Эмоциональные этюды
план-конспект занятия (младшая группа) по теме

 

Этюды на выражение удовольствия и радости

Вкусные конфеты

Ситуация. У девочки в руках воображаемый кулек (коробка) с кон­фетами. Дети берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают и кладут конфеты в рот. По лицам ребят должно быть понятно, что угощение вкусное.

Мимика: жевательные движения, улыбка.

Новая кукла

Ситуация. Девочке подарили новую куклу: Она радуется, весело ска­чет, кружится, играет с куклой.

Маме улыбаемся

Ведущий поет песню В. Агафонникова «Маме улыбаемся», дети слушают и повторяют движения, которые делает ведущий.

        Ой, лады, лады, лады, (хлопают в ладоши)

Не боимся мы воды, (разводят руки в стороны ладонями вверх)

Чисто умываемся вот так! (гладят круговыми движениями щеки)

 Маме улыбаемся вот так! (опускают руки и улыбаются)

 

 

 

 

 

 

 

 

Этюд на выражение внимания, интереса, сосредоточения

Лисичка подслушивает

Ситуация. Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик и петушок, и подслушивает, о чем они говорят.

Выразительные движения: голова наклонена в сторону (слушает, подставляет ухо), взгляд направлен в другую сторону, рот полуоткрыт. Поза: нога выставлена вперед, корпус тела слегка наклонен вперед.

 

Этюды на выражение страха

Лисенок боится

Ситуация. Лисенок увидел на другом берегу ручья маму; но не реша­ется войти в воду, т. к. она очень холодная, а ручей глубокий.

Выразительные движения: поставить ногу7 вперед на носок, потом вер­нуть на место. Повторить это движение несколько раз. (Для большей вы­разительности можно имитировать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды.)

Злая собака

Ситуация. Мальчик гуляет на улице, мимо на поводке идет собака. Она лает на мальчика, пытается сорваться с поводка и укусить его за ногу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Назови себя»

Цель: учить представлять себя коллективу сверстников.

Ребенку предлагают представиться, назвав свое имя так, как ему больше нравится: как называют дома или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.

 

«Позови ласково»

Цель: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Ребенкупредлагают бросить мяч или передать игрушку другому ре­бенку (по желанию), ласково- назвав его по имени,

 

«Волшебный стул»

Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи нежные, ласковые слова.

Дети становятся (садятся) по кругу. Один ребенок садится на «вол­шебный ступ» в центре круга, остальные говорят о нем добрые, ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.

 

«Передача чувств»

Цель: учить передавать различные эмоциональные состояния невер­бальным способом.

Ребенку дается задание передать «по цепочке» определенное чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Затем дети обсуждают, что они чувствовали при этом.

 

«Перевоплощение»

Цель: учить перевоплощаться в предметы, животных, изображая их с помощью пластики, мимики, жестов.

Дети по очереди загадывают определенный «образ» и изображают его, не называя. Остальные отгадывают, давая словесный портрет

«Моя любимая игрушка»

Цель: развивать умение слушать друг друга; описывать любимую Игрушку, отмечая ее настроение, поведение, «образ жизни».

Дети выбирают, какую игрушку будут описывать, не называя ее, и рас­сказывают о ней, остальные отгадывают.

 

«Подарок другу»

Цель: развивать умение невербально «описывать» предметы. Один ребенок — «именинник»: остальные дарят ему подарки, передавая движениями и мимикой свое отношение к имениннику.

 

«Скульптор»

Цель: учить договариваться и взаимодействовать в группе сверстников.

Один ребенок — «скульптор», 3—5 детей — «глина». Скульптор ле­пит композицию из глины, расставляя фигуры по задуманному проекту. Остальные помогают, затем все вместе дают название композиции.

 

«Волшебный цветок»

Цель: учить выражать свою индивидуальность, представлять себя другим детям в группе.

Детям предлагают представить себя маленькими ростками цветов. По желанию они выбирают, кто каким цветком будет. Далее под музыку показывают, как цветок распускается. Затем каждый ребенок рассказы­вает о себе: где и с кем он растет, как себя чувствует, о чем мечтает.

 

«Разноцветный букет»

Цель: учить взаимодействовать друг с другом, получая от этого ра­дость и удовольствие.

Каждый ребенок объявляет себя цветком и находит себе другой цветок для букета, объясняя свой выбор. Затем все маленькие букеты, объединяются в один большой и устраивают хоровод цветов.

«Свеча»

Цель: развивать умение управлять своим эмоциональным состояни­ем, расслабляться, рассказывать о свих чувствах и переживаниях.

Дети в удобных позах рассаживаются вокруг свечи, в течение 5—8 секунд пристально смотрят на пламя, затем закрывают глаза на 2—3 се­кунды (свеча гаснет). Открыв глаза, рассказывают, какие образы увиде­ли в пламени свечи, что чувствовали при этом.

 

«Солнечный зайчик»

Цель: продолжать воспитывать дружелюбное отношение друг к дру­гу, развивать атмосферу тепла, любви и ласки.

Детям предлагается с помощью зеркала поймать «солнечного зайчи­ка». Воспитатель говорит: «Я тоже поймала зайчика», — и предлагает передать его по кругу, согреться его теплом. Когда зайчик возвращается

к воспитателю, он обращает внимание на то, что за это время зайчик, обласканный детьми, вырос и уже не умещается в ладонях. Зайчика пус­кают, но каждый ловит частички его тепла своим сердцем.

 

«Пирамида любви»

Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и лю­дям; развивать коммуникативные способности.

Дети сидят в кругу.

— Каждый из нас что-то и кого-то любит, всем нам присуще это чув­ство и все мы его выражаем. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свою работу. Расскажите, кого и что любите вы. (Рассказы детей.)

