Обобщенный педагогический опыт
материал по теме

Баулина Светлана Николаевна

Обобщенный педагогический опыт

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nalichie_sobstvennogo_opyta1.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщённый инновационный педагогический опыт воспитателя

МБДОУ «Ромодановский детский сад комбинированного вида»

                                   Баулиной Светланы  Николаевны

Баулина Светлана Николаевна – воспитатель МБДОУ «Ромодановский детский сад комбинированного вида» п. Ромоданово, Ромодановский район.

Образование средне - специальное, окончила Ичалковское педагогическое училище им. С. М. Кирова  по специальности «Учитель рисования и черчения». Педагогический стаж – 27 лет, стаж работы в детском саду – 27 лет.

Тема опыта:

Приобщение дошкольников к национальной культуре Мордовии

средствами информационно-коммуникационных технологий

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Актуальность

       Этнокультурное образование детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современного дошкольного образования.

        Ведь именно в детском саду ребенок впервые приобретает первые знания о своей этнической принадлежности,  именно в детском саду детей учат с уважением относиться к традициям своего этноса,  знакомят с другими народами и культурами, формируют  навыки межнационального взаимопонимания и взаимодействия.

       Процесс приобщения дошкольников к региональной культуре осуществляется через интеграцию регионального материала и информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе дошкольного учреждения и способствует формированию у детей отдельных компетенций (культурной, коммуникативной, информационной), являющихся важными составляющими начальных ключевых компетенций, а также позволяет ребенку дошкольного возраста достигать значимых для него целей.

     Выделены основные направления изучения  национальной культуры  Мордовии в дошкольном учреждении, к которым относятся: краеведение, искусство, быт и бытовая культура, традиции и обычаи народов, населяющих край

      И конечно на сегодняшний день важная роль в решении данной проблемы принадлежит информационно-коммуникационным технологиям. Они не заменяют традиционные формы и средства приобщения детей к истории и культуре родного края, но успешно их дополняют или можно сказать восполняют.

Информационно-коммуникационные технологии

Концептуальность (новизна)

Новая организация воспитательно-образовательного процесса с использованием современных программ и здоровьесберегающих технологий.

            - комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и родители, и администрация ДОУ;

           - создание единого информационного образовательного пространства ДОУ,  района, республики, страны;

            - активное использование Интернет в образовании.

            - разработан вариант модели процесса приобщения дошкольников к региональной культуре посредством ИКТ, позволяющий формировать у детей отдельные компетенции;

           - создан методический комплекс (модель и программа по приобщению дошкольников к региональной культуре посредством ИКТ; виртуальный музей; компьютерные игры);

           - обоснованы организационно-педагогические условия процесса приобщения дошкольников к региональной культуре посредством

Наличие теоретической базы ИКТ

        - Индивидуально-групповая работа с детьми с привлечением родителей и педагогов-специалистов

        - «Технология личностно-ориентированного подхода» И.С. Якиманская.

       -  «Детский сад от А до Я» -  журнал №4, 2010

       -  Моторин В. "Исследовательская деятельность ребенка в условиях взаимодействия с компьютером".

        - Новоселова С.Л., Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997г.

        -  Разработка для родителей анкет, памяток, рекомендаций.

Ведущая педагогическая идея.

Использование информационно-коммуникационных технологий

  1. В режимных моментах
  2. В свободной деятельности детей
  3. В непосредственно-образовательной деятельности

Оптимальность и эффективность средств.

  1. Новые качества знаний в игровой форме;
  2. Информированность родителей;
  3. Повышение ИКТ компетентности педагога
  4. Сочетание традиционных и современных подходов
  5. Создание условий для успешной социализации личности.

 Положительная динамика

6.

Адресность опыта

Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям, учителям начальных классов,

Применение ИКТ в работе с родителями

  1. имеют возможность следить за жизнью группы;
  2. получить информацию о том, что нового узнают их дети в течение текущей недели. Такая информация будет интересна и для тех, кто пропустил дни посещения детского сада;
  3. имеют возможность лучше узнать воспитателей и специалистов детского сада, получать от них необходимую консультацию.

Обмен опытом

Информационно-коммуникационные технологии мы успешно используем в работе с педагогами дошкольных образовательных учреждений.

На районных методических объединениях и семинарах обмениваемся опытом.

