Обобщенный педагогический опыт
материал по теме
Предварительный просмотр:
Обобщённый инновационный педагогический опыт воспитателя
МБДОУ «Ромодановский детский сад комбинированного вида»
Баулиной Светланы Николаевны
Баулина Светлана Николаевна – воспитатель МБДОУ «Ромодановский детский сад комбинированного вида» п. Ромоданово, Ромодановский район.
Образование средне - специальное, окончила Ичалковское педагогическое училище им. С. М. Кирова по специальности «Учитель рисования и черчения». Педагогический стаж – 27 лет, стаж работы в детском саду – 27 лет.
Тема опыта:
Приобщение дошкольников к национальной культуре Мордовии
средствами информационно-коммуникационных технологий
Актуальность
Этнокультурное образование детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современного дошкольного образования.
Ведь именно в детском саду ребенок впервые приобретает первые знания о своей этнической принадлежности, именно в детском саду детей учат с уважением относиться к традициям своего этноса, знакомят с другими народами и культурами, формируют навыки межнационального взаимопонимания и взаимодействия.
Процесс приобщения дошкольников к региональной культуре осуществляется через интеграцию регионального материала и информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе дошкольного учреждения и способствует формированию у детей отдельных компетенций (культурной, коммуникативной, информационной), являющихся важными составляющими начальных ключевых компетенций, а также позволяет ребенку дошкольного возраста достигать значимых для него целей.
Выделены основные направления изучения национальной культуры Мордовии в дошкольном учреждении, к которым относятся: краеведение, искусство, быт и бытовая культура, традиции и обычаи народов, населяющих край
И конечно на сегодняшний день важная роль в решении данной проблемы принадлежит информационно-коммуникационным технологиям. Они не заменяют традиционные формы и средства приобщения детей к истории и культуре родного края, но успешно их дополняют или можно сказать восполняют.
Информационно-коммуникационные технологии
Концептуальность (новизна)
Новая организация воспитательно-образовательного процесса с использованием современных программ и здоровьесберегающих технологий.
- комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и родители, и администрация ДОУ;
- создание единого информационного образовательного пространства ДОУ, района, республики, страны;
- активное использование Интернет в образовании.
- разработан вариант модели процесса приобщения дошкольников к региональной культуре посредством ИКТ, позволяющий формировать у детей отдельные компетенции;
- создан методический комплекс (модель и программа по приобщению дошкольников к региональной культуре посредством ИКТ; виртуальный музей; компьютерные игры);
- обоснованы организационно-педагогические условия процесса приобщения дошкольников к региональной культуре посредством
Наличие теоретической базы ИКТ
- Индивидуально-групповая работа с детьми с привлечением родителей и педагогов-специалистов
- «Технология личностно-ориентированного подхода» И.С. Якиманская.
- «Детский сад от А до Я» - журнал №4, 2010
- Моторин В. "Исследовательская деятельность ребенка в условиях взаимодействия с компьютером".
- Новоселова С.Л., Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997г.
- Разработка для родителей анкет, памяток, рекомендаций.
Ведущая педагогическая идея.
Использование информационно-коммуникационных технологий
- В режимных моментах
- В свободной деятельности детей
- В непосредственно-образовательной деятельности
Оптимальность и эффективность средств.
- Новые качества знаний в игровой форме;
- Информированность родителей;
- Повышение ИКТ компетентности педагога
- Сочетание традиционных и современных подходов
- Создание условий для успешной социализации личности.
Положительная динамика
6.
Адресность опыта
Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям, учителям начальных классов,
Применение ИКТ в работе с родителями
- имеют возможность следить за жизнью группы;
- получить информацию о том, что нового узнают их дети в течение текущей недели. Такая информация будет интересна и для тех, кто пропустил дни посещения детского сада;
- имеют возможность лучше узнать воспитателей и специалистов детского сада, получать от них необходимую консультацию.
Обмен опытом
Информационно-коммуникационные технологии мы успешно используем в работе с педагогами дошкольных образовательных учреждений.
На районных методических объединениях и семинарах обмениваемся опытом.
