Проблема формирования предпосылок письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
статья по логопедии (подготовительная группа)
Статья раскрывает актуальную проблему формирования предпосылок письма у старших дошкольников с ОНР. В ней предлагается разработанная система комплексного подхода в реализации этой проблемы. Рекомендовано учителям-логопедам, воспитателям, а также учителям начальным классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проблема формирования предпосылок письма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи»
Диденко Татьяна Викторовна,
учитель-логопед МБ ДОУ «Детский сад № 136»
г. Новокузнецк, Кемеровской области.
Новокузнецк, 2021
Причины неуспеваемости многих учащихся по русскому языку в школе прослеживаются уже в дошкольном возрасте. К числу важнейших задач логопедической работы с детьми дошкольного возраста имеющими, общее недоразвитие речи относится формирование предпосылок письма.
Актуальность проблемы формирования предпосылок письма у старших дошкольников с ОНР обосновывается тем, что, во-первых, у таких детей в силу структуры дефекта имеются специфические трудности в подготовке к овладению письмом. Во-вторых, разработка и внедрение системы комплексного подхода в коррекционной работе по формированию предпосылок письма позволит снизить риск возникновения его нарушения. В-третьих, такая работа, начатая в дошкольный период, позволит предотвратить многие причины школьной неуспеваемости.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что вопросы, связанные с формированием предпосылок письма на уровне дошкольного возраста недостаточно изучены. А в авторских программах и разработках, широко используемых в практике, отражено направление работы, в основном, по формированию речевых (развитие звукопроизношения, фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза) и не предусматривается формирование неречевых (развитие зрительно-пространственного восприятия, мелкой моторики) предпосылок письма. А эффективность коррекционной работы по их формированию у дошкольников с общим недоразвитием речи может быть обеспечена в том случае, если содержание, методы и средства логопедического работы направлены на формирование не только речевых, но и неречевых предпосылок.
Таким образом, существует противоречие между необходимостью повышения эффективности логопедической работы по формированию предпосылок письма у дошкольников с ОНР и недостаточной разработанностью данной проблемы. Таким образом, возникает необходимость систематизации комплексного подхода к детям с ОНР в работе по формированию предпосылок письма.
Изучение теоретико-методологических аспектов формирования предпосылок письма у дошкольников позволило мне сделать выводы по наиболее важным аспектам этой проблемы, выделить основные направления и разработать систему комплексного воздействия направленную на развитие как речевых, так и неречевых предпосылок письма.
Исходной точкой в практической работе по формированию предпосылок письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня стала разработка схемы обследования, которая исходила из выделенных мною и принятых в настоящее время наиболее значимых предпосылок формирования письма.
Анализ результатов, полученных в ходе этого обследования, показал, что речевые и неречевые предпосылки письма у детей с ОНР недостаточно сформированы и имеют качественные особенности. Они свидетельствует о неготовности дошкольников с ОНР к овладению фонетическим письмом. На основании чего сформировались основные направления моей работы - работа над:
- звукопроизношением;
- фонематическим восприятием;
- фонематическим анализом и синтезом;
- зрительно-пространственного восприятием;
- мелкой моторикой.
В соответствие с программой обучения и воспитания детей с ОНР Т.Б. Филичевой, Г.В Чиркиной, в ходе формирующего обучения был разработан перспективный план коррекционной работы на учебный год фронтальных (2 раза в неделю) и подгрупповых (2 раза в неделю) занятий по четырем направлениям: фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез, зрительно-пространственное восприятие и мелкая моторика. Формирование правильного звукопроизношения проводилось только на индивидуальных занятиях по планам составленным для каждого ребенка индивидуально. Также были разработаны методические рекомендации к проведению логопедических занятий, составлен сборник игр и упражнений.
Структура фронтальных и подгрупповых занятий:
Все занятия носили комплексный характер, строились поэтапно, к каждому этапу логопед дает четкую и краткую инструкцию (к проведению занятий были составлены методические рекомендации).
1. Организационный момент.
2. Повторение темы предыдущего занятия.
3. Объявление темы занятия.
4. Развитие фонематического восприятия.
5. Фонематический анализ и синтез слов.
