Обобщенный педагогический опыт по теме: «Нравственное воспитание ребенка дошкольного возраста посредством сказок в соответствии с ФГОС»
материал на тему
Обобщенный педагогический опыт «Нравственное воспитание ребенка дошкольного возраста посредством сказок в соответствии с ФГОС»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_ivanovoy_l.v.docx.docx | 122.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 40 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей
Обобщенный педагогический опыт педагога Ивановой Людмилы Владимировны
Тема опыта:
«Нравственное воспитание
ребенка дошкольного возраста
посредством сказок в соответствии с ФГОС»
Идея опыта: Приобщение детей дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям посредством сказок
Сведения об авторе:
1. Иванова Людмила Владимировна
2.Образование: высшее
3.Орехово – Зуевский педагогический институт, 1986г.
4.Учитель русского языка и литературы
5.МБДОУ № 40
6.Воспитатель
7. Педагогический стаж - 22 г.
8.Стаж работы в занимаемой должности - 20 лет
9.Первая квалификационная категория
Ведущая педагогическая идея
«Литература, поэзия - источники прекрасных образов, чувств,
мыслей, которыми мы вместе с детьми можем восхищаться ,
и которые дают много импульсов для жизни и творчества.
Среди всего этого мы честно должны выбирать то,
что нас не оставляет безразличными, тогда дети скорее что-то
услышат, увидят и почувствуют»
В.А Сухомлинский.
Каким будет наше будущее? На этот вопрос ответить не просто, но мы все верим, что оно будет лучше уходящего. Мы, педагоги, можем уверенно сказать: будущее станет таким, каким будет человек. Оно всецело зависит от того, какие основы мы заложили в сознании детей. От этих основ зависит духовное и нравственное благосостояние общества.
Во время пребывания в детском саду у детей формируются нравственные черты и качества: умение различать, что хорошо и что плохо; делать то, что можно и воздерживаться от того, что не дозволено, быть правдивым и скромным, доброжелательно относится к сверстникам.
Как показали исследования психолога А.Н. Леонтьева, дошкольный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят.
Воспитание у детей нравственных чувств – сложный процесс. Большую роль в этой работе призвана сыграть книга. Книга заставляет думать, понимать свои чувства и поступки, становиться лучше. Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка. При чтении книг ребенок видит перед собой определенную картину, ситуацию, образ, он переживает события, и, чем сильнее его переживания, тем ярче его чувства и представления о действительности. Правила морали приобретают в художественном произведении живое содержание. И мы, педагоги, должны уметь отбирать из всего многообразия произведений такие, которые воспитывают в наших детях положительные эмоции и закладывают основы нравственности.
Условия возникновения и становления опыта.
Нравственное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка. Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: « Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно больше добра».
Работая с детьми дошкольного возраста и наблюдая за ними, я определила для себя одну из важнейших задач в воспитании – это нравственное воспитание. Имея филологическое образование и опираясь на труды и высказывания писателей и ученых, я взяла за основу в нравственном воспитании художественную литературу.
Как ребенок может научиться моделям поведения? Так же, как и всему остальному: в основном, подражая тому, что он видит вокруг. И литература играет важнейшую роль, ведь яркие художественные образы и удивительные сюжеты порой на всю жизнь врезаются в память, могут навести на глубокое размышление. Например: чем с утра до вечера твердить маленькой девочке, как плохо быть неряхой, лучше прочитать « Федорино Горе» К. Чуковского и сказать, что ее игрушки тоже, наверное, убегут, обидевшись на беспорядок.
Для дошкольников одним из первых художественных произведений является детский фольклор: сказки и малые фольклорные жанры. Поэтому свою работу по реализации программы по нравственному воспитанию начала с возрождения интереса у детей к детскому фольклору. Я изучила необходимую литературу, составила перспективное планирование, систематизировала работу по этому вопросу. Работу по данной теме веду совместно с логопедом и психологом.
Актуальность.
Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы (взрослые) заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее. Все начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство - очень важный этап в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил свод нравственных понятий и человеческих ценностей.
Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах являются семья, детский сад и средства массовой информации. Родители - первые главные учителя. Но сейчас время «трудное». Многие люди находятся под сильным влиянием идей материализма, у них искажаются представления о мире, личная выгода становится выше морали, честности, а это сказывается пагубным образом на их духовном развитии.
Велика роль телевидения и средств массовой информации. В наше время телевидение и детский сад выступают соперниками в борьбе за ребенка.