Мною были проведены мастер-классы с использованием презентаций для педагогов района и родителей воспитанников
- «В гостях у бабушки и дедушки», - Приложение №1
- «Экскурсия по виртуальному музею»
Разработаны компьютерные дидактические игры: - Приложение№3
- «Национальный костюм»
- «Четвёртый лишний»
Презентации:
- «Достопримечательности г. Саранска» - Приложение №4
- «Виртуальный музей»
- В гостях у бабушки и дедушки» - Приложение№2
Проблемы
Недостаточная материальная база ДОУ. Хотелось бы, чтобы у каждого педагога был перспективный компьютер, в каждой группе был проектор, интерактивные доски и т.д.
Перспективы
- Участие в вебсеминарах и интернет – конференциях.
- Дальнейшее повышение собственной ИКТ-компетентности.
- Поиск наиболее интересных методических новинок в сети интернет для повышения качества воспитательно-образовательного процесса.
- Пополнение и расширение методических материалов электронной библиотеки.
- 100 % включение родителей в жизнь группы с помощью информации через использование ИКТ.
Приложение №1 Конспект занятия «В гостях у бабушки и дедушки»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Ромодановский детский сад комбинированного типа»
Интегрированное занятие
«В гости к бабушке и дедушке»
(для детей средней группы)
Области: Коммуникация
Социализация
Здоровье
Чтение художественной литературы
Подготовила: Баулина С. Н.
воспитатель высшей категории
2011г
Цель: Расширять словарный запас. Побуждать детей вступать в игровое и речевое действие со взрослыми и сверстниками. Активизировать в речи прилагательные, наименование детёнышей животных. Образовывать глаголы от звукоподражательных слов. Закреплять знания детей о домашних животных, свойствах, об их пользе человеку. Тренировать в составлении простых предложений, умение отгадывать загадки.
Методы: Игровой, словесный, наглядный
Приёмы: Беседа, чтение и отгадывание загадок, рассматривание
Предварительная работа: Знакомство с компьютером, рассматривание иллюстраций о животных
Реквизиты: Ноутбук, диск с презентацией, «посылка с подарками от животных», колокольчик большой и маленький, фотоаппарат
Ход занятия:
Стульчики стоят полукругом, перед ними на расстоянии стоит стол с ноутбуком, дети входят и встают около воспитателя.
- Сейчас у нас занятие «Развитие речи», где мы учимся правильно дышать, правильно произносить слова и звуки. Учимся отвечать на поставленные вопросы. Для того, чтобы наш язычок хорошо заработал, давайте вместе с вами расскажем сказку о Весёлом язычке.
(Упражнения для язычка и восстановления дыхания)
Вот теперь всё в порядке. Сели красиво, улыбнитесь друг другу.
Сегодня утром мне пришло письмо от бабушки и дедушки, которые живут в деревне. А письмо то необычное, а по электронной почте. Поэтому я и принесла ноутбук. Давайте его прочтём.
(Cлайд 1. Бабушка и дедушка) Текст: «Здравствуйте, наши дорогие внучата, здравствуйте девочки и мальчики! Мы живём хорошо. У нас стоит замечательная зимняя погода! А у вас? Мы хотим познакомить вас со своими большими друзьями, которых мы очень любим. Надеемся, и вы тоже с ними подружитесь. Чтобы узнать, кто наши друзья, отгадайте загадки.
- Явился в жёлтой шубке – прощайте две скорлупки… (слайд Цыплёнок)
- Посреди двора стоит копна – спереди вилы, сзади копна…(слайд Корова)
- Хвост крючком, нос пятачком…(слайд Поросёнок)
- Не царь, а в короне, не всадник, а со шпорами…(слайд Петух)
- Заплелись густые травы, закудрявились луга, да и сам я весь кудрявый, даже завитком рога…(слайд Баран)
- Мордочка усатая, шубка полосатая, часто умывается, а с водой не знается… (слайд Кошка)
- С хозяином дружит, дом сторожит, живёт под крылечком, хвост колечко … (слайд Собака)
- Как вы думаете, как можно назвать всех их одним словом? (Животные)
- А какие это животные? К какой группе можно отнести их? (Домашние животные)
- А почему их называют домашними? (Живут рядом с человеком)
Послушайте еще одну загадку:
Этот маленький ребёнок спит без простынь и пелёнок
Под коричневые ушки не кладут ему подушки
У него четыре ножки он гуляет без пальто
Он калоши и сапожки не наденет ни за что
Он сказать не может «Мама, есть хочу…» и потому
Целый день мычит упрямо «Му-у-у»
Это вовсе не ребёнок, это маленький…(слайд Телёнок)
Правильно. Молодцы! Как вы догадались, что это телёнок?
