ОРГАНИЗАЦИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И ФИЗКУЛЬТУРНОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ
методическая разработка
В этой главе мы попробовали переложить принципы оздоровительно-воспитательной работы на разные возрастные группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_ozdorovitelno.docx | 50.29 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И ФИЗКУЛЬТУРНОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ
В этой главе мы попробовали переложить принципы оздоровительно-воспитательной работы на разные возрастные группы.
Раннее детство
В младенческом и раннем возрасте закладываются основы здоровья ребёнка, в этот период происходит наиболее интенсивное развитие всех органов и систем его организма. Полноценное физическое развитие возможно только при условии правильной организации режима дня. Соблюдение режима дня позволяет избежать переутомления в условиях быстрого развития нервной системы малыша. Чем младше ребёнок, тем быстрее он развивается, соответственно, тем больше и чаще он спит.
У ребёнка раннего возраста ещё не сформирована система терморегуляции организма, поэтому защитные функции при температурных воздействиях работают несовершенно. Как переохлаждение, так и перегревание организма может нанести вред его здоровью. На начальных этапах закаливания следует широко применять традиционные методы с использованием природных факторов: солнца, воздуха, воды. В дальнейшем, при сохранении положительного эмоционального настроя у ребёнка, можно приступать к контрастным закаливающим процедурам.
Следующим важным условием сохранения здоровья ребёнка является овладение им культурно-гигиенических навыков и простейших навыков самообслуживания. Умение правильно держать ложку и использовать её по назначению зависит не только от работы костно- мышечного аппарата, но и головного мозга, нервной системы.
Для ребёнка раннего возраста движение – это один из основных способов освоения окружающего мира. Малыш постепенно овладевает
двигательными умениями и навыками: от простейших движений, выполняемых с помощью взрослого, он переходит к самостоятельным действиям с предметами, к ходьбе, бегу и прыжкам.
Ещё одним важным компонентом здоровья является положительный эмоциональный фон, вот почему необходимо сформировать у малыша позитивное отношение к режимным моментам: приёму пищи, гигиеническим процедурам, взаимодействию со взрослым и т. д. Роль семьи в воспитании ребёнка раннего возраста первостепенна, поэтому важно, чтобы работа по развитию и укреплению здоровья детей в детском саду и семье была согласована.
Таким образом, чтобы вырастить ребёнка здоровым, необходимо обеспечить ему оптимальную индивидуальную двигательную активность, достаточную индивидуальную умственную нагрузку и положительные впечатления, эмоции.
Дети первого года жизни
Традиционно возраст от рождения до 1 года делится на два периода: первое и второе полугодия. В первый год жизни имеет значение каждый день, за каждый месяц ребенок совершает огромный рывок в развитии.
Оздоровительно-воспитательная работа
Обеспечить соответствие режима дня возрасту и физическому состоянию ребёнка, формировать положительное отношение к режимным процессам (кормление, подготовка ко сну, укладывание, подъём, проведение гигиенических процедур, высаживание на горшок.
Создавать у ребёнка положительную установку на одевание, кормление, укладывание. Поощрять участвовать в режимных моментах: сопровождать их действием, голосовыми проявлениями (лепетом, гулением). Способствовать своевременному формированию у ребёнка движений руки, овладению им ползанием и ходьбой. Предупреждать усталость ребёнка.
В первые шесть месяцев жизни – развивать зрительно-слуховые реакции, эмоции, простейшие проявления социального поведения. В случае пребывания ребёнка в детском саду согласовать режим бодрствования, сна и приёма пищи с семьей ребёнка. Тогда у малыша не возникнут негативные эмоции при проведении режимных моментов. Педагогам предстоит выяснить, какие ритуалы используют родители при укладывании малыша на сон, при приёме им пищи и т. д.
Придерживаться единых условий и воспитательных приёмов в группе детского сада.
Закаливание. Систематически проводить закаливающие процедуры (сон на свежем воздухе, солнечные ванны, воздушные ванны). Ребёнка в возрасте 1 года можно начинать знакомить с контрастным воздушным закаливанием.
