Кружок "Веселые прописи"(подготовка руки к письму) для детей старшего дошкольного возраста
материал (подготовительная группа) по теме
Пояснительная записка, задачи, этапа обучения, календарно - тематическое планирование, приложения, список использованой литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_veselye_propisi.docx | 45.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Кружок «Веселые прописи»
(подготовка руки к письму)
для детей старшего дошкольного возраста
Автор – составитель:
ст. воспитатель МБДОУ д /с №4 "Берёзка" Мыколюк М.А.
ст. Кущёвской Краснодарского края
2011 - 2012 г.
Пояснительная записка.
Занятия по обучению письму, действительно, самые трудные. Даже 7-8-летних детей обучать письму нелегко, а 6-летних и подавно.
Несложно понять, что многое зависит от начального этапа обу чения письму. Если какие-то элементы навыка сформируются неверно, то умение писать в целом будет неправильным. А привычки и навыки в раннем возрасте закрепляются очень быстро, при этом очень прочно. Уже на самых первых этапах обучения письму у ребят прояв ляется неудовлетворение, а у родителей огорчение. И наступает мо мент, когда быстро растет нелюбовь к этому занятию. Создается гигантский барьер в обучении: во-первых - «не хочу», во-вторых - «не могу».
Поэтому наша задача - понять те трудности, которые испы тывают дети, причины их возникновения; постараться облегчить их первые шаги в школьной жизни; помочь добиться успеха.
Подготовительные занятия не ставят своей целью научить ребенка писать. Этот процесс длительный и непростой. На наших занятиях мы имеем возможность, не спеша, глубоко проникая в психологию процесса обучения, осуществить этап подготовки де тей к письму. Он заключается в следующем:
- укрепление руки, улучшение координации движений;
- усвоение правил гигиены письма, сохранение правильного положения головы, корпуса, рук, тетради, ручки в руке;
- совершенствование способности к зрительному восприятию форм;
- умение ориентироваться в пространстве листа, строки, в элементах письма;
- поднятие на новый уровень наглядного, образного и отвле ченного мышления детей;
- снижение психологической нагрузки ребенка.
Занятия условно можно разделить на два этапа: работа в альбомах (рисование штриха), работа в тетрадях (рисова ние узоров, письмо элементов букв, буквосочетаний, слов). Много внимания уделяется игровым и занимательным моментам для под держания интереса детей к работе. Вся эта работа сопровождается забавными стихами, чтобы заин тересовать детей и оживить однооб разную работу, которую некоторые из них не любят выполнять. Делая тот или иной рисунок, ребенок не только выполняет движения рукой, но и включает в работу речевой и слуховой анализаторы, тренирует память, так как стихи постепенно заучиваются, и ребенок уже непроизвольно, зарисо вывая что-то в тетради, начинает произносить строчки из них. Рисование по клеткам учит ребенка ориентироваться на листе бумаги, что важно будет в школе для размещения текста на странице. Кроме того, ребенок приобретает умение соотносить образец и свой рисунок, учится сравнивать, находить и исправлять ошибки. Графически одаренные дети с удовольствием срисуют разные орнаменты по клеточкам. Это может послужить толчком для их собственного творчества.
Занятия рассчитаны на дошкольников, которым предстоит в ближайшем будущем перешагнуть порог школы.
Формат занятий: 2 раза в неделю
Ожидаемые результаты занятий:
Дети должны научиться:
1. Усвоить правила гигиены письма, сохранение правильного положения головы, корпуса, рук, тетради, ручки в руке.
2.Выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе и к другим предметам.
3. Уметь ориентироваться на листе бумаги.
4. Освоить элементарные навыки письма.
5. Устойчивый интерес к учёбе и привычка к регулярным занятиям.
6. Ребёнок станет более самостоятельным и организованным.
В дальнейшем - успешная учёба в школе и отсутствие многих школьных проблем.
Подготовка руки к письму осуществляется в три этапа:
I этап - подготовительный
II этап – геометрические фигуры
III этап – завершающий
Цель I этапа:
Знакомство с тетрадным листом в крупную клеточку; ориентировка в клеточке (нахождение правого верхнего угла, середины клеточки и т. д.); формирование умения входить в клеточку, обводить её, вести прямые линии сверху - вниз и слева - направо по разлиновке, размещать внутри клеточки круг, соединять углы клеточек по диагонали; вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки.
