Проблема формирования предпосылок письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
статья по логопедии (подготовительная группа)

Статья раскрывает актуальную проблему  формирования предпосылок письма у старших дошкольников с ОНР. В ней предлагается разработанная система комплексного подхода в реализации этой проблемы. Рекомендовано  учителям-логопедам, воспитателям, а также учителям начальным классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predposylki_pisma_u_doshkolnikov.doc66 КБ

Предварительный просмотр:


        

 «Проблема формирования предпосылок письма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи»

Диденко Татьяна Викторовна,

учитель-логопед МБ ДОУ «Детский сад № 136»

г. Новокузнецк, Кемеровской области.

Новокузнецк, 2021


        Причины неуспеваемости  многих учащихся по русскому языку   в школе прослеживаются уже в дошкольном возрасте. К  числу   важнейших  задач   логопедической  работы  с  детьми    дошкольного  возраста имеющими,   общее  недоразвитие  речи  относится формирование  предпосылок письма.

        Актуальность проблемы формирования предпосылок письма у старших дошкольников с ОНР обосновывается тем, что, во-первых, у таких детей в силу структуры дефекта имеются специфические трудности в подготовке к овладению письмом. Во-вторых, разработка и внедрение системы комплексного подхода в коррекционной работе по формированию предпосылок письма позволит снизить риск возникновения его нарушения. В-третьих, такая работа, начатая в дошкольный период, позволит предотвратить многие причины школьной неуспеваемости.

        Анализ психолого-педагогической литературы показал, что вопросы, связанные с формированием предпосылок письма на уровне дошкольного возраста недостаточно изучены. А в  авторских программах и разработках, широко используемых в практике, отражено направление работы, в основном, по формированию речевых (развитие звукопроизношения, фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза) и не предусматривается формирование неречевых (развитие зрительно-пространственного восприятия, мелкой моторики) предпосылок письма. А эффективность коррекционной работы по их формированию у дошкольников с общим недоразвитием речи может быть обеспечена в том случае, если содержание, методы и средства логопедического работы направлены на формирование не только речевых, но и неречевых предпосылок.

        Таким образом, существует противоречие между необходимостью повышения эффективности логопедической работы по формированию предпосылок письма у дошкольников с ОНР и недостаточной  разработанностью данной проблемы. Таким образом,  возникает необходимость систематизации комплексного подхода к детям с ОНР в работе по формированию предпосылок письма.

        Изучение теоретико-методологических аспектов формирования предпосылок письма у дошкольников позволило мне сделать выводы по наиболее важным аспектам этой проблемы, выделить основные направления и разработать систему комплексного воздействия направленную на развитие как речевых, так и неречевых предпосылок письма.

        Исходной точкой в практической работе по формированию предпосылок письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня стала разработка схемы обследования, которая исходила из выделенных мною и принятых в настоящее время наиболее значимых предпосылок формирования письма.

         Анализ результатов, полученных в ходе этого обследования, показал, что речевые  и неречевые предпосылки письма у детей с ОНР недостаточно сформированы и  имеют качественные особенности.  Они свидетельствует о неготовности  дошкольников с ОНР к овладению фонетическим  письмом.         На основании чего сформировались основные направления моей работы - работа над:         

- звукопроизношением;

- фонематическим восприятием;

- фонематическим анализом и синтезом;

- зрительно-пространственного восприятием;

- мелкой моторикой.

        В соответствие с программой обучения и воспитания детей с ОНР Т.Б. Филичевой,                   Г.В Чиркиной, в ходе формирующего обучения был разработан перспективный план коррекционной работы на учебный год фронтальных (2 раза в неделю) и подгрупповых (2 раза в неделю) занятий по четырем направлениям: фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез, зрительно-пространственное восприятие и мелкая моторика. Формирование правильного звукопроизношения проводилось только на индивидуальных занятиях по  планам составленным для каждого ребенка индивидуально. Также были разработаны методические рекомендации к проведению логопедических занятий, составлен сборник игр и упражнений.