Воспитание культурно-гигиенических навыков. Формировать положительную установку на водные процедуры, обращать внимание ребёнка на чистоту лица, рук; умывать лицо и мыть руки по мере их загрязнения и перед едой. Поддерживать речевые и двигательные реакции в процессе мытья рук, умывания. С 8–9 месяцев формировать умение пользоваться салфеткой, во время умывания подставлять руки под струю воды. Приучать доброжелательно относиться к сидящему рядом малышу, не мешать ему.
Организация двигательной активности в течение дня. Предлагать ребёнку разнообразные игрушки для освоения необходимых навыков, своевременно обновлять и усложнять игровой материал. Формировать умения, которые не могут появиться без специального обучения (развитие движений, действие с предметами, совершенствование восприятия и др.) Побуждать детей к самостоятельным действиям и передвижениям, к активным речевым реакциям, своевременно менять виды деятельности. Следить, чтобы дети подолгу не оставались в
статичной позе, не мешали друг другу. Организовывать места для игр с любимыми игрушками.
Обеспечивать разнообразную самостоятельную деятельность детей, проводить обучающие игры-занятия и режимные процессы индивидуально и по подгруппам. Длительность индивидуальных игр-занятий составляет 2–3 минуты, с подгруппой – 5–7 минут. Заниматься сразу с несколькими детьми возможно в том случае, если они немного ориентируются в пространстве и обладают сенсорными умениями (примерно с 5–6 месяцев). Подгруппы следует формировать с учетом уровня развития детей.
Физкультурная работа
Формировать у малышей движения рук – хватание и удерживание предмета, а также движения, подготавливающие к ползанию: умение переворачиваться, лежать на животе, опираясь на ладони и т. д. К 5–6 месяцам можно использовать упражнения, подготавливающие к ходьбе – поддерживая ребёнка под мышки, пританцовывать, ставить малыша ненадолго на ноги.
Развивать движения руки, зрительный контроль, усложнять действия с игрушками. В возрасте от 6 месяцев до года закладываются основы предметной и игровой деятельности,
Развивать основные движения – ползание и ходьбу. Умение стоять, умение ходить – это не только показатель готовности костно-мышечного аппарата, но и готовности нервной системы и головного мозга.
Развитие движений
От рождения до 2,5–3 месяцев: упражнять в умении удерживать голову при выкладывании на живот и в вертикальном положении на руках у взрослого (с 15–20 дней жизни).
Старше 3 месяцев – развивать умение отталкиваться ногами от твёрдой поверхности с целью развития упора ног. Для этого переводить малыша в вертикальное положение, поддерживая его под мышки.
От 2,5–3 до 5–6 месяцев: развивать движения, подготавливающие к ползанию. Закреплять умение лежать на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук.
С 4 месяцев – стимулировать развитие кистей рук, захватывание предметов, повороты на бок, от 5 месяцев – повороты со спины на живот, от 6 месяцев – с живота на спину.
С 5 месяцев – развивать упор ног, поддерживая ребёнка под мышки в вертикальном положении. Учить малыша упираться ногами в твёрдую поверхность, упражнять в умении сохранять равновесие, покачивая малыша в горизонтальном и вертикальном положениях.
От 5–6 до 9–10 месяцев – стимулировать дальнейшее развитие рук, манипуляцию с предметами, к 7 месяцам – овладеть самостоятельным ползанием, стремиться к тому, чтобы малыш к 7 месяцам активно и подолгу ползал.
С 8 месяцев – поддерживать стремление ребёнка самостоятельно присаживаться из лежачего положения, а затем садиться, вставать и опускаться, держась руками за опору. Способствовать развитию умения переступать вдоль барьера, придерживаясь за него руками, переходить от одного предмета к другому. Поддерживать попытки ребёнка вползать на горку и спускаться с неё.
