ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА В ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
статья по теме
Размышления о качествах личности педагога в гуманной педагогике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnost_pedagoga_v_gumannoy_pedagogike.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Как известно, понятие "личность" может варьировать в разных сочетаниях: "выдающаяся личность", "занятная личность", "неприятная личность" и др. А как определить личность педагога в гуманной педагогике, если сам руководитель Международного Центра гуманной педагогики Шалва Александрович Амонашвили представляет последнюю в виде сердца. Это не столько наука, сколько мудрость сердца, устремление к истине. Каким может быть человек, принявший и поверивший в такую педагогику? Прежде всего ему нужны сокровенные педагогические знания - те, которые в древние времена представлялись только доверенным "на ухо", то есть секретно (отсюда и название "наука"). "Сокровенные педагогические знания, - говорит Ш. А. Амонашвили, - откроются каждому в той мере, в которой он устремлен к ним. Они поступят к нему через интуицию и чувствознание. Но интуиция и чувствознание требуют жертв: бескорыстной любви и преданности к детям, общения с ними на принципах равноправия, свободы и сотрудничества, устремленности к Высшему.
И если кто открывает в себе такие сокровенные знания, будет ли он разбазаривать их, предлагать каждому встречному?
Да и не примет их каждый встречный: кто возмутится ими, кто проявит недоверие, кто высмеет их.
А в них ведь таятся крупицы истины.
Вот вам сокровенное знание: "Ничего не запрещать детям, даже вредное не запрещать".
Вы принимаете его или тут же обрушиваетесь на него градом сомнений, насмешливо улыбаетесь, строите непробиваемую стену суеверия...
Так можно ли доверять вам "на ухо" эту науку?
Сокровенные знания имеют особые свойства: они не вмещаются в тексты и контексты книг, а засекречиваются в глубинах подтекстов, когда слова становятся бессильными вывести их наружу и дать огласке; они никак не поддаются изложению способами казенной науки, не фиксируются обычным зрением. Они постигаются только сердцем, только духовным чтением благородных педагогических книг. А такими книгами являются, в первую очередь, книги классиков педагогики. Они давно ведут с нами доверительный разговор "на ухо", но ведь надо нам научиться духовному чтению, чтобы услышать шёпот из глубинных недр их учений".
У каждого педагога есть должностные обязанности, есть инструкции, которые необходимо знать. Знать инструкции, чтобы нарушать их, когда они уже не пригодны к условиям твоей работы - для этого педагогу нужна храбрость. Пора перестать бояться кого-то и чего-то. Учитель, который боится пуститься на поиск педагогических истин и собственного стиля, никогда не станет творческим.
Если педагог стремится усовершенствовать свою методику воспитания на началах гуманности, то не должен забывать, что сам был когда-то учеником и должен добиваться того, чтобы его сегодняшних воспитанников не мучили те же переживания, что мучили его когда-то.
Надо уметь входить в класс или в группу своего коллеги не слепоглухонемым, а готовым для творческого поиска, доброжелательно, зная, что ты обретаешь новое, расширяешь опыт. Критика не бывает созидательной. Созидает согласие, сотрудничество, доброжелательность. Не нравится - не отвергай, пройди мимо, ищи свое. Принявший гуманную педагогику верит в заповедь "Я - УЧИТЕЛЬ"
Я - Любовь и Преданность,
Вера и Терпение. Я - Радость и Сорадость, Страдание и Сострадание.
Я - Истина и Сердце,
Совесть и Благородство. Я - Ищущий и Дарящий, Нищий и Богатый
Я - Учитель и Ученик,
Воспитатель и Воспитанник.
Я - Прокладывающий Путь и Художник Жизни.
Я - Убежище Детства
и Колыбель Человечества.
Я - Улыбка Будущего и Факел Сущего.
Я - Учитель от Бога
и Соработник у Бога".
На заключительном занятии семинара "Основы гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе" Ш. А. Амонашвили заметил, что если бы педагоги читали, изучали, проникались мыслями классиков педагоги (кои считали педагогику не наукою, а искусством), то такие семинары были бы просто не нужны.
Есть над чем задуматься?!
В авторитарной педагогике учитель имеет дело с памятью, не с душой. В гуманной, по Ш. А. Амонашвили, мерой учительской жизни является мера духовности. Также он предупреждает: "Бедствующий учитель не может воспитать счастливых людей"
Тот, кто принял гуманную педагогику, отчетливо понимает, что не каждый его воспитанник может быть Пушкиным, Ломоносовым, Циолковским, но каждый обязан быть отцом, матерью. Классики педагогики провозгласили величайшую педагогическую Истину: "Воспитатель сам должен быть воспитан". Ш. А. Амонашвили утверждает: "Гражданина страны может воспитать человек, который сам является гражданином высокой нравственности. Личность может быть воспитана личностью. Действительно гуманную педагогику может строить гуманной души человек".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "По ступеням гуманной педагогики"
Методическая разработка...
Идеи гуманной педагогики через искусство декупаж
Данный материал несет гуманистическую направленность. Статья посвящена искусству декупаж....
Тезисы доклада на Педагогических чтениях "Антология гуманной педагогики". Название работы:"Формирование навыков правильного общения - основа нравственного воспитания".
Оптимальным возрастным периодом дя зарождения и интенсивного развития общения является дошкольный возраст. О нравственных качествах личности говорит и характер общения....
Педагогика жизни и любви Ш.А. Амонашвили: основные идеи и принципы гуманной педагогики
В презентации "Педагогика жизни и любви Ш.А. Амонашвили: основные идуи и принципы гуманной педагогики" представлено краткое описание основной идеи гуманной педагогики. Педагогический процесс рассматри...
Гуманная педагогика - грани будущего
Когда мы, взрослые, опираемся на «природные движущие силы» ребёнка, общение и познание происходит интересно и очень продуктивно....
Выступление к презентации «Методы гуманной педагогики в совместной творческой деятельности педагога с детьми»
Гуманная педагогика это теория и творческая практика воспитания личности в ребенке. Ее основное понятие - это духовный гуманизм, а педагогический процесс определяется содержанием и системой средств, и...