Структура фронтальных и подгрупповых занятий:

Все занятия носили комплексный характер, строились поэтапно, к каждому этапу логопед дает четкую и краткую инструкцию (к проведению занятий были составлены методические рекомендации).

1. Организационный момент.

2. Повторение темы предыдущего занятия.

3. Объявление темы занятия.

4. Развитие фонематического восприятия.

5. Фонематический анализ и синтез слов.

6. Физкульминутка.

7. Развитие зрительного восприятия.

8. Развитие зрительно-пространственной ориентировки.

9. Развитие мелкой моторики.

10. Задание на дом.

11. Итог занятия.

12. Оценка работы детей на занятии.

        В конце учебного года по итогам логопедической работы была проведена повторная диагностика уровня сформированности предпосылок письма у тех же детей. Сопоставительный анализ результатов в начале и в конце года показал, что  уровень сформированности речевых и неречевых предпосылок письма у детей значительно повысился. Им  удалось достичь лучших результатов в формировании предпосылок письма.

        Таким образом, мы можем говорить о положительной динамике в работе по формированию предпосылок письма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, цель которой заключалась в повышении эффективности через систему комплексного подхода в реализации этого направления.

Фрагмент перспективного планирования по формированию предпосылок письма у детей с ОНР III уровня. (Сентябрь: 1-2 неделя — диагностика)

Направления

Сентябрь

Содержание работы

Тема

 3 неделя

Осень

4 неделя

Овощи. Огород.

Обучение грамоте

3 неделя

Понятие «слово». «Длинные» слова. «Короткие» слова. Одушевленные и неодушевленные предметы.

4 неделя

Понятие «предложение». Выкладывание схемы предложения из двух-трех слов.

Фонематическое восприятие

3 неделя

Учить различать речевые и неречевые звуки

4 неделя

Учить различать звуки по силе

Фонематический анализ и синтез

3 неделя

Учить детей выделять первый гласный и согласный звук в словах.

4 неделя

Анализировать предложение. Определять последовательность слов в предложении.

Зрительно-пространственное восприятие

3 неделя

Повторение и уточнение понятий «верх-низ»

4 неделя

Повторение и уточнение понятий «лево-право»

Мелкая моторика

3 неделя

Пальчиковая игра «Дождик». Игра «Когда это бывает?», «Падают листочки»

4 неделя

Пальчиковая гимнастика: «Засолка капусты»

Целесообразно такую работу проводить не только учителями-логопедами, но и воспитателями на занятиях и в некоторых режимных моментах. А также учителями начальных классов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на ежегодном совещании «Педагогические чтения 2013» на тему: «Формирование предпосылок УУД у детей старшего дошкольного возраста»

Доклад на ежегодном совещании «Педагогические чтения 2013»  на тему:«Формирование предпосылок УУД у детей старшего дошкольного возраста»...

ПРОЕКТ по развитию конструктивно-технических навыков и формированию предпосылок инженерного мышления детей старшего дошкольного возраста «Знатоки электроники»

Данный проект способствует развитию конструктивно-технических навыков и формированию инженерного мышления и творчества детей старшего дошкольного возраста, в процессе ознакомления с электронным констр...

«Познавательная и полезная каллиграфия для формирования предпосылок УУД у детей старшего дошкольного возраста»

Процесс формирования каллиграфических навыков письма имеет большое педагогическое и общественно-воспитательное значение. Так, приучая детей старшего дошкольного возраста к аккуратному и четкому письму...

ИССЛЕДОВАНИЕ ОПТИКО - ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДПОСЫЛОК ПИСЬМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

В статье рассматриваются методы исследования оптико-пространственных предпосылок письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня...

Методические рекомендации для воспитателей Формирование предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Методические рекомендации для воспитателейФормирование предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста...

Формирование предпосылок функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста через реализацию Федеральной образовательной программы дошкольного образования.

В дошкольном возрасте мы развиваем только предпосылки к формированию математической, финансовой, читательской, естесственнонаучной, социально - коммуникативной функциональной грамотности дошкольников,...