С 8–9 месяцев – подниматься на горку по лестнице, держась за перила, перелезать через бревно. Упражнять в умении сохранять равновесие в разных положениях (сидя, стоя, переступая). Объединять детей для выполнения упражнений (ползание, переступание), использовать на занятиях мячи разных размеров, а также воздушные шары, крупные сюжетные и музыкальные игрушки.
От 9–10 до 12 месяцев – совершенствовать ранее освоенные движения.
К 10–11 месяцам – учить ходить, придерживаясь за предметы, переходить от одного предмета к другому; ходить при поддержке за обе руки, подниматься и спускаться по лестнице и с горки, приседать на корточки, взбираться на невысокие предметы, свободно вставать и опускаться. Поддерживать и закреплять чувство удовлетворения от совместных со сверстниками действий, радостного сопереживания.
Взаимодействие с родителями
Педагоги согласовывают с родителями режим дня в детском саду и семье, разрабатывают рекомендации по развитию подготавливающих движений к ползанию и ходьбе, культурно-гигиенических навыков, закаливанию, проводят консультации по особенностям развития детей первого года жизни.
Дети второго года жизни
Второй год жизни условно можно разделить на два этапа: от 1 года до 1,5 лет и от 1,5 лет до 2 лет. Это связано со значительными изменениями в развитии ребёнка в этот период. Режим дня в этом возрасте меняется: увеличивается время бодрствования, уменьшается время сна. До достижения ребёнком возраста полутора лет рекомендуется режим с двукратным дневным сном.
Оздоровительно-воспитательная работа
Продолжать укреплять здоровье детей, закаливать их организм. Создавать условия, способствующие развитию двигательной активности и поддерживающие бодрое состояние детей. Предупреждать утомление детей. В режимных процессах формировать простейшие навыки самостоятельности, аккуратности, опрятности. Воспитывать культурно- гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Поддерживать стремление детей к самостоятельности.
Закаливание. Проводить закаливающие процедуры, солнечные ванны, воздушные ванны, обеспечивать сон на свежем воздухе. В
групповых помещениях поддерживать постоянную температуру воздуха (+21–22°). Одежда детей в помещении должна быть двухслойной. Во время сна поддерживать в спальне температуру воздуха +15–16°. Осуществлять закаливание детей во время одевания после сна и при переодевании в течение дня.
Одним из эффективных закаливающих мероприятий является прогулка (в зимнее время при температуре до –15°). При неблагоприятной погоде гулять с детьми на крытой веранде, организуя подвижные игры. В тёплое время года на прогулке предусмотреть кратковременное, в течение 3–5 минут, пребывание детей под прямыми лучами солнца. После окончания прогулки в летнее время сочетать гигиенические и закаливающие процедуры при умывании и мытье ног, учитывая состояние здоровья ребёнка.
Режим в подгруппах должен быть составлен так, чтобы время бодрствования и сна в них не совпадало – тогда одни дети будут бодрствовать, когда другие спят. Такой режим позволяет уделить внимание каждому ребёнку, чаще общаться с ним, следить за его состоянием, поведением, настроением и воздействовать на детей с учетом их индивидуальных и типологических особенностей.
Воспитание культурно-гигиенических навыков.
От 1 до 1,5 лет – учить есть ложкой густую пищу, к 1 году 6 месяцам
- суп. Приучать есть разнообразную пищу, пользоваться салфеткой (с помощью взрослого), после еды благодарить взрослых (как умеют);
От 1,5 до 2 лет – учить мыть руки перед едой и по мере загрязнения, пользоваться личным полотенцем, с помощью взрослого съедать положенную порцию, закреплять умение после еды благодарить взрослых, задвигать стул.
К 1 году 7 месяцам – после прогулки раздеваться самостоятельно, с небольшой помощью взрослого. К 2 годам под контролем взрослого
выполнять отдельные действия: снимать и надевать одежду и обувь в определённом порядке.
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Приучать детей к опрятности, аккуратности. К 2 годам с помощью взрослого пользоваться носовым платком, приводить в порядок одежду, прическу, аккуратно и в определённой последовательности складывать одежду, ставить на место обувь. Учить бережно относиться к вещам, поддерживать порядок в группе. Прививать навыки гигиены и опрятности.
