Консультация для воспитателей «Развитие тонкой моторики у дошкольников с ОНР посредствам использования не традиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности»
консультация по развитию речи (старшая группа)

Михнова Татьяна Викторовна

ИСТОКИ СПОБОБНОСТЕЙ И ДАРОВАНИЙ ДЕТЕЙ - НА КОНЧИКАХ ИХ ПАЛЬЦЕВ..
В.А.СУХОМЛИНСКИЙ.

Мелкая моторика комплекс скоординированных действий, направленных на точное выполнение мелких движений пальцами и кистями рук и ног. В этом принимают участие нервная, мышечная, костная и даже зрительная системы. К ней относятся разнообразные движения: от всем привычных жестов до самых мелких манипуляций.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Развитие тонкой моторики у дошкольников с ОНР посредствам использования нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности»


РУКА ЯВЛЯЕТСЯ ВЫШЕДШИМ
НАРУЖУ ГОЛОВНЫМ МОЗГОМ.
ЭММАНУИЛ КАНТ.


ЧЕЛОВЕК - УНИВЕРСАЛЬНОЕ
«МЫСЛЯЩЕЕ ТЕЛО», КЛАССИЧЕСКИЙ ПРИМЕР ЭТОЙ УНИВЕРСАЛЬНОСТИ –
ДВИЖУЩАЯ РУКА ЧЕЛОВЕКА.
Э.В.ИЛЬЕНКОВ.


ИСТОКИ СПОБОБНОСТЕЙ И ДАРОВАНИЙ ДЕТЕЙ - НА КОНЧИКАХ ИХ пальцев.
В.А.СУХОМЛИНСКИЙ.

Мелкая моторика комплекс скоординированных действий, направленных на точное выполнение мелких движений пальцами и кистями рук и ног. В этом принимают участие нервная, мышечная, костная и даже зрительная системы. К ней относятся разнообразные движения: от всем привычных жестов до самых мелких манипуляций.

С точки зрения анатомии, 1/3 двигательной проекции на коре головного мозга составляет именно проекция кисти, расположенная рядом с речевой зоной. Поэтому так важно развитие мелкой моторики у детей 3-4-5 лет: от неё будет зависеть сформированность речевых навыков, успехи в школьном обучении, благополучная социализация ребёнка.

В дошкольном возрасте в норме моторные навыки по сравнению с 2-3 годами становятся разнообразнее и сложнее. Доля манипуляций, требующих согласованных действий рук, увеличивается. Нужно знать, какими возрастными особенностями характеризуется развитие мелкой моторики у детей 4-5 лет, чтобы направить его в нужное русло.

Мелкая моторика теперь формируется в совокупности с кинестетическим чувством. Ребёнок начинает осознавать положение и перемещение собственного тела в пространстве. Запускается процесс развития зрительно-тактильно-кинестетических связей. Благодаря этому, движения рук выполняются под контролем зрения.

Нормы
По мнению специалистов, развитие моторики у детей 4 лет и даже 5 должно соответствовать следующим нормативным требованиям.

- Стучит предметом о предмет.
- Берёт бусинку или крошку хлеба (любую круглую мелкую деталь) двумя пальцами, причём это должны быть большой и указательный.
- Рисует на листе бумаги, а потом перечёркивает рисунок.
- Вытаскивает маленькие предметы из прозрачной банки.
- По аналогии строит мостик из 3 кубиков.
- Самостоятельно строит башню не менее, чем из 3 кубиков.
- Старается нарисовать вертикальную линию: погрешность не должна превышать 30°.
- Перерисовывает крестик, круг, квадрат.

-.Рисует человечка с не менее, чем 3 элементами.

Именно к таким нормам должно стремиться развитие мелкой моторики руку детей 4-5 лет: если большую часть навыков из этого списка ваш ребёнок усвоил, формирование его мышления и двигательных способностей не требует коррекции. Когда наблюдается частичная задержка (и даже опережение) по 1 или 2 показателям, это говорит о негармоничной динамике функций мышления, речи и мелкой моторики. В том случае, когда ребёнком не усвоена большая часть перечисленных навыков, необходима более точная диагностика на отставание в той или иной степени.

Если развитие мелкой моторики у детей 4-5 лет недостаточное для этого возраста, у ребёнка будут наблюдаться характерные отклонения от нормы:

-нарушена техника движений;
-страдают двигательные качества: ловкость, быстрота, сила, координация, точность;
-диагностируются недостатки психомоторики;
-плохо сформированы элементарные навыки самообслуживания;
-слабые технические навыки в рисовании, лепке, конструировании, аппликации;
-неумение правильно держать кисточку или карандаш, регулировать
силу нажима на них; затруднения при использовании ножниц.

Если развитие моторики у детей 4-5 лет происходит по данному плану (5-6 нарушений), это отклонения. Несмотря на отсутствие у них грубых двигательных расстройств, уровень физического и моторного прогресса гораздо ниже, чем у нормально развивающихся малышей дошкольного возраста. И здесь очень важно вовремя это распознать.

На логопедических занятиях:

Логопед организует игры и упражнения, которые направлены на развитие речи, мелкой и общей моторики дошкольников. Как фрагменты, на логопедических занятиях организуются речевые игры с движениями, физкультурные и динамические паузы; обязательным моментом является пальчиковая гимнастика, Детям очень нравятся различные игры и игровые упражнения с палочками Кюизенера, блоками Дьенеша, кубиками Никитина, которые направлены на развитие ручной
умелости, а также зрительного восприятия, наглядно-логического мышления. Хотя дети с удовольствием играют с прищепками и пуговицами, эти игры доставляют им и определенные трудности: захват и нажим двумя пальчиками на прищепку, застегивание пуговиц разной величины.

Ручная и двигательная умелость приобретается постепенно, если этим занимаются и в семье: перебрать крупу, рожки-макароны, завязать шнурки на обуви, застегнуть пуговицы, замок на куртке и т.п. Не спишите делать это за ребенка, просто помогите, объясните, покажите!

Средства развития мелкой моторики:

  • Игры с пуговицами, крупой, камешками
  • Пальчиковая гимнастика
  • Работа с бумагой: вырезание ножницами, складывание, аппликация
  • Графические упражнения, штриховка
  • Игры с конструктором и мозаикой
  • Игры с веревочкой, шнуровкой
  • Массаж пальцев и кистей рук
  • Рисование и раскрашивание при правильном удерживание карандаша


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТНЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

«РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТНЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»...

"Использование нетрадиционной техники рисования на занятиях по изобразительной деятельности"

Актуальность.     Развитие художественно-творческих способностей у ребенка - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.И самое эффективное ее...

Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности.

Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые эмоции. Эмоции, как известно – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художе...

"Развитие тонкой моторики у дошкольников с задержкой развития посредством использования нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности."

Разностороннее изучение задержки психического развития как специфической аномалии детей позволило получить данные об особенностях их развития. Наряду с незрелостью эмоционально-волевой сферы, не...

«Инновационные технологии и техники развития творчества детей в процессе использования нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности»

Для развития детского воображения, фантазии и творческих способностей применяются нетрадиционные технологии и техники в разных видах изобразительной деятельности. Большие возможности дают творческие з...

Транслирование опыта работы "Развитие тонкой моторики у дошкольников с ЗПР посредством использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности"

На момент поступления в наше ДОУ у детей, страдала техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация) выявились характерные нарушения мелкомоторн...