На плечи воспитателей ложится большая задача. Она заключается в том, чтобы воспитать в душе ребенка духовное начало, развить чувства, чтобы он вырос не бездумным и равнодушным человеком.
Я считаю, что благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей – это художественная литература.
Проблема сохранения интересов к книге, к чтению в наше время требует повышенного внимания. Техника (аудио – видео - компьютерная) ослабила интерес к книге. Плоды этого мы уже начинаем пожинать сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков и, самое главное, искажение представлений о добре и зле. И поэтому проблема нравственного воспитания через художественную литературу никогда не представлялась такой острой, актуальной и значимой, как сегодня. А для младших дошкольников именно сказка является первым художественным произведением в их жизни.
Теоретическая база темы.
В процессе моей деятельности по данной теме мною были изучены новые программы и теории. В Законе Российской Федерации « Об образовании» отмечается « гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей»(96,97 с 2). Это актуализирует проблему нравственного воспитания молодежи, в том числе и дошкольников. В основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса принцип воспитания гуманистической направленности через приобщение к общечеловеческим ценностям во всех видах его деятельности выдвинут как ведущий.
Многие современные ученые указывают на то, что большую роль в нравственном воспитании ребенка играет художественная литература, в том числе – сказка. Об этом пишут Ш.А. Амонашвили, В.П. Аникин, К.И. Чуковский и др. О нравственном воспитании дошкольников посредством сказок можно узнать из следующих источников:
Н.М. Яковлева « Использование фольклора в развитии дошкольника»
Л.В. Рыжова « Метод работы по сказкам»
О.Я. Шиян «Развитие творческого мышления»
О.Д. Смирнова «Метод проектирования в детском саду»
Новизна.
Развитие творческого мышления дошкольников и взрослых через сказку.
Ученые, которые исследовали сказки, показали, что она представляет собой сложный и важный для детского развития элемент культуры.
Народные сказки не только обогащают воображения ребенка, но и способствуют развитию творческой деятельности.
Великий итальянский педагог Мария Монтессори писала, что дети учатся жить у жизни, но если чему-то учиться у жизни, то это творчеству. А творчество невозможно просто «показать», надо самому решать задачи. Вот и возникает вопрос, каким образом ребенок может получить опыт такого решения, читая сказки? Ведь в сказках все задачи предлагаются, казалось бы, уже в решенном виде.
Во- первых, я строю работу таким образом, чтобы дети восприняли сказку, как задачу для себя: например, искали решение вместе с главным героем и анализировали взаимоотношения персонажей.
Во- вторых, в ходе изучения каждой сказки последние занятия посвящены проигрыванию, рисованию и придумыванию своих собственных историй. Это необходимая часть: дети учатся у сказки творчеству.
Я считаю, что самое главное – дать ребенку почувствовать радость решения задач, умного спора, восхищения от неожиданной идеи. Мышление заработает, если дети поймут, что им надо не отгадывать мысли взрослых, а действовать самостоятельно, не боясь ошибок.
В- третьих, решаем проблемы в сказках при помощи схемы или наглядной модели. У детей дошкольного возраста мышление наглядное - оно нуждается в некоторой зримой опоре для решения задачи. Ребенок может несколько раз сменить точку зрения. Чтобы не потерять нить дискуссии (и детям, и взрослому) нужна опора. Такой опорой может стать наглядная модель или схема. Так, с помощью сказки, я развиваю у детей творческое мышление, умение самому находить ответы на проблемные вопросы. А в жизни у нас часто встречаются противоречивые, проблемные ситуацию. И человек, у которого развиты логика, творчество, умение думать и решать задачу, всегда найдет ответ на, казалось бы, неразрешимую задачу.
Трудоемкость.
Данную работу может провести любой заинтересованный воспитатель дошкольного учреждения. Организация работы не трудоемка при наличии методической и художественной литературы. Большую помощь могут оказать родители.
Трудности заключаются в планировании системы организованной деятельности с учетом возрастных особенностей детей и в разработке критериев отслеживания результатов, исходя из индивидуальных особенностей ребенка.
Технология опыта.
Из всего многообразия художественной литературы для нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста я выбрала детский фольклор: малые фольклорные жанры и сказки.
Цель: Нравственное воспитание дошкольников посредством художественной литературы ( сказок).
Я поставила перед собой следующие задачи:
- Воспитательные
- Воспитывать в детях любовь и уважение к книге, к художественному слову, фольклору.
- Приобщить детей к истокам народной культуры.
- Воспитывать эстетический и художественный вкус.
- Способствовать формированию нравственных качеств: отзывчивость, дружелюбие, умение уступать, помогать друг другу и др.
- Развивающие.
- Содействовать развитию речи детей.
- Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
- Создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с детским фольклором.
- Обучающие.
- Формировать нравственные представления о нормах социальных отношений и моделях поведения.
- Знакомить детей с художественной литературой.
- Расширять представления об окружающем мире.
- Учить видеть поступки героев и правильно оценивать их.
Эти задачи я решаю следующим образом:
Во второй младшей группе я знакомлю детей с жанром малого фольклора, в средней группе со сказками. Для реализации поставленных задач использую различные формы работы: чтение, обсуждение, пересказ, театрализация, конкурсы, викторины. Предлагая детям песенку, потешку, использую музыкальное сопровождение, наглядный материал. Это различные виды театров, книжки раскладки, кубики. Использую фольклор в организованно - образовательной деятельности и в режимных моментах. Я организовываю предметно – развивающую среду в группе в соответствии с изученным сказками. Так же у нас имеется детская библиотека, уголок чтения, мини - театральная студия.
Результативность.
В ходе целенаправленного и системного использования произведений художественной литературы (сказок) у дошкольников заметно возросли положительные эмоции, желание быть в чем-то похожими на полюбившего героя, повысился интерес к слушанию книг, обсуждению прочитанного. Дети научились различать « что такое хорошо и что такое плохо» во взаимоотношениях и поступках людей. Все это является решающим фактором, обеспечивающим нравственное развитие дошкольников.
2012 – 2013 учебный год. 20 детей.
В результате проведенной работы высокий уровень развития детей повысился до 20% (4 ребенка), средний – с 60% (12 детей) до 80% (16 детей).
2013 – 2014 учебный год. 18 детей
В результате проведенной работы высокий уровень развития детей повысился до 72% (13 детей), средний понизился с 72% до 28% (5 детей).
Опыт работы по нравственному воспитанию посредством художественной литературы детей младшего дошкольного возраста может быть использован среди воспитателей района, также может использоваться на методических объединениях, семинарах, родительских всеобучах.
Приложение.
Показатели знаний и умений детей.
- Умение внимательно слушать чтение литературных произведений.
- Умение выделять поступки героев, давать элементарную оценку.
- Умение различать границы фантастического (сказочного) и реалистического в литературе.
- Умение откликаться на комическое содержание, чувствовать юмор ситуации, слов, выражений.
- Умение сопереживать героям.
- Умение воспроизводить текст сказок при рассматривании иллюстраций.
- Наличие потребности в чтении, самостоятельное добровольное обращение к книгам.
- Применение нравственного урока из сказки на себя.
- Умение аккуратно пользоваться книгой, бережно относиться, убирать на место.
Оценка выполнения осуществляется по 5-ти бальной шкале.
1-2 балла – низкий уровень
3-4 балла – средний уровень
5 баллов – высокий уровень
Книга учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну, а слабый – его защитить,
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Окружающий мир познают.
( А. Лесных)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщенный педагогический опыт на тему: «Формирование лексико - грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.»
Обобщенный педагогический опыт на тему: «Формирование лексико - грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.»...
Обобщенный педагогический опыт по теме:«Нравственное воспитание ребенка дошкольного возраста посредством сказок »
Приобщение детей дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям посредством сказок....
Обобщенный педагогический опыт по теме: «Воспитание культуры ЗОЖ у детей дошкольного возраста»
Данный опыт работы может быть использован как в дошкольных образовательных учреждениях, так и в начальном звене общеобразовательных школ при условии заинтересованности педагогов проблемой формирования...
ЦЕЛОСТНЫЙ ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III уровня»
В настоящее время наблюдается постоянный рост количества детей с патологией речи (в частности детей с ОНР (III уровень)). Данная область остается по-прежнему недостаточно изученной, поэто...
Обобщенный педагогический опыт на тему: «ИКТ - технологии как средство повышения профессиональной компетентности педагогов в условиях внедрения ФГОС»
За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Перспективность обусловлена современностью информационной...
Обобщенный педагогический опыт на тему: «Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. В стенах детского сада происходит пер...
Обобщенный педагогический опыт по теме: «Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста» (Презентация)
Познавательно-речевое развитие дошкольников является одним из главных компонентов современного стандарта дошкольного образования и направлено на развитие ребенка как субъекта познания: его любознатель...