Организация двигательной активности в течение дня. Отличительная особенность детей данного возраста – импульсивность. Дети не могут сидеть долго, ничего не делая. Находясь в статическом положении, они быстро устают. С ними рекомендуется проводить:
- ежедневно утреннюю гимнастику продолжительностью 3–4 минуты;
- подвижные игры в утреннее время, во время прогулки, после сна, в свободной деятельности;
- индивидуальную работу по развитию движений.
Для каждой возрастной подгруппы рекомендуется свой режим дня. Так, дети до 1 года 6 месяцев спят днём два раза, становясь старше, они переходят на один дневной сон. Ночной сон ребёнка длится 10–11 часов. Существенную часть времени занимают режимные процессы (кормление, укладывание на сон, подъём, сборы на прогулку и возвращение с ней, гигиенические процедуры).
Физкультурная работа
Совершенствовать движения, связанные со взаимодействием с различными предметами: учить переносить игрушку, бросать и катать мяч. Для совершенствования ходьбы использовать движения на координацию и равновесие, обучать ползанию в сочетании с переползанием через предмет и с подползанием под ним. Вводить общеразвивающие упражнения на
формирование правильной осанки, развитие и укрепление крупных мышечных групп: наклоны, приседания и т. д.
Физкультурные занятия могут проходить в групповом помещении.
Овладение основными движениями
Ходьба и равновесие. Первое полугодие: ходьба к цели по прямой, по дорожке (ширина 30–25 см, длина 2–3 м), по дорожке из линолеума (ширина 30 см, длина 3–5 м), по гимнастической доске (ширина 30–25 см) с помощью взрослого и без него, через лежащую на полу ленту, верёвку, палку. Переступание через ленту (верёвку, палку), лежащую на полу. Ребёнок поднимается на ящик высотой 10–15 см и сходит с него с помощью взрослого.
Второе полугодие: ходьба между стульчиками, кубами, булавами, кеглями; через кубы, кегли, обручи, палку (высота от пола 5, 10, 15 см), из обруча в обруч, по наклонной доске вверх и вниз, по гимнастической скамейке с помощью воспитателя, с предметом в руках. Ходьба с изменением направления; за катящимся мячом. Подражательные действия (ходить, как солдат, мышка, собачка, медведь; летать, как птичка).
Учить ребёнка подниматься на ящик (высота 15–20 см), гимнастическую скамейку и сходить с них.
Ползание и лазанье. Первое полугодие: ползание на четвереньках по прямой с подлезанием под рейку, верёвку, дугу, стульчик. Ползание с переползанием через бревно, проползанием между двумя параллельно положенными верёвками (по дорожке), пролезанием через обруч.
Второе полугодие: ползание с перелезанием через гимнастическую скамейку, с подлезанием под гимнастическую скамейку. Ползание за катящимся мячом, вверх по наклонной доске, по гимнастической скамейке. Лазанье по лесенке-стремянке вверх и вниз, приставляя одну ногу к другой.
Катание, бросание. Первое полугодие: удерживание мяча обеими руками, одной рукой, собирание мячиков, шариков по залу и складывание их в корзину (ящик). Катание шаров, бросание мяч двумя руками вперёд.
Второе полугодие: перебрасывание мяча (мешочка с песком) через гимнастическую скамейку (ленту) на уровне груди ребёнка двумя и одной рукой. Катание мяча двумя руками, бросание мяча в горизонтальную цель на расстояние 50–60 см (диаметр цели – не менее 50 см).
Ребёнок должен уметь класть мяч в определённое место (цель).
Общеразвивающие упражнения
В работе с детьми второго года жизни общеразвивающие упражнения используются мало, большинство из них выполняются с предметами, которые помогают выполнить эти упражнения.
