Оценка нервно-психического развития детей
материал по теме
Предварительный просмотр:
Диагностика и оценка нервно-психического развития (НПР) детей 4-6 лет
Психические функции и социальное поведение | Показатели развития | |
Соответствуют норме | С отклонениями | |
4 года | ||
1. Мышление и речь. Специальные задания | Умеет группировать предметы по классам: мебель, посуда, одежда, животные, птицы и др. | Группирует предметы по несущественному признаку, например по цвету. |
2. Моторика. Специальные задания | Общая: умеет подпрыгивать одновременно на двух ногах, на месте и продвигаясь вперед. Ручная: всегда или иногда застегивает пуговицы самостоятельно. Всегда или иногда самостоятельно завязывает шнурки. | Не умеет подпрыгивать на месте и продвигаясь вперед: отталкивается одной ногой или не отрывается от пола. Никогда не застегивает пуговицы и не завязывает шнурки самостоятельно. |
3. Внимание и память. Специальные задания | Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многократных повторений, но в целом успешно. | Рассеян, невнимателен, часто «отключается». С трудом и непрочно запоминает стихи. |
4. Социальные контакты. Наблюдение, опрос. | Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры. | Часто ссорится с детьми, обижается, дерется, избегает других детей; любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе. |
5. Психическое здоровье (опрос) | Без отклонений. | Наличие отклонений сомато-вегетативного, эмоционального, психомоторного характера. |
5 лет | ||
1. Мышление и речь. Специальные задания | Умеет составить по картинке рассказ из нескольких предложений. Правильно отвечает на вопрос, как герой попал в данную ситуацию. | Составляя рассказ, не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию. Не понимает смысла картинки, перечисляет действия героя вместо пересказа сюжета. |
2. Моторика. Специальные задания | Умеет прыгать на месте на одной ноге и продвигаясь вперед. Одевается и раздевается полностью самостоятельно всегда или почти всегда. | Не умеет прыгать на месте на одной ноге. Никогда полностью не одевается и не раздевается самостоятельно или делает это очень редко. |
3. Внимание и память. Специальные задания | Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многократных повторений, но в целом успешно. | Рассеян, невнимателен, часто отвлекается, «отключается». С трудом и непрочно запоминает стихи. |
4. Социальные контакты. Наблюдение, опрос. | Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры. | Часто ссорится с детьми, обижается, дерется, избегает других детей; любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе. |
5. Психическое здоровье (опрос) | Без отклонений. | Наличие отклонений сомато-вегетативного, эмоционального, психомоторного характера. |
6 лет | ||
1. Мышление и речь. Специальные задания | Умеет составить по картинке рассказ с развитием сюжета, отразив в нем события прошлого, настоящего и будущего. Допустимы наводящие вопросы. | При рассказе не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию, чем все завершится. |
2. Моторика. Специальные задания | Общая: умеет прыгать в длину с места с результатом не менее 70 см. Ручная: умеет аккуратно закрасить круг диаметром 2 см не более чем за 70 с. | Не умеет прыгать в длину с места или показывает результат менее 70 см. Неаккуратно закрашивает круг (часто и грубо пересекает линию, много больших пробелов) или тратит на это более 70 с. |
3. Внимание и память. Специальные задания | Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многократных повторений, но в целом успешно. | Рассеян, невнимателен, часто отвлекается, «отключается». С трудом и непрочно запоминает стихи. |
4. Социальные контакты. Наблюдение, опрос. | Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры. | Часто ссорится с детьми, обижается, дерется, избегает других детей; любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе. |
5. Психическое здоровье (опрос) | Без отклонений. | Наличие отклонений сомато-вегетативного, эмоционального, психомоторного характера. |
Показатели психического здоровья
детей раннего и дошкольного возраста
- Эмоциональный статус.
- 1.1. Преобладающее эмоциональное состояние (для первого года жизни):
- положительное, отрицательное, неустойчивое, малоэмоциональное.
- 1.2. Настроение (для 2-6 года жизни):
а) бодрое, жизнерадостное (положительно относится к окружающим, с интересом, активно играет, дружелюбен, реакции эмоционально окрашены, часто (адекватно) улыбается, смеется, охотно контактирует с окружающими, нет страхов);
б) спокойное (положительно относится к окружающим, спокоен, активен, реакции менее выражены, чем при бодром состоянии, реже контактирует с окружающими по своей инициативе);
в) раздражительное, возбужденное (плаксивость, раздражительность, неадекватно относится к окружающим, может быть бездеятелен или деятельность неустойчива, может вступать в конфликты, наблюдаются аффективные вспышки возбуждения, озлобленность, крик, резкое покраснение или побледнение в острые эмоциональные моменты);
г) подавленное (вял, бездеятелен, пассивен, неконтактен, замкнут, грустен, может тихо и долго плакать);
д) неустойчивое (может развеселиться, засмеяться и быстро заплакать, вступать в конфликт и быть замкнутым, быстро переходить от одного настроения к другому);
е) страхи (боится темноты, животных, неизвестности и пр.).
2. Вегетативный статус.
2.1. Сон:
а) засыпание медленное, быстрое, спокойное, неспокойное;
б) характер сна глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный;
в) длительность сна (укороченный, длительный, соответствующий возрасту).
2.2. Аппетит: хороший, неустойчивый, плохой, повышенный, избирательный, отказ от пищи, много нелюбимых блюд, продуктов, отказ от еды в дошкольном учреждении, не умеет жевать, ест очень медленно, сосет пищу.
