«Использование каплетерапии при подготовке руки к письму у детей старшего дошкольного возраста»
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Подготовка руки к письму — это одна из задач, стоящих перед воспитателями и родителями будущих первоклассников.  Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Неподготовленность руки создает уже с первых дней обучения в школе комплекс трудностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kapleterapiya_.docx284.81 КБ

Предварительный просмотр:

                                    РМО                

Тема: «Использование каплетерапии

при подготовке руки к письму

 у детей старшего дошкольного возраста»

C:\Users\Пользователь\Desktop\ПЕД.ЧТЕНИЕ\Новая папка\фото кплетер\IMG_0752.JPG

Подготовка руки к письму — это одна из задач, стоящих перед воспитателями и родителями будущих первоклассников.  Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Неподготовленность руки создает уже с первых дней обучения в школе комплекс трудностей. Часто приходится слышать от учителей «Плохо развита рука, пишет медленно, неуверенно, не видит строчки, не соблюдает интервалов между буквами». Все это говорит о том, что графические навыки у ребенка вовремя не сформированы.

     В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Рисование – большая и серьезная работа для ребенка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл.

Определенное достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций.

Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире.

Нетрадиционное рисование – это искусство изображать, не основываясь на традиции.

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

Один из оригинальных и действенных способов подготовки руки к письму - каплетерапия.

Чем же полезна каплетерапия?

1. Работа с разными цветами привлекает внимание ребенка, делает образовательную деятельность ярким и интересным. Рисовать нужно точно и аккуратно, поэтому дети учатся концентрации внимания и их движения становятся все более координированными.

2. Каплетерапия позволяет деткам развивать мелкую моторику, подготовить ручку ребенка к письму. Развитые пальчики смогут правильно и удобно держать ручку и выполнять разные задания учителя: рисовать прямые линии при копировании геометрических фигур и печатных букв, вырезать ножницами необходимый контур.

3. Каплетерапию можно использовать в качестве арт-терапевтической техники. Они способствуют выражению ребенком своих проблем и переживаний, когда не получается «выговориться». Ведь очень часто маленький человек не может определить словами, что он сейчас чувствует и, как следствие, не может найти выход из сложной ситуации. Ребенку гораздо легче проявить себя, описать свою проблему любым видом художественного творчества, чем словами.

4. Каплетерапия – хороший способ самовыражения и поднятия самооценки творчески одаренных детей: в конце концов, кто из одноклассников сможет похвастаться, что тоже умеет рисовать пипеткой?

5. Каплетерапия развивает у ребенка творческое воображение

Для работы по данной  методике  необходим такой набор материала: 

- стаканчики с цветной водичкой (в воде разведены акварельные краски разных цветов – желтый, зеленый, синий, красный, коричневый, черный и белый);

-  обычные стеклянные пипетки с резиновыми наконечниками;

- губки из поролона (это «шапка-невидимка» для удаления лишних капель);

-  альбомные листы;

-  салфетки для рук.

Мы начинали терапию в игровой форме: 

Игра называется «Превращение в капельки»:

Вы за руки все возьмитесь,

Теперь присядьте, поднимитесь.

 Потянитесь, покрутитесь

Друг другу мило улыбнитесь.

 И в капельки превратитесь!

Вот мы и превратились в капельки.

Рисование на бумаге — это самая простая техника, с которой нужно начать. Просто научить ребёнка делать точки с определённой периодичностью, рисовать простейшие фигуры, смешивать цвета в кляксах. Пипеткой набирают небольшое количество цветной воды и на бумаге отдельными каплями изображают предмет.

 В самом начале взрослый должен показать, как с помощью пипетки делать аккуратную каплю.

 Начинали мы с рисования (прокапывания разноцветных дорожек, кляксы, кружочки, волны, где учились набирать разведенную краску в пипетку и наносить ритмичные капельки, переносить ее на новое место с помощью все той же пипетки.

  И дайте ребёнку самому придумать сюжет своего шедевра. Можно рисовать клякс трубочкой. Краска используется жидкая. Капнув из пипетки на бумагу краску, ребёнок дует на пятно в трубочку или просто так. Получаются забавные кляксы, которые могут между собой смешиваться.

Чтобы занятия проходили интересно, можно придумать виртуальный персонаж. Это может быть клякса или колобок, который рисуется на одном из занятий. А на последующих для главного героя создают окружение: дом, сад, друзей. Можно придумать вместе с ребенком целую сказку и изобразить ее на бумаге капельным способом. Вместе с ребенком изучали цвета и форму капельки и кляксы, знакомились с персонажем –

Кляксой. C:\Users\Пользователь\Desktop\ПЕД.ЧТЕНИЕ\Новая папка\фото кплетер\IMG_0852.JPG

Теперь из капелек составляем дорожки, по которым будет гулять Клякса (ее тоже рисуем), домик в котором живет Клякса, прорисовываем траву, цветы, погодные условия (солнце с лучами, тучи, дождик).

На последующих занятиях повторяли, то, чему ребенок уже научился, но с усложнением. Задания постепенно усложняются, и ребенок учится рисовать из капелек более замысловатые фигуры. На занятии ребенок активно экспериментирует с водой, бумагой, цветом, губкой.

На последующих занятиях кроме всего вышеперечисленного ребенок может нарисовать  семью Кляксы  здесь хорошо обсудить взаимоотношения в семье самого ребенка. Особенно если в них есть проблемы.

Можно терапию продолжить рисованием букв и цифр.

Если что-то не получается – не беда, ведь есть волшебная шапка- невидимка, надев которую любой герой может исчезнуть с листа (впитываем поролоном капли)

C:\Users\Пользователь\Desktop\ПЕД.ЧТЕНИЕ\Новая папка\фото кплетер\Новая папка (2)\IMG_1133.JPG

Рисование каплями – не только интересное, но и, безусловно, полезное занятие для детей.  Помимо развития мелкой моторики такое изобразительное искусство помогает ребенку выразить свои впечатления и внутренние переживания..

Таким образом, работа по методике «Каплетерапия»:
- способствует  формированию произвольности и самоконтроля поведения;
- создает  условия  для развития устойчивости внимания;
- способствует  развитию мелкой моторики, творческих способностей детей;
- развивает  способности самовыражения посредством цвета;
- содействует  созданию положительной динамики готовности ребенка к школе,

эмоционального фона и формированию чувства уверенности. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и воспитателей «Организация графической деятельности и подготовки руки к письму детей старшего дошкольного возраста».

В данной работе предлагаются рекомендации для родителей и воспитателей по организации графической деятельности детей. Целью данной консультации является знакомство с упражнениями и играми дл...

Из опыта работы. Тема: Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Хабаровска «Детский сад комбинированного вида № 185»    Опыт работыТема:Использование игровых техн...

Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Методические пекомендации по проблеме подготовки к школе старших дошкольников...

Подготовка руки к письму детей старшего дошкольного возраста

Подготовка руки к письму детей старшего дошкольного возраста...

«Подготовка руки к письму детей старшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр, рисования по клеточкам, рисования штрихом».

Целью моей работы  является: Формирование компонентов интеллектуальной и сенсорной готовности  через:- Развитие мелкой моторики руки ребенка.- Развитие слухового внимания.- Развитие графичес...

Нетрадиционные способы работы с пластилином, как средство подготовки руки к письму детей старшего дошкольного возраста

Всем известно высказывание В. Сухомлинского: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»....