Мною  были проведены мастер-классы с использованием презентаций для педагогов района и родителей воспитанников

  1. «В гостях у бабушки и дедушки»,    -      Приложение №1
  2. «Экскурсия по виртуальному музею»

Разработаны компьютерные дидактические игры:  -  Приложение№3

  1. «Национальный костюм»
  2. «Четвёртый лишний»

Презентации:

  1. «Достопримечательности г. Саранска» - Приложение №4
  2. «Виртуальный музей»
  3. В гостях у бабушки и дедушки»             -  Приложение№2

   

Проблемы

Недостаточная материальная база ДОУ. Хотелось бы, чтобы у каждого педагога был перспективный компьютер, в каждой группе был проектор, интерактивные доски и т.д. 

 Перспективы

  1. Участие  в вебсеминарах и интернет – конференциях.
  2. Дальнейшее повышение собственной ИКТ-компетентности.
  3. Поиск наиболее интересных методических новинок в сети интернет для повышения качества воспитательно-образовательного процесса.
  4. Пополнение  и расширение методических материалов  электронной библиотеки.
  5. 100 % включение родителей в жизнь группы с помощью информации через использование ИКТ.

Приложение №1 Конспект занятия «В гостях у бабушки и дедушки»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Ромодановский детский сад комбинированного типа»

Интегрированное занятие

«В гости к бабушке и дедушке»

(для детей средней группы)

Области:      Коммуникация

                      Социализация

                       Здоровье

                      Чтение художественной литературы

                                                                                   Подготовила: Баулина С. Н.

                                                                                        воспитатель высшей категории

                                                           

                                                          2011г

Цель: Расширять словарный запас. Побуждать детей вступать в игровое и речевое действие со взрослыми и сверстниками. Активизировать в речи прилагательные, наименование детёнышей животных. Образовывать глаголы от звукоподражательных слов.  Закреплять знания детей о домашних животных, свойствах, об  их пользе человеку. Тренировать в составлении простых предложений, умение отгадывать загадки.

Методы: Игровой, словесный, наглядный

Приёмы: Беседа, чтение и отгадывание загадок, рассматривание

Предварительная работа: Знакомство с компьютером, рассматривание иллюстраций о животных

Реквизиты: Ноутбук, диск с презентацией, «посылка с подарками от животных», колокольчик большой и маленький, фотоаппарат

Ход занятия:

Стульчики стоят полукругом,  перед ними на расстоянии стоит стол с ноутбуком, дети входят и встают около воспитателя.

-  Сейчас у нас занятие «Развитие речи», где мы учимся правильно дышать, правильно произносить слова и звуки. Учимся отвечать на поставленные вопросы. Для того, чтобы наш язычок хорошо заработал,  давайте вместе с вами расскажем сказку о Весёлом язычке.

(Упражнения для язычка и восстановления дыхания)

Вот теперь всё в порядке. Сели красиво, улыбнитесь друг другу.

Сегодня утром мне пришло письмо от бабушки и дедушки, которые живут в деревне. А письмо то необычное, а по электронной почте. Поэтому я и принесла ноутбук. Давайте его прочтём.

(Cлайд 1. Бабушка и дедушка) Текст: «Здравствуйте, наши дорогие внучата, здравствуйте  девочки и мальчики! Мы живём хорошо.  У нас стоит замечательная зимняя погода! А у вас? Мы хотим познакомить вас со своими большими друзьями, которых мы очень любим. Надеемся, и вы тоже с  ними подружитесь. Чтобы узнать, кто наши друзья, отгадайте загадки.

  1. Явился в жёлтой шубке – прощайте две скорлупки…  (слайд  Цыплёнок)
  2. Посреди двора стоит копна – спереди вилы, сзади копна…(слайд Корова)
  3. Хвост крючком, нос пятачком…(слайд Поросёнок)
  4. Не царь, а в короне, не всадник, а со шпорами…(слайд Петух)
  5. Заплелись густые травы, закудрявились луга, да и сам я весь кудрявый, даже завитком рога…(слайд Баран)
  6.  Мордочка усатая, шубка полосатая, часто умывается, а с водой не знается…   (слайд Кошка)
  7. С хозяином дружит, дом сторожит, живёт под крылечком, хвост колечко … (слайд Собака)

- Как вы думаете, как можно назвать всех их одним словом? (Животные)

- А какие это животные? К  какой группе можно отнести их? (Домашние животные)

- А почему их называют домашними? (Живут рядом с человеком)

Послушайте еще одну загадку:

    Этот маленький ребёнок спит без простынь и пелёнок

Под коричневые ушки не кладут ему подушки

У него четыре ножки он гуляет без пальто

Он калоши и сапожки не наденет ни за что

Он сказать не может «Мама, есть хочу…» и потому

Целый день мычит упрямо «Му-у-у»

Это вовсе не ребёнок, это маленький…(слайд Телёнок)

Правильно. Молодцы!  Как  вы догадались, что это телёнок?

  1. А телёнок - это кто? (слайд Корова с телёнком)

Корова большая, а телёнок?

Что делает корова, когда разговаривает с телёнком? Как?

А телёнок как зовёт свою маму?

  1. А как  называют детёныша лошади? (слайд Лошадь и жеребёнок)
  2. У козы? (слайд Коза и козлёнок) Как подзывает  коза козлёнка?  А козлёнок?
  3. У барана? (слайд Овца и ягнёнок)
  4. У собаки? (слайд Собака и щенок) Что делает собака, когда зовёт щенка? Как?

- Молодцы! Что еще можно сказать о домашних животных?

 - Зимой домашние  животные живут в специальных помещениях, а летом? (на лугу)

 - Когда на лугу пасутся много коров и телят, коз и козлят, овец и баранов как это называется?  (слайд Стадо)

  - Чтобы коровы и телята не потерялись,  взрослым животным вешают на шею большие колокольчики, а  маленьким – маленькие.

Большой колокольчик звенит – Дил-Дил-Дил

Маленький звенит – Диль-Диль-Диль.

Когда я покажу большой колокольчик,  как вы будете звенеть? Хорошо.

Теперь вы не маленькие ребятки, а коровки и телятки! А рожки у них есть? Покажите,  какие. (Дети выполняют игровые действия).

- Молодцы! А что ещё могут делать маленькие телята?

(Дети выполняют игровые действия)

- А теперь сели. Давайте составим предложение  о телёнке.

(Проводится игра «Живые слова»)

А теперь придумайте  предложения о любых животных

(Индивидуальные ответы)

- А ещё бабушка с дедушкой  прислали нам посылку. (В посылке яйцо, клубок ниток, вязаные вещи, упаковки от молока, сметаны, сыра и т. д.)

- Подходите по очереди и отгадайте, кто из домашних животных мог подарить их людям.

- Вот сколько всего дарят нам  домашние животные. Давайте мы будем тоже им добрыми и хорошими друзьями. А сейчас послушайте стихотворение, которое выучила Ксюша.

  Кто любит собак или прочих животных

  Серьёзных котят и щенков беззаботных

  Кто может любить и козла и осла

  Тот в мире вовеки не сделает зла.

-   Вот и заканчивается наше необычное занятие. Теперь и у нас появились хорошие друзья. Предлагаю на память сфотографироваться и отправить фото в деревню бабушке и дедушке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный педагогический опыт

Тема опыта : "Развитие музыкально-пластических способностей средствами сюжетно-образного танца"...

ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ВОСПИТАТЕЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ”КАТЮША” АЛЕКСАНДРЕНКО СВЕТЛАНЫ ВИКТОРОВНЫ ТЕМА ОПЫТА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ-РТВ ДЛЯ РАЗВ

Основным направлением деятельности МДОУ «Катюша» является познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста, поэтому работая в данном направлении:1. Прошла курсы повышения квалификации п...

Обобщенный педагогический опыт воспитателя.

Технология мониторного обучения в работе с дошкольниками....

Обобщенный педагогический опыт по теме "Формирование привычек здорового образа жизни у старших дошкольников"

"Я не боюсь еще и еще раз сказать:забота о здоровье - важнейшая работа             воспитателя.От жизнерадостности, бодрости детей...

Обобщенный педагогический опыт работы воспитателя Матвеевой Светланы Анатольевны "Формирование творческого воображения у детей дошкольного возраста с ОНР в дидактических играх"

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходи-мость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать  новые жизненные...

Обобщенный педагогический опыт

Наличие собственного инновационного опыта:1. Актуальность и перспективность 2. Концептуальность3. Наличие теоретической базы4. Ведущая педагогическая идея5. Оптимальность и эффективность средств6...

Обобщенный педагогический опыт по теме: «Нравственное воспитание ребенка дошкольного возраста посредством сказок в соответствии с ФГОС»

Обобщенный педагогический опыт «Нравственное воспитание ребенка дошкольного возраста  посредством сказок в соответствии с ФГОС»...