Эмоциональные этюды
план-конспект занятия (младшая группа) по теме
Этюды на выражение удовольствия и радости
Вкусные конфеты
Ситуация. У девочки в руках воображаемый кулек (коробка) с конфетами. Дети берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают и кладут конфеты в рот. По лицам ребят должно быть понятно, что угощение вкусное.
Мимика: жевательные движения, улыбка.
Новая кукла
Ситуация. Девочке подарили новую куклу: Она радуется, весело скачет, кружится, играет с куклой.
Маме улыбаемся
Ведущий поет песню В. Агафонникова «Маме улыбаемся», дети слушают и повторяют движения, которые делает ведущий.
Ой, лады, лады, лады, (хлопают в ладоши)
Не боимся мы воды, (разводят руки в стороны ладонями вверх)
Чисто умываемся вот так! (гладят круговыми движениями щеки)
Маме улыбаемся вот так! (опускают руки и улыбаются)
Этюд на выражение внимания, интереса, сосредоточения
Лисичка подслушивает
Ситуация. Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик и петушок, и подслушивает, о чем они говорят.
Выразительные движения: голова наклонена в сторону (слушает, подставляет ухо), взгляд направлен в другую сторону, рот полуоткрыт. Поза: нога выставлена вперед, корпус тела слегка наклонен вперед.
Этюды на выражение страха
Лисенок боится
Ситуация. Лисенок увидел на другом берегу ручья маму; но не решается войти в воду, т. к. она очень холодная, а ручей глубокий.
Выразительные движения: поставить ногу7 вперед на носок, потом вернуть на место. Повторить это движение несколько раз. (Для большей выразительности можно имитировать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды.)
Злая собака
Ситуация. Мальчик гуляет на улице, мимо на поводке идет собака. Она лает на мальчика, пытается сорваться с поводка и укусить его за ногу
«Назови себя»
Цель: учить представлять себя коллективу сверстников.
Ребенку предлагают представиться, назвав свое имя так, как ему больше нравится: как называют дома или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.
«Позови ласково»
Цель: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Ребенкупредлагают бросить мяч или передать игрушку другому ребенку (по желанию), ласково- назвав его по имени,
«Волшебный стул»
Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи нежные, ласковые слова.
Дети становятся (садятся) по кругу. Один ребенок садится на «волшебный ступ» в центре круга, остальные говорят о нем добрые, ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.
«Передача чувств»
Цель: учить передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.
Ребенку дается задание передать «по цепочке» определенное чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Затем дети обсуждают, что они чувствовали при этом.
«Перевоплощение»
Цель: учить перевоплощаться в предметы, животных, изображая их с помощью пластики, мимики, жестов.
Дети по очереди загадывают определенный «образ» и изображают его, не называя. Остальные отгадывают, давая словесный портрет
«Моя любимая игрушка»
Цель: развивать умение слушать друг друга; описывать любимую Игрушку, отмечая ее настроение, поведение, «образ жизни».
Дети выбирают, какую игрушку будут описывать, не называя ее, и рассказывают о ней, остальные отгадывают.
«Подарок другу»
Цель: развивать умение невербально «описывать» предметы. Один ребенок — «именинник»: остальные дарят ему подарки, передавая движениями и мимикой свое отношение к имениннику.
«Скульптор»
Цель: учить договариваться и взаимодействовать в группе сверстников.
Один ребенок — «скульптор», 3—5 детей — «глина». Скульптор лепит композицию из глины, расставляя фигуры по задуманному проекту. Остальные помогают, затем все вместе дают название композиции.
«Волшебный цветок»
Цель: учить выражать свою индивидуальность, представлять себя другим детям в группе.
Детям предлагают представить себя маленькими ростками цветов. По желанию они выбирают, кто каким цветком будет. Далее под музыку показывают, как цветок распускается. Затем каждый ребенок рассказывает о себе: где и с кем он растет, как себя чувствует, о чем мечтает.
«Разноцветный букет»
Цель: учить взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие.
Каждый ребенок объявляет себя цветком и находит себе другой цветок для букета, объясняя свой выбор. Затем все маленькие букеты, объединяются в один большой и устраивают хоровод цветов.
«Свеча»
Цель: развивать умение управлять своим эмоциональным состоянием, расслабляться, рассказывать о свих чувствах и переживаниях.
Дети в удобных позах рассаживаются вокруг свечи, в течение 5—8 секунд пристально смотрят на пламя, затем закрывают глаза на 2—3 секунды (свеча гаснет). Открыв глаза, рассказывают, какие образы увидели в пламени свечи, что чувствовали при этом.
«Солнечный зайчик»
Цель: продолжать воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, развивать атмосферу тепла, любви и ласки.
Детям предлагается с помощью зеркала поймать «солнечного зайчика». Воспитатель говорит: «Я тоже поймала зайчика», — и предлагает передать его по кругу, согреться его теплом. Когда зайчик возвращается
к воспитателю, он обращает внимание на то, что за это время зайчик, обласканный детьми, вырос и уже не умещается в ладонях. Зайчика пускают, но каждый ловит частички его тепла своим сердцем.
«Пирамида любви»
Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям; развивать коммуникативные способности.
Дети сидят в кругу.
— Каждый из нас что-то и кого-то любит, всем нам присуще это чувство и все мы его выражаем. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свою работу. Расскажите, кого и что любите вы. (Рассказы детей.)
А сейчас давайте построим пирамиду любви из наших рук. Я назову что-то любимое и положу руку, затем каждый из вас будет называть свое любимое и класть свою руку.
Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая получилась пирамида. Высокая, потому что мы любимы и любим сами.
Упражнения можно использовать в разных режимных моментах, на физкультминутках или общеразвивающих занятиях.
«Встреча»
Цель: развивать коммуникативные способности. Дети разбиваются на пары и рассказывают друг другуотом, как ониутром шли в детский сад.
«Прорвись в круг»
Цель: помочь поверить в себя, преодолеть робость,войти в коллектив сверстников.
Ребенка, испытывающего наибольшие сложности в общении со сверстниками, отводят в сторону. Остальные дети встают в круг, крепко взявшись за руки. Ребенок должен разбежаться, прорвать цепь из рук и проникнуть в круг
«Доверяющее падение»
Цель: развивать уверенность в поддержке сверстников, доверие к ним.
Две пары детей (не более) встают друг за другом между двумя линиями. Взрослый — между парами детей (для страховки). Один ребенок падает, другой его ловит. Падающий должен закрыть глаза и не подстраховывать себя, расслабиться.
«Подними, покачай»
Цель: дать ребенку понять, что сверстники поддерживают его, заботятся о нем.
Ребенок ложится на ковер, расслабляется, закрывает глаза. Воспитатель поддерживает его под мышки. Дети осторожно поднимают его со всех сторон, затем легко качают. Воспитатель спрашивает: «Тебе приятно? Не страшно? Друзья крепко тебя держат, они не позволят тебе упасть».
«Море волнуется»
Цель: помочь преодолеть робость, страх; формировать уверенность в себе.
Ребенок ложится на одеяло. Дети поднимают его, держа одеяло со всех сторон. Говорят: «Море волнуется раз (тихо). Море волнуется два (громче). Море волнуется три (еще громче)». Ребенок старается их перекричать: «А я не боюсь моря».
«Слушаем сердце»
Цель: развивать коммуникативность, чувствительность, умение чувствовать партнера.
Дети разбиваются на пары. Один ребенок лежит на спине с закрытыми глазами, руки вдоль туловища. Второй стоит на коленях напротив него. Первый кладет ступни на грудь второго, а тот придерживает их руками. Лежащий ребенок вслух считает удары сердца сидящего (чувствует ступнями). Взрослый проверяет.
«Общение в паре»
Цель: развивать умение внимательно слушать и запоминать.
Дети разбиваются на пары, садятся спина к спине. Один ребенок шепотом рассказывает о чем-либо, потом спрашивает другого, что он говорил. Рассказывая, дети должны попытаться описать свои ощущения.
«Сидящий-стоящий»
Цель: развивать эмоциональную сферу.
Ребенок, стоя и глядя на сидящего, говорит предложенную воспитателем или составленную самостоятельно фразу весело, со страхом, сердито, спокойно.
«Исследование лица»
Цель: развивать коммуникативность, тактильную память.
Дети разбиваются на две шеренги, встают лицом друг к другу Дети в одной шеренге закрывают глаза; в другой — меняются местами (произвольно) и подходят ближе к первой шеренге. Дети с закрытыми глазами ощупывают лицо и волосы подошедших и называют их имена.
Условие: дотрагиваться до одежды нельзя.
«Зеркало»
Цель: развивать умение понимать и передавать чужие эмоции.
Дети делятся на пары, встают лицом друг к другу. Один начинает выполнять какое-либо движение, другой повторяет его (в зеркальном отображении). Воспитатель предлагает в жестах и мимике передать разные эмоциональные состояния: грусть, радость, страх, боль, отвращение и т. д.
«Животные»
Цель: развивать воображение, двигательные навыки.
Воспитатель предлагает детям изобразить какое-либо животное, учитывая индивидуальные особенности ребенка (шустрому — медведя, медлительному — зайца, трусливому — тигра и т. д.)
«Следование за ведущим»
Цель: развивать умение понимать и передавать чужие эмоции; развивать воображение.
Дети делятся на 2—3 группы (по 5—6 человек). В каждой группе выбирается ведущий. Он ходит по кругу, выполняя движения, отражающие различные эмоции; дети повторяют их.
«Танец под музыку»
Цель: помочь поверить в себя, преодолеть робость.
Дети садятся по кругу, самого замкнутого сажают в центр. Включается музыка — дети встают, а ребенок в центре танцует. (Другие тоже могут танцевать, но стоя на месте.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Этюды, мимические упражнения для развития эмоциональной сферы и воображения
Развитие детского воображения...
Игры, этюды на развитие эмоциональной сферы
Игры, этюды на развитие эмоциональной сферы - это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее...
Игры, упражнения, этюды для развития эмоционально-личностной сферы дошкольников
Арт-терапевтические упражнения, психологические игры и этюды направленные на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГР И ЭТЮДОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ И УМЕНИЯ СОПЕРЕЖИВАТЬ
Этюды и музыкальные игры направлены на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка – познавательной и эмоционально-личностной сферы. Ребенок должен осознать, что между мыслями, чувствами и п...
Картотека эмоциональных этюдов.
Эмоции в жизни ребенка — важная часть жизни каждого человека. Дети, с первых лет жизни, должны правильно различать и реагировать на эмоции окружающих людей, также самим научиться выражать свои э...
«Дидактическая игра «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ЭТЮД «КОТЯТА» » словесная с целью развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста».
Один из самых демократичных и популярных видов игр — это словесная игра. Словесные игры построены на словах и действиях играющих.Цели: развитие эмоционального интеллекта дете...
Презентация "Экспрессивный этюд как метод развития эмоционального эмоционального развития детей в контексте ФГОС ДО"
Экспрессивные этюды, особенности работы, советы....