2.3. Характер бодрствования: активный, пассивный.
2.4. Боли, не связанные с определенными заболеваниями: в сердце, животе и других органах.
2.5. Потливость (повышенная): общая или рук, ног; постоянная или в минуты волнения.
3. Психомоторная стабильность.
3.1. Энурез, энкопрез (есть, нет): ночной, дневной, постоянно или в связи с ситуацией.
4. Особенности личности, индивидуальные особенности.
4.1. Взаимоотношения со взрослыми, детьми (положительные, отрицательные, отсутствие отношений, инициативные, ответные): контактен, доброжелателен, агрессивен, груб, не понимает дистанции в общении со взрослыми, жесток в обращении с другими детьми, животными; неэмоциональный, некритичен к своим поступкам; ласков, навязчив, любознателен, интересуется окружающим, инициативен в деятельности, стремится к получению результата, легко обучаем; нелюбознателен, безынициативен, деятельность неустойчивая.
4.2. Моторика, эмоции: подвижен, уравновешен, вынослив; неуравновешен, вял, легко утомляется, возбудим; двигательная расторможенность (прыгает на месте без цели, если волнуется, не может усидеть на месте, совершает много лишних движений); шумный, очень много говорит, возбужденный; медлителен, заторможен, долго убирает игрушки, одевается и пр.
4.3. Отрицательные привычки: раскачивается, злостно сосет пустышку, теребит одежду, волосы, выдергивает их, облизывает губы, грызет ногти, сосет палец, наморщивает нос или лоб, имеет нервные тики, часто мигает, онанирует.
Показатели развития общих и специфических двигательных навыков
у детей в возрасте от 4 до 5 лет
4 года
1. Легко удерживает равновесие при ходьбе и беге.
2. На бегу достаточно свободно сворачивает за угол, меняет направление, останавливается. Может чередовать бег с прыжками.
3. Может стоять на одной ноге 4-8 с.
4. Неуклюже подпрыгивает на одной ноге.
5. Чувствует ритм и умеет маршировать в такт музыке.
6. Поднимается по висячей лестнице, меняя ноги (иногда с посторонней помощью).
7. Может перепрыгнуть препятствие высотой 35 см.
8. Делает три прыжка вперед, удерживая равновесие, при этом слегка сгибает колени.
9. Умеет делать кувырок вперед.
10. Может простоять на одной ноге до 10 с, держа руки на бедрах.
11. Одевается самостоятельно, но еще не умеет зашнуровывать обувь.
12. Строит мост из шести кубиков.
13. Рисует человека из шести частей тела.
14. Может срисовать треугольник, хотя с неравными сторонами и основанием, непараллельным краю листа бумаги.
15. Формируется четкое предпочтение правой (левой) руке.
4 года 6 месяцев
1. Умеет ходить задом наперед, переступая с носка на пятку.
2. Одинаково уверенно прыгает на правой и левой ноге.
3. Может прыгать в сторону, делая четверть оборота.
4. Может пройти «веревочкой», занося одну ногу за другую, хотя и не очень ловко.
5. Самостоятельно зашнуровывает ботинки и завязывает шнурки бантиком.
6. Умеет писать некоторые буквы, в основном заглавные, хотя они выходят, как правило, очень большими, перевернутыми вверх ногами или обращенными в противоположную сторону.
5 лет
1. Тщательно контролирует движение частей тела.
2. Ловит мяч двумя руками, хотя не всегда удачно.
3. Может многократно ударять мяч об пол и ловить его.
4. Удерживает равновесие, стоя на одной ноге, в течение 15 с.
5. Хорошо прыгает.
6. Умеет ходить по бревну размером 5Х10Х200 см.
7. Умеет неплохо кататься на двухколесном велосипеде и роликах.
8. Бросая мяч или другой предмет, переносит центр тяжести благодаря тому. Что делает шаг вперед ногой, противоположной бросающей руке.
9. Исполняет под музыку разные движения, меняя позу в соответствии с громкостью или высотой звука.
10. Умеет делать простые танцевальные па.
11. Может хватать летящий мяч.
12. Устанавливает четкое доминирование правой или левой руки.
13. Различает квадрат, прямоугольник, треугольник.
14. Может достаточно верно срисовать прямоугольник.
15. Уверенно застегивает и расстегивает пуговицы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анкета оценки нервно-психической устойчивости педагога
Результаты тестирования по данной анкете позволяют выявить уровень нервно-психической устойчивости педагога...
Оценка нервно-психического развития детей.
Обобщение практического опыта педагога-психолога...
Диагностика и оценка нервно-психического развития (НПР) детей 4-6 лет
Диагностика и оценка нервно-психического развития (НПР) детей 4-6 лет Психические функции и социальное поведениеПоказатели развитияСоответствуют нормеС отклонениями4 года1. Мышление и речь. Специ...
Анкета оценки нервно-психической устойчивости педагога
Анкета оценки нервно-психической устойчивости педагога...
Диагностика и оценка нервно-психического развития (НПР) детей 4-6 лет
Диагностика и оценка нервно-психического развития (НПР) детей 4-6 лет...
Анкета оценки нервно-психической устойчивости
Методика разработана в ЛВМА им. С.М. Кирова и предназначена для первоначального выделения лиц с признаками нервно-психической неустойчивости....