Цель II этапа:
Учить зарисовывать внутри клеточек контуры простейших предметов, закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (круги, дуги, квадраты, прямоугольники, треугольники, овалы); закреплять эти понятия в речи детей; учить штриховать и раскрашивать рисунки с помощью цветных карандашей.
Цель III этапа:
Дети к III этапу более уверенно держат карандаш, хорошо ориентируются на листе бумаги, им не составит большого труда, используя в качестве опоры клеточки, зарисовать в них какое-нибудь насекомое или животное. Из отдельных рисунков они могут составить большую сюжетную картинку. Рисунки можно закрашивать цветными карандашами или заштриховывать, используя различные виды штриховок.
Календарно – тематическое планирование занятий.
№ п/п | Тема | Примечания |
I этап - подготовительный | ||
1-2 | «КАПЕЛЬКИ» Капельки упали на листок тетради. Точечками стали на бумажной глади. Уголки у клеточек заняли неспешно,- Острый карандашик им помог, конечно. | Знакомство с тетрадным листом в крупную клеточку; ориентировка в клеточке (нахождение правого верхнего угла, середины клеточки и т. д.) |
3-4 | «ДОРОЖКА» Слева направо протянем дорожку: От детского сада – к родному порожку. Не будет дорожка петлять, загибаться, - Мы не хотим на ней потеряться! | Формирование умения входить в клеточку, обводить её, вести прямые линии слева - направо по разлиновке. |
5-6 | «БУСЫ» Мы по линеечке ниточку протянем. В уголки клеточек точки поставим. Вот получились на каждой из строчек Бусы для мамы, бусы для дочек. | Продолжать закреплять умение входить в клеточку, обводить её, вести прямые линии слева - направо по разлиновке. |
7-8 | «СТОЛБИКИ» Столбики бывают разной высоты. Все они похожи на палки иль шесты. Карандаш уверенно ведём от точки,- Получились ровные палочки - шесточки | Формирование умения входить в клеточку, вести прямые линии сверху – вниз по разлиновке. |
9-10 | «ЗАБОР ПОВАЛИЛСЯ!» Ветер подул, и забор повалился! Но не упал, лишь слегка наклонился. | Формирование умения соединять углы клеточек по диагонали. |
11-14 | «КОЛЕЧКИ» Колечки, колечки нашли возле речки. Обронили колечки белые овечки: Шли мимо осинки, зацепились шерстинки, Повисли на ветке, соберём их, детки! | Формирование умения размещать внутри клеточки круг. |
15-16 | «ЗУБЦЫ» Стена крепостная в тетрадке растет. По ней карандаш наш неспешно идет. Зубцы появляются сразу меж строчек, Бойцы за них спрячутся без проволочек. | Учить соединять углы клеточек по диагонали. |
17-18 | «ВОЛНЫ» Гонит ветер волны, волны. Хватит ветер. Полно! Полно! Успокойся, стань потише! Волны сразу станут ниже! | Учить вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки. |
19-20 | «КИРПИЧИ» Запасаем кирпичи, - Плохо дома без печи! Наберем их, сколько нужно, - И за печь возьмёмся дружно! | Продолжать закреплять умение входить в клеточку, обводить две клеточки вмести (прямоугольники) |
21-22 | «ПИРОЖКИ» «Вот так славный пирожок! Ты не ешь меня дружок! Не в печи я подымался, - из тетради показался». Полукруг рисуют детки на своих листочках в клетки. | Продолжать закреплять умение входить в клеточку, обводить её дугообразной линией. |
27 | «ЗОНТИК» Зонтик раскрываю, - слышится щелчок. Половина круга, ручка – как крючок. На грибок похож он, что растет в лесу. От дождя защиту я в руке несу. | Закрепление материала пройденного на 21-26 занятии. |
II этап – геометрические фигуры Тема «Сад и огород» | ||
28-29 | «ВИШНИ» Вишни зреют между строк: Раз кружок и два кружок. Между ними – галочка, - Разломилась палочка. | Учить зарисовывать внутри клеточек контуры простейших предметов. |
30-31 | «СЛИВЫ» Сливы могут появиться и в тетрадях: Посмотри! Им поможем разместиться В парных клеточках, внутри Раз овал и два овал, - Это каждый рисовал! А теперь приладим крепко, Лишь бы выдержала ветка! | Продолжать учить зарисовывать внутри клеточек контуры простейших предметов. |
