Модель развивающей среды в условиях ФГТ.
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
предметная развивающая среда- одно из условий полноценного развития ребенка дошкольного возраста. В Федеральных Государственных Требованиях даны такие основные понятия: «Предметно – развивающая среда» — система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 12.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель развивающей среды в условиях ФГТ. |
Актуальность проблемы:
В отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе более двух последних десятилетий активно изучается средовой подход в реализации целей воспитания. Активно изучается вся совокупность принципов, способов использования возможностей развивающей среды в реализации целей воспитания. Важной задачей для нас становится осмысление особенностей развивающей среды, которая должна через свое содержание и свойства обеспечить творческую деятельность каждого ребенка, воспитание духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, способствующей проявлению и развитию творческих, художественных способностей ребенка, позволяющей проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.
Таким образом, предметная развивающая среда - одно из условий полноценного развития ребенка дошкольного возраста. В Федеральных Государственных Требованиях даны такие основные понятия: «Предметно – развивающая среда» — система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Прежде всего, развивающая предметная среда детства должна отвечать следующим психолого-педагогическим критериям:
•Соответствие уровню психического развития ребенка;
•Системность,
•Многофункциональность,
•Сомасштабность ребенку,
•Трансформируемость,
•Модульность,
•Вариативность по содержанию и функциональным возможностям.
В построении среды в группе мы руководствовались принципами доктора педагогических наук, академика Новосёловой Светланы Леонидовны и Федеральными Государственными Требованиями.
Модель развивающей среды составлена с учетом реальных условий:
- Программы развития ребёнка-дошкольника «От рождения до школы»; игровой технологии ознакомления дошкольников с предметным миром О.В.Дыбиной.
- Принципов построения развивающей среды (активности, творчества, самостоятельности, стабильности-динамичности, безопасности...)
- Основных видов деятельности (игровая, продуктивная,речевая…)
- Интересов детей группы. (Выявлены желания ребят).
- Особенностей детей. (Так как в группе преобладает количество девочек, то развивающая среда подчинена их интересам).
При создании предметно-развивающей среды необходимо учитывать полоролевую специфику и обеспечивать среду как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.(ФГТ)
Для себя мы поставили задачи, которые будут решаться в процессе взаимодействия ребенка со средой:
- расширять кругозор;
- уточнять, конкретизировать вновь приобретаемые и имеющиеся знания;
- активизировать собственные познавательные интересы.
- развивать психические процессы.
- развивать моторику (общую, мимическую, мелкую, артикуляционную).
- развивать у детей самостоятельность, активность, творчество.
Настоящие федеральные государственные требования к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являются обязательными для дошкольных образовательных учреждений имеющих государственную аккредитацию.
В нормативных документах, в ФГТ названы основные формы организации образовательного процесса:
- совместная деятельность взрослого с детьми,
- самостоятельная деятельность ребенка.
Предметно – развивающая среда должна способствовать реализации образовательных областей в двух основных моделях организации образовательного процесса, включающих:
1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей;
2) свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально и учебную модель, которая реализуется только в работе с детьми от 6 до 7 лет.
Определение самостоятельной деятельности: «Самостоятельная деятельность – есть свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально».
Главная сущностная характеристика здесь – это создание предметно-развивающей среды.
Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка.
Программа «От рождения до школы» предусматривает выделение:
- микро и
- макросреды
и их составляющих.
Макросреда - это ближайшее окружение детского сада (участок, соседствующие жилые дома и учреждения, ближний сквер, парк).
Микросреда - это внутреннее оформление помещений.
- Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим.
- Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект.
- Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям.
С целью полифункциональности использования пространства группового помещения, оно должно быть разделено на 3 части:
• зону для спокойной деятельности;
• зону для деятельности(активная), связанной с экстенсивным использованием пространства (активным движением, возведением крупных игровых построек и т.п.);
• рабочую зону.
Все части пространства, в зависимости от конкретных задач момента, должны обладать возможностью изменяться по объему – сжиматься и расширяться, то есть иметь подвижные, трансформируемые границы…
- Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
- Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Активный сектор занимает самую большую площадь в группе, т.к в праздники группа превращается в актовый зал. Мебель легко трансформируется и при необходимости быстро убирается. Для театрализованных действий на струну, прикрепленную к потолку подвешивается тюлевая штора и зал превращается в театр.
Рабочий сектор занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности. Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента, при необходимости можно вместить всех желающих, так как дошкольники «заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним.
В спокойном секторе центры удалены немного друг от друга, чтобы дети могли уединиться. Центр правильной речи и продуктивной деятельности находятся на границе спокойного и рабочего сектора. При желании ребенок может разместиться с материалом как за столом в рабочем секторе, так и на диванчике в спокойном секторе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/19/picture-49486.jpg)
Модель развивающей среды для детей старшего дошкольного возраста
В развитии ребенка образование и среда играют большую роль, чем наследственность… Вопрос в том, какое образование и какая среда лучше всего развива...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/06/picture-249000-1367838601.jpg)
Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)
Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)...
ПРОЕКТ МОДЕЛИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.
В данной статье описан проект модели для создания предметно-развивающей среды в группе компенсирующей направленности (с ОНР) для детей старшего дошкольного возраста. Данный проект наполнения предметно...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/20/picture-808503-1587412438.jpg)
Модель развивающей среды старшего дошкольного возраста
Модель развивающей среды для детей старшего дошкольного возраста. Как воспитать успешного, самостоятельного, инициативного, творческого ребенка в ...
модель развивающей среды, способствующей формированию звуковой культуры речи
Данный материал разработан в помощь воспитателям по формированию звуковой культуры речи у воспитанников. В таблице подобраны пособия для мини-среды, находящиеся в группах....
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/13/picture-1093147-1544722425.jpg)
Презентация " Модель развивающей среды в группе раннего возраста "Солнышко" "
В презентации схематично представлена модель развивающей среды в группе раннег возраста "Солнышко". В презентации применяются условные обозначения....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/23/picture-1195610-1603435185.jpg)
Модель развивающей среды в группе
Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает....