Без частушек прожить можно, да чего - то не живут
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста, основанное на Уральском фольклоре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bez_chastushek_prozhit_mozhno.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Программное содержание:
Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с народной музыкой.
Продолжать развивать у детей музыкальный слух.
Показать отличия в исполнении частушек от исполнения других музыкальных произведений.
Рассказать о характерных признаках частушки.
Учить соотносить веселый характер исполнения частушки с различными плясовыми движениями.
Воспитывать эстетическое восприятие, интерес, любовь к народной музыке.
Материалы: русские народные костюмы, музыкальные инструменты по количеству детей.
Звучат русские народные мелодии. Музыкальный руководитель, одетый в р. н. костюм с детьми входят в зал (группу). Идут к завалинке.
М.р. М.р. М.р. (поет) М.р. М.р. Воспитатели (поют) М.р. М.р. (поет) М.р. М.р. М.р. Дети (поют) М.р. Тепляковы (поют вместе) Мама (поет) Настя (поет) Валерия (поет) Тепляковы (поют вместе) Девочка Ансамбль Девочка М.р. Все поют | Проходите, ребята, гости, присаживайтесь, где кому удобно. (все рассаживаются) Дети, сегодня мы пришли на деревенскую поляну петь, плясать и веселиться. Здесь поют песни, слышаться шутки, смех. Особенно все любят петь частушки. И сегодня на занятии мы поговорим о частушке. Я к ребятишкам собиралась, Долго-долго наряжалась. Я сейчас баян возьму И частушку вам спою. Я частушек много знаю И веселых, и смешных. Приглашаю тех послушать, Кто не знает никаких. Ребята, как вы думаете, чем частушки отличаются от песен? Обобщая ответы, педагог называет характерные отличительные особенности частушки: С песней частушку не спутаешь. Частушка – это коротенькая плясовая песенка быстрого темпа. В частушке очень точно передается вся жизнь народа. В каждом крае, области, районе, селе свои частушки. Есть частушки Ярославские, Воронежские, Саратовские и очень много других. Но сегодня мы послушаем и попоем частушки Уральские, те, которые поют в нашей местности. В частушке отражается вся наша жизнь. В годы войны пели частушки на военную тему. Соловей перелетает С ветки на смородину, Милку ранили в Германии – Везут на Родину. Ты, война, ты, война, Что же ты наделала? Много вдовушек оставила, Сирот наделала. Девочки, война, война Дошла аж до Урала Девочки, весна, весна, Молодость пропала. А еще поют песенки страдания. Мелодия их неторопливая и немного печальная. «Страдать» - это значит любить. Ох, изболелось сердечко, Больше нету моченьки! Ох, не сомкнула ясный глаз Последних три ноченьки… Ох, некрасива я на личико, Ну что ж поделаешь! За красотою, как за ягодкой, В лесок не сбегаешь… Ох, я какая была, девушки, - Орел, орел, орел! Ох, а теперь какая стала – До чего милый довел… В частушках также можно услышать безобидное подшучивание людей друг над другом. Девушки подшучивали над парнями, парни над девушками, жители одной деревни над жителями другой. Да и у нас в группе живут такие частушки. Дети поют парами. Остальные подъигрывают на музыкальных инструментах. Интересненькая парочка Нахита мы с тобой, Ростом оба одинаки, На лицо, как брат с сестрой. У меня духаня Даня, Даня – розовый цветок. Он не старый, не молоденький – Ему шестой годок. Полюбил меня Ильюша, А сказать стесняется, Он, как спутник, вкруг меня Целый год вращается. Ко мне Дима подошел Хочет познакомиться У него один вопрос: «У вас корова доится?» Вы сейчас послушали страдания и шуточные частушки. Одинаково ли звучит музыка в них? (ответы детей) Частушки исполняли на гулянках, посиделках. Пели их в основном молодежь. Поэтому большинство частушек посвящено любви. Послушайте частушки о любви. Я качалась на качелях Потеряла брошку. Никому я не скажу, Что люблю Сережку. Меня милый не целует Говорит – курносая Как же я его целую Черта длинноносого. Говорят, что я мала, Я мала, да удала: Я своим курносым носом Семерых уж извела! Есть еще частушки плясовые. У таких частушек ритм другой, специально приспособленный для быстрой пляски. По содержанию плясовые частушки мало отличаются от обычных. Но в них чаще говорится о самой пляске, о гармонисте, они чаще бывают шуточными, даже озорными. Эти припевки хочется не петь, а выкрикивать. Для пляски самое главное – ритм. Поэтому и в ладоши прихлопывают, когда «русскую» пляшут. Частушки пели всегда. Сегодня у нас в гостях семья Тепляковых. Мама – Елена Викторовна, старшая дочь – Настя и младшая дочь наша воспитанница – Валерия. В этой семье дружат с песней, с музыкой, мама поет в ансамбле «Сударушка», Настя в школьном ансамбле и Валерия старается походить на них. Они исполнят для нас плясовые частушки. Гармонист, гармонист, С кухни поварешка. Не бывать тебе на моде, Кабы не гармошка. Пойду плясать молодешенька: Меня мил поцеловал, Я радешенька! Эх, топну ногой, Да притопну другой. Сколько я не топочу, Все равно плясать хочу. Ох, топни, нога, Топни правенькая, Все равно ребята любят, Хоть и маленькая. Ох - ха –ха, да ох – ха – ха Чья – то буду я сноха. Кто – то будет мой жених, Повоюю я у них! Ваше мненье уважаем, Принимаем как закон. Мы частушки петь кончаем От Тепляковых вам поклон! Пропоем и мы частушки. Можно? Без сомнения. И мы такого мнения! Все дети встают. Поют и пляшут. Оха – ха, оха – ха, Чем я девица плоха? На мне юбка новая, Сама я чернобровая. Разрешите мне сплясать, Разрешите топнуть. Неужели подо мной Половицы лопнуть. Мы с подружкой дружно жили И любили одного, Оказался он лентяем – Обе бросили его. Боевая, боевая, Боевая я и есть. Нынче робкие не в моде – Боевым большая честь.
Мы Уральские девчонки Все на «О», на «О», «О» По чужой деревне ходим Не боимся ничего. Ох, и что это за месяц, Когда светит, когда нет? Ох, и что это за девки, Когда любят, когда нет.
Частушки продолжают жить! Возле речки, возле быстрой Все фиалочки растут, Без частушек прожить можно, Да чего-то не живут. Мы пропели вам частушки И садимся в решето, И поехали в деревню За частушками ешо! Под пение частушки дети уходят из зала. |
Литература
1. Е.Галкин, Е. Калуцкий «Частушки среднего Урала».
2. Т.И. Калужникова «ОЙ вы вздохи мои»
Народные песни и частушки Свердловской области.
3. Лев Христиансен «Встречи с народными певцами».
4. Л.С.Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова и др.
«Знакомство детей с русским народным творчеством».
5. О.А. Соломенникова «Радость творчества»
Ознакомление детей с народным искусством.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что можно и чего нельзя. Проблемы дисциплины
Материал для родителей о проблемах дисциплины детей...
Без частушки прожить можно , да чего то не живут.
Конспект тематического занятия для старших дошкольников....
Консультация "Что можно и чего категорически нельзя делать малышам?"
В данном материале указаны опасные и запрещенные движения для детей младшего возраста. Объясняются особенности развития ребенка по каждому виду движений.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fi...
Конспект "Клуб-Лира" тема встречи: «Без частушек прожить можно, да чего-то не живут».
Конспект "Клуб-Лира" тема встречи: «Без частушек прожить можно, да чего-то не живут»....
Конспект занятия семейного клуба "Лира" "Без частушек прожить можно..."
Конспект занятия "Без частушек прожить можно..."(Клуб Лира)...
Что можно и чего категорически нельзя делать малышам?
Чтобы физкультура не нанесла вред ребенку...
Рекомендации для родителей , что можно и чего не стоит делать.
Рекомендации для родителей , что можно и чего не стоит делать....
Комментарии
конспект "Без частушек прожить можно, да чего - то не живут"