32-33 | «ГРУША» Два привычных полукруга Поместили друг на друга: Сверху – малый, вниз – большой. Что забыли мы? Постой! Хвостик, - словно на беретке! – Вот теперь я груша, детки! | Закрепление материала пройденного на 28-31 занятиях. |
ОГОРОД Осень дарит урожай, Не ленись и собирай: Помидоры, щавелек, Лук, морковку и чеснок, Репу, свеклу, кабачок И горошика стручок. | ||
34-35 | «ОГУРЦЫ» Огурцы растут на грядках, А ещё - у нас в тетрадках. Между строчек мы овалы В клеточках нарисовали, Положили на бочек, В место хвостика - крючок! | Закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (овалы) |
35-36 | «МОРКОВЬ» Из земли торчит пенек, На затылке - хохолок. Это – сладкая морковка, Вниз растет ее головка, Рассекая, словно клином, Острым носом землю, глину. | Закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (овалы и треугольники) |
37-38 | «СВЕКЛА» Вот сударушка свекла Прилегла на грядке: Нос уткнулся в мягкий грунт, Над землею – пятки. Побурела от жары, Корочкой покрылась, Распушила сверху хвост: «Ох, как притомилась!» | Продолжать закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (треугольники и овалы) |
39 -40 | «ПОМИДОР» Что за красный там сеньор? Он зовется - помидор. У него лоснится бок, Глаз не видно из – за щек, На затылке – хохолок: К завиточку завиток. | Закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (круги и овалы) |
41-42 | «БАКЛАЖАН» Бок на солнце перегрел. Голову убрал в тенек: «Ох! И жаркий был денек!» | Продолжать закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (круги и овалы) |
43-44 | «РЕПА» Репа - как головка сыра – Золотиста и красива! А в земле не поместилась, Боком к грядке привалилась, Вниз спустила длинный хвост: Он в земле продолжил рост. | Закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (дуги и овалы) |
45-46 | «ЛУК» Снизу – кругло, вверх – остро, А ещё – торчит перо: словно маленький фонтан. Он – мальчишка - хулиган. Про него и сказка есть, нам без слез его не съесть. Нарисуем снизу челку, Что похожа на метелку. Вот какой он лук – лучок, Желтый кругленький бочок. | Продолжать закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (дуги и овалы) |
47-48 | «ТЫКВА» Тыква вроде бы из долек. Только вот вопрос: из скольких? Очень длинные овалы для нее нарисовали. Их приладили друг к другу, Разместили все по кругу. | Закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (круги) |
49-50 | «ЧЕСНОК» Все зубки у чеснока Разом сплющили бока, Собрались тесней в кружок: «Нарисуй меня, дружок!» | Продолжать закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (круг и дуга) |
51-52 | «Щавель» Стрелы цель не поразят, Их для щей сорвем мы с гряд. Часть возьмем себе в тетрадку, Там расставим по порядку. | Закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (треугольники) |
53-54 | «ГОРОХ» Редьке хвастался горох: «Как защитник я неплох! Не смотри, что хрупок с виду! Я не дам себя в обиду! Ведь стручки мои как меч, Могут голову отсечь!» | Закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (круги, дуги и овалы) |
III этап – завершающий | ||
54-60 | Рисуем по клеточкам насекомых: гусеница, бабочка, божья коровка, жуки, стрекозы; животных: заяц, кошка, медведь, цыпленок, утенок, собака, черепаха. природу: цветы, грибы, деревья; окружающий мир: дома, пароходы, и разные предметы обихода. | Закрепляем умения, используя в качестве опоры клеточки. Зарисовать в них насекомых, животных, природу и предметы с окружающего мира. Из отдельных рисунков учим составлять не большую сюжетную картинку. |
60-70 | Графические диктанты | Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. |
Список использованной литературы.
1. Завьялова Н.А. Интегрированный курс подготовки дошкольников.- Волгоград ,2009.
