Рекомендации педагогам по подготовке руки к письму у детей старшего дошкольного возраста логопедической группы
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Рекомендации педагогам по подготовке руки к письму у детей старшего дошкольного возраста логопедической группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomend.pedagogam.docx | 18.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации педагогам
по подготовке руки к письму у детей старшего дошкольного возраста логопедической группы
Автор: Риттер Ю.В.- воспитатель высшей квалификационной категории
Рекомендации педагогам
по подготовке руки к письму у детей старшего дошкольного возраста
Учить ребенка правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве необходимо начинать уже в подготовительный к школе период. Когда начнется непосредственное письмо – новая и трудная для ребенка деятельность, делать это гораздо труднее.
Умение различать правую и левую стороны - это важная предпосылка для многих видов обучения. Поэтому отработке этого навыка необходимо уделять достаточное количество времени, проводя занятия с ребенком в виде различных игр и упражнений.
Для отработки дифференциации правых и левых частей тела можно рекомендовать следующие упражнения:
- Показать правую руку, затем левую. Если ребенок не может назвать левую руку, взрослый называет ее сам, а ребенок повторяет.
- Поднять то правую, то левую руку. Взять предмет то правой, то левой рукой.
- После уточнения речевых обозначений правой и левой руки можно приступить к различению других частей тела: правой и левой ноги, глаза, уха.
- Можно предложить и более сложные задания: показать левой рукой правое ухо, показать правой рукой левую ногу и т.д.
Отработав представления о правой и левой сторонах тела, можно перейти к формированию ориентировки в окружающем пространстве, например:
- Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку: "Покажи, какой предмет находится справа от тебя" или "Положи книгу слева от себя". Если ребенку трудно выполнить это задание, следует уточнить, что справа - это ближе к правой руке, слева - ближе к левой.
- Определение пространственных соотношений между двумя-тремя предметами или изображениями.
- Ребенку предлагается взять правой рукой книгу и положить ее возле правой руки, взять левой рукой тетрадь и положить у левой руки. Далее ребенку задается вопрос: "Где находится книга, справа или слева от тетради?"
- Ребенку предлагается положить карандаш справа от тетради; положить ручку слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге - справа или слева; где находится карандаш по отношению к тетради - справа или слева.
- Берутся три предмета. Ребенку предлагается положить книгу перед собой, слева от нее положить карандаш, справа - ручку и т.д.
Трудности в письме связаны, не только с самим написанием элементов букв, но и с неподготовленностью детей к этой деятельности. Поэтому в подготовительный период очень важно использовать ряд упражнений, которые бы постепенно готовили руку ребенка к письму. Эти упражнения полезны как для леворуких, так и для праворуких детей:
- Простой и эффективный способ подготовки руки к письму - книжки-раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы
руки, делает ее движения сильными и координированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами.
- Можно предложить ребенку копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.
- Нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином или глиной. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребенок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев.
- Существует интересный способ развития пальцев руки - отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию.
- Кроме того, можно порекомендовать нанизывание бус на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
- Одновременно с развитием моторных, мускульных возможностей пальцев руки ребенка необходимо знакомить с образом той или иной буквы, создавая в памяти ее модель. Для этого необходимо из самой мелкой наждачной бумаги (или бархатной) вырезать буквы и наклеить их на лист картона. Указательным пальцем ведущей руки ребенок обводит контуры букв, запоминает их образы и элементы. Работа по восприятию формы буквы через тактильные (осязательные) и кинестетические (двигательные) ощущения была впервые предложена итальянским педагогом М. Монтессори и получила распространение уже в 20-е годы.
Готовя ребенка к школе, можно проводить еще и такие задания. Детям предлагаются карточки с различными фигурами (квадрат, круг, точка, крестик) и задания к ним. Например:
- Написать букву (нарисовать фигуру) справа или слева от вертикальной линии.
- Положить кружок, справа от него - нарисовать крестик, слева от крестика поставить точку.
- Нарисовать точку, ниже точки - крестик, справа от точки - кружок.
- Нарисовать квадрат, справа от него - крестик, выше крестика поставить точку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок "Веселые прописи"(подготовка руки к письму) для детей старшего дошкольного возраста
Пояснительная записка, задачи, этапа обучения, календарно - тематическое планирование, приложения, список использованой литературы....
Музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста логопедической группы "Осеннее настроение"
На музыкальных занятиях, вечерах-развлечениях и индивидуальной работе я использую новые методики и технологии, которые основываются на триедином направлении:слово-движение-музыка. Это сочетание помога...
Рабочая программа по подготовке руки к письму для детей старшего дошкольного возраста "Веселые прописи"
В рабочей программе представлен перспективный план занятийной деятельности с детьми 6-7 лет по подготовке руки к письму...
Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики руки и подготовки руки к письму для детей старшего дошкольного возраста
В пособии пообраны пальчиковые игры для развития мелкой моторики по темам...
СТАТЬЯ "КАПЛЕТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ РУКИ К ПИСЬМУ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
В данной статье раскрывается проблема подготовки руки к письму. Обоснованы формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста в процессе продуктивной художественной деятельности с целью подг...
Программа кружка «Веселые пальчики» по подготовке руки к письму у детей старшего дошкольного возраста
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? В этом возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение к нему. Поэтому в старше...
«Использование каплетерапии при подготовке руки к письму у детей старшего дошкольного возраста»
Подготовка руки к письму — это одна из задач, стоящих перед воспитателями и родителями будущих первоклассников. Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школ...