6. Физкульминутка.
7. Развитие зрительного восприятия.
8. Развитие зрительно-пространственной ориентировки.
9. Развитие мелкой моторики.
10. Задание на дом.
11. Итог занятия.
12. Оценка работы детей на занятии.
В конце учебного года по итогам логопедической работы была проведена повторная диагностика уровня сформированности предпосылок письма у тех же детей. Сопоставительный анализ результатов в начале и в конце года показал, что уровень сформированности речевых и неречевых предпосылок письма у детей значительно повысился. Им удалось достичь лучших результатов в формировании предпосылок письма.
Таким образом, мы можем говорить о положительной динамике в работе по формированию предпосылок письма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, цель которой заключалась в повышении эффективности через систему комплексного подхода в реализации этого направления.
Фрагмент перспективного планирования по формированию предпосылок письма у детей с ОНР III уровня. (Сентябрь: 1-2 неделя — диагностика)
Направления | Сентябрь | Содержание работы |
Тема | 3 неделя | Осень |
4 неделя | Овощи. Огород. | |
Обучение грамоте | 3 неделя | Понятие «слово». «Длинные» слова. «Короткие» слова. Одушевленные и неодушевленные предметы. |
4 неделя | Понятие «предложение». Выкладывание схемы предложения из двух-трех слов. | |
Фонематическое восприятие | 3 неделя | Учить различать речевые и неречевые звуки |
4 неделя | Учить различать звуки по силе | |
Фонематический анализ и синтез | 3 неделя | Учить детей выделять первый гласный и согласный звук в словах. |
4 неделя | Анализировать предложение. Определять последовательность слов в предложении. | |
Зрительно-пространственное восприятие | 3 неделя | Повторение и уточнение понятий «верх-низ» |
4 неделя | Повторение и уточнение понятий «лево-право» | |
Мелкая моторика | 3 неделя | Пальчиковая игра «Дождик». Игра «Когда это бывает?», «Падают листочки» |
4 неделя | Пальчиковая гимнастика: «Засолка капусты» |
Целесообразно такую работу проводить не только учителями-логопедами, но и воспитателями на занятиях и в некоторых режимных моментах. А также учителями начальных классов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/24/picture-760503-1456293422.jpg)
Доклад на ежегодном совещании «Педагогические чтения 2013» на тему: «Формирование предпосылок УУД у детей старшего дошкольного возраста»
Доклад на ежегодном совещании «Педагогические чтения 2013» на тему:«Формирование предпосылок УУД у детей старшего дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/21/picture-568263-1421850221.jpg)
ПРОЕКТ по развитию конструктивно-технических навыков и формированию предпосылок инженерного мышления детей старшего дошкольного возраста «Знатоки электроники»
Данный проект способствует развитию конструктивно-технических навыков и формированию инженерного мышления и творчества детей старшего дошкольного возраста, в процессе ознакомления с электронным констр...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/23/picture-225323-1364051848.jpg)
«Познавательная и полезная каллиграфия для формирования предпосылок УУД у детей старшего дошкольного возраста»
Процесс формирования каллиграфических навыков письма имеет большое педагогическое и общественно-воспитательное значение. Так, приучая детей старшего дошкольного возраста к аккуратному и четкому письму...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/01/picture-1359694-1635759523.jpg)
Методические рекомендации для воспитателей "Формирование предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста"
Проект по формирование предпосылок финансовой грамотности дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2024/06/29/picture-1263577-1719682634.jpg)
ИССЛЕДОВАНИЕ ОПТИКО - ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДПОСЫЛОК ПИСЬМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
В статье рассматриваются методы исследования оптико-пространственных предпосылок письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/31/picture-1467233-1680286122.jpg)
Методические рекомендации для воспитателей Формирование предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Методические рекомендации для воспитателейФормирование предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2024/05/22/picture-1523351-1716356570.jpg)
Формирование предпосылок функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста через реализацию Федеральной образовательной программы дошкольного образования.
В дошкольном возрасте мы развиваем только предпосылки к формированию математической, финансовой, читательской, естесственнонаучной, социально - коммуникативной функциональной грамотности дошкольников,...