Проводятся упражнения имитационного характера. Исходное положение при выполнении их – преимущественно сидя или лёжа. Взрослый выполняет упражнение вместе с детьми. Объяснения взрослого должны быть конкретными, краткими, чёткими. Слово должно точно соответствовать действию. Не следует требовать от детей большой точности при выполнении упражнений.
Упражнения для рук и плечевого пояса. Вытянуть руки вперёд, разводить их в стороны, поднимать вверх, заводить за спину; сидя, перекладывать игрушки справа налево от себя и наоборот.
Упражнения для укрепления мышц туловища. Повороты вправо-влево, наклоны туловища вперёд, влево, вправо. Поднять туловище из положения лёжа. Из положения лёжа на животе, с помощью взрослого, поднять руки, голову, прогнуться.
Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног. Поднять и подтянуть ноги к груди из положения лёжа. Приседать с поддержкой взрослого. Выпрямляться, держась за опору. Стоя, держась за опору, покачивать поочередно левой и правой ногой.
Игровые упражнения и подвижные игры. Необходимо создавать благоприятные условия для развития, формирования, закрепления и использования ещё недостаточно закрепившихся двигательных умений, совершенствования основных движений, способствовать умственному и физическому развитию ребёнка. Взрослым необходимо поощрять самостоятельность действий ребёнка, стимулировать и регулировать его двигательную активность. По мере расширения кругозора детей вводите сюжетные подвижные игры с правилами. Ребёнок должен уметь согласовывать свои движения со словом-сигналом.
Взаимодействие с родителями
Педагоги проводят с родителями беседы, касающиеся особенностей развития ребёнка второго года жизни, согласования режима дня в детском саду и семье, развития у ребёнка основных движений (в том числе ползание, подползание, переползание, лазание по лесенке), дают рекомендации по развитию культурно-гигиенических навыков, контрастному водному закаливанию. С целью закаливания можно организовать игру «Тёплый и холодный дождик».
Дети третьего года жизни
Оздоровительно-воспитательная работа
Продолжать укреплять здоровье детей; предупреждать их утомление; формировать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания; обеспечивать достаточное пребывание детей на воздухе.
При организации режима дня необходимо учитывать сезонные особенности. Соблюдение режима сна и бодрствования, наличие положительных эмоций – основные требования, которые необходимо соблюдать, заботясь об укреплении нервной системы ребёнка. Режим дня должен состоять из череды моментов, которые совершаются в одно и то же
время: приём пищи четыре раза в день, дневной и ночной сон, прогулки на воздухе, пребывание в помещении. Остальные компоненты режима динамические, они могут быть смещены во времени.
Педагоги детского сада создают благоприятный психологический климат в группе, оказывают ребёнку помощь при адаптации к детскому саду, выявляют факторы, грозящие возникновению и развитию дистрессовых невротических состояний у детей.
Закаливание. Специальные закаливающие процедуры проводятся по решению администрации и медицинского персонала дошкольного учреждения, с учётом пожеланий родителей. Закаливание ребёнка проводится под наблюдением медицинского персонала. Основные принципы закаливания таковы: постепенность и систематичность при проведении закаливающих процедур, учёт индивидуальных особенностей ребёнка. При проведении закаливающего курса факторы внешней среды используются в следующей последовательности: воздух – вода – солнце.
Воздушные ванны. Игры малой подвижности после сна проводят в проветриваемом помещении, на детях надеты трусики и майки. При проведении подвижных игр на прогулке и в помещении дети одеты в свободную, облегчённую одежду.
Водные процедуры. Первоначальная температура воды при умывании лица и кистей рук составляет +26–28°, постепенно она снижается до +18–20°. После умывания следует насухо вытереть лицо и руки полотенцем. Влажное обтирание проводится с использованием махровой рукавички, температура воды составляет +33–36°. После обтирания нужно растереть тело сухим мягким полотенцем.
Контрастные обливания ног и рук. При обливаниях следует использовать сначала тёплую воду (+33–36 °), затем прохладную (+28– 30°). Возможно постепенное снижение температуры воды до +20°.
Процедура заканчивается обливанием тёплой водой. Контрастными душем можно предварять и заканчивать плавание в бассейне.
Солнечные ванны следует проводить строго под руководством медицинского персонала.
Хождение босиком. Начинать проводить закаливающую процедуру следует при температуре пола не ниже +20°. Вначале, в течение 5–7 дней, дети ходят по полу в носках, затем ходят босиком по полу (1–2 минуты). Ежедневно время процедуры следует увеличивать на одну минуту. Так, постепенно, продолжительность закаливающей процедуру нужно довести до 10 минут.
Воспитание культурно-гигиенических навыков. Совершенствовать освоенные детьми культурно-гигиенические навыки и умения; учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем; формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком); приучать полоскать рот после еды; под контролем взрослого обучать элементарным навыкам чистки зубов; во время еды побуждать детей к самостоятельности, учить держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой; снимать одежду, обувь, расстёгивать пуговицы спереди, застежки на липучках, аккуратно, в определенном порядке складывать снятую одежду; выполнять простейшие поручения; учить здороваться с окружающими, благодарить взрослых после еды.
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Формировать представление о себе как о человеке; учить различать и называть основные части своего тела (руки, ноги, голова, живот, пальцы, глаза, уши, нос, рот, язык); понимать значение каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека: глаза – смотреть, уши – слышать; нос – нюхать; язык – пробовать (определять) на вкус; руки
- хватать, держать, трогать; ноги – стоять, прыгать, бегать, ходить; голова
- думать, запоминать; туловище – наклоняться и поворачиваться в разные стороны.
Дети постепенно осознают свою принадлежность к тому или другому полу, получают первичное представление об организме человека. Они учатся прислушиваться к состоянию своего организма, рассказывать взрослому об испытываемом дискомфорте, недомогании.
Организация двигательной активности ребёнка в течение дня. Ежедневно проводить утреннюю гимнастику продолжительностью 4–5 минут; организовать подвижные игры с детьми в утреннее время, во время организованной образовательной деятельности (после каждого занятия), во время прогулки, после сна, в свободной деятельности. Проводить циклические упражнения (ходьбу), воспитывать интерес и желание участвовать в подвижных играх и физических упражнениях на прогулке. Развивать движения в ходе обучения разнообразным формам двигательной деятельности.
Физкультурная работа
Развивать разнообразные виды движений, обеспечивать развитие физических качеств, сенсомоторную координацию, мелкую моторику; формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку; учить ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, выполняя согласованные, свободные движения рук и ног; придерживаться определённого направления при передвижении (с опорой на зрительные ориентиры), менять направление и характер движения во время ходьбы и бега в соответствии с указанием педагога; учить ползать, лазать, разнообразно действовать с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать); учить прыжкам на двух ногах на месте, с продвижением вперёд, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами.
Овладение основными движениями
Ходьба подгруппами и всей группой за воспитателем; парами, по кругу, взявшись за руки; с изменением темпа, с переходом на бег и наоборот, с изменением направления, врассыпную (старше 2 лет 6 месяцев), обходя предметы, приставным шагом вперёд, в стороны.
Упражнения в равновесии. Ходьба по прямой дорожке (ширина 20 см, длина 2–3 м) с перешагиванием через предметы (высота 10–15 см); по доске, гимнастической скамейке, бревну (ширина 20–25 см). Перешагивание через препятствия высотой 10–15 см, из обруча в обруч, с ящика на ящик. Кружение в медленном темпе (с предметом в руках).
Бег обычный, бег за воспитателем и от него; в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; подгруппами и всей группой в прямом направлении, друг за другом, в колонне по одному, вдогонку за катящимися предметами, между двумя линиями, проложенными друг от друга на расстоянии 0–25 см. Непрерывный бег в течение 30–40 секунд.
Катание, бросание, ловля, метание. Катание мячей двумя и одной рукой воспитателю, под дугу, друг другу. Продвижение за катящимся мячом. Бросание мяча вперёд двумя руками снизу, от груди, из- за головы, двумя руками воспитателю. Ловля мяча, брошенного воспитателем на расстоянии 50–100 см. Перебрасывание мяча через ленту, натянутую на уровне груди ребёнка, на расстояние 1–1,5 м. Бросание предметов (мячи, мешочки с песком, шишки и др.) в горизонтальную цель двумя руками, правой и левой рукой на расстояние 1 м.
Ползание и лазанье. Проползание на четвереньках расстояния 3–4 м по прямой, подлезание под препятствия высотой 30–40 см, перелезание через лежащее на полу бревно. Лазание по лесенке-стремянке высотой 1– 1,5 м, гимнастической стенке вверх на высоту 1,5 м и вниз удобным способом.
Прыжки на двух ногах на месте, слегка продвигаясь вперед; стараясь коснуться предмета, находящегося на 10–15 см выше поднятых рук ребёнка. Перепрыгивание через линию, верёвку, положенную на пол; через две параллельные линии, прочерченные на расстоянии 10–30 см. Прыжки с места на двух ногах как можно дальше.
Развитие физических качеств
Развитие быстроты. Бег на короткие отрезки в максимальном темпе (5–10 м), упражнения и игры с предметами, подвижные игры с бегом.
Развитие силы. Прыжки, лазание и ползание, общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов, упражнения с мячом.
Развитие ловкости. Ходьба, бег и прыжки с различными заданиями. Упражнения в ловле и бросании. Ходьба в различных направлениях, ползание между предметами, бег в различных направлениях, общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, подвижные игры.
Развитие выносливости. Бег в медленном темпе на дистанцию 15– 45 м, во второй половине года – на расстояние 45–80 м. Бег в сочетании с ходьбой и прыжками.
Развитие гибкости. Повороты вправо-влево с передачей предметов рядом стоящему. Наклоны вперёд и в стороны.
Развитие координации. Медленное кружение на месте.
Перешагивание с предмета на предмет.
Ребёнок учится подниматься на носки и опускаться на всю ступню.
Формирование потребности в двигательной активности
Построения и перестроения. Построение в пары, в круг подгруппами и всей группой с помощью воспитателя, выстраивание в шеренгу.
Танцевальные упражнения. Хлопки в ладоши и по коленям; хлопание в ладоши и одновременно притопывание одной ногой; пружинистое покачивание на двух ногах; притопывание двумя ногами. Бег на месте на носочках, поочередное выставление вперёд правой, левой ноги, шаг вперёд – шаг назад на носочках, кружение на носочках, выполнение небольшой пружинки с небольшим поворотом корпуса вправо
- влево.
Общеразвивающие упражнения
Упражнения для рук и плечевого пояса. Поднимание рук вперёд, вверх, в стороны. Скрещивание рук перед грудью и разведение их в стороны. Отведение рук назад, за спину. Сгибание и разгибание рук. Хлопание руками перед собой, над головой, размахивание ими вперед – назад, вниз – вверх.
Упражнения для укрепления мышц спины и гибкости позвоночника. Повороты вправо – влево с передачей предметов рядом стоящему (сидящему). Наклоны вперёд и в стороны. Поочередно сгибание и разгибание ног в положении сидя на полу. Поднимание и опускание ног в положении лёжа на спине. Присаживание на пятки из положения стоя на коленях с последующим приподниманием.
Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног. Ходьба на месте; сгибание левой (правой) ноги в колене (с поддержкой) из исходного положения стоя; приседание с удерживанием за опору; потягивание туловища с подниманием на носки. Ребёнок учится выставлять ногу вперёд на пятку, шевелить пальцами ног в положении сидя.
Спортивные упражнения
Катание на санках. Катание ребёнка взрослым, скатывание с горки, сидя на санках. Передвижение санок за веревку, катание кукол на санках.
Скольжение. Прокатывание детей по ледяной дорожке (взрослый держит их за руки), скатывание с невысокой ледяной горки, сидя на фанере.