- А телёнок - это кто? (слайд Корова с телёнком)
Корова большая, а телёнок?
Что делает корова, когда разговаривает с телёнком? Как?
А телёнок как зовёт свою маму?
- А как называют детёныша лошади? (слайд Лошадь и жеребёнок)
- У козы? (слайд Коза и козлёнок) Как подзывает коза козлёнка? А козлёнок?
- У барана? (слайд Овца и ягнёнок)
- У собаки? (слайд Собака и щенок) Что делает собака, когда зовёт щенка? Как?
- Молодцы! Что еще можно сказать о домашних животных?
- Зимой домашние животные живут в специальных помещениях, а летом? (на лугу)
- Когда на лугу пасутся много коров и телят, коз и козлят, овец и баранов как это называется? (слайд Стадо)
- Чтобы коровы и телята не потерялись, взрослым животным вешают на шею большие колокольчики, а маленьким – маленькие.
Большой колокольчик звенит – Дил-Дил-Дил
Маленький звенит – Диль-Диль-Диль.
Когда я покажу большой колокольчик, как вы будете звенеть? Хорошо.
Теперь вы не маленькие ребятки, а коровки и телятки! А рожки у них есть? Покажите, какие. (Дети выполняют игровые действия).
- Молодцы! А что ещё могут делать маленькие телята?
(Дети выполняют игровые действия)
- А теперь сели. Давайте составим предложение о телёнке.
(Проводится игра «Живые слова»)
А теперь придумайте предложения о любых животных
(Индивидуальные ответы)
- А ещё бабушка с дедушкой прислали нам посылку. (В посылке яйцо, клубок ниток, вязаные вещи, упаковки от молока, сметаны, сыра и т. д.)
- Подходите по очереди и отгадайте, кто из домашних животных мог подарить их людям.
- Вот сколько всего дарят нам домашние животные. Давайте мы будем тоже им добрыми и хорошими друзьями. А сейчас послушайте стихотворение, которое выучила Ксюша.
Кто любит собак или прочих животных
Серьёзных котят и щенков беззаботных
Кто может любить и козла и осла
Тот в мире вовеки не сделает зла.
- Вот и заканчивается наше необычное занятие. Теперь и у нас появились хорошие друзья. Предлагаю на память сфотографироваться и отправить фото в деревню бабушке и дедушке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщенный педагогический опыт
Тема опыта : "Развитие музыкально-пластических способностей средствами сюжетно-образного танца"...
ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ВОСПИТАТЕЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ”КАТЮША” АЛЕКСАНДРЕНКО СВЕТЛАНЫ ВИКТОРОВНЫ ТЕМА ОПЫТА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ-РТВ ДЛЯ РАЗВ
Основным направлением деятельности МДОУ «Катюша» является познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста, поэтому работая в данном направлении:1. Прошла курсы повышения квалификации п...
Обобщенный педагогический опыт воспитателя.
Технология мониторного обучения в работе с дошкольниками....
Обобщенный педагогический опыт по теме "Формирование привычек здорового образа жизни у старших дошкольников"
"Я не боюсь еще и еще раз сказать:забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя.От жизнерадостности, бодрости детей...
Обобщенный педагогический опыт работы воспитателя Матвеевой Светланы Анатольевны "Формирование творческого воображения у детей дошкольного возраста с ОНР в дидактических играх"
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходи-мость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные...
Обобщенный педагогический опыт
Наличие собственного инновационного опыта:1. Актуальность и перспективность 2. Концептуальность3. Наличие теоретической базы4. Ведущая педагогическая идея5. Оптимальность и эффективность средств6...
Обобщенный педагогический опыт по теме: «Нравственное воспитание ребенка дошкольного возраста посредством сказок в соответствии с ФГОС»
Обобщенный педагогический опыт «Нравственное воспитание ребенка дошкольного возраста посредством сказок в соответствии с ФГОС»...