2. Гаврилина С.Е., Кутявина Н.Л. Готовим руку к письму. – М.,2001.
3. Бабаева Т.И. У школьного порога. М.: Просвещение,1993.
4. Арутюнян М.Ю. Учителя и ученики: два мира? – М.: Просвещение,1992.
5. Безруких М.М., Ефимова С.М. Знаете ли вы своего ученика. – М.: Просвещение,1990г.
6. Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей. – М.: Знание,1989.
7. Журнал «Д/В» №2 2000.
8. Швачич Л.А. Взаимодействие дошкольного учреждения с семьёй на этапе предшкольной подготовки детей. - Ст. Ленинградская, 2009.
9.Андриеш В.А., Зайцева И.А. Подготовка детей к школе. –
Санкт- Петербург, 2010.
Типы устных заданий и их содержание.
Таблица раскрывает содержание заданий. Она составлена для того, чтобы не усложнять материал лексических тем попутными разъяснениями, чего должен добиваться от ребенка взрослый. Краткое содержание заданий показывает, на что нужно обратить внимание при выполнении упражнений.
№ | Название задания | Содержание задания |
1 | Вставь в предложение пропущенное слово | Подбор слова по лексической теме и согласование его со всеми членами предложения |
2 | Закончи предложение | Подбор слова по лексической теме в контексте предложения |
3 | Запомни пары слов | Объединение слов в пары на разных логических основаниях |
4 | Запомни слова | Работа с привлечением категорий при припоминании предъявленного ряда слов |
5 | Запомни цепочку слов | Работа с материалом, где заранее заложены сюжетная связь и последовательность между словами |
6 | Измени по образцу | Употребление единственного и множественного числа существительного, притяжательных и качественных прилагательных, изменение глаголов в роде, числе, лице, времени, изменения прилагательных в роде, числе |
7 | Исправь ошибку | Нахождение ошибки в согласовании частей речи в предложении |
8 | Как можно закончить предложения? | Подбор логически обоснованного окончания предложения |
9 | Какое слово не подходит? | Работа с использованием однокоренных слов |
10 | Какое слово отличается от других? | Сравнение слов по звучанию |
11 | Какое слово самое короткое/ самое длинное? | Сравнение слоговой структуры слов |
12 | Когда так говорят? | Толкование пословиц и поговорок |
13 | Назови ласково | Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных |
14 | Назови части целого | Подбор слов для называния частей целого |
15 | Отгадай загадки | Отгадывание по существенным признакам, описанным в стихотворной форме |
16 | Подбери парное слово | Использование простых словесных аналогий |
17 | Подбери признак/действие | Подбор прилагательных и глаголов к существительным |
18 | Подскажи словечко | Добавление подходящего по звучанию и смыслу слова в рифмованном двустишии |
19 | Продолжи предложение | Подбор однородных членов предложения |
20 | Скажи наоборот | Подбор антонимов |
21 | Собери предложение | Согласование частей речи и упорядочивание слов в предложении |
22 | Сосчитай до пяти | Согласование числительного и существительного |
23 | Узнай по признаку/ действию | Определение предмета или явления по его существенным признакам |
24 | Умные задачки | Логические задачи на различение, сравнение, отрицание, совмещение |
25 | Употреби слово/словосочетание в нужной форме | Склонение слова или словосочетания |
26 | Хитрые вопросы | Формулирование развернутого и обоснованного ответа |
27 | Что лишнее? | Классификация по заданным признакам |
28 | Что не так? | Нахождение смысловой ошибки в предложениях |
29 | Что общего и чем отличаются друг от друга? | Нахождение и объяснение сходств и различий предметов и явлений с опорой на представления |
№ | Цели заданий | Задания в устной форме | Задания на рабочих листах |
1 | Расширение и активизация словаря | — Тематический словарь. — Продолжи предложение. — Что лишнее? — Скажи наоборот. — Подбери признак/действие. — Подбери обобщающее слово. — Когда так говорят? — Что не так? — Закончи предложение. — Вставь в предложение пропущенное слово. — Отгадай загадки. — Узнай по признаку/ действию. — Назови части целого. — Как можно закончить предложения? — Запомни слова. — Запомни цепочку слов. — Запомни пары слов | — Что лишнее? — Дифференциация предметных картинок по заданным признакам |