А сейчас давайте построим пирамиду любви из наших рук. Я назову что-то любимое и положу руку, затем каждый из вас будет называть свое любимое и класть свою руку.

Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая получилась пирамида. Высокая, потому что мы любимы и любим сами.

Упражнения можно использовать в разных режимных моментах, на физкультминутках или общеразвивающих занятиях.

 

«Встреча»

Цель: развивать коммуникативные способности. Дети разбиваются на пары и рассказывают друг другуотом, как ониутром шли в детский сад.

«Прорвись в круг»

Цель: помочь поверить в себя, преодолеть робость,войти в коллектив сверстников.

Ребенка, испытывающего наибольшие сложности в общении со сверстниками, отводят в сторону. Остальные дети встают в круг, крепко взявшись за руки. Ребенок должен разбежаться, прорвать цепь из рук и проникнуть в круг

«Доверяющее падение»

Цель: развивать уверенность в поддержке сверстников, доверие к ним.

Две пары детей (не более) встают друг за другом между двумя лини­ями. Взрослый — между парами детей (для страховки). Один ребенок падает, другой его ловит. Падающий должен закрыть глаза и не подстра­ховывать себя, расслабиться.

«Подними, покачай»

Цель: дать ребенку понять, что сверстники поддерживают его, забо­тятся о нем.

Ребенок ложится на ковер, расслабляется, закрывает глаза. Воспита­тель поддерживает его под мышки. Дети осторожно поднимают его со всех сторон, затем легко качают. Воспитатель спрашивает: «Тебе приятно? Не страшно? Друзья крепко тебя держат, они не позволят тебе упасть».

 

«Море волнуется»

Цель: помочь преодолеть робость, страх; формировать уверенность в себе.

Ребенок ложится на одеяло. Дети поднимают его, держа одеяло со всех сторон. Говорят: «Море волнуется раз (тихо). Море волнуется два (громче). Море волнуется три (еще громче)». Ребенок старается их пере­кричать: «А я не боюсь моря».

«Слушаем сердце»

Цель: развивать коммуникативность, чувствительность, умение чув­ствовать партнера.

Дети разбиваются на пары. Один ребенок лежит на спине с закрыты­ми глазами, руки вдоль туловища. Второй стоит на коленях напротив него. Первый кладет ступни на грудь второго, а тот придерживает их руками. Лежащий ребенок вслух считает удары сердца сидящего (чувствует ступ­нями). Взрослый проверяет.

«Общение в паре»

Цель: развивать умение внимательно слушать и запоминать.

Дети разбиваются на пары, садятся спина к спине. Один ребенок ше­потом рассказывает о чем-либо, потом спрашивает другого, что он гово­рил. Рассказывая, дети должны попытаться описать свои ощущения.

«Сидящий-стоящий»

Цель: развивать эмоциональную сферу.

Ребенок, стоя и глядя на сидящего, говорит предложенную воспита­телем или составленную самостоятельно фразу весело, со страхом, сер­дито, спокойно.

«Исследование лица»

Цель: развивать коммуникативность, тактильную память.

Дети разбиваются на две шеренги, встают лицом друг к другу Дети в одной шеренге закрывают глаза; в другой — меняются местами (про­извольно) и подходят ближе к первой шеренге. Дети с закрытыми гла­зами ощупывают лицо и волосы подошедших и называют их имена.

Условие: дотрагиваться до одежды нельзя.

«Зеркало»

Цель: развивать умение понимать и передавать чужие эмоции.

Дети делятся на пары, встают лицом друг к другу. Один начинает вы­полнять какое-либо движение, другой повторяет его (в зеркальном ото­бражении). Воспитатель предлагает в жестах и мимике передать разные эмоциональные состояния: грусть, радость, страх, боль, отвращение и т. д.

«Животные»

Цель: развивать воображение, двигательные навыки.

Воспитатель предлагает детям изобразить какое-либо животное, учи­тывая индивидуальные особенности ребенка (шустрому — медведя, мед­лительному — зайца, трусливому — тигра и т. д.)

«Следование за ведущим»

Цель: развивать умение понимать и передавать чужие эмоции; разви­вать воображение.

Дети делятся на 2—3 группы (по 5—6 человек). В каждой группе выбирается ведущий. Он ходит по кругу, выполняя движения, отражаю­щие различные эмоции; дети повторяют их.

«Танец под музыку»

Цель: помочь поверить в себя, преодолеть робость.

Дети садятся по кругу, самого замкнутого сажают в центр. Включа­ется музыка — дети встают, а ребенок в центре танцует. (Другие тоже могут танцевать, но стоя на месте.)

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры, этюды на развитие эмоциональной сферы

Игры, этюды на развитие эмоциональной сферы - это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее...

Игры, упражнения, этюды для развития эмоционально-личностной сферы дошкольников

Арт-терапевтические упражнения, психологические игры и этюды направленные на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГР И ЭТЮДОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ И УМЕНИЯ СОПЕРЕЖИВАТЬ

Этюды и музыкальные игры направлены на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка – познавательной и эмоционально-личностной сферы. Ребенок должен осознать, что между мыслями, чувствами и п...

Картотека эмоциональных этюдов.

Эмоции в жизни ребенка — важная часть жизни каждого человека. Дети, с первых лет жизни, должны правильно различать и реагировать на эмоции окружающих людей, также самим научиться выражать свои э...

«Дидактическая игра «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ЭТЮД «КОТЯТА» » словесная с целью развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста».

Один из самых демократичных и популярных видов игр — это словесная игра. Словесные игры построены на словах и действиях играющих.Цели: развитие эмоционального интеллекта дете...