"Это русская сторонка-это родина моя!"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Конспект занятия в мини музее "Русская изба", с использованием проектора, кукол в национальных костюмах, картин и предметов быта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eto_russkaya_storonka.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
«Это русская сторонка, это Родина моя!»
Цель:
* приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада.
Задачи :
* формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности
к культурному наследию своего народа;
* продолжать ознакомление с предметами быта, одеждой людей на Руси;
* формировать интерес к русскому фольклору.
* воспитывать чувство любви к Родине, гордость и уважение к ней;
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, ознакомление с картой и глобусом, пословицами и поговорками.
Словарная работа: изба, горница, косоворотка, атласный.
Оборудование: предметы быта, куклы в русских костюмах, проектор, слайды.
Воспитатель и дети входят в мини-музей детского сада.
Воспитатель:
Мать моя, нежная светлая Родина.
Сколько тобой передумано, встречено,
Милая Родина, жизнь моя вечная.
Здесь родились все мы,
Здесь я и песни пою,
Оттого всей душою
Я Россию люблю.
Ребята, о чём это стихотворение?
Дети: О Родине, России.
Воспитатель: Как называется наша Родина?
Дети: Россия.
Воспитатель: Как называют людей, живущих в России?
Дети: Россияне, русские.
Воспитатель: В России живут и другие народы, но больше всего русских, поэтому мы сегодня с вами поговорим о русском народе. Скажите, что бы вы хотели узнать о жизни русского народа в прошлом, когда ваши бабушки и дедушки были такими, как вы сейчас?
Дети: Как одевались, где жили, что у них было дома, чем занимались.
Воспитатель: Ребята, обо всём, что вас интересует, мне помогут рассказать наши гости.
Воспитатель обращает внимание на кукол в русских костюмах ( три куклы- мальчик в русском костюме и две девочки в праздничной и будничной одежде).
Давайте знакомиться, Маша, Ваня и Настя – они в русских костюмах. Сначала рассмотрим одежду Маши, что на ней надето?
Дети: На голове платок, Длинный, тёмный сарафан. Белая кофточка с небольшой вышивкой.
Воспитатель: Во что одет Ваня?
Дети: На нём штаны, рубашка-косоворотка, поясок.
Воспитатель: В такой одежде русские люди ходили на работу, сидели дома. Для праздников у них была другая одежда, нарядная, яркая, как у Насти. Посмотрите на неё и расскажите о её одежде.
Дети составляют описательные рассказы об одежде. Воспитатель закрепляет их знания, используя стихотворения.
Эта часть костюма
Не мужской кафтан.
Носит красна девица
Длинный … (сарафан).
С давних пор краса девицы
Не румяна, не ресницы.
Всюду русская краса –
С лентой длинная … (коса).
Ходит девица с косой,
С непокрытой головой,
Красоте помощник –
Расписной …(кокошник).
На Руси с давних пор
Головной носят убор.
Платки для женщин – украшенье.
Носят их они с уменьем.
Ворот вышит, а застёжка
Сбоку подбородка.
Всем наряд известен этот
Как … (косоворотка).
Шиты золотом сапожки русские,
Блестят на солнышке носочки узкие…
Идёт красавица, плывёт лебёдушкой,
И все любуются ё красой!
Воспитатель подводит детей к экрану, на котором изображена старинная русская деревня: дети и взрослые в русских костюмах, избы.
Ребята, найдите на этом изображении детей, одетых в русские костюмы. Почему вы так решили?
Дети отвечают. Воспитатель обращает внимание на русские избы.
Теперь посмотрите, в каких домах жили русские люди раньше. Как назывались эти дома?
Дети: Избами.
Воспитатель: Изба была необычная, строилась из брёвен, с резными ставнями карнизами, высоким крыльцом. Каждый хозяин придумывал избе своё украшение, и когда идёшь по улице с такими избами, то кажется попал в сказку.
Рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов.
Давайте посмотрим, как выглядела изба внутри. (В середине стоит длинный стол.)Как вы думаете, почему стол такой длинный?
Дети: Раньше были большие многодетные семьи.
Воспитатель: Что стоит возле стола?
Дети: Длинные лавки.
Воспитатель: Ребята, на чём ваша мама готовит пищу? Может кто-то знает, на чём раньше готовили пищу?
Дети Рассматривают печь.
Такие печи называли русскими, на них готовили пищу, можно было погреться и даже спать. Русские печи сохранились в деревнях до сих пор.
В русской избе была одна комната, самая светлая и красивая, она называлась горницей.
Красивое русское слово – горница!
(Продолжается показ слайдов).
В горнице стоят кровать, украшенная подзорником, с подушками, сложенными горкой, стол с вышитой скатертью, на окнах висят кружевные занавески, на полу лежат домотканые половики. Многие вещи сохранились и до сих пор, мы их с вами видим в нашем музее.
Вот здесь в уголке стоят предметы, изготовленные руками русских людей, из чего они сделаны?
Дети: Из глины и дерева.
Воспитатель: Как вы думаете, почему они сохранились до сих пор?
Дети читают стихотворение и показывают предметы с этой выставки.
Вот русская красавица:
Для соли, для чая,
Для всякого случая,
На сахар, на мёд,
На всё пойдёт!
А вот ложка –
Хлебай понемножку!
А вот молоток –
На мелкий зубок!
А вот матрёшки –
Три штучки в одной кучке:
Дочь Матрёна, Дочь Елена,
Сама третья – целая семья.
Воспитатель: А сколько русский народ сложил сказок, загадок, пословиц и поговорок! Давайте вспомним русские сказки.
(Дети называют).
А теперь вспомним русские пословицы и поговорки.
(Дети называют).
Воспитатель: В группе мы поиграем в русскую народную игру «Горелки».
Сей музей мы покидаем,
Русская изба так хороша,
В каждом стареньком предмете
Живёт русская душа!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию для детей старшей группы на тему: "Это русская сторонка, это Родина моя!"
Занятие рекомендую проводить во втором полугодии, поскольку материал сложный и базируется на знаниях детей. Но занятие прошло с большим успехом,вызвало интерес у детей и коллег. Одной из основны...
Тематическое развлечение "Это русская сторонка, это Родина моя!"
Способствовать проявлению патриотических чувств, любви к Родине; средствами музыки развивать эстетическое восприятие окружающей действительности; развивать творческое воображение, музы...
МИНИ-ПРОЕКТ по духовно-эстетическому развитию дошкольников средствами патриотического воспитания «ЭТО РУССКАЯ СТОРОНКА, ЭТО РОДИНА МОЯ!»
Любовь к Родине зарождается в детстве, и поэтому я считаю, что работа по духовно-эстетическому воспитанию детей должна начинаться с дошкольного возраста. Мой авторский педпроект дает широкие возм...
Сценарий тематического праздника «ЭТО РУССКАЯ СТОРОНКА, ЭТО РОДИНА МОЯ!»
Сценарий тематического праздника...
Конспект занятия "Эта русская сторонка, это Родина моя!"
Конспект занятия...
Комплексное музыкальное занятие "Эта русская сторонка - это Родина моя"
Слушание пьес из альбома П.И.ЧайковскогоРассматривание картин русских художниковЧтение стихотворений русских поэтовПение песен о нашем крае...
Проект по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры "Это русская сторонка, это Родина моя"
Проект направлен на создание системы взаимодействия с семьями воспитанников и обогащение развивающей предметно-пространственной среды, способствующей нравственно-патриотическому и художественно-эстети...