2 | Формирование и развитие грамматического строя речи | — Какое слово не подходит? — Собери предложение. — Продолжи предложение. — Закончи предложение. — Вставь в предложение пропущенное слово. — Употреби слово или словосочетание в нужной форме. — Сосчитай до пяти. — Назови ласково. — Измени по образцу. — Исправь ошибку. — Подбери признак / действие | — Систематизация по признаку. — Определение пространственных отношений. — Определение временных отношений |
3 | Развитие связной речи Развитие связной речи | — Когда так говорят? — Объясни словечко — Что не так? — Что общего и чем отличаются друг от друга? — Хитрые вопросы. — Закончи предложение. — Продолжи предложение. — Вставь в предложение пропущенное слово | — Последовательные картинки. — Определение пространственных отношений. — Определение временных отношений |
4 | Развитие восприятия | — Какое слово отличается от других? — Какое слово самое короткое / самое длинное? — Подскажи словечко | — Зашумленные картинки. — Нахождение соотношений / дифференциация по заданному признаку. — Лабиринты. — Нахождение сходств / различий |
5 | Развитие зрительно-моторной координации | — Пальчиковая гимнастика | — Обводка. — Штриховка. — Каллиграфические упражнения. — Копирование по точкам/ по клеткам. — Лабиринты. — Выкладывание из палочек по образцу. — Рисование силуэтов |
6 | Развитие мышления | — Отгадай загадки. — Подбери парное слово. — Что общего и чем отличаются друг от друга? — Когда так говорят? — Что не так? — Что лишнее? — Скажи наоборот. — Подбери признак /действие. — Закончи предложение. — Вставь в предложение пропущенное слово. — Как можно закончить предложения? — Хитрые вопросы. — Умные задачки. — Запомни слова. — Запомни цепочку слов. — Запомни пары слов | — Что лишнее? — Дифференциация и / или классификация предметных картинок. — Систематизация по признаку. — Последовательные картинки — Определение пространственных/временных отношений |
7 | Развитие внимания | — Хитрые вопросы. — Умные задачки. — Запомни слова. — Запомни цепочку слов. — Запомни пары слов. — Какое слово отличается от других? — Отгадай загадки — Что общего и чем отличаются друг от друга? | — Нахождение сходств /различий. — Лабиринты. — Нахождение предмета с предыдущей страницы. — Зашумленные картинки. — Выкладывание из палочек. — Систематизация по признаку. — Копирование по точкам/ клеткам |
8 | Развитие памяти | — Запомни слова. — Запомни цепочку слов. — Запомни пары слов. — Выкладывание из палочек по памяти | — Что изменилось? — Копирование по точкам / клеткам по памяти. — Нахождение предмета с предыдущей страницы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема формирования предпосылок письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Статья раскрывает актуальную проблему формирования предпосылок письма у старших дошкольников с ОНР. В ней предлагается разработанная система комплексного подхода в реализации этой проблемы. Реко...
Рабочая программа по подготовке руки к письму для детей старшего дошкольного возраста "Веселые прописи"
В рабочей программе представлен перспективный план занятийной деятельности с детьми 6-7 лет по подготовке руки к письму...
Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики руки и подготовки руки к письму для детей старшего дошкольного возраста
В пособии пообраны пальчиковые игры для развития мелкой моторики по темам...
СТАТЬЯ "КАПЛЕТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ РУКИ К ПИСЬМУ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
В данной статье раскрывается проблема подготовки руки к письму. Обоснованы формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста в процессе продуктивной художественной деятельности с целью подг...
Программа кружка «Веселые пальчики» по подготовке руки к письму у детей старшего дошкольного возраста
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? В этом возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение к нему. Поэтому в старше...
«Использование каплетерапии при подготовке руки к письму у детей старшего дошкольного возраста»
Подготовка руки к письму — это одна из задач, стоящих перед воспитателями и родителями будущих первоклассников. Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школ...
Рекомендации педагогам по подготовке руки к письму у детей старшего дошкольного возраста логопедической группы
Рекомендации педагогам по подготовке руки к письму у детей старшего дошкольного возраста логопедической группы...