Ходьба на лыжах. Ознакомление с лыжами, попытки стоять на лыжах, сохраняя равновесие, переступание с ноги на ногу, попытки скольжения.
Катание на велосипеде. Посадка на трёхколесный велосипед и схождение с него с поддержкой и без поддержки взрослого, попытки продвижения, управление рулём.
Подготовка к плаванию. Вхождение в воду, плескание и игры в воде, погружение лица в воду; попытки скольжения, ныряния
Ребёнок должен освоиться в воде, безбоязненно входить в неё. Предложите ему опустить лицо в воду, затем открыть глаза, попробовать достать игрушки со дна, полежать на груди и на спине с одновременным выполнением движений руками и ногами.
Подвижные игры
Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями; проводить совместные игры в небольших группах; способствовать развитию умения детей играть в игры, в ходе которых совершенствуются основные движения (ходьба, бег, бросание, катание); выразительно передавать простейшие действия некоторых персонажей (попрыгать, как зайчики; поклевать зернышки и попить водичку, как цыплята, и т. п.).
Взаимодействие с родителями
Педагоги проводят с родителями беседы, касающиеся особенностей развития ребёнка третьего года жизни, освоения режимных моментов и проведения оздоровительных мероприятий дома, закрепления в домашних условиях культурно-гигиенических навыков и умений. Родителям можно предложить провести с ребёнком совместные игры: «Что это за предмет»
(предметы индивидуального пользования), «Одень куклу», «Покорми куклу» и др., выполнить семейные проекты, например, оформить стенгазету или фотоальбом «В олимпийцы всей семьей».
Дошкольный возраст
Чтобы сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье ребёнка, необходимо грамотно выстроить оздоровительно-воспитательную работу с детьми, учитывая климатогеографические особенности региона, ориентированность семьи ребёнка на решение проблем здоровья.
Оздоровительно-воспитательная работа в группе подразумевает обеспечение достаточной двигательной активности ребёнка в течение дня, полноценного питания, эффективного закаливания, грамотно составленного оздоровительного режима. Чтобы обеспечить благоприятный психологический климат в группе, необходимо выявить факторы, грозящие появлением дистрессовых невротических состояний у детей. Педагогу следует широко использовать психогигиенические и психопрофилактические средства и методы (индивидуальные беседы воспитателей и психологов с ребёнком и родителями, подвижные, сюжетно-ролевые и особенно режиссерские игры, музыкотерапия, продуктивные виды деятельности детей, отдельные приёмы психотерапии).
Соблюдение режима сна и бодрствования, преобладание положительных эмоций – одно из основных требований гигиены нервной системы ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учет возрастных особенностей детей при организации разных видов деятельности
В данном материале описаны возрастные особенности детей дошкольного возраста. Предложены кинезеологические разминки....
Обобщение опыта работы по внедрению и использованию здоровьесберегающих технологий и организации оздоровительных мероприятий в старшей группе «Почемучки» детского сада № 209 г. Красноярска.
В последнее время контингент детей поступающих в логопедические группы соматически ослаблен. Мы в своей группе, помимо основной коррекционно-педагогической работы решаем задачу по оздоровительной рабо...
Учет возрастных особенностей детей при организации предметно-пространственной среды (старший возраст).
Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть...
родительское собрание : «Итоги адаптации детей к детскому саду. Задачи воспитания. Возрастные особенности детей 2-3 лет»
Протокол родительского собрания во второй группе раннего возраста «Итоги адаптации детей к детскому саду. Задачи воспитания. Возрастные особенности детей 2-3 лет»...
УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ДОО
Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Дошкольный возраст – это начало...
«Особенности организации учебно-воспитательной и коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения»
Хрусталик глаза представляет собой прозрачную структуру внутри глазного яблока, он расположен сразу же за радужной оболочкой глаза. У хрусталика всего лишь одна функция фокусировать лучи света на...
Методическая работа на тему: «Применение современных нетрадиционных техник рисования с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста»
Данная работа содержит материал по исследованию на тему примения нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста с учетом их возрастных особенностей....