагогом до использования предлагаемой в методической разработке.

При планировании учебной темы необходимо:

1. Продумать методику преподавания темы.

2.Подобрать примеры, иллюстрации, наметить лабораторно-практические занятия, контрольные работы, экскурсии т т.д.

3.Выделить основные вопросы, которые учащиеся должны прочно усвоить.

4. Проанализировать воспитательные возможности учебного материала и применяемой методики.

В заключении (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом, приступая к составлению методической разработки.

Структура методической разработки урока теоретического обучения.

В основной части можно выделить следующие разделы:

  1. Методическое обоснование темы.
  2. Методические рекомендации по проведению занятия.
  3. Дидактический материал к занятию (можно не выделять в виде приложений).
  4. Список литературы (источников) для учащихся.
  5. Список литературы для педагогов.

                   Методическая цель для каждого занятия подразумевает создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности и т.д. Если занятие открытое, то методическая цель зависит от цели приглашения коллег на данный урок.

Общие требования к оформлению методической разработки.

  1. Общий объем методической разработки должен составлять не менее 24 листов компьютерного текста (шрифт-14). Если методическая разработка представляет собой разработку одного занятия, то не менее 10 листов.
  2. Объем основного содержания-- не менее половины всей рукописи.
  3. Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).
  4. Ссылки на использованную литературу в тексте следует давать в квадратных скобках.
  5. Список использованных источников должен содержать 10-15 названий. Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить.
  6. Количество и объем разделов не лимитируется.

Дидактическое пособие - это учебное пособие, позволяющее опираться на слуховое, а также зрительное и тактильное  восприятие. Используя различные виды визуальных средств, активизируется работа учащихся, пробуждается их интерес и внимание, тем самым это способствует качественному усвоению материала.

Чтобы разработать дидактическое пособие необходимо:

1.Определить, для какого возраста необходимо пособие.

2.Необходимо выделить цель  и задачи (Образовательные, развивающие, воспитательные)

3.Определить варианты применения (во время занятий НОД, для самостоятельного использования).

Требования к представлению дидактического пособия:

  1. Титульный лист с названием можно с иллюстрацией
  2. Фото пособия 2-3 шт.
  3. Краткая Аннотация  (описание представление пособия из чего изготовленно, его назначение (о чем, для кого, указать возраст и возрастные особенности) на развитие каких функций направленно).
  4. Кем может быть использовано данное пособие (родителями, педагогами)
  5. Привести примеры применения пособия в разных видах деятельности детей (обучающих, развивающих, закрепляющих)
  6. Обобщающий вывод о применение данного пособия, т.е. результат использования  пособия .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник методических разработок родительских собраний в детском саду

Сборник методических разработок родительских собраний в детском саду...

Сравнение 2 групп предметов и установление соотношений между ними.

Сравнение двух групп предметов и установление чсоотношений между ними: "больше", "меньше", "равно"....

Дидактическая игра на распознание местоположения предметов на плоскости и пространственных отношений между ними: «Сервируем стол»

Формировать навыки ориентировки на горизонтальной плоскости. Развивать пространственные представления, связную речь,  самоконтроль, сообразительность, мышление, память, умение концентрировать вни...

Консультация для воспитателей на тему: «Гендерные различия между мальчиками и девочками дошкольного возраста во время игр»

В любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному, и в любом человеческом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения по-разному обращаются с ними. Мальчики стремя...

"О создании каталога методических разработок педагогов по технологиям поддержки детских инициатив"

Современные подходы к организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации Индивидуальный подход – организация педагогом учебно-воспитательного процесса с уче...

Конспект занятия для средней группы «Один и много. Сравнение множеств и установление соответствия между ними»

quot;Один и много. Сравнение множеств и установление соответствия между ними"...